Горы моей памяти

Для Станислава Михайленко

Горы. У меня это понятие связано, прежде всего, с Кавказом. Впервые я попал в Сочи с родителями в 1960 году. Меня привлекли лабиринты дорог, ущелья, горные реки. В дальнейшем, проживая в Ростове - на – Дону,  я ездил на море и в горы запросто. От Ростова один час полёта на самолёте, и ты в Адлере.  Я объездил побережье Черного моря от Анапы до Сухуми. Неоднократно бывал на озере Рица, в Красной Поляне довелось побывать дважды, в 1972 и 1973 г.г.
После зимней сессии на 5 и 6 курсах поехали отдыхать в горы. Поездом доехали до Дагомыса, а потом  на автобусе нас доставили в посёлок Красная Поляна. За аэропортом Сочи, в Адлере, началась настоящая горная дорога. Он была узкая, множество виражей. Но самое большое впечатление произвёл  участок с названием  ПРОНЕСИ, ГОСПОДИ.  В скале было сделано углубление для дороги. И вниз, и вверх пара сотен метров. Создавалось впечатление полёта.
Красная Поляна в  то время был обычным посёлком. Я запомнил частные дома. Мы приехали на турбазу ВЦСПС  «ГОРНЫЙ ВОЗДУХ».  Хоть мы и приехали по путёвкам, но нас разметили в бараке, на нарах. Было досадно, ведь мы видели прекрасные домики, где жили неизвестные нам VIP – персоны. Точно также было и в 1973 году.
Были прогулки по посёлку, осмотрели турбазу министерства обороны, посетили ресторанчик высоко в горах. И турбаза, и ресторан имели одно название КРАСНАЯ ПОЛЯНА. В 1973 году мы пришли в ресторан слишком поздно. Он вскоре закрылся, а водитель машины УАЗ(фургон) отказался взять нас, повёз только персонал. И мы пошли в сумерках на свою турбазу. Дорогу освещали только звёзды и луна. В каком-то месте дорога делала петлю, и мы решили срезать угол. Спуск был похож на переход Суворова через Альпы. Спускались на «всём».
Именно в Красной Поляне я получил неплохой зимний загар. Мы иногда лежали под солнышком, протягивали руку к снегу, брали  снежок и обтирали тело.

Через несколько дней мы пошли в горы. Взяли на прокат снаряжение - лыжи, спальные мешки, получили сухой паёк. На автобусе нас довезли до сероводородного источника, это в 5 км от Красной Поляны. Дорога шла вдоль реки Мзынта. Что в переводе с какого-то горского языка обозначает Красавица. Далее шли на своих двоих. Красота неописуемая. В то время не у всех были даже простые фотоаппараты. У одного нашего парня была кинокамера, но при проявке плёнки, уже в Ростове,  он склеилась. И мы видели только часть отснятого материала, как мы идём и идём.
Наконец, вот он, приют Пслух.  Деревянный домик, с высокой крышей. Внизу одна большая комната, нары в два этажа. В  мансарде тоже нары. Печь,  которая теплая, пока в ней горит огонь. Её топили обычно на ночь. Сами одевались теплее и залазили в спальные мешки. Утром делаешь выдох и виден пар, выходящий изо рта.  Дежурные вставали пораньше. Надо было приготовить завтрак на костре. А для этого нужны дрова, надо развести костёр. В ход шли пищевые концентраты, крупа. Еда имела запах дыма, что, с моей точки зрения, только добавляло ей вкус.
Свободные от дежурства шли умываться. Я это делал обычно так. В помещении раздевался до пояса, затем одевал свитер. Брал бритвенные принадлежности, мыло, полотенце и шли к реке.  Все горные реки имеют ледниковое происхождение, вода ледяная. В это время солнце только всходит, освещает вершины гор. В ущелье прохладно. Бритьё для меня святая процедура. Я бреюсь в любых условиях. Потом чистка зубов, умывание. Ну а дальше следовал смертельный трюк – кто-нибудь из друзей набирал в ведро эту ледяную воду и выливал мне на спину. А я поливал этой освежающей водой других. Ощущение ни с чем не сравнимое. Затем хватаешь свои вещи и с голым торсом бежал в помещение. А там растирался полотенцем.
Потом  завтрак и лыжные прогулки. По мере восхода солнца мы снимали с себя одежду. Туловище было открытым. Девушки тоже были молодцы. Раздевались до определённых пределов. В округе множество источников минеральной воды с разным составом минералов.
Поднимались к памятнику защитникам перевала. Его установил на свои средства один из уцелевших  воинов.
Восемь дней в горах в 1972 и 1973 годах. Сейчас я смотрю на видеосюжеты из Сочи и совершенно не узнаю прежней Красной Поляны.
1973 год был выпускным у нашего институтского  курса. Перед отъездом  на место работы по распределению в Астрахань, я поехал в спортивный лагерь, находящийся в посёлке Вардане на берегу Чёрного моря. Там я принял участие в походе на озеро Малое Рица.
Из Вардане наша группа выехала на двух автобусах. Была дождливая погода. Крыша у нашего автобуса,     как решето, только над водителем был своеобразный зонтик.
Проехали Сочи, Адлер. Пересекли речку ПСОУ, где граница с Абхазией. Помню, дорожную развилку. Поворот направо - в Пицунду, а налево- на Рица.  Красота гор не позволила быть равнодушным, хоть в этих местах бывал не раз. Проехали  Голубое озеро. А скоро увидели озеро Рица. Сильнейший ливень и здесь оставил свои следы. Вода с грунтом стекала на дорогу. Многочисленные кафе имели брезентовое покрытие от солнца и осадков. Но сегодня брезент превратился в своеобразные корыта. Персонал кафе имел на этот случай шесты, которыми они поднимали брезент и вода сливалась.
Вспоминаю свой внешний вид. Это был видок  босяка, что ли.  На ногах кеды, из которых при ходьбе выливается вода, штанины трико закатаны до колен, рукава рубашки – до локтя, а  рубашка завязана узлом на животе.  Вопрос восхождения на Малое Рица был под вопросом. Но наш инструктор дал команду и мы пошли. Ещё в Вардане меня назначили врачом нашего отряда. И я следил за тем, чтобы не было травм. А подъём в горы был очень сложным. Представьте, что мокрая земля,  откосы скал. Я нёс рюкзак со своими вещами, сухим пайком.  Какой – то груз был у всех. А под рюкзаком была укреплена скатка пятиместной палатки. И всё это мокрое-премокрое. При подъёме я обратил внимание на облако, лежащее на тропе. Очень интересно было наблюдать, как у человека сначала исчезает голова, туловище, а затем ноги. И вдруг, я высовываю голову из облака, а надо мной светит солнце. Внизу - голубая  вода, как- будто краска разлита.

