Серебряному веку

                “И знаем, что в оценке поздней
                Оправдан будет каждый час”
                А. Ахматова.

Мы умерли, не оценив надгробий,
Не погрузившись в слово до границ
Безмолвия, и тень междоусобий
Проклятьем пошлости вальсирует на бис.
Мы — мельче, мы — ничтожней!  В самом деле
Мы окунулись памятью в корысть.
Быть может, по-житейски, мы умнее,
Но лучше нам с собою развестись…

Нет зависти — есть только восхищенье
И только есть желание сполна
Ворваться в средоточье средостенья,
В котором Вами пущена волна
Изысканной новаторской работы
Со словом, звуком, ритмом и стихом:
Вы жизнь вдохнули грудью полной квотой
И, знаю, не жалеете о том!

Вы пережили ворох треволнений,
В лицо надменно ад пахнул крылом,
И цену самых ярких сновидений
Изведали, считая ремеслом
Могучий дар, до коего нам грешным
Не хватит сил духовных дорасти…
Но то, что Вами поднято, Небесным
Мы почитаем… Господи, прости!

12.06.07


Рецензии
Всего-то 25 лет длился Серебряный век с одним из истоков в ахматовской строке "...И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..." Н.А. Бердяев часто упоминает это удивительное время. А. Белый назвал свой роман "Серебряный голубь"... На изломе драматических событий истории появились поэты-самородки...
Этому предшествовал "Золотой век" русской литературы...

Пытаюсь понять, Алексей Владимирович, почему в новейшей истории России пока нет таких примеров!? Есть вседоступность средств самовыражения, но Поэтов не слышно и они уже не могут "держать" в восторге "залы политехов и стадионы"...

Спасибо за мысли
и контуры подсказок!

С теплом и доверием,

Анатолий Евстафьев   14.03.2018 14:22     Заявить о нарушении
Без боли ничего не получается...
Это я как анестезиолог утверждаю...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   14.03.2018 22:38   Заявить о нарушении
Вернулся к этому Вашему произведению, Алексей Владимирович, чтобы задать самому себе и Вам вопрос: "Почему поэты Серебряного века смогли то, что "даже близко не лежит" у наших современных стихотворцев-реформаторов в стиле "инсталляция?".
Ведь и на наш с Вами революций с мировой и гражданскими войнами хватили с лихвой, а Поэтов дефицит...!?
Предполагаю, души у них были не осквернены обезбоживанием и пандемией всеядного потребительства и в слове "любовь" они не слышали пошлого "Давай, займёмся любовью"...
Спасибо, что щёлкнули выключателем в мозгу!

Анатолий Евстафьев   30.12.2019 18:39   Заявить о нарушении
Пропущено "век"

Анатолий Евстафьев   30.12.2019 18:40   Заявить о нарушении
Простите, Анатолий, не углядел Вашей приписки...
Вряд ли отвечу на Ваш вопрос, ибо жизнь духа развивается по своим законам.
Расцвет зодчества на Руси был в предмонгольский и монгольский период. Он, конечно, в значительной степени был импортирован из Византии и имел Восточную окраску (Восточная Римская Империя) - я имею в виду мастеров - но лёг на потрясающе подготовленную почву. И, поэтому, такие шедевры, как Дмитровский собор во Владимире, Храм Покрова на Нерли, Пятницкая церковь в Чернигове, Спаса Нерукотворного в Андрониковском монастыре, Троицкий в Сергиевой Лавре. В это же время идёт расцвет иконописи. Сюда же можно присовокупить и словесные шедевры митрополита Иллариона и "Слова о полку Игореве". Все сопряжено: усвоение и аккумуляция греческой православной культуры и внутреннее напряжение от нагрянувшей беды в виде ига с его предчувствием, что особенно прочитывается в Слове. То есть, есть сгущённая атмосфера и подготовленная душа.
Петровская реформа, переломав российские кости, в конечном итоге дала новый импульс к осмыслению и ассимиляции культуры Запада. Был подготовительный период эпохи Ломоносова и Державина, заложивший основы новой словесности, совершенно неожиданно разрешившиеся оружейным залпом из Пушкина, подхваченного Лермонтовым, Тютчевым и многими другими. В прозе - апофеозом явились Толстой и Достоевский, переплюнуть которых, по-моему, просто невозможно. Лично мене всё после Фёдора Михайловича кажется пресной.

