Закон божий - критерий добра и зла

       ПОСВЯЩАЕТСЯ БЛАГОДАРНОЙ ПАМЯТИ РУССКОГО ПОЭТА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

Ум  истиной  прославляется,   
Сердце любовью согревается.
Кто    правду    хранит,
Того    БОГ    наградит

      На новорожденного давит не только сила всемирного тяготения, но и «сковывают по рукам и ногам путы первородного греха прародителей рода человеческого», наследственные болезни, нездоровая семейная атмосфера, климатическая и социальная обстановки.
      Чтобы младенец вырос крепким, здоровым и счастливым –  дитяти нужно: хорошо питаться, быть на свежем воздухе, испытывать повседневную родительскую заботливую ласку, слышать их нежный голос наряду с пением птиц, журчанием серебристого ручейка; а самое главное – сызмала приучить ребёнка вести правильный («чистый») образ жизни. А этому может научить родителей руководство для семьи и школы   –  ЗАКОН  БОЖИЙ.

     Для воспитания благонравия и утверждения в благочестии необходимо  следовать:
• учению о вере в БОГА и в таинства, которые ВСЕВЫШНИЙ открывает в  Церкви  посредством  принятия  Символа  веры;
• учению о надежде на БОГА и о средствах утвердиться в ней, руководствуясь при этом изречениями ГОСПОДНИМИ о блаженстве  и   молитвой   ГОСПОДНЕЙ;
• учению  о  любви  к БОГУ и ко всему, что ТВОРЕЦ любить повелевает  в  десяти  заповедях  ЗАКОНА   БОЖИЕГО.

     По проникновенному определению (данному в Православном катехизисе 1827 года) выдающегося богослова, церковного и государственного деятеля «золотого века России», митрополита  Московского   и   Коломенского   святителя   Филарета (1782 - 1867):
     «Церковь есть от БОГА  установленное  общество  человеков,соединённых Православною верою, ЗАКОНОМ БОЖИИМ, священноначалием и Таинствами. Веровать в Церковь  – значить чтить истинную Церковь ХРИСТОВУ и повиноваться её учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от  единой  вечной  главы  её,   ГОСПОДА  ИИСУСА  ХРИСТА».
      Взаимодополняющее сочетание дарований одних христиан с талантами других делает единую Святую Соборную Апостольскую Церковь живым Богочеловеческим организмом, духовным ТЕЛОМ ХРИСТОВЫМ.
      Православие, или христианское вероучение Восточной Церкви, –синтез  авторитета  и  свободы: представляет возможность принятия благоразумных соборных определений, выражающих церковное сознание данного времени и места, при отсутствии внешнего непогрешимого органа в вопросах веры  (как  у  Римско-Католической  Церкви  –  папский  престол).

      В ЗАКОНЕ БОЖИЕМ раскрывается значение семьи как «богоустановленной  ячейки  общества»,  в  ней   сосредоточены:
• во-первых, социальные (попечительные) отношения между полами  и  поколениями;
• во-вторых, гражданско-имущественные (в т. ч. наследственного преемства)  права  и  обязанности;
• в-третьих, нравственное и национально-патриотическое воспитание  подрастающего  поколения;
• в-четвёртых, сохранность баланса интересов законности и автономии.

     В таинстве бракосочетания освящается добровольный союз мужа и жены, образующий домашнюю церковь, где глава – ХРИСТОС – есть сама  воплощённая  ЛЮБОВЬ.
«Скажу ещё и то, – пишет святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, – что брак есть таинственное изображение Церкви».
     Отцовство и материнство являются важнейшими ступенями к праведной святости – подлинному счастью, уподобляя любящих родителей ОТЦУ НЕБЕСНОМУ и ПРЕЧИСТОЙ МАТЕРИ БОЖИЕЙ, а детей – светлым  ангелам  во  плоти.
     Итак, семья – не просто «кузница кадров», «домашняя церковь» и «фундамент правопорядка»; она ещё хранит традиции родного очага и перенимает родовой характер предков, являясь «живой нитью истории», где тысяча лет в очах  БОЖИИХ проносятся как один день.

