Из прошлого - в грядущее. Часть 1

      Расцвет страны всегда творится с космическими воздействиями. Коллектив устремленных мыслей притягивает из пространства нужные наслоения явленных посылок. Клише открытий великих носятся в пространстве. Те, кто могут напрячь свою психическую энергию в ритм космических энергий, те примут в сознание сокровища. Расширение сознания направит к цепи соединения всех творческих сил Космоса. 
Учение Живой Этики: Беспредельность, ч. I, § 25

ИЗ  ПРОШЛОГО  –  В  ГРЯДУЩЕЕ (1)

      В Учении Жизни говорится, что Настоящее  –  это дитя Прошлого, а Будущее  – порождение Насто­ящего. «Прежде чем ты начал гово­рить  –  «Я порождение истекшего мгновения, дитя прошлого» — ты  уже стал этим самым прошлым. Прежде, чем ты произнес последний слог, узри! ты уже не Настоящее, но воистину, Буду­щее. Итак, прошлое. Настоящее и Будущее суть Вечно-Сущая Троица в Едином…» В одном мгновении вмещаются космические и земные процессы, меняющие мир человека и человечества, человек - нов каждое мгновение. Прошлое и будущее человека воплощено в нем. Всю эволюция заключенной в нем сущности можно видеть в развитии зародыша человека. В древней Греции человека определяли как общественное животное. У людей наших дней можно  видеть, как проявления животного начала, так и – развитие духовного. В эволюции можно выделить этапы: –  животное, человек и богочеловек. Это – прошлое, настоящее и будущее. В отдалённом прошлом были немые расы. Миллионы лет потребовавшиеся на развитие речи. В беспредельном развитии внутренней сущности человека можно представить крылатого духа, облеченного в человеческую форму. Среди обычных людей появляются и умножаются в числе предшественники шестой расы, наделенные более развитыми тонкими чувствами. Приход Новой Расы и наступление Нового Века неотвратимы, ибо это новая ступень человечества,  которые являются явлениями космического порядка.

      Сокровенные Знания свидетельствуют, что человеку дано сердце для высших сношений и он потому есть Альфа и Омега сущего, что без него планета теряет свою жизнеспособность, а Эволюция – смысл. Человек как микрокосм – является дитём Макрокосма. В нем, как в Макрокосме, в потенциале заложено все. То, что выявлено в человеке в настоящий момент, – только ничтожно малая доля того, что будет выявлено в будущем. Человечество обитает на многих планетах. На некоторых из них люди достигли такой ступени развития, что по сравнению с Землею могут считаться богами. Люди седьмой расы седьмого круга уже живут на Далеких Звездах. Но ведь это не есть предел. Есть Звезды и выше. Спираль Эволюции уходит в Беспредельность. В Вечности достигается то, что современному человеку кажется невозможным, немыслимым и невероятным. При углублении мышления о понятии Вечности невозможное становится возможным и достижимым.

      Может ли человек восходить или нисходить для себя одного? Конечно, никакое существо не может действовать без значения для окружающего. Не только каждым действием возмущает оно различные слои атмосферы, но дословно влечет за собою близкие ему существа. Тем более человек должен осознать свою ответственность перед мирозданием. Человек возвысился помыслом – и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом – и тем самым, может быть, умертвил кого-то. Можно привести много примеров, говорят Махатмы, когда впавший в безумие в Азии был причиною гибели человека в Европе. И когда поднявшийся духом в Америке исцелил кого-то в Египте. Потому благорасцветание помыслов есть огненный цветок духа. Известно, что действие человеческих мыслей так велико и могущественно, что оно создает каждому месту, которое посещается людьми с определенной целью и определенными мыслями, особую, свойственную лишь данному месту свою атмосферу. Многие сотни и тысячи людей, посетивших эти места, оставили в них свои мысли. Эти мысли заполняют, наслаиваются и срастаются с данным местом настолько, что становятся его специфической принадлежностью, его неотъемлемою принадлежностью. Долгое пребывание человека в таких местах способно переродить человека и изменить характер его.

      Хорошо знакомый символ древа (а также растения кактуса) был использован Е.П. Блаватской, чтобы проиллюстрировать различные эпохи Манвантары. Процитируем здесь отрывок из «Тайной Доктрины», в котором использована эта символическая фигура:
1. «В каждой Манвантаре имеются семь Кругов; этот Круг является Четвёртым, и мы сейчас находимся в Пятой Коренной Расе».
2. «Каждая Коренная Раса имеет семь суб-рас».
3. «Каждая суб-раса, в свою очередь, имеет семь ответв лений, которые могут быть названы "ветвью" или "родст венной" расою».
4. «Малые племена, ветви и ответвления последних, бес численны и зависят от действия Кармы».

«Главный ствол древа может быть сравнён с Коренною Расою [А]. Его большие ветви – с различными суб-расами, число которых семь [Bl, B2, В3 и т. д. ]. На каждой из этих ветвей семь "веточек" или "родственных" рас. Кактусооб-разное растение является лучшей иллюстрацией, ибо его "мясистые" листья покрыты острыми иглами, каждая из которых может быть сравнена с одной народностью или племенем человеческих существ».

Абсолютно необходимо усвоить представление об этих Кругах* и расах, чтобы можно было понимать ссылки на каждую из них в наших Комментариях к Станцам.

