Заградительная сеть - как мощная защита духа

      Заградительная сеть может охранить человека, сделав его неуязвимым. Но щит его может лишь тогда утвердиться, когда все тонкие энергии сгармонизированы. Опыт Агни Йоги дает, именно, этот щит, но необходимо самое бережное отношение к центрам.

      Заградительная сеть должна постоянно насыщаться энергиями изнутри, как огненная, вечно восходящая спираль. Духовные центры должны питать эту мощь. Заградительная сеть переходит с духом в Мир Тонкий. Сотканная из тончайших энергий, она может ассимилироваться с Миром Огненным; в ней можно отразить лишь высшие устремления.
Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 3, из 112

      К сожалению, когда Мы скажем о невежестве, что оно есть мрак, это будет печальной действительностью. Человек, погрязший в невежестве и отрицании, гасит свое излучение. Он открывает себя самым опасным болезням, ибо его заградительная сеть ослаблена. Такие гасители Света неизлечимы, и только новый опыт в Тонком Мире может приоткрыть путь дальнейший. Рано или поздно такие люди поймут, что их поведение было нежизненно.
Учение Живой Этики: Надземное, из 687

      Силу Свою Посылаю в Луче, силу такую, что никто и ничто, и никакая тьма этой силы не сможет осилить. Силу даю против тьмы устоять в столкновениях непрестанных. Меч Света взявшего в руки Утвержу победителем мощным. Да! Да! Мы тьму победим. Победа! Победа! Победа над тьмою и Света Приход.
Грани Агни Йоги, 1957 г. 203. Новосибирск, "Алгим", 2007

      Заградительная сеть служит мощной защитой, но только тогда, когда она в полном порядке поддерживается волей и связью с Иерархией Света.               
Грани Агни Йоги, 1969 г. 659

ЗАГРАДИТЕЛЬНАЯ  СЕТЬ
(Из Посланий Учителя Света)

      Борьба за себя и за душу свою, а дальше - борьба за других: за друзей и за близких, и за их души. С тьмою борьба за доверенных тебе и доверившихся тебе. Между тьмою и Светом идёт эта напряжённейшая борьба за сознание человека. Ими тьма стремится овладеть, а Мы защищаем и отражаем тёмных попытки. Сколько их было и сколько будет! Борьбе нет конца. Тьма радуется, когда удар наносится не ним, а по жертвам. Это тоже их цель. Плетут тенёта: вы рвёте, они снова плетут. Неистовствуют яро вас обступившие. А вы каждый раз держитесь Меня и за тех, кто над вами, иначе сотрут. Что сталось бы с вами, если бы не охраняли вас? Охраняющих вас не оттолкните и упаситесь от предательства их.

      Однажды предатель - предатель всегда. Однажды неверность явивший, тьме яро открыт. Однажды тьме сослуживший, тьмою считается их достоянием. Своим достоянием считает тьма тех, кто ей предавался, и яро за них борется. И малейшее в них колебание и неустойчивость вновь придают их в объятия тёмных, ибо те ждут этих желанных моментов слабости и шатания. Знайте, что если кто-то или что-то идёт против вас - это от тьмы, ибо вы служите лакмусовой бумажкой для выявления тьмы и тёмных воздействий.

      Люди слепы. Даю вам возможность прозреть, чтобы увидеть тёмных активность. Многое уже видите, но не всё, и особенно то, что близко касается вас. Но знайте, что всё омрачающее, всё, идущее против, всё, лишающее равновесия, всё, отделяющее от Нас и к нам ближайших - всё это от тьмы. Более половины людей одержимы, остальные почти все под влиянием. Можно представить себе ужас распущенной тьмы и трудность от неё оберечься.

      Опасайтесь служения тьме бессознательного. Если бы видели они себя, как выполняют тёмные внушения, нашёптывания, искренне ужаснулись бы неведению своему и слепоте духа, а главное, непониманию творимого ими. Вам Открываю глаза на тёмные уловки, чтобы смогли объяснить им, исполняющим тёмную волю. Близость Моя, осознаваемая яро, лучшая защита от зла. Почему чуете её в минуты Общения, забывая о ней в течение дня. Близость Общения надо в себе удержать на весь день и на всю ночь, вплоть до утвержденного ритмом часа Общения каждодневного.

