Петра творенье

                ПОСВЯЩАЕТСЯ    ПРАЗДНОВАНИЮ    ДНЯ    РОССИИ
                - 12 ИЮНЯ (30 МАЯ СТ.СТИЛЬ) - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ       
                ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА РОМАНОВА
                И 300-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОД ПОЛТАВОЙ

                Была та смутная пора,
                Когда Россия молодая,
                В борениях силы напрягая,
                Мужала с гением Петра.       
                А. С. Пушкин «Полтава»


      У замечательного знатока русской души, писателя, члена-корреспондента Петербургской академии наук Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881) в речи, произнесённой 8 июня 1880 года в Колонном зале московского Благородного собрания на втором заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника А. С. Пушкину в Москве, есть такие слова:
      «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось. Это только у Пушкина, и в этом смысле, повторяю, он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророческое, ибо… ибо тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила, выразилась именно народность его поэзии, народность в дальнейшем своем развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем, и выразилась пророчески. Ибо что такое сила духа русской народности как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности? Став вполне народным поэтом, Пушкин тотчас же, как только прикоснулся к силе народной, так уже и предчувствует великое грядущее назначение этой силы. Тут он угадчик, тут он пророк.
 
       В самом деле, что такое для нас Петровская реформа, и не в будущем только, а даже и в том, что уже было, произошло, что уже явилось воочию? Что означала для нас эта реформа? Ведь не была же она только для нас усвоением европейских костюмов, обычаев, изобретений и европейской науки. Вникнем, как дело было, поглядим пристальнее.

       Да, очень может быть, что Петр первоначально только в этом смысле и начал производить ее, то есть в смысле ближайше утилитарном, но впоследствии, в дальнейшем развитии им своей идеи, Петр несомненно повиновался некоторому затаенному чутью, которое влекло его, в его деле, к целям будущим, несомненно огромнейшим, чем один только ближайший утилитаризм…

       Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому!..

       Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, всё это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое…

       Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения».


      «Гений Петра вырывался за пределы своего века», –  писал А. С. Пушкин (1799 - 1837) в своих «Исторических замечаниях» в 1822 году. В «Пире Петра Первого»  (пир по поводу примирения  царя с подданным ) Пётр назван поэтом «чудотворцем-исполином».  В «Моей родословной» Александр Сергеевич рисует героический образ  Петра,   одарённого  титанической  силой:
Кем  наша  двигнулась  земля,
Кто придал мощно бег державный
Корме    родного     корабля.

      А в поэме Пушкина «Медный всадник» Пётр предстаёт как «державец  полумира»:
                Какая  дума      на   челе!
                Какая  сила  в нём сокрыта!…
                О, мощный властелин судьбы!

      Пушкинский словесный, колоритный  портрет Императора Петра Алексеевича Романова (1672 - 1725) помогает раскрыть загадку эпохи  «Российского  абсолютизма  восемнадцатого  века», сокрытую в русском характере гениальной личности   Преобразователя:
      Самодержавною    рукой
      Он  смело сеял просвещенье,
      Не презирал  страны родной:
      Он знал своё предназначенье.
                То академик,    то    герой,
                То мореплаватель, то плотник,
                Он    всеобъемлющей    душой
                На троне вечный был работник.

      Девизом Петровских преобразований может служить народная пословица: «Ищи добра  на  стороне,  а  дом   люби  по   старине!»
      Иностранец Альгаротти где-то метко сказал: «Петербург – окно, через которое Россия смотрит в Европу». Именно: «смотрит» (в смысле: изучает, перенимает), ведь сам Царь Пётр по этому поводу писал:  «Европа   нужна   нам   только    на   несколько  десятков  лет. А после того мы можем обернуться к ней задом».