      Чем дальше заглянуть в прошлое человека, тем больше можно увидеть его будущее, ибо в прошлом заключается проекция будущего. Первые расы были эфирообразными. Уплотнение шло постепенно. Последние будут такими же. Утончение пойдет постепенно. Конец и начало аналогичны по форме, но отличны по выражению. Если вначале отсутствие самосознания, конец – апофеоз самосознающей себя сущности. Длительность процесса огромна. Четвертый круг завершится седьмой расой. Круг этот особой ответственности, ибо срединный в семи, когда в центре его уравновешены были дух и материя. Точка эта уже пройдена еще в четвертой (тоже срединной) расе, и пятая – на восходящей дуге. Постепенно духовное получать будет все больший и больший перевес над материальным, чтобы к концу седьмой расы совершенно подчинить материю духу в степени, доступной для четвертого круга. Рост могущества духа безграничен, но за пределы возможностей данного, то есть четвертого, круга могут выйти только единицы. Народы, идущие с эволюцией, преуспеют, идущие против – погибнут. Поток эволюции вынесет их по берегам, превратив в отбросы, или Космический сор. Закон аналогии царствует в мире. Подобно тому, как родится, развивается, стареет и умирает тело, родятся и умирают народы, достигнув расцвета, родятся, расцветают и умирают населенные миры. Семя дает жизнь растению. Затем следует расцвет и смерть растения, давшего жизнь новому семени. Пользуясь законом аналогии, можно решить много сложных вопросов в человеческом существовании. Например, вопрос семеричности в жизни земной человека. Постепенное утверждение младенца в сознательном пребывании в теле, расцвет и кристаллизация полученного опыта в зерне духа, в Чаше, для последующего выявления его в новом воплощении. Единство в многообразии постигается легче всего путем аналогии. Ибо – как вверху, так и внизу, так и везде и во всем.

    Мир, в который рождается человек при воплощении в тело, уже оформлен, и все же выбор путей и поступков остается свободным. В любом своем положении человек может  избрать направление во тьму или к Свету. Как в большом, так и в малом, и на путях космической и планетной эволюции индивидуальный путь духа остается свободным. Поскольку человек – часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть сознания высшей матери, то идёт процесс взаимодействия между всеми космическими силами и человеком.

      Мы, люди пятой расы, знаем только пять стихий природы, и можем проникнуть лишь до пятого плана (или сферы), и то лишь духовно наиболее развитые, т.е. закончившие свое пятое совершенствование. Высшие чувства, высшие стихии и высшие планы нам не только недоступны, но даже непонятны. В своё время ими овладеют люди соответствующего развития шестой и седьмой рас. В настоящее время люди пятой расы подошли к порогу шестого совершенствования, которое должно превратить человека в сверхчеловека. И процессы эти идут с ускорением. Для чего требовалось столетие - теперь протекает в пять лет. Развитие всякой новой расы знаменует собой новое совершенствование человечества и его подъем на более высокую ступень сознания, более высокую культуру, проникнет в более высокие планы бытия.

      Аппарат человеческий совершеннее всех приборов механических, и усовершенствование его и умение сознательно пользоваться чудесными свойствами будет задачей эволюции идущей шестой расы. Все, что сознательно примкнет к эволюции, будет развиваться стремительно. Телевизор естественный каждый человек носит скрытым в себе и также совершеннейший летательный аппарат, не требующий ни топлива, ни масла, ни металла, не изнашивающийся во времени и не зависящий от конструкторов и заводов. Эволюция человеческая пойдет именно в этом направлении. Чудеснейший, изумительный, обладающий всеми возможностями усовершенствования аппарат человеческого организма, аппарат духа, дает людям те достижения, о которых сейчас можно только мечтать, но которые станут реальностями для людей шестой расы. Великие возможности стоят перед человечеством, скрытые до времени завесой будущего. Но те, кто проник за завесу, знают о них и зовут всех людей в это прекрасное, сияющее будущее, когда чудесные свойства человеческого аппарата заменят все аппараты и все приборы.

      Будущее правильно будем считать ведущим магнитом. Важно при этом понять непреложность спирали эволюции и путей, проложенных в пространстве для восхождения человечества. Указанное Владыками объединение миров – не мечта, не пожелание, но непреложно сужденная ступень будущих достижений. Срединная точка погружения в материю пройдена в середине четвертой расы. Сейчас пятая – она уже на подъеме. За пройденной срединной нарождается шестая раса. Одновременно с утончением и разрежением плотного тела человека происходит разрежение и утончение плотной оболочки планеты. Этот эволюционный процесс превращения плотной материи в более пластичную и светящуюся так же невозможно остановить, как и движение Земли вокруг Солнца. Оба мира объединятся в сознании человека, и станет доступным и видимым Тонкий. И это будет идти одновременно с преображением плотного тела Земли и физического тела человека в состояние, более разреженное. В седьмом круге в седьмой расе это состояние достигнет кульминационной точки для данного цикла. Сейчас же необходимо твердо усвоить, что этот путь развития человечества и продвижения его к новым формам своего выявления Начертан Владыками как непреложность. Это сужденное будущее человечества. Не мечтания, не желания, не надежды, но огненный приказ эволюции. Печать непреложности лежит на этом приказе. Это есть действительность нашего огненного будущего, это есть далекая действительность нашего преображенного мира.

