Несколько речных меланхолий

Постройка лодки.
Рождение шлягера
Шалопай
Стрелецкий спуск
Апрельский дождик
Река понимает свои берега...


888888888888888888888888888

Постройка лодки.

Это произошло в самом конце
 пятидесятых годов, в центре двора.
 Цаца Василий, сосед, утром "газоном" завез
 доски и брус.
 Из репродуктора за занавеской неслось
 имя Фидель Кастро Рус,
 и абрикосу трепал ветер с Днепра.

 Цаца Василий не шхуну, конечно, построить хотел.
 Он - не Фидель.
 Впрочем, Василий был верен премьерам своим.
 Значит, - Фидель.
 Верой Василия звали жену.
 Чем не Фидель?
 Впрочем, Василий латыни не знал, -
 к черту латынь!

 Значит, дул ветер с Днепра.
 Горе и сон.
 Красные мальвы у желтой стены.
 Тихий пацан
 видел, как выгружен был на траву эмбрион
 лодки, которую Цаца Василий зачал.

 Днепр был как Днепр, -
 до него с километр по прямой.
 Но все равно напоминал о себе.
 Гукал буксир.
 Хлюпали волны в затоне, где строго завод
 тайну военную от
 Элвиса Пресли и Миллера Гленна хранил.

 Те проникали, конечно, -
 особенно - по вечерам,
 жались к заборам,
 петляли сиренью, а мы
 видели, - лодка растет не по дням - по часам,
 лодка из досок, гвоздей,
 краски и меди страны.

 Днище оранжево,
 борт голубой,
 а протяжный носок
 медью окован. И якорь.
 Окончен портрет.
 Въехал все тот же "газон" и раскрыл кузовок,
 и погрузили ее,
 проплыла, промелькнула - и нет.

 Так и осталось отдельно:
 "газон", репродуктор, трава,
 лодка, песчаная отмель
 и Элвисов рок.
 Так и запомнилась эта большая страна:
 пресный, соленый и сладкий
 слоеный пирог.

                1984 г.




    Рождение шлягера
 
  Колышет ветер небесный свод,
  стоят на холмах города.
  Идет человек к реке и несет
  кружку, а в ней вода.

- Что это - спектакль, ритуал, пари,
  причуда закатных дней? -
  спросили его. Он ответил им:
- Пусть будет река полней.-

- Так будем знакомы, Поитель Рек! -
 ...На синий мерцающий шелк
  выплеснув воду, ушел человек
  туда, откуда пришел.

  И река, встрепенувшись, сказала: -Ах,
  как жаль, что кружка мелка! -
  И все осталось на прежних местах:
  холмы, города, река.

  А ночью, когда налилась синева,
  танцующий хор огней
  исполнил песню, где были слова:
- Пусть будет река полней!
               
                1986




       Шалопай

 Как славно шалопаем быть,
 спокойным и веселым,
 на белом пароходе плыть,
 давать названья селам,
 и с капитаном у перил
 вести беседу ночью,
 под рокот лошадиных сил,
 о капитанской дочке.

 А утром, резким, как слеза,
 что обронил Всевышний,
 таскать по сходням на базар
 корзины спелой вишни,
 и на стоянке затяжной
 удить лещей горбатых,
 и знать, что город за спиной,
 в котором жил когда-то.
         
             1988 г.



Стрелецкий спуск *

Этот пейзаж, умеющий ждать:
 чередование пауз и доз
 блаженства, которое можно дать
 и взять. Запоминаемость поз
 акаций, кривляющихся у реки,
 песок, на дорогах похожий на пыль,
 и некто - обладатель легкой руки,
 коснувшийся истины здесь - не ты ль? -
 бродит, разыскивая осколки
 труда Феди-мастера, которого помнят еще
 старуха-девочка и щеколда,
 впрочем, последней уже помогает крючок,
 и поэтому калитку можно открыть
 только по желанию той стороны,
 а она не желает. И остается плыть,
 взбивая белые буруны,
 небом, Днепром, где поют вразброд
 хоры ангелов и своры убийц,
 чувствуя, как опору, варяжский аккорд
 пахнущей огурцами музыки "битлз".
               
                1993 г.
 * - спуск к Днепру в старых Черкассах.


Апрельский дождик.
        (текст песни)

Этот дожик апрельский сеет в наш костерок серебро.
У застывшей реки пробегают мурашки по коже.
Так на Пасху всегда - чем-то теплым кольнет под ребро,
и слегка воскресаешь, и становишься серцем моложе.

Наконец-то мы выбрались в эти глухие места,
где себя ощущаешь всего лишь деталью пейзажа.
Проплывет ли рыбак, или птица сорвется с куста, -
миг за мигом летит, а картина все та же.

Эта речка мала - никогда не несла кораблей.
Но зато поезда вдоль ее берегов пробегают.
Да еще облака, - приплывают из дальних морей
и приносят дожди, и воскреснуть полям помогают.
      
                1995.





   "...во время весны вода понимает
    берега шириною до трех верст..."
  (Из "Описания рек, озер и болот
   Киевского наместничества 1785 г.")

Река понимает свои берега
лучше всего весной,
когда основанья холмов и луга
она покрывает собой.
И всем беспокойным своим нутром
река постигает суть
того, что на время становится дном,
а не назначает путь.

         1998 г., март.


Рецензии
Со временем меняется традиция :0)
Ранняя мне ближе.