Выбрали место для лагеря, наломали веток и установили на них палатки. Кроме нас были другие туристы. Запасы  хвороста для костра катастрофически таяли. Почти все заходили в воду, по щиколотку, вода ледяная.  В первый же день я обратил внимание на громадный камень в 2-3 метрах от берега,  пройти на него можно было по стволу спиленного дерева. На
следующий день я решил искупаться. Зашёл на этот камень и приготовился нырять. Но меня остановил голос с берега.  Я замер, в результате чего появилось интересное фото.  Взмах руками, прыжок. И тут мне показалось, что я попал в морозильную камеру. Со дна били минеральные ключи. Я вынырнул и поплыл к этому камню. Затрудняюсь  сказать, сколько времени я бегал по берегу, чтобы согреться.
Потом мы нашли плот. И пришла идея сплавать на нём к дальнему берегу за хворостом. А перед этим плаванием я помыл кеды и поставил их сушиться на солнце. Плыть на плоту было очень интересно. Когда причалили к берегу, то увидели двух ребят из нашей группы. Хвороста собрали много. Но, когда мы все зашли на наш «крейсер», то он ушёл под воду. Чтобы не потерять топливо для костра, мы встали по периметру плота. Интересен был вид со стороны. Люди идут по воде, как святые, а между ними хворост. И вдруг ливень! Помочь нам никто не мог. И мы добирались до своего берега под дождём.
Вечерами сидели у костра, инструктор рассказывал нам о своих походах по Кавказу. Слышали неоднократно шум камнепада.
За несколько дней мы обошли окрестности Малого Рица. И я с удовольствием вспоминаю то время. Но в каком состоянии озеро сейчас? Не подействовала на него цивилизация? А, впрочем, можно ли называть цивилизацией то, что уничтожает прекрасное?
Однажды утром мы собрали палатки, привели в порядок место, где жили  и пошли на озеро Рица. Там нас ждали автобусы. К вечеру наша группа прибыла в Вардане.
Вот такие интересные походы были в моей жизни.
Мы все любили песни Высоцкого и пели «В  суету городов и потоки машин возвращаемся мы, просто некуда деться».

Колесов В.В.
Тольятти, 30 марта 2009 года

Фотография от июля 1973 года.
Я прыгаю в ледяную воду озера Малое Рица.

Вадим, очень растрогали тем, что написали это для Стаса!
Мне, как и ему - очень понравилось! Правда, у меня ещё и воспоминания всколыхнулись... Спасибо!)))

Ковалева Елена   05.04.2009 11:11     Заявить о нарушении
Сделать людям приятное-это так здорово.
Благодарю Вас, Лена.

Вадим Колесов   05.04.2009 11:47   Заявить о нарушении
Пейзаж Вам не удался
Ну что же, ничего.
Зато узнал Вас больше
Мне в этом повезло.

Тамара Осипова   01.11.2013 09:58   Заявить о нарушении
Про пейзаж совершенно справедливо сказано.

Вадим Колесов   01.11.2013 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.