      Каждый планетный цикл или круг имеет свой предел для развития человеческого организма, и с каждым новым циклом ступень достижения повышается. Так Манас, или высший разум, на нашей Земле получит свое полное развитие в пятом круге и в пятой расе его, пока же мы еще только в четвертом круге и в пятой расе при завершении ее, потому для нашего круга манас уже достиг апогея своего развития, а с нарождением шестой расы, вернее с ее утверждением, ибо уже немало людей, принадлежащих к шестой расе, мы вступим в эпоху развития духовного сознания, имеющего свое основание в сердце.

      Перейдя серединную точку погружения в материю в середине  четвёртой расы, человечество и планета поднимаются по дуге утончения и разрежения материи и оболочек человеческого микрокосма. У высшей точки круга при завершении цикла в круге седьмом седьмой расы достигнута будет ступень высшей духовности и утончения человека. Это путь, намеченный Космической Волей, и от свободной воли каждого человека зависит выбор – идти ли по нему до конца или от него уклониться и быть выброшенным из потока эволюции и стать космическим сором.

       Споры и недоумения возникают, по большей части, от невмещения беспредельности. По земному разумению трудно представить схему, которая пребудет неприкосновенной. Тоже нелегко вообразить все ветви того же закона, но все-таки нужно привыкать к космическому многообразию. Наша планета с ее тонкими сферами может испытать самые неожиданные воздействия из дальних миров. Не следует полагать, что наша солнечная система представляет нечто обособленное, наоборот, все миры находятся в тончайшем взаимодействии. Таким образом, закон основной незыблем, но каждое небесное тело может создать вокруг себя индивидуальные особенности. На Земле могут ужиться представители самых дальних эволюций с людьми шестой расы. Также можно видеть, что мировоззрение колеблется от примитивного до разумения озаренности. Но не только среди природы проявленной замечаются непримиримые крайности, они еще больше поражают в Тонком Мире. Можно представить, как могут вторгаться воздействия самых отдаленных систем. Такие воздействия могут быть подобны взрывам и смерчам. Они вносят своего рода революции, потому не следует представлять себе Тонкий Мир как нечто мертво-узаконенное. Могут быть и в высоких сферах столкновения психических сил. К таким представлениям нужно привыкать. Только ясное сознание о великом разнообразии может оберечь от пагубы ограничения.

      Нужно помнить о совершенной неотложности осознать наступление Нового Века. Огненные энергии в страшном напряжении устремлены к Земле, и, неосознанные и непримененные, они будут вызывать и уже вызывают разрушительные землетрясения и другие космические пертурбации, так же как и революции, войны и новые эпидемии. Мы находимся у самого преддверия нового века, новой расы, и потому наше время может быть приравнено к последним временам Атлантиды, в существовании которой наука начинает все более и более убеждаться.

      В Космосе, а также и на планете существует гигантское разновесие, которое в частном случае Земли находится под влиянием коллективной психической энергии людей. Стихийные бедствия не есть нечто случайное и своевольное. Как показывает само название, в них деятельное участие принимают стихии, равновесие которых нарушается коллективною силой человеческих энергий. Организм человека наделен этими энергиями в очень значительной степени. Периоды благоденствия народов Земли всегда ознаменовываются умиротворением стихийных сил природы. Эти периоды характерны подъемами духовной жизни людей, расцветом наук и искусств и миром между народами.

      Существует много легенд о Золотом Веке человечества. Это не сказки, но память о действительном прошлом, когда люди не знали ни бедствий, ни войн, ни вражды, ни недоброжелательства и когда Земля была поистине благословенным краем для населяющих ее народов. Да! Было такое время. Оно прошло. Его заменил Черный Век Кали Юги, который, как и все на Земле, имеет свой конец. И конец этот уже наступает. Уже ощущаются временами светлые воздействия приблизившейся Сатиа Юги, Юги Света, духовного подъема, мира и процветания. Кали Юга – век неуравновесия, столкновений народных, насилия, и войн, и падения нравов. Все это особенно яро и резко выявляется при конце Черного Века, когда столкновения полярностей достигают особой силы. Наступление Сатиа Юги связано с нарождением новой шестой расы человечества, несущей с собою в мир новое сознание и мощь новой эволюционной волны. Никто не может встать в стороне от тех перемен, которые, в силу этого, уже происходят на планете. Участники – все без исключения. Все участвуют в этом гигантском столкновении сил Света и мрака. Победа суждена силам Света, ибо эти силы на страже эволюции. Разрушение старого мира предшествует победному строительству Нового. И для каждого человека так важно решить вопрос, примкнуть ли сознательно к силам Света или к силам тьмы, и тем определить участь свою на целую Югу. Разрушители темные с планеты уйдут. Останутся строители жизни. Таково предначертание Космической Воли.

      Цикл в своем спиральном движении наметил в пространстве нарождение Шестой и Седьмой Расы и явление следующего за ними Пятого Круга, за которым идут Шестой и Седьмой. Но даже и это еще не конец эволюции человечества. Конца нет. После окончания Великого Цикла и Пралайи последует новый. Так в Беспредельности происходит эволюция сущего по Космической Спирали, нет которой ни начала, ни конца. «Вездесущ Разум Космоса. Во всем Пространстве проявлен закон руки его. Неисчислимы всвоздействия и новые комбинации его. От химизма светил до функций явлений жизни он управляет началом всего Бытия. Этот вопрос волновал многие сознания. Трудно отрицать этот всемогущий Разум Космоса, который своим дыханием проникает все слои тверди. Но люди обычно отворачиваются от истины сознательно. Когда дух стремится к минутному покою из влечения к обманчивой Майе, тогда он просыпает лучшие светолучи Космоса. Озарение может испугать нежелающего просветления» (Учение Живой Этики: Беспредельность, ч. I, § 28).