      Не думаете постоянно о той одежде, которая на вас, так же точно и одеяние вашего духа будет постоянно на вас, хотя вы не думаете о нём. Утром, одевшись одеянием света и покрыв свет бронёй, в нём оставайтесь все сутки до очередного утра. Время от времени в течение дня мыслью его укрепляйте, утверждая волею наличие его на себе. Волнам тёмных противопоставьте одеяние света и духа броню и этим сознанием тьму отражайте. Яр её приступ, и уже не дают передышек. Надо и меры защиты особые. Помните, что, себя защищая, защищаете и тех, кто близок и тянется к вам.

      Не для себя нужно стояние против тьмы, но для мира. Если фокусы Света погаснут Мои, то как же без них поддержать планетную сеть Света? Стойте, стойте крепче скалы, крепче скалы в Свете Моём, в Свете Моём.

      Страха против тьмы не имейте. Страх страшнее всех тёмных уловок, ибо делает вас беззащитными. А волне устрашения можно сказать: "Не боюсь ничего, ибо с Владыкой".  Имя Моё сделайте Щитом всех действий ваших, ярко Мой Образ в сердце держа. Притив Лика Моего тьма не дерзает. Огненной мощью Его себя защищайте от ярости тьмы. Повторяя ритмично Имя Моё, волны Света посылайте от себя навстречу волнам тьмы и уничтожте её Светом. Тьма ползёт из всех щелей - открытыми оставляя входы те, кто около, и через них, оставивших стражу, воргается тьма. Защитив одного, и открыв ему глаза на происходящее с ним, и вытащив его дух из ямы, надо зорко смотреть, кто же снова в неё угодил, чтобы снова помочь.

      На каждую силу идущей против волны надо тотчас же против слать большую силу свою, послать волну своей силы, но ещё большего потенциала, чтобы подавить натиск противный. Духом надо возрасти на каждое явление, устремляющееся враждебно на сознание, независимо от того, через кого достигает сознание это явление. Дозор постоянной готовности отражает эти волны единою силою духа и будет показателем неусыпного бодрствования. Повторяю, надо быть сильным всегда и готовым всегда встречать волны жизни красиво. Встречать их красиво может лишь дух, вооружённый бесстрашием полным.

      Обычно борются с явлениями, внушающими страх, вовне, вне себя отражая их натиск, в то время как со страхом следует бороться внутри себя, вырывая его корень. Ибо, когда вырван самый корень страха, ничто внешнее, даже самое устрашающее, уже не испугает дух. Так, при малейшем проявлении страха тотчас старайтесь убить его в самом зародыше, и именно внутри себя, не думая о внешней причине, породившей его. И когда он убит, уничтожайте внешний повод к нему мыслью, сжигая огнём и нейтрализуя его силу. С призраками страха, гнездящимися в сознании, Свету служить невоможно, ибо страх омрачает, страх омрачитель, страх света лишает и наполняет сознание тьмой. Бойтесь страха, как ядовитого гада, что делает труса беззащитным именно против того, чего он испугался.

      Если путь лежит к Самому Владыке, то не всё ли равно, кто или что встретится на этом пути. Важно дойти. Мешать будут много и многие, особенно со стороны тёмных. Идти можно формулой: а я всё-таки дойду, несмотря ни на что. И перед огненной волей расступится чудище мрака и безысходности условий земных. Тот, кто с Владыкой - победитель всегда, но борьба неизбежна.

      Утверждаю полную ненужность большинства тех мыслей и чувств, которые обычно занимают поле сознания. Если их пресечь и от них освободиться, их место можно занять мыслями созидательными и творческими. Этим следует заняться, и при этом не откладывая так как слишком много времени теряется зря.

