На Парнас! Весёлое литературоведение

ВЕСЁЛОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
НА  ПАРНАС!
(Это  методическое пособие для учеников 5-9 кл. с иллюстрациями, состоящее из 3 частей: теория, практика и ответы на вопросы. Есть мультипрезентация.
Кого заинтересует, презентацию можно скачать здесь
                http://vkontakte.ru/id19363443
а здесь, на стихире ниже "Весёлое литературоведение..." в слайдах (по просьбе)
Общение на "Одноклассниках", "В контакте"

       На Парнас!

(Веселое литературоведение)

     Вступление

Сегодня ЦЕЛЬ у нас –
                в поэзию полёт:
РИТМ, РИФМА, ТРОПЫ.
Мы на Пегасе на Парнас
                летим вперёд,
Чеканя стопы.

Крылатый конь Пегас летит,
Стопой стиха нам ритм стучит.
Путь труден на Парнас безмерно.
А вот и первая часть –
           стихотворные размеры.


         ЧАСТЬ I. 
    Стихотворные размеры

     Двусложные размеры
 
          ХОРЕЙ
Двусложные - ямб и хорей.
Что долго учишь?
У Тани мяч поймай скорей –
Хорей получишь.
 
           ЯМБ
А где «бычок качается,
Вздыхает на ходу»,
У вас ямб получается.


Ой–ой, доска кончается,
К трёхсложным перейду.
               

ТРЁХСЛОЖНЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.

       ДАКТИЛЬ       

Ударность в трёхсложных
три раза меняется.
В дактиле первый ударным
считается.
«В полном разгаре страда
деревенская», -
Дактиль рисует нам
долюшку женскую

       АМФИБРАХИЙ

Ударный второй амфибрахию впору,
Рисует: «Однажды в студёную…пору»
Он из лесу вышел, был сильный мороз.
Ударный второй амфибрахия вёз.

         АНАПЕСТ

«Назови мне такую обитель»,
Где анапеста прячется житель?
Третий слог там ударно поётся,
И размер тот анапест зовётся.
   
   
     ЧАСТЬ 2. Рифмы

       РАЗМЕРЫ  ПОВТОРИВ, МЫ
       ПЕРЕХОДИМ  К  РИФМАМ.

 
Рифма в стихе – основа основ.
В рифме созвучья последних слов.
Морозы и розы. Угрозы и слёзы.
С лодкой рифмуются одногодки.
Но не рифмуется
палка с селёдкой.

            РИФМЫ
ПАРНЫЕ, ПЕРЕКРЁСТНЫЕ И КОЛЬЦЕВЫЕ

В строфе, по-научному то есть, в катрене,
А проще, по-нашему значит, в куплете
Рифмы приходят друг другу на смену,
Или попарно живут они вместе.

Самой различной рифма бывает:
перекрестная,
парная
и кольцевая
 
      
Онегинская строфа
(14 строчек)

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА

В «онегинской строфе»
Наш Пушкин виртуозно
Объединил все рифмы.
Труд сей грандиозный.
«Онегинской строфою»
не один стих дан,
А таким образом
написан весь роман!
Вот так-то!
И вне всякого сомнения,
Наш Пушкин –
Гений !!!

Ещё раз посмотрим:

Мой дядя, самых честныз правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог
           (перекрёстная)
Его пример - другим наука,
Но Боже мой, какая скука, -
Сидеть с больным и день, и ночь,
Не отходя ни щагу прочь.
           (парная)
Какое низкое коварство -
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
           (кольцевая)
.(И как итог)
Вздыхать и думать про себя:
- Когда же чёрт возьмёт тебя!
.
Похоже на сонет, но в сонете проще: там произвольная рифмовка в строфах.
Конечно, это гениально.

   
     РИФМЫ
  МУЖСКИЕ, ЖЕНСКИЕ
  И ДАКТИЛИЧЕСКИЕ

У рифм деление есть
ещё другого образца –
По признаку
ударности
с конца.

Здесь рифма
очень специфическая:
Мужская,
женская
и… дактилическая.

    МУЖСКАЯ

Чтоб главным по-мужски
Ты был в итоге,
Имей ударность
На последнем слоге.

Как в жизни,
мы мужчинам угодим:
Слово последнее
останется за ним.
            
               

                Бегемот разинул рот:
                Булки просит бегемот
                С.Я. Маршак
 
               

     ЖЕНСКАЯ

Была бы суть. И не теряя
женского лица,
Ударными вторыми
будем мы с конца.

            
                А). Аист жил у нас на крыше,
                А в подполье жили мыши.