     Лучше ждать и не дождаться, устремляясь и восходя, чем не ждать ничего, опускаясь все ниже и ниже. Ожидание будущего вдохновляет и дает духу крылья. Будущее человека – полеты. Будущее означает не только сужденное преображение мира, но и преображение самого человека. Удел человека – летать, и не только на самолетах или космических кораблях, но и в своем тонком теле. Будущее человека сияюще. В этом будущем можно жить, и стремиться к нему, и о нем вдохновенно мечтать. Не смущайтесь несовершенством настоящего. Все заменится лучшим. Будущее так же неизбежно и неотвратимо, как ежедневный Солнца восход. Оно так же циклично и подчинено ритму. Ритм основан на чередовании противоположностей, как биение пульса. Будущее определено волею сроков и неотвратимо. Этим сознанием нужно идти через жизнь. И не все ли равно в конечном итоге, какой путь приведет ближе к нему. Ведь когда оно станет реальностью, забудется все, что так болезненно и остро отягощало дух. Магнит будущего мощен. Его сила в непреложности продвижения к к будущему.

Дугу  сознания  раздвинув,
больше  постигнем  о  Мирах, –
о  душе,  духе,  сочетанье  –
где  духи  представляют  сплав.

Сплав помыслов – по устремленью,
и  Фокус  Света,  где  стезя,
и с Истины – Заветы ближе,
и  Свет  –  родная  сторона.

Все  устремления  у  духа,
что каждый на Земле несёт, –
окутывают  всю  планету,
и  по  соцветию  –  исход…

      Поднимая сознание над ограничениями настоящего, в будущем освобождаем его для восприятия и постижения его возможностей. Ведь осознание есть почти уже овладение. Не беспочвенные мечтания, но раскрытие потенциальных возможностей огненного аппарата человека. Реализация их произойдет через осознание. Все истинные вожди человечества устремляли людей в будущее, далекое или близкое, – в зависимости от требований момента и задач Эволюции. Несомненно одно: в будущем – все, ради чего живет, борется и страдает человечество, и в будущем все достижимо. В понимании вседостижимости следует утвердиться прочно.

      Быть не побежденным своими накоплениями – значит идти, не нарушая ритма поступательного движения. Наслоения прошлого этому часто мешают. Тогда их надо умерить и обуздать настолько, чтобы они не препятствовали. Два человека борются в сознании за преобладание: один от прошлого, другой от будущего. Один – тот, кем был человек в прошлом, другой – тот, кем должен он стать. Иногда прошлое особенно оживает и требует своего. Временная уступка ему еще не означает окончательного поражения. Борьба продолжается, несмотря ни на что, и вплоть до победы. Прошлому пищи не надо давать, чтобы не усиливало себя ею. Но жить чем-то надо. Пусть мысли о будущем будут пищей для духа. В нем можно для прошлого места совсем не оставить. В нем утверждается возможность победы. В нем и освобождение от ограничений настоящего. Освобождение от физического тела, то есть смерть, неизбежно. А дальше поведут мысль и устремление, на них и упор. Там, где все движется мыслью, она приобретает первенствующее значение. Но ее следует освободить от связанности прошлым, если оно не от Света. Только освобожденная от ненужных накоплений, мысль дает духу свободу. Иначе она приведет его в сферы, насыщенные неизжитыми желаниями, и удержит его там, пока не истощится их сила. Очень надо проверить себя, чтобы знать, от чего следует освободить сознание и очистить его.
 
     Конечно, разрыв между тем, что суждено и что будет, и тем, что есть, – велик. Но следующая ступень эволюции неотвратима. Следовательно, мост соединяющий быть должен построен. Ведь момент настоящего – переход в будущее. Проекция будущего построена давно и в согласии с течением эволюции. Именно в настоящем надо суметь уловить, понять и осознать главное направление и возможности движения по нему. Старые нагромождения в сознании – запруды для духа, хотящего Новый Мир. Все мешающее должно быть разрушено и убрано. Сияющее будущее человечества несовместимо с пережитками темного прошлого. Мир Новый строится на новых Основах.

Орлиные  Очи  пред  вами,
и  дух  вездесущ  и  могуч,
и  нет  расстояний  для  духа,
и  все  времена  –  с  ним  минуть.

В грядущем и в прошлом проходит,
и в Мире  –  подвластном Огню,
с  Владыкой  вступает  в  Общенье,
и  –  светлую  ткёт  колею.

В телесном – лишь гибельность сходит,
и  формы  сменяемы  все,
а  дух  в  Незакатном  восходит,
он  в  светлых  кристаллах  Огне.