      Цель жизни человека - творчество космическое, путь к нему - творчество земное. Высшая форма его на вашей планете уявлена в искусстве. Поэтому искусство есть осознание жизни и накопление в Чаше кристаллов бессмертных огней.

      Жизнь показала, как трудно установить настроенность арфы духа и как легко нарушить ее при вторжении посторонних воздействий, особенно если не оградиться от них особыми мерами. Слишком уж земное отлично от Сфер Высших, и слишком много желающих сознательно и бессознательно вторгаться туда, куда допускать их нельзя. А так как среди этих желающих постоянно пытаются проникнуть темные силы, то осторожность утраивается. Дозор, дозор, дозор и защита. Недаром заградительная сеть дана духу как защита от зла. Ее можно усилить.

      Когда Владыка Говорит о броне, о щите, о стрелах, мечах и копьях – имеются в виду все та же заградительная сеть и оружие Света – мысль огненная. Вооружение полезно тогда, когда им умеют пользоваться. Опыт дается упражнениями и применением его в деле. Полезно упражнять дух свой всегда. Времени для этого в течение дня найти можно достаточно. Каждое праздное мгновение можно использовать на это занятие.

      Не следует бездумно сидеть в ничегонеделании, когда имеется возможность себя упражнять в применении психической энергии. Упражнения могут быть весьма разнообразны, и расстояния им не преграда. Применение психической энергии требует упражнений. Как же иначе накопить опыт? Если сами не можем, то сама жизнь укажет, как и что надо делать. Жизнь – это школа, она заставляет учить то, до чего сам не дошел. Но если человек сам доходит до необходимости себя упражнять в достижениях духа – это уже ступень утверждения лучей самоисходящих.

      «Одно из самых зрительно-прекрасных огненных действий будет сближение и расхождение аур. Оно подобно красоте Северного Сияния, в нем выражается множество психологических моментов. Можно наблюдать, как осторожно приближаются излучения, заградительная сеть трепещет и вспыхивает, прежде, чем зазвучать согласно или омрачиться. Целая и полная жизнь химизма и магнетизма сокрыта в пространстве около человека. Мы ожидаем, когда люди начнут терпеливо фотографировать ауры. Потом можно будет наблюдать движение Света на кинематографе, когда фильма будет отражать последовательность движений ауры.

      Вы знаете, что для удачи снимков требуется много тонких условий. Часто даже неудобная физически комната может дать хорошие результаты. Вы имеете отличные снимки тонких существ, снятых при обычных условиях. Также знаете, когда решили улучшить физические условия, то снимки прекратились. Главная удача лежит во внутренних, незримых обстоятельствах.

      Нужно применить большое терпение и исключить всякое раздражение и колебание. Каждый огненный хаос лишь затемнит фильму. Ведь и особенно яркие видения не будут при смущенном настроении. Но когда уловится нужная гармония, то и снимки будут легки. Многие внешние условия могут влиять, потому лучше не приносить новых предметов, когда установилась нужная вибрация. Всякие беспорядочные восклицания тоже вредны. Главное же – терпение» Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 2, 437.

      Незащищенная и неохраняемая крепость открыта врагу. Охрана должна быть всегда и постоянный дозор. И кого будем винить, если, воспользовавшись небрежением, враг пробрался внутрь и причинил вред. Даже Мой охраняющий Луч теряет в своей силе, если вместо твердости и стойкости духа Он встречает безволие, сомнение и нежелание собственными силами противостоять тьме и защищаться от ее нападок. Ведь даже щит надо держать крепкой рукой. Моих Зову воинами, ибо их долг – сражаться с тьмою и противоборствовать ей.

      Когда опускаются руки и заградительная сеть бессильно поникает, воин духа перестает быть таковым и становится безвольной жертвою злобных воздействий. Видите, как безумствует тьма и пользуется всеми возможностями окружающими, чтобы через них воздействовать на вас. Приветствую твердую решимость быть на несменном дозоре и должную силу духа являть, чтобы было Мне во что и куда посылать охраняющий Луч.