     В ЗАКОНЕ БОЖИЕМ всесторонне исследуется первозданная райская идиллия. БОГ произрастил на земле рай не только как среду обитания для  «венца  земных  творений» – человека; но и как храм, то  есть  места  СВОЕГО   ОТЕЧЕСКОГО  общения  с  людьми.

     «И сказал БОГ: сотворим человека  по образу НАШЕМУ, по подобию НАШЕМУ; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом,  и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1,26).

     «БОГ сотворив мужчину и женщину по образу СВОЕМУ, благословил их сказав им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте  землю  и  владейте  ею» (Быт.1,28).

     «И буду вам ОТЦОМ, и вы будите МОИМИ сынами и дочерями, говорит  ГОСПОДЬ  ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ» (2Кор.6,18).

     «И увидел БОГ всё, что ОН создал, и вот хорошо весьма» (Быт. 1,31).

      Никто из животных не боялся людей – все любили и слушались их; сильные не трогали слабых – жили вместе, питались травой и растениями.
      Хотя люди  и  пребывали в мире с природой, у них не было ещё достаточного жизненного опыта  и  смиренномудрия, позволяющего  достоверно определить источник своей блаженной   вечной   жизни   и   осознать  собственное  предназначение,  твёрдо следуя предостережению: «И заповедал ГОСПОДЬ БОГ человеку, говоря: от всякого дерева в раю ты можешь есть, а  от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт.2,16).
      Это и есть Божественная заповедь любви, обращённая к свободному сердечному волеизъявлению, ведь «ГОСПОДЬ есть ДУХ, а  где  ДУХ ГОСПОДЕНЬ  там  свобода» (2Кор.3,17).

      Важно подчеркнуть: прежде видимого материального мира и человека ВСЕМОГУЩИЙ сотворил ангелов – бестелесных и бессмертных духов, одарённых умом, волей и могуществом. ТВОРЕЦ в начале им предоставил право свободного выбора образа жизни: или жить в БОГЕ (в ЛЮБВИ), то есть оставаться светлыми добрыми духами; либо нет – стать тёмными  и  злыми.
      «Зло, – объясняет епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский), – это уклон бытия к небытию, движение к мнимой цели, извращение, ложь, неправильно понятая свобода и неверно направленная воля, иначе говоря злая воля. Она может проявляться, поскольку имеется личность,  которой  принадлежит».
      Святая Церковь учит о падении  первой  по близости  к  БОГУ,  сотворённой личности,  высшего  ангела – Люцифера (носителя  света). По  словам  святых  отцов, тот залюбовался (возгордился) собою и стал «самозамкнутым пустым сосудом»; сделался кумиром для  самого  себя, а  всё остальное  пытался превратить  в средство  к своему ублажению.
У падшего духа пустота и холод одиночества обернулись завистью. Присущее живым существам желание любви  и  единения  в  его  «эгоистичной»  личности  стало  силой  ненависти  и  разрушения.  Господь указывает, что  сатана – «человекоубийца  от  начала  и  отец лжи» (Ин.8,44). Обманом дьявол увлёк в адскую бездну других духов; путём лжи и соблазнительной клеветы добился грехопадения первых людей, которые перестали взирать на плод познания добра и зла, как на предмет заповеди БОЖИЕЙ, а стали рассматривать его в предполагаемом отношении к себе с уклонением в чувственную похоть. Грехопадением Адама и Евы «грех вошёл в мир, и грехом смерть» (Рим.5,12). Расположение ко греху и все последствия греха, включая смертность, стали наследственными.

      И по сей день хранит наша память смутные ностальгические воспоминания о безвозвратно утерянном  «первом доме на земле» – Едеме, где царили: всеобщий мир и согласие, гармония и порядок, довольство и достаток у всех во всём. Прародители наслаждались радостью целомудренной жизни в любви БОЖИЕЙ: совесть их была спокойна, сердце чисто, ум светел; они не боялись ни болезней, ни смерти, ни  нужды  –  так  как  вкушали  плоды  райских  деревьев.
 
      Свобода, справедливость, равенство, братство, солидарность, счастье, благоденствие, мир, сад, дом, семья – эти  «априорные общечеловеческие ценности» есть «допотопные» неизгладимые    грехопадением    впечатления    о    «райском    благоустройстве», переданные  прародителями  нам  по  наследству.

