Статья критика Г. Г. Мурикова на стихи А. Невской

                Геннадий Муриков

                По лабиринтам сновидений


Действительно ли сейчас мы переживаем "медный век" русской лирики, как говорят некоторые ценители поэзии?Дескать, золотого мастерства поэтов пушкинской поры уже не достичь, да и до "серебряной" чеканки - куда как далеко.Пусть будет хоть бронзовая или какая-нибудь латунная...
Я присоединяюсь к тем, кто думает иначе.Культура в нашей стране, в том числе и поэтическая культура, не может быть измерена "металлическими" периодами.Она пориста.
Она не идет "сплошняком" и едва ли знакома с понятием эволюции - достаточно вспомнить небывалый взлет интереса к русской иконе с начала ХХ века.Тем более чуждо нашему искусству слово "прогресс".У нас все неожиданно.Все - вдруг.Так было постоянно.Так и в наше время.
Осмелюсь сказать, что никогда в России не было такой замечательной и своеобразной лирики, как сегодня - начиная с рубежа ХХ-ХХI вв. и по сию пору.Надо только уметь читать.Эти тексты сейчас еще толком не прочитаны и не осмыслены - слишком значителен поток публикаций и отдельных изданий.Но это уже вопрос иного порядка, его отчасти следуют обратить и в будущее.
Александра Невская, поэтесса и художница, - возникла точно так же неожиданно и как бы ниоткуда.Трудно говорить о каком-то периоде ее"ученичества".Она явилась - как зрелая, самостоятельная, на редкость самобытная творческая индивидуальность.Сразу - и все тут:
               
                Маэстро! Прошу вас, снимите портьеры!
                И лиру возьмите в простор окунуться.
                Смотрите, смотрите: на воле пантеры
                Сражаются, гибнут, но не поддаются!

Тут можно обойтись и без комментариев.Очаровательное косноязычье, емкая многосмысленность последних строк бросаются в глаза.Захватывают мгновенно.
Действительно, что важнее - то, что пантеры буйствуют на воле или то, что они сражаются -
за великое МОЖЕТ БЫТЬ? Воля этих "пантер" - сила и стойкость! А пентеры наших страстей - ох, как бывают опасны. Зато они дают нашим вяленьким расслабленным душонкам смысл бытия - энтузиазм!
    Но поэтесса может быть и принципиально другой:
    
                За гранью зеркальных глубин - пустота.
                За плотью невидимый тонкий эфир.
                Неведомый Некто. Я - тот или - та?
                Я - Образ, печать Первообраза, мир.
   
    Здесь явно веют тютчевские ветерки, а не пылкие гумилевские страсти. Но и в этих строчках поразительная самобытность - черта первейшая. А уж когда/в другом месте/ поэтесса пишет о "заброшенности в этот мир - с запахами и ветрами, как лезвие бритвы",
то, как говорится, - не прибавить и не убавить: каждое слово на месте и загнано в строку точно и прочно, как гвоздь в доску под самую шляпку.
    А ведь вместе с тем сама образная ткань, у А.Невской вовсе не так выпукла, по-акмеистски приземленна, как порой бывало и у того же Гумилева, и у ранней Ахматовой.
Здесь что-то не так, а что-то так. Знак новых времен и прочтений.
    В исканиях современных поэтов подчас не только стихотворная, но и вообще земная плоть словно бы исчезает.У некоторых концептуалистов/Л.Рубинштейн/ вещь как таковая дематериализуется.По-своему это оригинально и интересно - на то они и концептуалисты.
Правда, особого,"концепта", - то есто понятия - во многих их произведениях вроде бы не заметно.Перекладывают карточки.Этим сейчас особо не удивишь. Дух, выраженный в словах, тут играет чисто разрушающую роль. Развоплощение, падение оболочки пространства и времени - так можно охарактеризовать эту манеру. У других поэтов-постмодернистов/Т.Кибиров/ и этот, разрушенный, раздолбанный мир вызывает горестное чувство ностальгии...
     А.Невская, судя по всему, не чужда увлечениям самыми современными литературными течениями. Она так и пишет:

                Вновь Павловск пышно-солнечно-тенистый!
                И на холме дворец и тучи над холмом.
                И шмель гудит во времени ином.
                И томик Павича открыт на слове "быстрый".

      Куда уж яснее! Знаковое в постмодернизме имя М.Павича недвусмысленно говорит всякому любителю литературы, о чем речь.