Священник Алексий Тимаков   03.03.2021 14:57   Заявить о нарушении
Кажется пресным.
А дальше новая экспонента: наработанный национальный опыт и предчувствие надвигающейся катастрофы, рванувшей в революцию, породило сгусток великих талантов, имевших порясающее гуманитарно-музыкальное образование, выплеснувшееся в музыке стиха Мандельштама, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака. Сюда же необходимо пришвартовать философский параход Бердяевых, Булгаковых, Трубецких, Франков, импульс которым дал Владимир Соловьёв. Здесь же и живопись Ивановых, Врубелей, Нестеровых и пр., музыка Чайковских, Мусоргских, Рахманиновых - всех всё равно не перечислишь. А также русская архетектура - сначала привозная: Растрелли, Кваренги et.cet., а в апофеозе - Русский Модерн с Шехтелем.
ХХ век ещё был напитан этими именами, и потому Скрябин, Шостакович, Прокофьев и Шнитке, Корин и Бродский - те, кто успел надышаться могучим воздухом.
Если учесть, сколько голов полегло в послеоктябрьской чистке, станет понятно, что ресурс культуры сильно подорванименно в человеческом факторе: гуманитарное образование не чета началу ХХ века, жизнь при всех её трудностях безмерно благополучна, а посему ничто выстрадано быть не может. Остаётся только предчувствие катастрофы, которую могут ощущать только особо чувствующие люди. Есть ли они в наличии? Произойдёт ли очередная аккумуляция духа? - вопросы обращённые в будущее. И ещё: что необходимо перелопатить в себе самом, чтобы ощутить нерв истории - какое наследие аналогичное наследию Византии и Возрождения?

Ваш, А.Т.

Священник Алексий Тимаков   03.03.2021 15:53   Заявить о нарушении
Только что "отволновался", Алексей Владимирович,
по существу Вашей первой ссылки, пошёл за вторым адресом. Оказалось, что не один, а с попутными мыслями.
Предполагаю, главная проблема творчества в любые времена - услышать и понять "язык времени" Кушнер прав: "Времена не выбирают/ В них живут и умирают..."
Чувствую, "то о чём болит у автора" - это всегда о прошлом. Получается, живая
литература - это всегда "вечная новость". В каждой эпохе - своя "Повесть временных лет". Сегодня - очевидная немота поколения, родившегося после гибели СССР. Непростыми путями Бог ведёт Россию.
В текущем творчестве (на "стихире" и в богемных изданиях) сострадание приобретает "ролевой" (игровой) характер. Постмодерн агрессивно "переучивает" на другие нормы. Литература не "усложняет" мировосприятие, а упрощает его до потребительского "дайте мне - я хочу". В любой пандемии - главный герой всё же не вирус, а человек в условиях вредоносного поветрия.
Осторожно предполагаю - будущее ожидает великий раскол, потому что Нагорная Проповедь, обращённая лично к каждому, трудно сочетается с "коллективным мозгом" - Интернетом, который управляется малюсенькой группой людей...
Соцсети без новозаветных нравственных ориентиров - мощное средство "кастрации ума". Вместо вайнеровской "Эры милосердия" наступает эра "сетевого одиночества" с законами виртуального мира. В виртуальном мире все одинаковы в правах и обязанностях, а в реальном у каждого столько свободы, сколько он сам себе заслужит...
Отсюда, вероятно, Алексей Владимирович,
вся современная литература достойного уровня
помещается словно в полупустом спичечном коробке -
встряхнёшь - слышно, но сколько там "спичек" понять трудно!

Простите многословие -
не каждому интересно,
а Вы, батюшка, много
чего слышали из наболевшего
от духовных чад и сможете
подправить в нужном направлении!

С добросердечием,

Анатолий Евстафьев   06.03.2021 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.