      «Пушкин, – отмечает в 1846 году замечательный русский православный мыслитель и писатель Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) в письме «О лиризме наших поэтов» к незабвенному поэту, художнику, воспитателю цесаревича великого князя Александра  Николаевича,  автору  слов   Государственного  гимна  Российской империи,  названного  «Молитвой русского народа» (гимн –  «БОЖЕ Царя храни…» –  звучит с 1833 года), Василию Андреевичу  Жуковскому (1783 - 1852), – был знаток и оценщик верный всего великого в человеке. Да  и  как  могло быть иначе, если духовное благородство есть уже свойственность почти всех наших писателей?…»
       Гоголь в этом письме проникновенно развивает высокие мысли Пушкина о исторической миссии БОЖИЕГО помазанника и о значении монарха: «Тот из людей, на рамена которого обрушилась судьба миллионов его собратий, кто страшною ответственностью за них перед БОГОМ освобождён уже от всякой ответственности перед людьми, кто болеет ужасом этой ответственности и  льёт, может  быть, незримо  такие  слёзы  и  страждет такими страданьями, о которых и помыслить не умеет стоящий внизу человек, кто среди самых развлечений слышит вечный, неумолкаемо раздающийся в ушах клик БОЖИЙ, неумолкаемо к нему вопиющий, тот может быть уподоблен древнему Боговидцу… Там только исцелится вполне народ, где постигнет монарх высшее значенье своё – быть образом ТОГО  на  земле, КОТОРЫЙ САМ ЕСТЬ  ЛЮБОВЬ...».

      Однако чтобы стать любящим отцом «преображённого» земного отечества по образу и подобию ОТЦА НЕБЕСНОГО, то есть слыть выразителем народного религиозно-нравственного идеала вождя, всецело и свободно устремляющего душевные силы свои к истине и добру – к правде БОЖИЕЙ, нужно: во-первых, самому быть «по сердцу БОЖИЮ», так в Новом Завете повествуется, что «поставил БОГ им царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашёл Я мужа по сердцу МОЕМУ, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения МОИ» (Деян.13,22); а во-вторых, по вступлении на престол Царю необходимо совершить торжественный  обряд священного коронования и миропомазания по  чину  Православной  Церкви.

     «Миропомазание царское,– указывал в слове на день  cвященного миропомазания и венчания на царство благоверного Государя  Императора  Николая   Александровича   в  1907  году   праведный Иоанн   Кронштадтский   (1829 - 1908),   –  есть  знамение   излияния благодати  ДУХА  СВЯТОГО,  ГОСПОДА  ЖИВОТВОРЯЩЕГО, на  лицо помазуемого, и мудрости и силы для управления подданными. Этот священный обряд  есть БОЖИЕ установление… Царь Давид вот что говорит о благодатном действии на него священного помазания и силы БОЖИЕЙ, сообщённой через него: «БОГ препоясывает   меня  силою   и   устрояет   мне   верный   путь… Ты дал мне щит спасения ТВОЕГО,и десница ТВОЯ поддерживает  меня…»( Пс.17,33 и 36).

      Царь Пётр Алексеевич  собственноручно владел четырнадцатью ремёслами – плотничал, точил, строил, делал чертежи кораблей и постоянно совершенствовал щедро дарованные ему ТВОРЦОМ душевные способности и физические возможности: пытливый ум, непреклонную волю, обострённое чувство долга и пользы; и без остатка отдавал себя самозабвенному служению Церкви и Отечеству, беззаветно любя Россию. Государь любил повторять: «Быть трудолюбивым и честным – вот лучшая политика человека, власть  имущего.  Приносит  она  однако  же  мало  пользы,  если не  сопутствует  ей   благословение  БОЖИЕ».
 
      По свидетельству современника, выдающегося русского механика и машиностроителя Андрея Константиновича Нартова (1683 - 1756),  «Пётр был истинный богопочитатель и блюститель веры христианской. Подавая многие собою примеры того, говаривал о вольнодумцах и безбожниках так:  ”кто не верует в БОГА, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий ТВОРЦА по твореньям познать должен”». «Колико  Пётр  Великий  не  терпел  суеверия,  толико, напротив,  Божественные почитал Законы и чтение Священного  Писания,   Ветхого  и   Нового  Завета   любил».

      Пословица  метко  гласит: «Сердце царёво  в  руке  БОЖИЕЙ».
      Совесть, иначе «глас БОЖИЙ» в человеке, есть тот внутренний душевный «Боговидец Моисей», который вёл в течение бурной, земной  жизни    БОЖИЕГО    помазанника  –  преобразователя  «по среднему   царскому    пути»    во    всех    его    начинаниях.