     Пора бы понять, что Силу Мою Могу приложить к силе вашей. Надо, чтобы было к чему приложить, иначе Луч бессильно поникает, растворившись в допущенном безволии и слабости духа. Ведь закон таков, что у неимеющего отнимается и то, что имеет, но имеющему, хотя бы малость, дается, сколько может вместить. Создавайте сознательно условия, чтобы было к чему приложить. Явите нужную степень стойкости, зоркости и противостояния силам разрушения. Разве можно допустить, чтобы в микрокосме своем хозяйничали мысли и ощущения, подброшенные темной рукой? Надо усилить дозор.

      «Ткань заградительной сети нагнетается самыми различными энергиями. Каждый духовный центр основан на собирании тончайших энергий, которые являют свои отложения в заградительной сети. Все центры трансмутируются и насыщаются огнем, который ткет нити заградительной сети. Так этот щит есть утверждение всех космических токов, которые переполняются в заградительной сети.

      Каждый удар по ауре может, как бумеранг, отразиться на нанесшем его. Когда заградительная сеть может отображать все высшие Огни, то, конечно, в этом горниле могут расплавляться столько явленных ударов. Каждое устремленное сознание должно ткать свою заградительную сеть. Можно отвратить много ударов и болезненных уколов, если заградительная сеть остается непроницаемой.

      Иммунитет духовных центров может достигать насыщенных размеров, когда заградительная сеть постоянно питается изнутри огнем. Потому нужно так заботиться о напряжении заградительной сети. Психическая энергия, устремление духа и огненная трансмутация дадут нужную ткань для заградительной сети. На пути к Миру Огненному запомним о мощи этого Щита.

      Заградительная сеть содержит в себе отражения центров. Невозможно утвердиться никакими явлениями, не затронув заградительной сети. Можно себе представить эти отражения центров, как потенциалы центров, которые воспламеняются или пробуждаются в зависимости от того или иного чувства, устремления или действия. Даже при физических заражениях можно искать причину в несохранности заградительной сети. Эти процессы указывают насколько важно следить за явлением заградительной сети, и как легко можно нарушить эти излучения духа.

      Конечно, когда излучение насыщается высшими чувствами или устремлениями, заградительная сеть охраняется этими энергиями. Но пятна, наблюдаемые на ауре, нужно изучать, как показатели разных духовных язв. Потому только тот, кто поймет всю творческую мощь духа, прозреет к устремлению охраны заградительной сети. Коснувшись Пространственного Огня, нужно понять все процессы лаборатории центров. Так на пути к Миру Огненному нужно утвердиться сознанием на губительном воздействии самости, которая вызывает раздражение, являя отравление именно империлом» Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 3, 114, 159.

Из  тончайших  нитей  ткётся
заградительная   сеть,
сеть  звучаний,  аур  токи,
где  от  сердца  –  нить  огней.

И  огни  –  с  духовных  центров,
на  пути  к  Миру  Огня, –
нет  там  –  страха  и  сомненья,
есть  –  устойчивость,   стезя...

И  стезёю  –  в  Мир  Небесный,
и  чрез  сердце  –  Луч  с  Высот,
и  –  питание   для  духа,  –
там  дух  –  меч  и  щит  несёт
13.6.2008

      Тьма – не препятствие для служения Света, ибо Свет рассеивает ее. Но надо, чтобы он возгорелся. И забота о том, чтобы светимость ауры возрастала. Охрана возжженных огней – обязанность служителя Света. И нужен дозор непрестанный от всевозможных поползновений темных злоделателей. Охранивший сердца огни от угашения не победим и не уязвим тьмою. Заградительная сеть требует постоянного внимания и постоянной охраны. Ее надо держать в полном порядке. Равновесие духа будет мощной защитой. Каждое положительное качество духа – как звенья защитной кольчуги.