               
                С.Я. Маршак
 
               

  ДАКТИЛИЧЕСКАЯ

А не мужская рифма?
И не женская?
Что ж, значит,
специфическая.
Когда ударный
третий от конца,
То рифма
дактилическая.
            
 
                Б).  Ветерок удаленький,
                Дождик, дождик маленький
   

   БЕЛЫЙ СТИХ
    ВЕРЛИБР

Без рифмы мы белым
зовём стих по-русски.
Верлибр –
тот же белый стих,
но по-французски.

Примкр свободного белого стиха
            С матерью наедине
                Александр Яшин
Для всех ты давно уже - бабушка, бабка, 
а для меня всё – мама.
Для всех я если не дед, то дядя,
а для тебя всё – парнишка.
Что знаешь ты о моей жизни?
Жалеешь меня
иль гордишься мною?
Верно, думаешь, что я вышел в люди,
так почему плачешь,
когда я домой возвращаюсь?
Ничего из меня, мама, не вышло,
и мудрость с годами не прибывает,
душа по-прежнему не на месте,
и в ласке твоей, как в детстве, нуждаюсь.
Почему ты, мама, меня сильнее?
Иссохшая, старая,
а не больная.
Пахать бы мне землю, как ты пахала,
зимой  ладить дроги,
а летом сани,
и не искать бы иного счастья,
бояться суетности, как заразы!
Ведь нет всё равно ничего на свете
милей твоего немудрёного крова.
Не будет тебя - куда я поеду? –
Чужие люди займут наш угол.
Но почему ты, мама, боишься,
когда прихожу я к тебе за советом?
.
Обратили внимание, ритмика, лиричность, глубинность, художественные тропы - всё сохраняется. Только отсутствие рифмы.


    ЧАСТЬ  3. СТРОФИКА
Глава для особенно любознательных

Куплеты все разными
Тоже бывают.
И их по-научному
Так называют:

Куплет из трёх строчек –
Значит, терцина,

Куплет-шестистишие –
Значит, секстина,
 
Семь строчек –
Септима,

А восемь –
Октава.

Различными строфы
Имеют быть право.

Катреном зовётся
Строфа, нам привычная,

Катрен –
Четырёхстишье это
Обычное.



 ЧАСТЬ 4.  Тропы

Ну, что же дальше?
В путь готовы
Постигнуть
Совершенство слова?

В искусстве слова
                есть пути
Из слов – не тропок.
Но чтоб с тропинки
                не сойти,
Знать надо
         ТРОПЫ.
 
Художественные тропы –поэтические обороты речи


       ЭПИТЕТ

Чтобы словесно рисовать,
Эпитет нужно применять.
Не просто лес,
А лес пусть сказочный,
Волшебный, мудрый и загадочный.

И солнце тоже не простое –
Горячее и золотое.
Смотри, слова как заиграли!
Картинки красочнее стали.

Итак, эпитеты - художественные, красочные прилагательные и наречия на -О, -Е, образованные от качественных прилагательных.
   
      Посмотрите:
            

               Прозвучало над ясной рекою,
               Прозвенело в померкшем лугу,
               Прокатилось над рощей немою,
               Засветилось на том берегу….
   
                На пригорке то сыро, то жарко, -
                Вздохи дна есть в дыханье ночном, -
                Но зарница уж теплится ярко
                Голубым и зелёным огнём
                А.А. Фет
          
      СРАВНЕНИЯ.

Чтобы писать стихотворения,
Ещё используют сравнения.
«Лицо, как глупая луна
На этом глупом небосклоне»,-
Какой убийственной дана
Характеристика персоне!
И лес как терем расписной,
И пруд, как зеркало, блестит,
И Саша наш как заводной,
Взрывной Арсен, как динамит.
 
Нашёл похожее явление
С союзами как, словно, будто –
Вот сравнения.


          а)   И деревья, как призраки белые,
                Высыпают толпой на дорогу,
                Точно знаки прощальные делая
                Белой ночи, видавшей так много.
                Б. Пастернак
      
          Б)    Чародейкою Зимою
                Околдован, лес стоит –
                И под снежной бахромою
                Неподвижною, немою,
                Чудной жизнью он блестит.
                Ф.И. Тютчев
 Обратите внимание! Сравнения могут быть выражены и без союзов КАК, СЛОВНО, БУДТО, а с помощью творителного падежа - серебром блестит (т.е. блестит, как серебро)

   

      МЕТАФОРА
 
И скрытые сравнения -
Метафоры - прекрасны.
Вот например:
          костёр рябины красной.
Или холодная
          бесчувственность зимы.
Здесь переносное значение
                видим мы.
 