      И расцвет страны всегда творится с космическими воздействиями. Коллектив устремленных мыслей притягивает из пространства нужные наслоения явленных посылок. Клише открытий великих носятся в пространстве. Те, кто могут напрячь свою психическую энергию в ритм космических энергий, те примут в сознание сокровища. Расширение сознания направит к цепи соединения всех творческих сил Космоса. Сама Жизнь существует ради будущего, в орбиту которого устремлена вся Вселенная. Если отнять от людей будущее, то смысл их существования исчезает. Будущее может осознаваться и далеким и близким, то есть сознание может проникать как в близкое, так и в очень далекое будущее. Если бы только осознали, сколь сужденное будущее реально, то жили бы в нем, и жили бы им, и ему отдавали бы мысли, не считая это мечтаниями. Мысли о будущем принимают участие в строительстве этого будущего и его утверждают. Вибрации прошлых свершений или деяний висят над свершившим их человеком. От времени до времени он чувствует их воздействия особенно сильно и подпадает под их власть. В этом большая опасность, если деяния эти не от Света. Как же этого избежать? Только огненным устремлением в будущее. Прошлое для восходящего духа всегда менее совершенно, чем настоящее или будущее. Поэтому освобождение от власти прошлого лежит в будущем. В него и направляются мысли. В будущем легко создать тот идеальный образ, который должен стать достойным выражением устремленного духа. Ничто не может препятствовать подобным полетам. В будущем – всё.

      "Настал час сказать людям кто они. И в этом – основная задача Наших Сотрудников, т. е. тех, которые познали Истину и могут передать, преподнести человечеству Основы. И, как цепная реакция, увеличивается количество людей, которые готовы воспринять Истину, у которых открываются центры. Этим людям узки их материальные рамки, они в состоянии познать принять Мир Тонкий. Но всегда надо помнить, что Сокровенное Знание несёт в себе новые возможности, которые должны быть использованы на Благо. Вот почему с такой осторожностью подходим Мы к выбору людей. Шестая раса – раса людей, которая коренным образом отличается от предыдущей. Именно расширенное сознание должно отличать новых людей, которые будут обладать новыми психическими возможностями. Интеграция – вот лозунг Новой Эпохи. Произойдёт единение различных сфер. СОЗНАТЕЛЬНОЕ пребывание людей в различных сферах Бытия даст новый скачок в эволюции человека. Поэтому, Наши Сотрудники, не спеша, тщательно выполняйте данные вам задания и путём своего совершенствования способствуйте совершенствованию, раскрытию окружающих вас. Кто готов, тот воспримет Луч, кто готов, тот с Нами.    М      28.10.1992 г.  Агни Йога. Современный этап. Черновцы, 1994 г. (Запись Ольги Моргуновой. Есть в Интернете)

* * *
Росов В. А.

НИКОЛАЙ РЕРИХ: ВЕСТНИК ЗВЕНИГОРОДА
Книга II. НОВАЯ СТРАНА

Книга посвящена Маньчжурской экспедиции Н. К. Рериха (1934-35), направленной Департаментом сельского хозяйства США для поиска засухоустойчивых злаков и трав по окраинам пустыни Гоби. В ходе экспедиции Рерих предлагает министру Департамента Г.Э. Уоллесу осуществить проект «Канзас», который подразумевает организацию во Внутренней Монголии сельхозкооператива, кооперативного банка и ряда культурных учреждений. Вся деятельность в рамках этого проекта является продолжением работы по созданию нового монголо-сибирского государства, предусмотренного Великим Планом. В ее основе лежат не только политико-экономические задачи, но и духовные цели. Для Рериха «Новая Страна» связана с приходом Мессии, или Мирового Вождя, который способен объединить народы в Азии, в том числе огромные массы русской эмиграции, обосновавшейся в Харбине и Русском Китае. Это совпадает с ожиданием всем буддийским Востоком прихода грядущего Будды, Майтрейи.

Заказы направляйте по адресу:
101000, Москва, а/я 770, Фонд «Дельфис»;
по тел.: (095) 928-06-79 и E-mail: delphis@mail. ru.

«Настоящее есть дитя Прошлого; Будущее порождение Насто­ящего. И, тем не менее, о настоящий мир! Разве не знаешь ты, что не имеешь отца и не можешь иметь потомства; что ты посто­янно рождаешь лишь самого себя? Прежде чем ты начал гово­рить — «Я порождение истекшего мгновения, дитя прошлого.» — ты  уже стал этим самым прошлым. Прежде, чем ты произнес последний слог, узри! ты уже не Настоящее, но воистину, Буду­щее. Итак, прошлое. Настоящее и Будущее суть Вечно-Сущая Троица в Едином — Махамайя Абсолютного «ЕСТЬ».
Тайная Доктрина, т. 2, стр. 554-559.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
«ТАЙНАЯ ДОКТРИНА» И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ
(Записки капитана Роберта Боуэна, сделанные им в 1891 г., за три недели до смерти мадам Блаватской.]

На прошлой неделе Е. П. Б. особенно интересно говорила о «Тайной Доктрине». Мне следовало бы разобрать ее высказыва­ния и записать их с возможной точностью, пока все это еще све­жо в памяти. Как сказала она сама, через тридцать-сорок лет эти записи могут кому-нибудь пригодиться.

