Рыдаю, не могу остановиться. Вадим Шарыгин

РЫДАЮ, НЕ МОГУ ОСТАНОВИТЬСЯ
    заметки о стихах Вадима Шарыгина



     Кирилл Анкудинов в одном из своих писем гималайскому другу, публикуемых в Литературной газете, ввёл новый термин, касающийся определения особого градуса графомании, когда безобидный стихослагатель превращается в лжепророка. Кирилл предлагает называть таковых шарлатанами. В этом термине есть что-то медицинское.
     Интернет легализует шарлатанов, одного за другим. У них есть свои почитатели, ученики и последователи. Не пора ли критике вновь стать критикой в её изначальном значении и забыть благодушную совписовскую стилистику? Стать общественной экспертизой на пригодность к употреблению художественных ценностей, коль институт редакторов интернет отменил.
      Зайдите на сайт “stihi.ru”, кликните Вадима Шарыгина, и вы увидите в стилизованном венке фотографий известных поэтов, в центре этого венка – фото нашего героя.   

Я уже писал рецензию, опубликованную в «Литературном меридиане»  «О настоящем» на стёртую публикацию Вадима Шарыгина «Избранное. Раздумья на полях всемирного Дня поэзии». Это была критика на беззастенчивый, оплаченный пиар шарлатана, высокомерно посматривающего на нас, «не настоящих», в позе пророка. Во внушительной вступительной статье Вадим призывал читателей присоединяться к «настоящему», то есть к его «избранному». Избранное имело сомнительные художественные достоинства, о чём я предельно аккуратно, стараясь не задеть самолюбие автора, написал. Лишь в названии позволил себе сарказм («О настоящем») и в финале  –  замаскированную под «анализ» критику бесстыжей  саморекламы.

«Когда-нибудь потом,
Как схлынет горечь пораженья
души обманутой в надеждах и мечтах,
Мы выведем себя из окруженья…»(В.Шарыгин.)

Окружения безбожия, нравственной нечуткости и самомнения» (И.Шепета.).
    
     Вроде как не Вадим себя выведет, а все мы, несчастные…
   
    Зря я интеллигентничал, всё равно попал в «чёрный список авторов». А Вадим, беспощадно вычёркивая всякое слово критики, продолжает самолюбование. На титуле под цитатой из собственного сочинения написано не «Вадим Шарыгин», а скромно: «восходящая звезда русской поэзии». И слоган: «присоединяйтесь к настоящему!»
     Должен оговориться, что такое возможно –  как « пощёчина общественному вкусу», когда автор чувствует свою силу и по-настоящему талантлив. Но не в случае с Вадимом. Ведь он закоренелый «моралист» и рефлексирует даже в программной статье, рассуждая о пиаре:
    
«Разве не является естественным, желание поэта сразу поделиться написанным  с  читателями,  охватить как можно большее количество людей, получить признание, заиметь свою читательскую аудиторию, и с помощью её моральной поддержки – создавать всё новые и новые «мини-шедевры»?
Да, вероятно, такие желания вполне естественны.  Но НЕОБХОДИМА МЕРА (выделено мной И.Ш.), некое сознательное нравственное ограничение возможностей их реализации»(В. Ш.».

     Глядя на то, как с первой страницы сайта Вадим не исчезает вот уже год подряд, я  понимаю, что он настоящий русский, и ничего не знает про тормоза.

Если коротко,  в «толсто журнальном» стиле характеризовать, какой поэт Вадим Шарыгин, то, несомненно – «архаического стиля».  То есть традиционалист.  Никакой новомодной поэтики, никакой тебе «психоделики».  Для него важнее не как написано, а о чём. То есть Вадим скорее не художник слова, не поэт в узком значении, а кто угодно, пишущий стихи .
     Он  – пророк (у него есть своё « Евангелие от Вадима») . Вникая в учение, мы обнаруживаем  главный  шарыгинский философско-религиозный  «загибон». Оказывается, его не устраивает сложившийся миропорядок (прям Демон какой-то!).

Н а м н у ж н ы д р у г и е б е р е г а !
       С каждым днём,
       Всё громче над землёю,
Рассветает новою зарёю,
       Осеняет реки и луга,
Крик, истосковавшейся души:
       «Соглашаться с этой жизнью –
       Не спеши!».