Метафоры свободно применяя,
Увидишь слёзы осени
                или улыбку мая.

 
Итак,

МЕТАФОРЫ - слова в переносном значении;
         -  скрытые сравнения (Костёр рябины красной = грозди рябины как костёр и т. д.);
         - чаще всего это два существительных ( банальное шар земли, костёр рябины...)



                Со снопом волос твоих овсяных
                Отоснилась ты мне навсегда
                С.А. Есенин

                Уж солнца раскалённый шар
                С главы своей земля скатила,
                И мирный вечера пожар
                Волна морская проглотила.
                Ф.И. Тютчев

 
Метафоры: сноп волос у Есенина; шар солнца, голова земли, пожар вечера у Тютчева.

       ГИПЕРБОЛА

ПРЕУВЕЛИЧЕННЫМИ
Многократно Гулливером,
Рисуются гиперболы примеры.

Один лишь шаг – он за горой,
Махнул – пол-улицы долой…
Ну, Гулливеру шаг – пустяк,
А Хлестаков рисует как?!
Преувеличенно он врёт,
Сам даже верит – во даёт!

Гиперболы и литоты часто вы можете увидеть в фольклоре (сказках, былинах).
 У Маяковского. Он гротескно мыслил (известное "В сто сорок солнц закат пылал", " Где мне найти такую, как я ? Такая не уместилась бы в крохотное небо")

        ЛИТОТА

Мир у Дюймовочки? Ну, что ты!
Так мал весь мир – одни литоты.
Всё преуменьшено под рост,
Всё крохотное, с гулькин нос.


     ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Ещё заметь, ты не найдёшь
стихотворения,
Где не было бы
олицетворения.
В поэзии лишь
так бывает:
Всё неживое
оживает.
Смеётся до слёз утром
Алый цветочек,
Бегут облака
И поёт ветерочек.

В поэзии вашей
Живыми пусть будут
Картины природы –
Явления чуда.
 
Итак,

Олицетворение – это разновидность метафоры, наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

Найди олицетворения (это нетрудно):


                БЕРЁЗКА
                Её к земле сгибает ливень,
                почти нагую, а она
                рванётся, глянет молчаливо –
                и дождь уймётся у окна.

                И в непроглядный зимний вечер,
                в победу веря наперёд,
                её буран берёт за плечи,
                за руки белые берёт

                Но, тонкую, её ломая,
                из силы выбьется… Она,
                видать характером прямая,
                кому-то третьему верна.
                С. Щипачёв
                Дул ветер. Плакала трава
                И ветви о недавнем зное,
                И роз, проснувшихся едва,
                Сжималось сердце молодое.
                А. Фет


      МЕТОНИМИЯ

«Ну, съешь ещё тарелочку!»-
мне режет слух.
Нет, лучше отделить
Котлет от мух.

Я супу, пожалуй, 
Ещё бы поела -
Тарелку поставлю
На полку я целой.

Приём  метонимии
Так узнаётся,
Где всё содержание
По форме зовётся.

«Ты выпей стаканчик»,
«Ты вылей бидончик»,
«Не ешь: здесь сплошь химия» –
Всё метонимия.

     СИНЕКДОХА

Синекдохи примеры назовём,
лишь многих заменив
Единственным числом.

Так «с немцем воевали под Орлом»,
Иль «слышно было до рассвета,
Как ликовал француз».
Найдёшь ты здесь
синекдохи приметы.
Нашёл? Вот молодец!
И намотай на ус:
Один, как представитель нации,
он будет много лет
В истории за армию
нести ответ.

Уже и «носики-курносики сопят»,
«Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» -
Здесь тоже вместо целого
                лишь частью наградят,
И это всё синекдохи слова.

        ИРОНИЯ

Здесь и ирония  по части головы.
Насмешку скрытую
почувствовали вы?
И вспомните,
как ироничен Муравей:
«Ах, ты всё пела? Это дело» -
Вот так! Его ирония по делу.
И ты, мой друг,
бездельниц не жалей!

      АЛЛЕГОРИЯ

Аллегории  приёмы –
Муравей и Стрекоза.
Человеческие типы
В басне автор показал.
По-иному о пороках
Человека как сказать?
Надо их под маской зверя
Необидно показать.

Так мудрец Эзоп когда-то
С государем говорил.
Миру он иносказательный
«Язык эзопов» подарил.

Можешь сам себя проверить:
Заяц – трус, хитра Лисица.
Так живут под маской зверя
Человеческие лица.