Андрей Пустогаров   09.05.2009 14:07     Заявить о нарушении
Относительно изменения традиции. Мне кажется, Андрей, что мироощущение думающего и стремящегося к свободе человека, живущего на территории СССР-СНГ, за последние 30 лет претерпело изменения гораздо более важные, чем пресловутые изменения внутренних кордонов. Мы жили на каком-то огромном детском (по-детски наивном, по-детски жестоком, по-детски безалаберным и беззаботном) острове, отгороженной от мира мутной на просвет плацентой. И невозможно было разглядеть океан цивилизации и другие острова в нем. Сейчас плацента отпала, остров разделился на острова, каждый из которых взрослеет своим путем и со своей скоростью. И цель этого взросления, думается мне, вовсе не в том, чтобы слепить, связать воедино новый повзрослевший мегаостров. Тем более, что традиционная связь между нами никуда не денется, - наше общее имперское детство будет пребывать в нас всегда. Цель этого взросления, этого реального изменения уже не нашей традиции, а наших традиций - в том, чтобы каждый частный остров установил гармоничные связи с упомянутым океаном и иными, досле туманными, островами. Гармоничность этих связей я понимаю прежде всего в таком аспекте: что может не взять, а дать миру, своей цивилизации, откуда так много получено, а то и украдено, моя Украина? Сдается, что подобную озабоченность должны испытывать думающие люди и России, и Белоруссии, и Молдовы, и Казахстана, и Грузии и т.д. Но, к сожалению, детство имперское еще прочно сидит в массовой ментальности, прежде всего это относится к главному острову постимперского архипелага. Что ж, инертность тут пояснется массой. К тому же и вопрос - что дать миру - для России как бы решен. Но, увы, это, прежде всего нефть и газ. Но это не тот дар и вклад, которым можно гордиться взрослой традиции. Нам нужно научиться "выращивать" личности, русские или украинские по корню, но действующие в интересах не России или Украины, а цивилизации посредством российских или украинских соответствующих институций. Вот это и есть та взрослость, то изменение-возмужание наших традиций, то, к чему и следует, по моему пониманию, стремиться.
Что касается такой институции как национальная поэзия, то здесь задачи более, чем прозрачны. Не знаю, как Вам, Андрей, а мне совершенно понятно, какие мотивы следует исключать и какие, наоборот, вводить в репертуары наших муз. Например, исключать следует то, что я называю "гимнизмом". Этот двоякий по смыслу термин обозначает восхваление своего и охаивание чужого, противостоящего. Замечу, что негодяй, с которым сталкивается украинский или российский поэт - это прежде всего негодяй-украинец или негодяй-россиянин. И вот эту очевидную истину в строках современных виршей, не говоря о давних, практически не найдешь. Пороки людские национальный поэт, как и каждый человек, живущий в теле своей нации, лучше всего ощущает в том же самом теле, а не за его пределами - скажем, в лубочных образах наглого москаля или хохла-салоеда.
Ярким примером взрослой поэзии может служить творчество Роберта Фроста. У него не найти строк типа "как упоительны в Нью-Гемпшире вечера" или "як же тебе не любити, Бостоне, мій". И негодяя-садиста он ищет не за океаном, а видит у себя, на батькивщине (The Vanishing Red).

Вобщем, буду заканчивать сей пространный отголосок на Вашу короткую реплику относительно изменения традиции. Суть его такова - изменения, причем коренные, крайне необходимы. И неизбежно то, что опусы, созданные в начальной фазе этих изменений, будут не так ладны, как творения былой инфантильной поэтической эпохи. Ничего, наши дети напишут лучше.
Попробую сложить и выставить подборку своих стихотворений, русских и украинских, в ключе вышесказанного. Самому, после написанного, стало интересно проверить, насколько я не голословен.
разглядеть океан цивилизации. провинциала, причем естественника, а не гуманитария в Что касается меня, то Скорее, Андрей, у меня речная тема перешла в украинскую половину моих

Анатолий Секретарев   09.05.2009 20:12   Заявить о нарушении
Мне в последних трех стихотворениях, по сравнению с первыми, послышалась некоторая растерянность. Не думаю, все же, что изменение политической обстановки - критерий для мироощущения. Мне скорее кажется, что когда мир открылся, больше положительного стало заметно в родных палестинах.

Андрей Пустогаров   12.05.2009 11:38   Заявить о нарушении
Андрей, перечитал нашу давнюю полемику и решил добавить одно соображение.

Свои палестины милее становятся, в частности, тогда, когда воочию ощущается своя ненужность, незначительность за их пределами.

Когда существовал железный занавес, многие в СССР пребывали в иллюзорном заблуждении относительно меры значимости - и своей собственной, и своей страны - в творческом движении современного мира. Когда занавес упал, многим из этих многих стало совершенно ясно, в каком времени живем мы, и в каком - развитые страны центра. В результате возникла развилка.
Первый путь - признать архаичность своих палестин как негатив и, соответственно этому, перестраивать и свое мироощущение, и свою программу действий.
Второй путь - увидеть в архаичности палестин их милую самобытность и замкнуться в их пределах снова, на этот раз - с помощью железного занавеса из иллюзий, фантазий, мифов.
Удачи. А.С.

Анатолий Секретарев   22.12.2009 20:13   Заявить о нарушении
Рад Вас слышать, Анатолий!
Все же я считаю, что в наших палестинах свободы больше: у них стойло железобетонное, а у нас - полуразвалившееся.

Андрей Пустогаров   23.12.2009 13:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.