Что нам мешает добиться успеха?

Притча
                Всегда с рыбой тот,
                Кто ловит ее там,
                Где все считают,
                Что ее там Нет.


Бредет человек по берегу, чувствуя, как ноет в желудок, требуя поесть. Думает о том, как в школе, институте, его учили: "В реке есть рыба; подробно рассказывали о морфологических признаках, их классификациях и подгруппах. Уделяли так же,  немало  внимания, удочкам, снастям и наживке. Человека  снабдили всей этой теорией, с единственной целью: Что бы он сам мог наловить себе рыбы и насытиться.

И так, человек знает: Рыба в реке есть - но у него самого нет ни удочки, ни лодки, а без всего этого он не может ее наловить. Он видит на берегу множество рыбаков и думает: кому-нибудь  обязательно окажутся нужны мои знания о рыбе и рыбалке.  Не зря же его столько лет учили этому, а он учился.  Человек подходил то к одному, то к другому, но, никто не хотел его слушать. Оказалось, рыбаки и сами, не хуже его знают, а он, лишь рыбу пугает своей трескотней.
Пока он пытался предложить свои знания рыбакам, заметил: чем больше у рыбака удочек, тем больше людей на него работает.  Если у рыбака одна удочка, то, обычно и работников в среднем, два-три. Если больше, то одни червей копают и подносят, другие на веслах гребут, третьи за поплавками следят. Есть же рыбаки, которые,  сдают удочки в аренду, за определенное количество рыбы (которое не зависит от того, сколько можно при ее помощи наловить, как и от того,  сколько  фактически было выловлено), человек должен  отдавать ее ежемесячно.
Нашему же человеку, не хотелось грести на веслах, и получать одну рыбку в день, которой хватит лишь на ужин, ведь он так долго и упорно учился. Никто ему не говорил, что придется заниматься не тем, чему его учили.  Пусть это делаю те, кто ничего не знает о рыбалке. Потому, он стал подходить к рыбакам и рассказывать о том, что если бы у него была удочка, то он, со своими знаниями, мог бы выловить ВОТ такую рыбину, только дайте шанс.  Рыбаков на берегу много и наконец, нашелся такой, кто дал человеку удочку и сказал: Вот тебе удочка, покажи, на что ты способен, но каждая пятая рыбка – моя. Человек очень обрадовался. «Каждая  пятая рыбка. Ха», - подумал он, - «Сейчас наловлю столько рыбы, что смогу обменять ее на собственную удочку»!

Первым делом нужно было накопать червей, и так как почва на берегу была глинистой и песчаной, то следовало искать их под дерновыми плитами, козырьком нависшими над водой, в местах, где берег подмыт водой. Но те места, которые казались ему подходящими, уже были заняты, другие перекопаны, третьи, на поверку непригодными, и червей там не было. «Ничего», - подумал человек, можно поискать сальника или гусениц разных бабочек.  Но... все что ему удалось, это найти не больше десятка короедов. Преодолевая отвращение, пытался нацепить их на крючок, и половину  просто разорвал, и в качестве наживки они были уже не пригодны.  С этого, рыбалка и не задалась. Удачные места – были уже кем-то заняты, и он переходил от места к месту. Стоило ему закинуть крючок, тот, постоянно цеплялся  за что-нибудь.
 Чем дольше у него не получалось, тем сильнее становилось его раздражение: Ведь он все делает правильно.  Причина неудач: в наживке, в крючке, в леске, в плохом месте  и течении. Неожиданно человек,  на секунду, потерял контроль надо собой и дернул удочку так резко, что она сломалась. «Будь проклят рыбак, он дал мне плохую удочку»! - воскликнул человек в сердцах.
Что бы вернуть долг рыбаку за сломанную удочку, он пошел грести на веслах. И так, каждый день, в поте лица и злой на весь мир,  возвращался на берег и в кругу таких же, как он, людей, рассказывал историю о коварном рыбаке, который дал ему плохую удочку. О том, как он, в свое время, усердно учился, а теперь, по его милости, должен заниматься этой недостойной его работой. Вот если бы была у него хорошая удочка и свое место с червяками, и лодка, вот тогда, он бы зажил без забот, без хлопот.
Некоторые, кто его слушал и никогда нигде не учились -  считали: начать рыбачить невозможно, если не закончить один, а то и несколько университетов. А этот, вон, сколько потратил времени и сил – знает, о чем говорит. И верили ему. Некоторые, услышав его историю, из сочувствия, делились с ним своей рыбой. На что человек, со временем (подсознательно) стал надеяться. Те же, кто прошел такую же «школу», как он, авторитетно поддакивали, добавляя его словам еще большей убедительности и веса, в глазах остальных.
Были же и такие среди них, кто добивался особых результатов, например, в добыче червяков, что рыбаки пытались его переманить к себе и предлагали за работу больше, чем давали другие. Но таких  было не много, и остальные люди, приписывали это к особым талантам, которые свойственны конкретному человеку.

Рыбаки – это вообще нечестный народ, вот откуда у них удочки? Одним, по наследству, перешли. Другие  - украли. И тех и других, было практически поровну. Порядочных рыбаков, можно было по пальцам пересчитать, но они совершили какое-нибудь открытие: один, изобрел сеть, другой, открыл новую реку, третий динамит. И сейчас, каждому человеку было понятно: Совершить открытие в этой области, практически невозможно, а значит, и ловить нечего.