 
5 глава. ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС.

    АНТИТЕЗА

В переводе анти – против.
Так живут они напротив,
Значенья слов: «вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень».
В антитезе нет вам сложности.
Приём то
противоположности.

   АНАФОРА. ЭПИФОРА.

Муха-муха Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла»,
Муха первой походила
И АНАФОРУ купила.

А последней как пойдёшь,
Лишь ЭПИФОРУ найдёшь.

АНАФОРА – приём единого начала.
Анафору здесь Цокотуха угадала.
Ей не хватает только образца
ЭПИФОРЫ – единого конца.

      ГРАДАЦИЯ.

Прекрасно! Виртуозно! Браво!
Шквал оваций! Накал страстей!
Вот здесь приём градации.
Чтобы градацию заметить было                просто,
Значенья однородных строятся по росту:
Бегут, несутся, мчатся и летят.
Градацией нам усиленье передать
                хотят.


        ИНВЕРСИЯ

Дед и баба жили дружно.
Внуки бегали ребятки.
В доме было всё, что нужно.
Здесь слова в прямом порядке.

Жили-были дед и баба.
Был их быт (увы!) не сладок.
Поколачивал дед бабу.
Стал обратным слов порядок.

Зовут иную версию
Порядка слов –
  ИНВЕРСИЯ
 
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Он очень специфический,
Вопрос твой риторический.

Вопрос ты сам себе задай,
Потом подробно отвечай.

Писать талантливей начнёшь.
Плюс тем вниманье привлечёшь.
 
     АНТИТЕЗА

В переводе анти –против.
Так живут они напротив
Значенья слов: «вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень».

В антитезе нету сложности.
Приём то
противоположности.

    ГЛАВА 5. Звукопись

      АЛЛИТЕРАЦИЯ

«Швед, русский,
колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет…» –
Грохочут согласные,
бьются, взрываются.
Аллитерацией
то называется.

       АССОНАНС

Когда же поют или плавают в танце
Гласные звуки – приём ассонанса.

«С берёз неслышим, невесом
Слетает жёлтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист» -

Вот как талантливо сплелись
Оба приёма здесь –
Аллитерации звук  С
И ассонанса  ЙЭ.

Ты слышишь тихий шорох: «ТС!»?
Так кружится листва.
И песнь прощальная, о лист,
Слышна едва-едва. 


    * * *

Полёт закончен.
Что имеем мы в итоге?
Основы техники
стихосложения.
Осталось к этому
совсем немного:
Большое сердце, труд,
талант и вдохновение.

Ещё готовность жить
не ради славы и гроша.
Об участи поэта
ты Высоцкого послушай:
«Поэты ходят пятками
по лезвию ножа
и ранят в кровь
свои босые души».

Мы на Парнасе
подведём итог:
Поэзии мы с вами
почитатели.
А знания –
дар понять,
Что нам сказал
поэт-пророк.
И стали ближе
к званию мы
«Талантливый читатель».
 


Рецензии
За такой литературный шедевр нужно платить гонорар, и немалый.
Вспоминаю: несколько раз брал в руки справочник литературоведа, запоминал названия литметодов. Но как же у Вас всё проще и приемлемее, понятнее!
Спасибо, Маргарита!

Олег Карелин   28.08.2011 23:43     Заявить о нарушении
Это детям, Олег, основы. Вообще-то книжечки так и нет, есть мультипрезентация, стендик из слайдов - в целом, это ещё нагляднее, ярче и доступнее. Спасибо Вам. Рада. И рада, что меня в школе уже нет, а учителя пользуются

Маргарита Шадрина   29.08.2011 09:42   Заявить о нарушении
Маргарита, я заметил, Вы с Архангельской области. А конкретнее - откуда?
Я живу в Северодвинске, на Яграх. Год с небольшим назад приехал из Перми.

Олег Карелин   29.08.2011 09:46   Заявить о нарушении
Березник Виноградовского. Я родом из Архангельска. Это после института на родину отца выбрала отработку (тогда всех на 3 года, как в армию); корни у нас здесь, а теперь уже основательные: муж был отсюда родом, дети здесь родились.

Маргарита Шадрина   29.08.2011 10:01   Заявить о нарушении
Про Березник слышал краем уха... Поинтересуюсь ради интереса.
Ни в какое лито не набегаете??? В Архангельске есть "Поморье".
Я сам вхожу в лито "На Розовом острове"(о.Ягры)
Не прощаюсь:

Олег Карелин   29.08.2011 10:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.