      Существо власти Христианского Государя Императора (так глубоко интуитивно  прочувствованное  самим   Петром  Великим) – как «особы священной и неприкосновенной»;  как «верховного защитника и хранителя господствующей веры, блюстителя правоверия  и  всякого в  Церкви  Святой  благочиния»  –  изложено в ст. 4 первого раздела Свода основных государственных законов Российской империи, составленного Михаилом Михайловичем Сперанским  (1772 - 1839)  и  опубликованного  в  1832  году:  «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная   власть.  Повиноваться  власти  Его,  не  только за  страх,  но  и  за  совесть,  Сам  БОГ  повелевает».

       Век спустя  (во времена культурного расцвета просвещённого дворянства) в царствование благородного и благочестивого Государя Императора Николая Первого Павловича возникла насущная потребность в подробном исследовании «золотого восемнадцатого века» – поры плодотворной деятельности созидателей Российской империи, «русских колоссов»: монархов Петра Первого и Екатерины Второй; святителей: митрополитов Ростовских Дмитрия и Арсения, митрополита Тобольского и всея Сибири  Иоанна (Максимовича),  епископов: Белгородского Иосафа,  Воронежских Митрофана и Тихона; преподобных  подвижников старцев Паисия Величковского и Серафима Саровского; праведных: флотоводца  адмирала  Фёдора Ушакова  и  воина  Иоанна Русского; блаженной Ксении Петербургской; всеобъемлющего учёного-энциклопедиста  Ломоносова, изобретателя-самоучки Кулибина, историка Татищева, талантливых поэтов: Тредиаковского и Державина; виртуозного композитора Бортнянского;  писателя Сумарокова, живописца  Левицкого;   архитектора    Растрелли;   актёра   Волкова; напористых и трудолюбивых   династий   промышленников   и   благотворителей: Баташевых,  Бахрушиных, Демидовых,  Кузнецовых,  Строгановых; славных полководцев: Голицына-Финляндского, Меньшикова-Петербургского, Орлова-Чесменского, Потёмкина-Таврического, Румянцева-Задунайского, Суворова-Рымнинского-Италийского…

      В 1832 году выдающийся государственный деятель, министр народного просвещения (1833 - 1849), президент Петербургской академии наук (1818 - 1855) граф Сергей Семёнович Уваров блестяще сформулировал социальную доктрину, определяющую основы Российского государственного строя, заложенного Петром Великим: «ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ». Эта формула – точное обобщённое выражение неразрывной триады: духа, души и тела каждого человека, являющегося одновременно и членом  духовно  единого «ТЕЛА  ХРИСТОВА» – Церкви (в контексте:  вечной жизни души), и членом душевно единого «НАРОДНОГО СЕМЕЙСТВА» – Царства  (в   контексте:  временной телесной   жизни).
      Самодержец  является в той доктрине выразителем  самобытной    народной    души,   выступая   «крайним    судьёй»    и  осуществляя   «скорое,   правое   и   милостивое   правосудие».
      «Самодержец, – по словам академика Петербургской академии наук  В. А.  Жуковского, – есть источник земного закона, но сам не есть  закон,  а  только  выразитель  ЗАКОНА  БОЖИЯ…».
      «Царь – глава и вождь своего народа, первый человек Русской земли, её блюститель и защитник. Ёе благо, её мир и разумная свобода жизни…– интерес царский; других интересов у Царя нет»,– утверждал в девятнадцатом веке видный славянофил, публицист и поэт Иван Сергеевич Аксаков (1833 - 1886). Известный с конца девятнадцатого века идеолог русской национальной идеи Лев Александрович Тихомиров (1852 - 1923) дал Петру Первому следующую характеристику: «Пётр  был  величайшим выразителем русского человека в этой решимости жить только истиной… Он готов  был  отречься  от  всего,  в чём не видел истины и прилепиться к  чему  угодно,  если  усматривал  в  нём  истину».

      Благодарные потомки (это воистину лучшие плоды трудов нашего державного предка)  увидели в облике Санкт-Петербурга образ «райского сада», насаждённого по воле БОЖИЕЙ Петром и насыщающего  всех  благодатной  жизнью  во   ИИСУСЕ   ХРИСТЕ.