Так проходил день за днем.

Но вот, человеку действительно повезло. Его историю услышал рыбак и предложил пойти к нему в ученики. Человек, посмотрел на рыбака с подозрением, но внутри, обрадовался предложению (ведь его оценили по достоинству).  Конечно, некоторое время терзался сомнением: А не хочет ли рыбак обмануть его, как и тот, другой? О чем не без доли удовольствия обсуждал с собравшимися людьми. Большинство, было единодушно во мнении: Тут дело не чисто и хорошего не жди. Подкрепляя личными, а чаще чужим опытом. Человек слушал, и ему было страшно (потому,  соглашался со всеми высказывавшимися, как бы страхуя свою возможную неудачу). Но самомнение взяло верх, и он согласился.

С первого же дня ему не понравилось, как рыбак обращался с ним.  Вставать заставлял рано, делать - много.  Раньше, - думал человек, - он греб и греб на веслах, а тут и подкормить до зари, и червяков накопать, и снасти проверить, и сам греби, и за поплавком следи. А еще рыбак постоянно зудит, что да как делать. Так,  с каждым днем, человеку все меньше хотелось выполнять то, что ему говорил рыбак и все больше на него раздражался, подумывая о том, что тот его эксплуатирует. И вот однажды, когда они сидели в лодке, и рыбак вытаскивал рыбу одну за другой, а у человека, толком и не клевало, он раздосадовано спросил у рыбака: "Почему, я не поймал ни одной рыбы, а ты уже десяток, если говоришь, что учишь меня всему, что знаешь сам?"
«Рыбалка, это сначала  желание, потом - терпение. Желание – не упускать из виду  конечную цель,  иметь силы самому к ней идти; терпение, чтобы совершать одну ошибку и делать другую, но продолжать рыбачить.  Тебе нужна практика, с ней, придет  осознание ошибок. Через практику сформируются новые привычки, и так  ты научишься чувствовать разницу между допущенными ошибками».  Человек накуксился, опять одни поучения, а рыбы больше не становится. Рыбак, не отрывая взгляда от поплавка, продолжил, словно услышав мысли человека: «Заметь, с самого начала,  как предложил тебе пойти ко мне в ученики, ты сопротивлялся этому, словно не тебе, а мне нужна рыба, и я лишь трачу твое время. На все мои поручения,  реагировал так, как-будто каждое из этих заданий, может быть сделано само по себе, помимо твоего участия, либо, не относится к рыбалке. Ты постоянно  ждал указаний, получая же их, начинал спорить или раздражался. Но ни разу не начал делать сам.   Не только не пробовал новой наживки, не проверял, что будет, если делать прикормку в другое время, не применял другой лески, но даже то, что нужно было делать, выполнял без усердия, словно для галочки, что бы отчитаться передо мной. Но не для себя ли копаешь ты этих червяков, не для себя ли подготавливаешь место для рыбалки, не для себя ли встаешь в пять утра? Ты не хотел ни слушать, ни делать, потому что привык жаловаться, привык ждать, привык говорить убедительно, но не делать. Как только мы вернемся на берег,  можешь уйти из моих учеников. Но можешь и остаться, если чувствуешь в себе силы идти самому, не держась за мою руку».
Человеку не понравилось, как все это сказал рыбак.
-Ты, конечно, прав, - сказал он, - Но не мог бы ты говорить все это мягче?
Рыбак посмотрел на него.
-Пока я был мягче, ты хоть что-нибудь сделал?
-Ну, я делал. Не надо говорить, что совсем ничего, - опять начал человек.
-Тебе нужно мое одобрение лишь потому, что ты сам себя не можешь одобрить. Чем больше будет сделано тобой по собственному разумению, тем меньше будет нужно чье-то одобрение.

С этого дня, человек начал стараться. И не заметил, как стало не так уж сложно вставать по утрам.  И больше не чувствовал такой усталости как раньше, ведь теперь, он был удовлетворен своей работой.  Только теперь, начал понимать, какое это удовольствие делать с осознанием: Что бы ты не делал, это нужно только тебе. И результат, прямое следствие твоих, а не чьих-то еще действий.
Дни перестали быть для него монотонными, ведь каждый день он пытался найти новое решение для привычных действий.
С рыбаком стало очень интересно, всегда было что обсудить и о чем вспомнить. Оказалось, есть еще много вопросов, на которые нет ответов, и есть, что искать. Так и проходили вечера у костра.

Человек уснул, а рыбак улыбался, смотря на закат. Думая о том, что  нашелся ученик, сумевший найти в себе силы стать рыбаком. Он вспоминал всех тех людей, возвращавшихся на берег, со скверным словом о рыбаке, как тот был к ним несправедлив и обманул их. О том, как прилагали все усилия, но скверный старик, никогда не был доволен их работой.
Они все возвращались к монотонной работе, убеждая себя – я сделал все что мог. Искал сочувствия, но ни разу не взглянул на тростник, растущий на берегу, что бы сделать себе удочку.
Но скажи ему кто об этом, что бы у него получилось?


Эпилог:
Ты только тогда сделал все, что мог – когда достиг желаемой цели.
Ничто не может быть достигнуто без приложения усилий и ошибок.
Чтобы достичь цели, которой желаешь, ты должен сам научиться ходить. Иначе, будешь всегда лишь там, куда тебя привели те, кто держал за руку

Fuyu`o9. /-hi


Рецензии