Поскольку  художник слова из  Вадима вышел никудышний, и он не умеет лаконично и точно выразить мысль,  я вынужден привести приводимую Вадимом в разъяснение цитату из А.П.Чехова

«…как в сущности много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие… ни одного, кто бы громко крикнул, возмутился.
Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днём едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания…
И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно.»
       (А.П.Чехов)

Евангелие от Вадима

Добро скорбит и научает,
Как лучше среди моря слёз,
Устроить остров снов и грёз.
Душой там жить и затаиться,
От всех издержек бытия!
Благополучием плениться,
И стать на долгие года
Рабом ненужного труда! (В.Ш.)

2.
Царство моё – не от мира сего!


Царство Небесное силой берётся,
Тем, кто согласен, оно не даётся.
Мало забот, благородный идей -
Надо быть против всей жизни людей!


Мир человеков – злой и жестокий,
За красотой его, крови потоки.
Лучшие там – покрывают неправду,
Честные – изгнаны будут за правду!  (В.Ш.)

              Другими словами пророк Вадим не хочет иметь « окровавленный кусок хлеба», добытый в борьбе за выживание сильных со слабыми. Похвально. Однако по Шарыгину получается, что внутривидовую борьбу и прочую конкуренцию придумали люди,  что не от Бога она дана. Здесь, глядя на то, как дерево затеняет дерево, как олень отгоняет оленя от самки,  я сильно сомневаюсь, что это не суть жизни, данная изначально.
     Дальше – больше.
    Оказывается все живущие – мертвы.  Живы только те, кто мёртв.

Вы видите, я исцеляю,
Болезни у МЁРТВЫХ лечу,
Но сам им себя не вверяю
И с ними о главном молчу.


А если сказать удаётся
Им правду о жизни людской,
Рекой отчуждение льётся,
За отнятый шанс на покой!


Любые дела и реченья
Готовы принять и вместить,
Но путь – от себя отреченья,
Не могут пророку простить!

      Без бутылки не разберёшься…  Добивают в сносках «Основные мысли Иисуса». Да… цитаты нас научили подбирать из Ленина- Маркса под любую концепцию ещё в советские времена…  Платон Каратаев  и Лев Толстой, отлучённый от православной церкви, отдыхают!
Живые и мёртвые. Симонов. Диалектика.
      Вадим Шарыгин скорее жив, чем мёртв. Я его видел в кафе «Десертное» на вечере стихирийцев в окружении болельщиков, отчаянно отбивающих себе ладошки. Так, может, он по его учению – мёртв?
      Чур, меня!

     Сильные почему-то обязательно нечестные,  а совестливые слабы и обречены. На место совести обязательно приходит интеллект, который оправдывает не божеский, а человеческий миропорядок. Что-то в этом,  вероятно, есть, но из-за косноязычия автора разбираться не хочется. Обратите внимание на рифму  последнего двустишия:  «не правду – правду». Это, пожалуй, хлеще, чем знаменитые  «ботинок – полуботинок» и «палка-селёдка».  Написал бы в прозе, может, и стал бы пророком. Ну, нет поэтического таланта – зачем пыжиться?!  Или здесь опять своего рода диалектика: мёртворождённые поэтические слова и есть самые настоящие, живые?

      Временами наш « настоящий» поэт снимает маску пророка. Становится простодушен и копирует( достаточно  неплохо) манеру  С.Есенина. Он радует  уже шестым циклом «Есенинское состояние души». Одно омрачает добрые ностальгические чувства – неумеренное словотворчество. К концу своей беспутной жизни Сергей практически преодолел «имажинизм», а Вадим (почти как Шершеневич) сверх всякой меры его культивирует.

Мне  обнять
Доброволиц у Зимнего –
Поклониться открытым сердцам;
Мне объять
Воды  дождика ливнего,
Полюбиться забытым сельцам.