      Преддверие, явленное мыслью, должно предшествовать всем достижениям духа. Ведет мысль. Ею закладывается основание, за которым следуют уже дальнейшие построения. И каким бы далеким или трудным ни было достижение, оно осуществимо в беспредельности. Мысль в пространстве растет, и двигает, и приближает реализацию заложенного в ней начала. Сравнение с семенем очень точно передает это свойство мысли расти. Малостью закладываемых в пространственном вместилище зерен не надо смущаться, лишь бы это были добрые зерна. Все достижимо, но во времени.

      Основы Учения Жизни, принятые в сознание и прочно утвержденные в нем, являются именно такими зернами будущих и, быть может, далеких всходов. Не может преображение человека совершиться сразу, если нет соответствующих накоплений. Но добрый посев когда-то принесет такую же жатву. Как часто прибегали к этому сравнению Провозвестники Великих Учений.

      Природа следует начертанию Космических Законов. У Природы можно учиться и почерпать от нее знания. А главное – это иметь непоколебимую уверенность в том, что каждая мысль, принятая в сознание, даст свои следствия. Поэтому столь неотложно нужен постоянный контроль над мыслью. Ведь их часто подбрасывают со стороны противники Света. Как же можно допускать, чтобы в сознание вторгались беспрепятственно нехорошие мысли. Темные искусители прекрасно знают, чем именно можно смутить человека, которого они наметили объектом своего нападения.

      Пятна на ауре подобны дырам, сквозь которые проникают воздействия темных вовнутрь. Только тщательно и заботливо поддерживаемая заградительная сеть будет крепким щитом от сторонних воздействий. Но внутри должно быть чисто. Полное очищение сознания достижимо. И преддверие, явленное мыслью об этом, приведет к желаемой цели.

      Нужно напряжение, чтобы удерживать разгул тьмы. Если напряжение ослабевает, ослабевает и сдерживающая сила. Отсюда необходимость постоянной настороженности, когда «копье не дремлет над драконом». Они постоянно сторожат, чтобы воспользоваться каждым промахом, каждой слабостью, каждой несдержанностью со стороны ученика, ибо все недостатки служат для них каналом приближения и воздействия. Самой прочной защитой будет светоносность ауры, без единого пятнышка.

       Даже малые пятна опасны. Заградительная сеть, имеющая такие прорывы, подобна крепостной стене, некоторые ворота в которой оставлены неохраняемыми. Лик Учителя служит щитом, но его надо научиться всегда иметь перед собою, и особенно в момент возможной опасности. Мы Защищаем всегда, но сознание для помощи должно быть открыто призывно, если этого требуют обстоятельства.

      Всякая насильственная попытка приподнять завесу будет неблагоприятно отзываться на организме. Нужно это предоставить собственному естественному развитию, не форсируя процесса и не нарушая равновесия оболочек. Физическое, астральное и ментальное равновесие устанавливается соответственно в физическом, астральном и ментальном проводниках. Нарушить его легко, но восстанавливать трудно, поэтому лучше не нарушать.

      При нарушении равновесия страдает заградительная сеть, темные твари получают доступ к внутренним излучениям микрокосма человека. Даже в доме обычном на ночь закрываются окна и двери, тем более заградительная сеть должна преграждать доступ тьме. Даже простая сдержанность движений, мыслей, и чувств, и, конечно, слов служит прекрасной защитой организма от сторонних вторжений. Наши ученики научаются сдержанной молчаливости. Свобода духа заключается не в распущенности или разнузданности чувств, но в полном овладении ими. Это и будет дисциплина свободы. Распущенность же приводит к рабству человека у своих оболочек и нарушению психики. Опытный оператор спокойно и уверенно управляет самой сложной машиной, так же и человек, овладевший энергиями своего психофизического аппарата.

      Надо явить заботу об увеличении запаса психической энергии. Часто огонь растрачивается по мелочам. Необходимы зоркая осмотрительность и сдержанность чувств. О значении сдержанности и молчаливости знаете. Но и многие настроения вызывают утечку психической энергии: уныние, недовольство, жалобы, осуждения, раздражения и все прочие несветлые чувства – расточители Агни. Подобно воздушному шару, светоносное состояние возносит дух кверху. Но, если оболочка шара дырявая, утечка газа неминуема. Кольчуга духа должна быть крепкой в каждом звене. Заградительная сеть охраняется постоянством дозора. Бодрствуйте, ибо не знаете, откуда грозит опасность.

