Милосердие

Недавно моя шестилетняя дочь попросила объяснить, что такое милосердие. Сначала мы вместе вслушивались в само звучание этого слова, разделив его на «милость» и «сердце», а потом придумывали разные ситуации, в которых наши вымышленные герои были бы добрыми, чуткими и милосердными.
Среди множества несложных образов, рождавшихся в детской голове, были и те, кто приютил бездомного пса с перебитой лапой, и те, кто в преддверии зимы развешивает на деревьях скворечники, и даже те, кто склеивает рваные книжки в библиотеке. Казалось, что все в ее сознании уложилось правильно и если вести родительский дневник, то можно поставить «галочку» в графе успешно проработанных воспитательных моментов. Смутило меня только одно: в ходе этой нашей игры я заметила, что ни один из придуманных ею персонажей не совершил доброго поступка во благо человека. Все они заботились о ком угодно – бездомном зверье, героях мультфильмов, брошенных игрушках, - но только не о людях и даже не о детях.
Интересно, это простое совпадение или примета времени? Пожалуй, второе. Вот он – индикатор ответственности общества перед теми, кто остро нуждается в помощи сильных и милосердных людей. Наверное, мы так часто отворачиваемся от инвалида-колясочника, пытающегося преодолеть пешеходный переход, от копошащегося в песочнице незрячего малыша, уводя своего на соседнюю площадку, от одинокой и немощной старости, тщательно скрывая от самих себя очевидность этих проблем, что наши дети и не подозревают об их существовании. Пожалуй, «галочку» ставить пока рано.


Рецензии