Прежде всего, «Тайная Доктрина» — всего лишь небольшой фрагмент того эзотерического учения, которое известно высшим членам Оккультных Братств. В ней, как сказала Е. П. Б., содер­жится ровно столько, сколько сможет воспринять Мир в гряду­щем столетии. Здесь у меня возник вопрос, на который она отве­тила следующим образом:

«Мир — это Человек, живущий в Личностной Природе. Этот «Мир» в двух томах «Т. Д.» найдет для себя все, что только до­ступно его высшему восприятию, но не более того. Это не озна­чает, однако, что Ученик, не живущий в «Мире», не сможет най­ти в этой книге больше, чем найдет для себя «Мир». Всякая фор­ма, какой бы грубой она ни была, содержит в себе скрытый образ своего «творца». Так же и любой имеющий автора труд, как бы непонятен он ни был, заключает в себе скрытый образ того, что известно автору. Из этого высказывания я могу сделать вывод, что «Т. Д.» содержит в себе все, что известно самой Е. П. Б., и даже гораздо больше, учитывая, что большая часть книги сооб­щена ей людьми, чьи познания несравненно обширнее ее собст­венных. Более того, она, несомненно, имела в виду, что другой сможет найти в этой книге то, о чем она и сама не знает. Заман­чиво думать, что я, например, могу открыть в словах Е. П. Б. то, что ей самой неизвестно. Она очень много говорила по этому поводу. X. после сказал: «Е. П. Б. теряет хватку», имея в виду, я полагаю, уверенность ее в собственных знаниях. Но У. и я сам лучше, как мне кажется, ее понимаем. Она убеждает нас не при­бегать к ней как к высшему авторитету, но целиком и полностью опираться на наше собственное растущее понимание.

(Дописанное позднее замечание по поводу вышесказанного: — Я был прав. Я прочел ей все это, и она кивнула мне и улыбнулась. Ее одобрительная улыбка чего-то да стоит! —(Под­писано:) Роберт Боуэн).

Наконец-то мы добились того, чтобы Е. П. Б. побеседовала с нами непосредственно об изучении «Т. Д.». Записываю сразу, по­ка все это еще свежо в памяти.

Чтение «Т. Д.» страница за страницей, как читают любую дру­гую книгу (ее слова), неизбежно закончится путаницей и неразбе­рихой. Прежде всего, даже если на это уйдут годы, необходимо понять «Три фундаментальные Принципа», о которых говорится в Прологе. За этим пусть последует изучение краткого повторения - пронумерованных пунктов в разделе «Итог» к 1-му тому (часть 1). Затем возьмите «Предварительные Заметки» (т. l ) и «Заключение» (т. II).

Е. П. Б. весьма определенно говорила о важности Учения (в «Заключении»), относящегося ко времени появления Рас и под-рас. Проще, чем обычно, она объяснила, что в действительности нельзя говорить о грядущем «появлении» рас. «Нет ни ПОЯВЛЕНИЯ, ни ИСЧЕЗНОВЕНИЯ, а лишь вечное СТАНОВЛЕНИЕ», — сказала она. Четвертая Коренная Раса существует до сих пор. Так же обстоит дело и с Третьей, и со Второй, и с Первой, по­скольку можно наблюдать их проявления на нашем теперешнем материальном плане. Кажется, я понимаю, что она имеет в виду, но выразить это в словах выше моих сил. Рядом с нами присутст­вуют также Шестая под-раса, Шестая и Седьмая Коренные Расы и даже люди, которые будут жить в последующих Кругах, Все это можно понять. Не могут же Ученики, Братья и Адепты при­надлежать к обычной Пятой под-расе, поскольку раса — это этап эволюции.

Слова Е. П. Б. не оставляют никакого сомнения в том, что, судя по развитию человечества в целом, от Шестой под-расы нас отделяют столетия (во времени и пространстве). Мне показалось, что Е. П. Б. особенно настойчиво это подчеркивала. Она намекала на «опасности и заблуждения», возникающие вследствие рас­пространения идей о том, что над миром уже забрезжила заря Новой Расы. Согласно Е. П. В., продолжительность существования одной под-расы для человечества в целом совпадает по времени с продолжительностью Звездного года (один оборот земной оси — около 25000 лет). Таким образом, появление новой расы значительно от нас отдаляется.

В течение прошедших трех недель мы провели замечательные занятия по изучению «Тайной Доктрины». Я должен разобрать свои заметки и с точностью записать то, что получится в итоге, пока ничего не забылось.

Е. П. Б. очень много внимания уделяла «Фундаментальному Принципу». Она говорила: «Если кто-то полагает, что из «Тайной Доктрины» он сможет почерпнуть вполне удовлетворительное представление о строении Вселенной, то в результате изучения этой книги он лишь совершенно запутается. «Т. Д.» создана вовсе не для того, чтобы вынести окончательный вердикт по всем воп­росам бытия, а лишь для того, чтобы ВЕСТИ К ИСТИНЕ». Послед­нее выражение она повторила не один раз.

Более чем бесполезно обращаться к тем, кого мы считаем продвинутыми учениками (ее слова), за «разъяснением» «Т. Д.». Дать вам его они не в состоянии. Если же они попытаются это сде­лать, то вы не услышите от них ничего, кроме отрывочных и вы­холощенных экзотерических интерпретаций, которые и отдаленно не походят на ИСТИНУ, Усваивая эти интерпретации, мы привя­зываем себя к фиксированным идеям, тогда как ИСТИНА превы­шает все идеи, которые кто-либо из нас в состоянии сформулиро­вать или выразить. Все экзотерические интерпретации хороши, и Е. П. Б. не осуждает их, если они служат лишь указателями для начинающих и не воспринимаются ими как нечто большее. Мно­гие из тех, кто уже вступил или же вступит в будущем в Теософ­ское Общество, конечно, не в состоянии преодолеть рамки обще­принятых экзотерических концепций. Но есть также (И будут еще) и другие, и именно им Е. П. Б. рекомендует следующий действи­тельно верный подход к «Тайной Доктрине».

