Инквизитор - А peste, fame, bello libera nos domin

                "Сказал пророк (мир ему!):
             «Смерть — врата, и КАЖДЫЙ из людей вошел в них.
             Смерть — чаша, и КАЖДЫЙ из людей выпил ее»".
                "Сказал пророк (мир ему!):
             «Здешний мир — ЧАС, так соверши в (течение)
                его послушание». 

            "Что такое, в сущности, чума? Тоже жизнь, и всё тут."
                Альбер Камю

                "Все совершается к лучшему."
                Последний римлянин - философ.
           ==========================================================

                "Моя мать была ведьмой.
                За это её сожгли на костре,
                Я им не верю, я помню
                Она молилась во сне,
                Но только не их богам.

                Когда она взошла на костёр
                Ей сказали, “раскайся!”,
                Но она рассмеялась…
                Смехом свободным и звонким…
                Как смеялась всегда.

                Я им не верю. Я знаю,
                Что она не делала зла…
                Она любила весеннее небо
                И умела творить чудеса…
                Поймите, она не делала зла!
                ..........................
                ..........................
                .........................."
                "Моя мать была ведьмой..."
                Кэтти Мёртвое Солнце
                http://stihi.ru/2009/02/16/1321

    Я написал ответ дочери сожжённой ведьмы от лица последнего оставшегося в живых инквизитора во время мировой пандемии Чёрной смерти середины 14-го века и постарался осмыслить, как это выглядело тогда! Под стихами дана подборка данных о великой Чёрной смерти 1346-1357г., выкосивших треть населения планеты и открывшей эпоху сжиганиям на кострах ведьм и колдунов. Времени, когда умирали короли перед свадьбой, а Главы церкви во время богослужений, когда жизнь человека не стоила вообще ничего.


Твоя мать была ведьмой, мне это сказала Судьба,
А в богов никогда мы с тобою не верили сами.
Твоя мать была ВЕДЬМОЙ, она была ведьмой ВСЕГДА!
Я не видел КРАСИВЕЕ юной девчонки с косАми...

Говорили: - Раскайся! ...мы, сами не зная зачем.
Говорили: - Раскайся... и с болью глаза отводили...
Не возможно не ведьмой родиться такою ни с чем,
Понимаешь, ни с чем! И её мы назад проводили...

Мы не древние люди, у нас не бывает БОГИНЬ!!!
Не бывает, пойми! (...Почему я сам в это ...НЕ ВЕРЮ?????)
Да, могла быть святой, но святые ...сказали: - Аминь...
Понимаешь, сказали!!! (...Я им почему-то не верю...)

Ты родилась свободной и ночи молилась во сне
(Мы смотрели всей братией, как ...ОНА делала это).
Наша жизнь оборвалась, застыла в той странной ВЕСНЕ,
Обагрившей костром наши Души... Поверь мне хоть в этом...

Могут думать, она никогда не содеяла зла
И любила, страдая, весеннее юное небо...
Это - ЛОЖЬ!!! Твоя мать научилась творить чудеса!
А как жить остальным??? (...Забери её дьявол на НЕБО!!!!!)

Умирала без крика (...Всевышний УКРАЛ её боль).
Тихо пела о птицах до жути прекрасную песню,
Уходила в полёт, забирая тепло и Любовь...
НЕ ЗАБРАЛА! А это бы было намного уместней...

Не доступной тебе божьей Правды мы ТОЖЕ не знаем,
Только Зло и Любовь одинаково могут убить!!!
Никогда чёрный пепел, который так скоро познаем,
Не накормит ГОЛОДНОГО, если НЕ ХОЧЕТ он жить!

Как прекрасен полёт, только мы от него УМИРАЕМ!
Я не спал эти годы спокойно и трети ночей,
Мы УБИЛИ её, и мы медленно ВСЕ замираем...
Когда Ангел приходит и ...молча уходит НИЧЕЙ.........

- Умер с горя отец? От Любви к ней погибло БЕЗ МЕРЫ!!!
Не боясь ошибиться, по миру развеяли прах...
Отвернулся Господь, и мы разом лишилися ВЕРЫ!!!
А Любовь, всех глотая, доныне витает в умах...

