Чаша - 4

У  разных  народов  названья  иные,
Однако  же  чашей  везде  называют
Сосуд,  в  коем  дух  и  душа  пребывают…
Увидеть  в  ней  можно  времен  кладовые.


Кей  Хосров  владел  этой  чашею.  Мир
В  ней  видел  он  весь,  узнавал,  что  хотел,
И  в  ней  постигал  сокровенный  предел,
Подобно  Всевышнему  праздновал  пир.


Похожий  на  конус  чехол  эта  чаша
Имела  из  кожи  дубленой…  Однако,
На  десять  веревочек  тайного  знака
Чехол  был  завязан…   чтоб  вынулась  чаша…


А,  если  развязана  хоть  бы  одна,
Нельзя  вынимать…  Но,  в   назначенный  день
Весеннего  равенства,  скроется  тень,
И  Солнце,  свет  Истины,  светит  до  дна.


Тогда  даже  тот,  кто  с  трудом  приближался
До  Господа  раньше,  предстанет  пред  Ним.
Увидит  все  четко  он  сердцем  своим:
Что  было,  что  будет,  за  что  он  сражался…


Все  тайное  высветит  Солнце,  и  ты
Узнаешь,  что  чаша  -  весь  мир,  что  в  тебе!
Как  старый  халат  шерстяной  на  судьбе.
Но  всполохи  света  -  Единства  черты!

((()))

Джунайд  говорит: 
-  Появляется  чудо
Сокрытием, 
а  познается  Единством.
Не  думай,  что  ум  твой  дерзает  бесчинством,
Он  -  капля  в  морях,  что  разлиты  повсюду…

 «чаша, показывающая мир» приписывается как Кей-Хосрову, так и Джамшиду, другому мифическому правителю Ирана (Сухраварди считал древних царей Ирана обладателями совершенного знания и своими предтечами в цепи «озарённых» мудрецов (ишракийюн)). Как видно из дальнейшего рассказа, под «чашей» подразумевается сердце познавшего, в которой проявляются истинные сущности вещей.


((()))

 У Кей-Хосрова (XII) была чаша (XIII), в которой можно было увидеть весь мир (10). С помощью её он узнавал всё, что хотел, проникал в мир сокровенного, и получал известия обо всём, что происходило на свете. Говорят, что эта чаша имела конусообразный чехол из дублёной кожи, который завязывался десятью верёвочками (11). Когда Кей-Хосров хотел увидеть что-либо из сокровенного, он ставил этот чехол на станок. Если все верёвочки были развязаны, то чашу нельзя было вынуть из чехла; но, если их завязывали, то чаша вынималась легко. Потом, когда Солнце поднималось на точку весеннего равноденствия (12), (Кей-Хосров) ставил чашу напротив себя, так что, когда яркий солнечный свет падал на неё, на ней ясно были видны все линии и начертания — «Когда земля расширилась» (84:3) (13/++), и не утаилось вами ничто тайное» (69:18) (++), «повинуясь своему Господу, и очистилась от лжи (++) (84:4 и 5), «тогда ты, о человек, который с трудом приближался ко Господу своему, вдруг предстал перед Ним» (84:6) (++), «и не утаилось вами ничто тайное» (69:18) (++), «тогда душа увидела, что сделала она прежде и что уготовила себе (на будущее)» (82:5) (++).

Когда наставник описал мне чашу Джама,

(Оказалось, что) чаша, показывающая (весь) мир, — это я сам.

Когда вспоминают о чаше, показывающей мир, (знай:)

Эта скрытая чаша — наш старый шерстяной халат. ((14/XIV)

Джунайд сказал:

Вспышки светов блистают, когда приходит (секина);

(Она) появляется как сокрытие и познаётся как единство (15).


Рецензии