      «Здесь быть городу, – сказал царь, осматривая Заячий остров в устье Невы в день ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ 16-ого мая 1703 года. В выкопанный тут ров установили каменный ящик, окроплённый духовенством святой водой. В него поставили золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного. Переезжая в Петербург Пётр Первый  перевёз из Москвы много святынь в виде прославленных чудотворных икон СПАСИТЕЛЯ и БОЖИЕЙ МАТЕРИ: любимую келейную икону «Нерукотворного образа Господня», которую поместил в своём «Летнем дворце» («Домик  Петра  Первого» в Летнем саду), а также Казанскую, Знамения Царскосельскую,  Всех  Скорбящих  Радости…
      В 1715 году по Высочайшему повелению и царским попечительством была восстановлена, опустошённая шведами, Валаамская  обитель.
      В 1724 году в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, основанную в начале  восемнадцатого  века  Петром  Первым  из  Владимира  перенесены  мощи святого благоверного великого князя Александра  Невского   –   небесного   предстателя   новой  столицы.
      В 1833 году в «Медном всаднике» Пушкин восхищается великолепием  Санкт-Петербурга, прослывшего уже повсюду за «Северную Пальмиру»  –  этой увековеченной в камне «победе человеческой воли   над   сопротивлением    стихий»:               
      Громады  стройные  теснятся
      Дворцов и башен;    корабли
      Толпой  со всех  концов земли
      К богатым пристаням стремятся.
                В   гранит  оделася  Нева;
                Мосты повисли  над  водами;
                Тёмно-зелёными      садами
                Её    покрылись    острова.
 
       Три века минуло, а град Петра стоит – чтоб потомков назидать увиденным величием! ГОСПОДЬ хранит «Петра творенье» от всякого врага  и  супостата.  Ибо  время   показало,  что учреждения,  нововведения, указы  и начинания  Петра  Великого как-то: новая морская столица Санкт-Петербург и загородная резиденция – Петергоф, промышленные города: Екатеринбург на  Урале  и Петрозаводск   на   берегу   Онежского   озера;  Сенат   и    Коллегии; Святейший Синод и Александро-Невская  Лавра; церкви и пустыни (в том числе и Саровская пустынь); госпитали для зазорных младенцев и богадельни для инвалидов при монастырях;  первоначальные и профессиональные школы (с обязательным обучением для дворян); училище живописи и ваяния; почта; Кунсткамера – первый музей с даровым входом в Петербурге и Сухарева башня в Москве – первая в России Навигационная школа; аптеки; архивы и библиотеки; Императорские Академия наук и Ботанический сад; биржа и Торговый устав; ассамблеи и балы в Летнем саду; триумфальные шествия и фейерверки; первая газета «Ведомости» (печатается гражданским шрифтом); изменение календаря (летосчисление от Рождества Христова); технически оснащённая регулярная рекрутская армия и победоносный флот; организация в условиях изнурительной Северной войны (1700 - 1721) со Швецией за выход к Балтийскому морю строительства:  промышленных предприятий (в том числе Тульский оружейный завод), каналов (в том числе Ладожского), сухопутных дорог; инициатива проведения Великой Северной экспедиции; содержание текстов Указов: о создании губерний, о введении подушной подати, о единонаследии (майорате), об учреждении Воспитательных домов, о запрещении браков по принуждению; а также содержание положений: «Артикула воинского», «Генерального регламента», «Духовного регламента», «Табеля о рангах» – все по сути вышеупомянутые дела и свершения «Отца Отечества» представляют плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; и имеют практическую значимость и актуальность для нынешнего возрождения России.

         И стали вещими слова из поэмы «Медный всадник»  великого  русского  поэта:
         Красуйся, град Петров, и стой
         Неколебимо,       как      Россия!
         Да    умирится   же   с   тобой
         И       побеждённая       стихия:
                Вражду  и плен старинный свой
                Пусть  волны  финские  забудут
                И  тщетной   злобою  не  будут
                Тревожить вечный сон Петра!      
                Ред. 2009
 
P.S. Фотоальбом Георгия Асеева «Юбилей 1025-летия Крещения Руси в Санкт-Петербурге» размещён на странице автора в фэйсбуке(https://www.facebook.com/gaseev, http://www.youtube.com/watch?v=9zutpGaacpE) в разделе «фотографии» в подразделе «альбомы».   


Рецензии
"Пётр открыл ход русским в Европу просвещённую, развитую, получившую гражданственность. Он сделал пользу: бери и забирай всё лучшее, что там ни есть готовое, пополняй чего не достаёт. Но русский народ невоздержан. Он перешёл границы всего и впал в крайность. Жадно он схватился за всё, что нужно и не нужно" (Н. В. Гоголь).

Георгий Асеев   01.11.2017 20:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.