      Напряжение сознания к Владыке не дает сразу видимых результатов, во-первых, потому, что многое, что происходит в Тонком Мире, не доходит до земного сознания, во-вторых, напряжение должно быть длительным, ритмичным и не прерываемым настроениями. Последнее условие наиболее трудно, так как окружающие и окружающее все время воздействуют на сознание, нарушая его гармоническую созвучность. Большое умение требуется со стороны ученика, чтобы, живя в миру жизнью обычной, необычность внутренней гармонии сохранять непоколебимой.

      Подвижники, отшельники удалялись в пустыни, леса или горы, чтобы там, в уединении, удерживать равновесие. Но теперь от ученика требуется условие находиться в самой середине жизни и в то же время хранить равновесие и внутреннее состояние, позволяющее удерживать контакт с Учителем. Поэтому, встречая противные волны, будем учиться, подобно гранитному утесу в бушующем море, оставаться стойкими и непоколебимыми. Это не значит утратить чувствительность и стать бесчувственным и невосприимчивым ко всему. Нет! Восприимчивость обостряется, чувствительность утончается, но заградительная сеть ауры, подобно щиту, защищает организм от всяких хаотических вторжений со стороны. В крепости и стойкости заградительной сети и кроется возможность удерживать равновесие духа непоколебимым.

      Обратите внимание на то, как некоторые, весьма нежелательные, мысли, созданные когда-то, продолжают вибрировать около и воздействовать на сознание. Вот если такую же или даже еще большую силу желания и устремления вложить в мысли, им противоположные, то они нейтрализуют и парализуют влияние нежелательных. Такую же силу, то есть психическую энергию, нужного напряжения следует вкладывать и в заградительную сеть, и в утверждаемую защитную зону. Постоянной непрерываемой связью с Учителем заградительная сеть может быть доведена до состояния неуязвимости.

       «В Свете своем увидите Свет Мой» – и эту формулу следует осознать во всей ее значимости.      Только усилив и подняв светоносность ауры своей, можно коснуться Ауры Владыки Света и воспринимать ее излучения. Тьма тьмою питается, но Свет – Светом. Нет другого пути приближения к Учителю Света. Забота о состоянии ауры – первейшая обязанность того, кто идет за Владыкой. Отсюда постоянный дозор и чуткая настороженность к поступающим отовсюду воздействиям, идущим из окружающего мира. Когда заградительная сеть, благодаря такому непрерываемому даже сном бодрствованию, в порядке и поддерживается сознательно, способность противостояния тьме удесятеряется, ибо отражает все темные попытки и нападения. Но единение должно быть полным и не омрачаемым суетою обычности. Владыка Сказал: «Я с вами всегда», но всегда ли с Ним в духе устремленное к нему сознание?
 
     При утверждении контроля над мыслями очень важно, чтобы мысль попала под луч сознания. Будучи таким образом освещена, она выявляет свою сущность и сгорает под лучом, если негодная. При этом нетрудно отмечать, сколько мыслей негожих пытаются вторгнуться в сознание и угнездиться в нем. Подбрасываемые и раздуваемые темными мысли выявляются тут же, и облегчается с ними борьба. Когда такая зоркая настороженность уявлена в применении, можно ее углубить и внимательно наблюдать за своими чувствами и их характером, не дозволяя, чтобы несветлые чувствования и переживания омрачали ауру. Окажется, что множество мелких эмоций постоянно стремится нарушить гармоническое и спокойное состояние ауры.

      Даже при малом раздражении и прочих чувствах несветлых заградительная сеть ослабевает и выжигается фосфорная ткань нервов. От подобных эмоций человек может бесконечно устать и чувствовать себя совершенно разбитым, если они достаточно сильны и дисгармоничны. Значит, самоконтроль означает и охрану здоровья. Узда на всех чувствах ученика является ступенью, не одолев которой не может он двинуться дальше.