Подходите к «Т. Д.» (ее слова) без какой-либо надежды на то, что из нее вы почерпнете окончательную ИСТИНУ бытия, и без каких-либо иных идей, кроме желания узнать самому, насколько сможет она приблизить вас к ИСТИНЕ. Рассматривайте ее изуче­ние как один из способов развития разума, нетронутого другими занятиями. Соблюдайте следующие правила:
а) Основное единство всего сущего.

Это единство не имеет ничего общего с привычным понятием единства, которое мы имеет в виду, когда говорим, что нация или армия едины или что две планеты объединены линиями магнетического притяжения. Теософское учение состоит не в этом. Оно гласит, что единство — это ОДНО ЦЕЛОЕ, а не собрание разнородных вещей, пусть даже взаимосвязанных. В основе всего лежит Единое Бытие. Бытие это имеет два аспекта: позитивный и негативный. Позитивный аспект — это сознание, а негативный — субстанция, субъект сознания. Это Бытие — не что иное, как Абсолют в первом его проявлении, А если оно абсолютно, зна­чит, ничто не существует вне его. Это Все-бытие. Оно недели­мо —в противном случае оно не было бы абсолютным. Если мож­но отделить от него какую-то часть, то оставшееся никак не мо­жет быть абсолютным, поскольку тут же возникает вопрос срав­нения между отделенной и оставшейся частью. Сравнение же совершенно несовместимо с идеей абсолютности. Таким образом, очевидно, что это основное ЕДИНОЕ СУЩЕЕ, или Абсолютное Бытие, должно присутствовать в качестве Реальности в любой из существующих форм.

Я сказал, что, хотя мне это и ясно, я не думаю, что в Ложах многие это поймут. «Теософия, — ответила Е. П. Б. — предназ­начена для тех, кто умеет мыслить, или для тех, кто может заставить себя мыслить, а не для умственных лентяев.» В последнее время Е. П. Б. заметно смягчилась, А раньше она частенько назы­вала заурядных учеников «болванами».
Атом, Человек и Бог, все вместе и каждый в отдельности, суть в конечном счете не что иное, как это Абсолютное Бытие, кото­рое и есть ИСТИННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Именно эта идея постоянно должна служить основой любого представления, воз­никающего а процессе изучения «Тайной Доктрины». Стоит за­быть о ней (а сделать это проще простого, заплутав в лабиринте Эзотерической Философии), как тут же возникает идея ОТДЕЛЬ­НОСТИ, и изучение теряет всякий смысл.

б) Вторая идея, о которой необходимо все время помнить:
НЕ СУЩЕСТВУЕТ МЕРТВОЙ МАТЕРИИ. Даже мельчайший атом на­делен жизнью. Иначе и быть не может: ведь каждый атом в ос­нове своей есть Абсолютное Бытие. А следовательно, нет ника­ких «Пространств» Эфира, или Акаши, —называйте как хотите, — где ангелы и элементалы резвятся, как форель в реке. Таково представление большинства людей. Истина же состоит в том, что каждый атом материи, независимо от того, какому плану она при­надлежит, сама по себе есть ЖИЗНЬ.

в) Третья основная идея заключается в том, что Человек — это Микрокосм. А раз так, то в нем заключены все Небесные Иерархии. В действительности же не существует ни Макрокосма, ни Микрокосма, а есть лишь Единое Сущее. Великое и малое существуют лишь в ограниченном сознании.

г). Четвертая и последняя основная идея, о которой следует помнить, нашла свое выражение в Великой Герметической Акси­оме. Она поистине представляет собой сумму if синтез всех ос­тальных идей.

Как внутри, так и вовне; как в большом, так и в малом; как вверху, так и внизу; существует лишь ОДНА ЖИЗНЬ И ОДИН ЗАКОН; и тот, кто осуществляет его, есть Единый. Нет ни внеш­него, ни внутреннего; нет ни большого, ни малого; нет ни высоко­го, ни низкого в Божественном Устройстве.

Независимо от того, что изучаете вы в «Тайной Доктрине», все прочитанное нужно воспринимать в свете этих основных идей».

Я сказал, что мне это представляется своего рода умственной гимнастикой, которая, должно быть, весьма утомительна. Е. П. Б. улыбнулась и кивнула. Не нужно быть глупцом (сказала она) и до­водить себя до сумасшедшего дома, вознамерившись сразу постичь слишком многое. Мозг это орудие бодрствующего соз­нания, и формирование всякого осознанного мысленного образа подразумевает изменение и разрушение атомов мозга. Обычная интеллектуальная деятельность у человека протекает достаточно стабильно, не вынуждая мозг производить резкие перемены в составе своей субстанции и не вызывая в ней разрушений. Но непривычное умственное усилие приводит к созданию чего-то совершенно нового, к возникновению «новых направлений мозго­вой деятельности», к перестройке организации мозговых клеток. Необдуманное ускорение этого процесса может причинить моз­гу серьезный физический ущерб.