      Следует   принять   всю   очевидную пагубность отступления  от БОГА, а следовательно от самой жизни: «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я который заповедую тебе сегодня – любить ГОСПОДА, БОГА  твоего, ходить по путям ЕГО, и исполнять заповеди ЕГО и постановления ЕГО и законы ЕГО: и будешь ты жить и размножишься, ... Если же отвратится сердце твое , и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им: то Я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, ...» (Втор.30,15-18).

       В катехизисе святителя Филарета Московского даётся меткое  толкование различия между знанием и верой: «Знание имеет предметом видимое и постигаемое; а вера – невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте, или исследовании предмета; а вера – на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается  в  мыслях».

       «Гуманизм, – отмечает в работе 1934 года «Русская идеология» подвижник благочестия архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев, годы жизни 1881 - 1950), – не только предоставляет человеческому разуму полную свободу в области веры, но с корнем уничтожает её, ибо по своему существу – есть неверие в бытие ТВОРЦА, ВЫСШЕГО БОЖЕСТВЕННОГО СУЩЕСТВА, которым гуманизм фактически считает самого человека, проповедуя человекобожие или, что то же – Богоборчество. Гуманизм не признаёт для человека никаких авторитетов, кроме собственного разума. Поэтому русское общество увлекаясь гуманизмом, вместо  Церкви  и  её  святоотеческого  учения,  поставило  науку  в качестве высшего  для  себя  авторитета» (от автора: в результате – падение   величайшей на свете Российской империи, сопровождаемое мировыми войнами и социальными катаклизмами в 20-ом веке).

       Целесообразно осознать необходимость укрепления христианского самосознания (как  основы   правосознания)  для  поддержания  правопорядка  посредством государства  –политического  учреждения  с  властными   полномочиями,  охраняющего  установленные  ЗАКОНОМ   БОЖИИМ   непреложные   правила   общежития. При теократии и монархии – власть является Богоданной (см. третий раздел  Основ социальной концепции Русской Православной Церкви,  принятой  на  Юбилейном  Архиерейском  Соборе в 2000 г.).
       Однако «право» законодательно регламентирует поведение и действия людей. Развитие науки   и  техники   приводит   к   изменению   внешних  условий  жизни, а следовательно видоизменяется законодательство («буква  закона»). Но «дух  закона» – СЛОВО БОЖИЕ  во все   времена   апеллирует   к   морали (нравственности), и   прежде  всего  к  любви,  справедливости   и   правде.   
       Смысл законотворчества заключается в воспитании правосознания народа, его солидарной  ответственности   перед   государством. А   без   привития  подданным таких гражданских чувств, как: честь, долг, достоинство  –  любая   законотворческая   работа бессмысленна.
       Святой праведный Иоанн Кронштадтский, всея Руси чудотворец, писал по этому поводу:  «Но  чтобы  быть  членами того (от автора: небесного) отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества». Добросовестный гражданин повсеместно руководствуется этическими нормами ЗАКОНА   БОЖИЕГО.

        О  чём  же   свидетельствует   признанный   наукой «критерий истинности» – общественная практика? А  о том,  что:
• на своевольной гордости, лжи и крови «земного рая» не построить–   
всё  закончится   очередным    «вавилонским    столпотворением»;
• если      царство    разделится     внутри,    то    скоро     развалится;
• нет       ничего      тайного,      что       не       стало      бы       явным;
• частный  нераскаянный   грех  подрывает  устои  целого  общества;
• нет «малых» или «больших» народов – есть державообразующие («титульные нации», поддерживающие культурные устои обществ).

        P. S. Самой  повседневной   жизнью   подтверждается   бесспорный  факт,    что    БИБЛИЯ     является     неисчерпаемым     кладезем премудрости,   содержащим   политический   опыт  человечества,  а   по  сему  целесообразно   факультативное  преподавание  детям    в   общеобразовательной   школе   ЗАКОНА   БОЖИЕГО  наряду с   русским   языком,   литературой   и   отечественной   историей.
2009


Рецензии
Георгий, превосходная рецензия, есть над чем задуматься! Спасибо!
Просто Класс! Завтра позвоню.очень устала!!!

Калинка-Малинка   15.06.2009 21:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.