«Спокойствие есть венец духа». Равновесие, утвержденное прочно, мощною охраною служит от вторжения хаотических волн беспокойного моря людского. Как же неотложно, спешно и настоятельно нужно утвердить в себе эти великие качества – спокойствие и равновесие. И можно ли променять их на что-либо или принести в жертву разным мелким и крупным переживаниям, в которых утопают обычные люди. Спокойствие достигается большою ценой и готовностью ради него пожертвовать всем, что его нарушает.

Н.К.Рерих. Очерки

САМООТВЕРЖЕНИЕ ЗЛА

      Каждый шаг созидательного добра вызывает и особенную настороженность сил темных. Много раз мы замечали, что силы тьмы, как это ни прискорбно, оказываются в общежитии даже более организованными, нежели стремящиеся к свету. В то время как считающие себя служителями добра позорно позволяют себе всевозможные разрушительные разъединения, в то же время злобные сущности действуют очень сплоченно и организованно. Это весьма прискорбное зрелище, но тем не менее это можно наблюдать очень часто и в малых бытовых вопросах и до государственных дел включительно. При этом энергия, развиваемая темными силами, иногда увлекает их даже до своеобразного самоотвержения. Наверное, каждый из нас может привести множество примеров, когда злодей, клеветник, предатель начинал уже действовать даже во вред себе, и тем не менее во имя творимого им зла он уже не мог остановиться! Он готов был испортить свою репутацию, он готов был вызвать к действию мощного врага, он шел на осмеяние - лишь бы продолжать начатый им злобный посев. Психологические причины такого, казалось бы, аномального явления, как самоотвержение зла, трудно формулировать.

      Конечно, прежде всего они лежат в ограниченности зла. Ведь зло, в конце концов, всегда чего- то не знает и не может достичь известного состояния сознания. Способы зла в большинстве своем все-таки остаются примитивными, и рано или поздно все-таки обнаруживается это обстоятельство, вовсе не являющееся самоутешением всех подвергающихся нападению зла. Оно будет лишь подтверждением непреложного закона об ограниченности и, тем самым, непрактичности зла. Но если можно говорить о какой-то самоотверженности зла, рискующего даже на погибель, лишь бы сотворить преступление и мерзость, то во сколько же раз более должно быть организовано добро, чтобы не умалять соседа и соратника! Казалось бы, попутчики уже должны быть желанными друзьями. Люди очень легко произносят такие слова, как дружба, содружество, сотрудничество. И все это в основе своей с необычайной легкостью подвергается воздействиям зла. Для самоутешения при этом говорится, что виноваты не искатели добра, но ревностные воины зла, которые будто бы своею находчивостью необыкновенно искусно расторгают узел сотрудничества. При этом обычно совершенно не думают о том, какой поклеп на потенциал добра взводится при подобных похвалах злу. Ведь признание его силы есть уже лучшая похвала.

      Действительно, признание сил и находчивости зла уже в самом себе заключает потенциал разложения и умаления добра. Вместо того, чтобы в припадке страха и трусости самооправдываться могуществом зла, не лучше ли помыслить о том, как легко и как естественно могли бы быть приобщены к самозащите все устремления добра. И не только самозащита добра есть задача. Каждое добро само в себе уже активно и наполняет собою неизмеримо далекие пространства. Если зло поражает и заражает атмосферу, то добро является истинным целителем и восстановителем растленных тканей. Также, казалось бы, совершенно естественно, что созидательное добро должно бы особенно обостряться и настораживаться в моменты так называемого Армагеддона - в час натиска сил темных. Между тем мы видим, что и в этот великий по последствиям час добро преисполняется неуместной скромностью, предоставляя активность силам тьмы.