Такой способ мышления (ее слова) индийцы называют Джнани-йогой. Идя по пути Джнани-йоги, человек чувствует, что у него возникают новые концепции, которые он осознает, не имея, тем не менее, возможности ни выразить их, ни придать им форму мысленного образа. С течением времени концепции эти примут вид мысленных образов. В этот период следует быть осо­бенно осторожным и не давать ввести себя в заблуждение идее о том, что этот новообретенный прекрасный образ является изо­бражением реальности. Это не так. Продолжая свою работу, че­ловек обнаруживает, что образ, некогда приводивший его в вос­хищение, тускнеет и перестает его удовлетворять, а в конце кон­цов, и совершенно стирается или отбрасывается. Здесь его под­стерегает другая опасность, поскольку в тот момент, когда че­ловек оказывается как бы в пустоте и лишен какой-либо концеп­ции, способной его поддержать, он может поддаться искушению оживить отброшенный образ с тем, чтобы обрести более надеж­ную опору. Однако истинный ученик, не обращая на это внимания, продолжает свою работу, и в конце концов, перед ним вновь забрезжит неясный свет, из которого со временем опять возникнет образ величественнее и прекраснее прежнего. Но те­перь ученик уже будет знать, что никакой образ нельзя считать изображением ИСТИНЫ. Этот последний и великолепный тоже потускнеет и сотрется, как и прочие. Так это и будет продолжать­ся до тех пор пока, наконец, не останутся позади и разум, и соз­данные им образы, и учение не вступит в Мир Без Формы и не пребудет в этом мире, бледным отражением которого формы яв­ляются.
Истинный исследователь Тайной Доктрины — это Джнани-йог, и этот Путь Йоги является истинным путем для западного учени­ка. С тем, чтобы дать ему указатели на этом Пути и была напи­сана «Тайная Доктрина».

(Поздняя запись: Я прочел Е, П. Б. это изложение ее слов и спросил, верно ли я ее понял. Она сказала, что я болван, если возомнил, что словами можно что-либо верно выразить. И все же она улыбнулась мне, одобрительно кивнула и сказала, что я действительно изложил ее слова лучше, чем кто бы то ни было, и даже лучше, чем она сама могла бы это сделать.)
Странно, зачем я все это записываю. Обо всем этом нужно поведать миру, а я слишком стар даже для такого дела. По срав­нению с Е. П. Б. я чувствую себя ребенком, а ведь я на двадцать лет старше ее.

Она сильно изменилась с тех пор, как я познакомился с ней два года назад. Удивительно, с какой смелостью смотрит она в лицо ужасной болезни. Встреться ей человек, который ничего не знает и ни во что не верит, — и Е. П, Б. убедила бы даже его, что она пребывает где-то за пределами своего тела и мозга. Мне кажется — в особенности во время этих последних встреч, когда физически она стала такой беспомощной, — что мы по­лучаем эти учения из какой-то иной, высшей сферы. Мы, кажется, скорее чувствуем и знаем то, что она говорит, нежели слышим это своими ушами. X. тоже много говорил об этом прошлым вечером.
Роберт Боуэн.
19 апреля 1891 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
СЛОВАРЬ
(основан на «Теософском Глоссарии» Е. П. Блаватской)
Акаша — тонкая духовная сущность, пронизывающая прост­ранство
Дхиан-Коганы — божественные Разумы, осуществляющие контроль за Космосом (ср. Архаты)
Дзиан — Мудрость, Божественно Знание Карана — Причина
Карма — Действие; Закон причины и следствия Махат — Вселенский Разум и Сознание
Манас — Разум; перевоплощающийся принцип в человеке, его высшее Эго
Манвантара — период проявления (манифестации) или косми­ческой активности
Майя — Иллюзия; космическая энергия, благодаря которой становится возможным существование феноменальной вселенной
Мулапракрити — недифференцированная субстанция; корень материи
Настика — атеист, или, скорее, человек, не поклоняющийся никаким богам или идолам
Парабраман — «Находящийся за пределами Брахмана»; без­личный, безымянный вселенский принцип; Абсолют
Пракрити — Природа в самом общем смысле, как первоначальния субстанция
Пралайя — период покоя между манвантарами, или периодами активности
       Пуруша — Дух
Сат — Единая Вечно Сущая Реальность; Божественная Сущ­ность, или Бытийность
Упадхи — основание или носитель чего-то менее материально­го, чем оно само.

В "Тайной Доктрине" Е.П.Блаватской можно найти провидческие утверждения о том, что "приближается день, когда потребуется абсолютная реформа в современных методах науки самими учёными". Такой реформой будет отказ от концепции существования только лишь физических законов, управляющих Мирозданием. Прогресс в науке неизбежно заставит исследователей обратиться к Эзотерическому Учению для того, чтобы объяснить природу так называемых аномальных явлений.

 * * *

АРФА  БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ

      Не забывай, дитя моего сердца, что ты – строитель миров, и что миллионы ещё не сотворённых ждут лишь прикосновения пальцев твоих к струнам Арфы Беспредельности, дабы родиться подобно пеанам* Победы и Любви, или же сатанинским диссонансам, которые могут завершиться лишь злом и гибелью.
      Извлекай лишь глубокие чистые звуки, дабы жилище твоё раскрылось Хору Небес.

* Пеан – в Др. Греции заклинательная песнь, обращённая к Апполону; позднее – стихотворный гимн.

Из Посланий Махатм Шамбалы (Твердыни Света)


Рецензии