      Искусство неизбежно и неизбывно "искусственно". Игровая и подчас "игривая" модель мироздания. Карта, по которой ориентируется человек - воображаемый странник по виртуальным просторам. "Гостиница для путешествующих в прекрасном", - как тонко заметили имажинисты 20-х годов прошлого века. Вопрос только в том, что именно считать "прекрасным"? Не буду первооткрывателем, когда скажу, что прекрасное сегодня - это захватывающее, если угодно, опьяняющее, наркотизирующее. То, что притягивает неудержимо и властно. Давно ушли в прошлое те времена, когда красоту отждествляли с соразмерностью и гармонией.Динамика не знает таких понятий. Вихревые потоки современности вовлекают нас во что-то принципиально иное.Где же, как не в искусстве,
искать ориентиров и вех?

     Художественный мри А.Невской строится на многих координатах и его невозможно определить одназначно.Мы можем твердо сказать только то, что в ее стихах НЕТ ШТАМПОВ - самой заразительной болезней многих стихотворцев, - видимо, неизбежной при ограниченности культуры и духовного опыта.Однако у нее нет и оригинальничанья, словотворчества, нарочитой "зауми". Все или почти все/об этом ниже/ выглядит естественным, - но ни в коем случае не "простым". Нет, уж если кто "впадет, как в ересь, в неслыханную простоту", по слову поэта, - это будет не героиня наших заметок.
     Ее стихи по-настоящему сложны, не привычны для восприятия. Это не "тихая" и не "громкая" лирика, не философская и не любовная или какая-нибудь им подобная в обыденном смысле этих слов. В творчестве А.Невской создается совершенно самостоятельный поэтический мир, со своими, только ему присущими признаками и конструктивными особенностями. Тут немало - и очень немало! - от парнасцев, от "искусства для искусства".Но много и совершенно противоположного.Творчество поэтессы имеет своей основой не законы соразмерности.Предпочтение отдано принципам выразительности и производимого впечатления. Собственно говоря, все три рассматриваемые нами книги:"Эхнатон и Нефертити",СПб, 2008; "Вензель-Кошка",СПб,2008 и вышедший несколько ранее сборник "Руны ночи. Перо Серафима", СПб,2006 - в который также вошел первый вариант драматической поэмы "Вензель-Кошка"/посвящены одной теме - странствованию лирического героя/героини/ по многоразличным и загадочным пространствам.Драматическая форма, в которую облечены некоторые произведения, лишь подчеркивают какую-то расщепленность авторского сознания и самого мироощущения.Перед нами своего рода попытка взглянуть внутрь себя со стороны - без боязни увидеть, что бы не увиделось.Сюрреалистическая избыточная картина изображаемого налицо:

                И снова Вечности шаги.
                Тропинка в скит. Ступаю осторожно.
                Внемысленно, душой молюсь.
                На сердце тихо, робко, сложно...

     Вроде бы признаки традиционности очевидны.И даже слова "скит", "молитва" подчеркивают ее. Но это нечто иное, далекое от "православной" пропагандистской поэтики, ныне назойливо рекламируемой.Здесь другое. В этом "другом" - сложно:
               
                Цветы и змеи в небе огнекрылом!
                Нектар и яд - вселенная цветка!
                И в водоеме золотых кумиров
                Руками плещет пламя мотылька.

     Лабиринты сознательного и подсознательного для поэтессы, можно сказать, привычная среда обитания. Здесь все зашифровано. Но это не простая аллегория. Разгадок будет много, и каждая из них оправдана, поскольку поэтическое пространство в книгах А.Невской само по себе подобно лабиринтам, совокупности таинственных видений, снов и галлюцинаций, вроде как бы вызванных какими-то психоделическисми представлениями.
     Скажут: стихотворные вариации по мотивам К.Кастанеды? Может, и да. Но опять-таки: не совсем и даже совсем не. У А.Невской все не без иронии. Вот говорит один из персонажей "Вензель-Кошки":
               
                Появится твой нежный принц -
                Весь утонченный, как мизинц!!

       А в другом месте:

                Прекрасна ты, Елена, верь!
                И нас настигнет счастья вепрь!!!

               
      Это уже вполне по-эбириутски. Конечно, если не забывать о том, что духовное содержание таких влияний у нашей поэтессы совсем иное, а моменты шутовства, гаерства остаются всего лишь отдельными моментами, как перчинки, делающие все блюдо и более пряным - и поострее.

      Лексическая многомерность - неотемлемая часть этой своеобразной изобразительности:

                Время имеет ментальный скелет
                И антикварную дату.
                Что для пустыни античный сюжет
                Спросит экзаменатор!

       Ну, и конечно, главное - поиск сверхсознания, попытка выйти в миры надчеловеческие, сверхчеловеческие, - к постижению тайн мироздания, эзотерических высот и глубин:

                Сверхчеловек - это высь!
                Не ступая, по трупам вскользь,
                Он взмывает где звезды сплелись
                В мировую державную ось!


Рецензии