      Плачевно видеть, как не только сами силы тьмы, но и их серенькие союзники лгут и клевещут и сеют плевелы без всякого отпора со стороны тех, которые все-таки считают себя охранителями правды и блага. Прискорбно видеть, как эти перебежчики в стан тьмы, даже не задумываясь о последствиях, присоединяются к злобным сеятелям. Странно, что в эти моменты у них как бы совершенно атрофируется чувство ответственности за творимое ими зло. В своей отвратительной судороге эти добровольцы не стесняются ни положением своим, ни саном, ни возрастом - лишь бы посеять тлетворное семя. Непонятно, что простая опытность возраста, уже не говоря об обязанностях образования, нимало не останавливает лжецов и клеветников. При этом эти добровольные союзники зла бесстыдно продолжают называть себя людьми справедливыми и считают себя в рядах почтенных и достойных. При этом лжец не только не потрудится проверить свои измышления на фактах, но, наоборот, всячески будет спешить уклониться от этих возможностей. Если же ему будут противопоставлены факты, он впадет в какие-то даже физические конвульсии и трепещет, видя, что его злобное измышление подвергается опасности быть раскрытым.

      Может быть, иногда сам лгущий и не верит в существе своем своей клевете, ее очевидной неправдоподобности, но какой-то трудно выразимый словами процесс заставляет его катиться по наклонной плоскости. И тогда его определительные формулы становятся особенно богатыми, и перед ними так часто бледнеют скромные намеки защитников правды. И многие ли находят в себе простое гражданское мужество хотя бы сказать: "Не говорите о том, чего не знаете!" Ведь если для кого-то неясны нормы добра, то по крайней мере, хотя бы чистоплотность ознакомления с фактами должна быть примитивным условием человекообразия. Жаль видеть и другую разновидность добровольцев зла, которые часто и не подтверждают ложь словесно, но злорадствуют молчаливо. Они даже не попытаются предостеречь клеветника о последствиях его лжи. Наоборот, своей молчаливой улыбкой они поощряют злотворящего. Таким путем от сознательных сил темных до воинов активного добра оказывается еще огромный стан добровольцев зла, которые в самых разных степенях и содействуют и потворствуют заражению атмосферы.

      Дисциплина духа, природное сознание ответственности, неразрывной с человеческим бытием, не беспокоит этих распущенных беспутников. Иначе вы их никак и не назовете, ибо идут они без пути и в своей невежественной распущенности готовы приобщиться к любой губительной заразе. Все эти свойства не являются ни национальными, ни принадлежащими никаким другим делениям. Эти соображения чисто общечеловеческие и еще раз показывают, что забытая Живая Этика была бы прежде всего необходима, начиная от первых дней образования. Задумываясь над самоотвержением сил темных, примету которых люди видят так часто, они должны рано или поздно помыслить и о практичности такого же действенного самоотвержения и со стороны добра.

      Примеры прекрасных подвижников и героев, казалось бы, достаточно реальны. Казалось бы, не для абстрактных и туманно отвлеченных проблем, но для истинного строительства трудились здесь, на этой самой земле великие души, подтверждая мысли и слова свои каждодневным, неустанным действием. Словарь самоотверженности добра поистине прекрасен, и он гораздо полнее, нежели успели запечатлеть случайные и условные энциклопедии. Проникаясь этими зовущими примерами, люди, а главное, молодые поколения, могут так легко отвратиться от потворства злу, уже не говоря о самом ближайшем соучастии в злобных разрушениях.

      Старые истины о том, что обычно дети в первых годах жизни легко зовутся добром! Также обычно, что печальные примеры семьи закладываются впервые в детскую душу, первое потворство злу, а затем и действенное соучастие в нем. Но если теперь во всем мире напряжение доходит до крайних пределов, если даже силы космические отвечают этим тлетворным заразам, то именно сейчас спешно нужно устыдиться деятельности зла, доходящей до самоотвержения. Ведь сам термин "самоотвержение зла" должен пробуждать даже в очень несведущих людях желание такой же действенности и во имя добра созидательного. Самоотвержение зла - тяжкий укор человечеству.
15 июля 1934.
Маньчжу-Ди-Го


Рецензии