Оставим без внимания забавную рифму «обнять - объять», заметим лишь, что  «объять» хотелось бы «чем» (умом, взглядом), Т.п.  Остановимся на замечательной, свежей, никем не использованной рифме «Сердцам-сельцам»...  Как-то плохо получается со множественным числом у слова «сельцо»! Сёльцы? СельцЫ? СельцА? Язык вывернешь. А «ливний дождик»? Просклоняйте. Аж подташнивать начнёт от головокружительного поэтического полёта. На этом фоне третье несуществующее в языке слово в одном четверостишии «доброволицы» мы схрумкиваем, как само собой разумеющееся, не сломав зубов.

     Мне нравится весёлая мысль талантливого современного поэта Алексея Ивантера, вычитанная мной в комментариях под его стихами: «поэт мыслит на языке овса». Это на вопрос рецензентки, на каком всё же языке он мыслит, иврите или русском?
    Вадим Шарыгин мыслит на языке Пророка. Странно, однако всякое его утверждение ложно. Настоящее оказывается ненастоящим, не поэзией точно. Мрачное миросозерцание оказывается оборотной стороной созерцания «милых обывателей, что рифмуют впечатления своих будней и таким образом отдыхают от проблем и бед, вламывающихся в их мирную жизнь без спроса и предварительного согласия» (В.Ш.).  Мысля о поэзии серьёзно, Вадим тем самым достигает несерьёзных результатов.  Дьявольская диалектика. Шарыгинщина. Слёзы вместо смеха, говоря словами горе-поэта: РЫДАЮ, НЕ МОГУ ОСТАНОВИТЬСЯ. 

                10 мая 2009 г., 10 мая 2010 г.

_______________

Книги Вадима Шарыгина:
"Правда о человеческой жизни",
"Искания современника",
"Нам нужны другие берега"


Прошёл ещё год. Вадим Шарыгин пишет по-прежнему много, с неослабевающим пафосом.


ПЕВУН  КРЫЛАТЫЙ
                «…слезу свою «светлей лазури»
                дарИт поэт! – наплачься ей!»
                (Вадим Шарыгин. «Лермонтов. Поэма»)

       Главное слово в приводимой мною цитате из очередного шедевра нашего «певунА крылатого» Вадима Шарыгина – ПОЭТ. Восклицательный знак, не к месту поставленный, это как бы подчёркивает. Пафос поэмы проникнут обидой, переходящей в упрёки к нам, «усталым современщикам». Честно говоря (словами поэта), «сердце стынет, приобагрённое лучом», и я виновато «молчу в глаза земли» за то, что упорно не понимаю поэта. Грех это смертный – не понимать поэта – догадываюсь, читая и чувствуя пафос, но в каждом конкретном случае, к стыду своему, «поэтишки», – не понимаю.
        «Сомкнутье рук»,
        «Предстелянный поэт» – что это? Не понимаю.
Зачем какое-то хромое ударение в словосочетании «над храмАми» на предпоследний гласный? Конечно, «урон огню, коль низко о высоком…», но лучше б его было поменьше огня, пафоса обиды на непонимание. Ведь оно искреннее, непонимание – ровно как и обида Вадима на меня, когда я порой «рыдаю, не могу остановиться»*.
         Кое-чего в своей воспитательной работе я всё же достиг. Вадим убрал слоган «восходящая звезда русской поэзии», не поместил свой портрет в обнимку с лермонтовским. Однако –
«встречало небо посиненьем
бравады воинских удач…» – мои, наверное, бравады и мнимые критические удачи. По мне, видимо, «земля несметно горевала» в поэме «Лермонтов», когда на первой странице сайта «stihi.ru» опять в мой подлый снайперский прицел попал шарыгинский «отряд стихов… в засаду – в узком промежутке». Стихи «земные все подряд живут», а неземные, шарыгинские, – нет. Они, как кизил Вадима, что «искрился, просыпался вяло» (просеивался что ли сверху на нас?) жить не могут. «Исплаканные их глаза – кровили душу Бога», а меня, совсем как лермонтовские – Мартынова,
душили своим демоническим хохотом.
 
                15 июня 2011


Рецензии
Иван, я много читал Вадима Шарыгина, скажу , что не все стихи его принимаю, но многие стихи мне нравятся и мне жаль что он ушёл со Стихиры. Я не первый раз читаю ваши статьи о нём, и вы как-то сказали что в следующий раз напишите о нём положительную, не написали ещё? Всего доброго!

Николай Левданский   01.03.2019 16:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.