Через все эти годы ты ЛОЖЬ пронесла её песней,
Не осмелились мы убивать, как однажды тогда...
На коленях стоим!!!!! ПОЛЮБИЛИ!!! А было ПОЛЕЗНЕЙ
Иногда и самим не бояться ТАКОГО огня...

Мы стерпели, когда наши братья порезали веННы,
И когда с колокольни сорвался звонарь на гумно,
Мы ЛЮБИЛИ, а Бог никогда не прощает измены,
Совершённой для Веры ...в него, пусть и очень давно.

Умирала без крика, а мы искусали все губы...
Умирала без крика, когда... и оостались без Душ...
Да, конечно же, ВЕДЬМА!!! (...Пилаты жестоки и грубы,
Но на рыночной площади НЕ БЫЛО серых кликуш!!!)

Её прах унёс ветер, а дьявол забрал наши Души,
Те, которые раньше ЛЮБОВЬЮ сковала она...
Твоя мать была ведьмой! (Не веришь, хотя бы послушай,
Почему обезлюдела и оскудела страна...)

Мы ПОСЛЕДНИЕ люди, и пусть она даже Богиня!!!
Ничего не изменится - Мир переполнен ЧУМОЙ...
Миллионы на улицах, МЁРТВЫМИ бродят живые
(Соглашусь ли УЙТИ? - Всё равно не вернуться домой...)

Та могла быть СВЯТОЙ, но святые ...кричали: - НЕ ВЕРИТЬ!!!
И, быть может, ошиблись (...а я почему-то молчу).
Мы родилась свободные. ...не для кого лицемерить
(Только я ничего, НИЧЕГО от ТЕБЯ не хочу...)

Мы смотрели всей братией, как ...ОНА, даже не рядом,
Не окинув и взглядом, мгновенно дарила ЛЮБОВЬ!!!!!!
(Всё внутри оборвалось постылым, невидимым ядом,
Обагрившим не Совесть, не Честь, но запачкавшим кровь...)

Мы ГОТОВЫ УЙТИ ...если примет великое небо,
Мы готовы уйти ...и не надо нам даже огня...
Догоревшей внутри, головешкою чёрною не был,
Ни один из нас... (если бы ...не было в мире МЕНЯ!)

Ты осталась свободной, огня, как она не боишься,
А в Европе уже не осталось рабов и господ...
Я из судей ОДИН и останусь до гроба МОЛИТЬСЯ!!! 
Чтобы КТО-НИБУДЬ ВЫЖИЛ... Хоть кто-то... (Ты слышишь ли, БОГ???)

Только гроба не будет, заполнены улицы ИМИ,
Миллионами тел, даже дьяволу не унести...
Ты увидела Ангелов? ...Может, ОНА была с ними?
(Мне уже ВСЁ РАВНО, но ДРУГИХ, если можешь - ПРОСТИ!!!!!)

Мы ГОТОВЫ УЙТИ ...если примет великое небо,
Мы готовы уйти ...и не надо хмельного огня -
Догоревшей внутри, головешкою чёрною не был
Ни один из нас... (если бы ...не было в мире тебя!!!)

Я на рыночной площади, отдал безбожно ребёнка,
Посмотри на груди, у себя ты увидишь П Я Т Н О...
Это дьявола М Е Т К А, её прикрывала пелёнка...
Что ты хочешь от мира... (Любовь или МЕСТЬ за неё?????)

Не убита, а выросла, так П О З А Б У Д Ь свои песни!!!
Песни о чуде, которое в П Е П Е Л ушло...
Люди не боги, но было бы много уместней
Н Е   П Р И З Ы В А Т Ь, чтобы Солнце за тучи зашло...

Ты - не святая, О Н А была ею (быть может).
Песни твои переврал озлоблённый народ...
Кто-то ошибся (и сдёрнул с нас грязную кожу),
Ну а виновные в Ад захватили сирОт...
 
Зло и Любовь вероятно гуляют отдельно,
Но убивают одними цветами ОГНЯ!!!
В Е Р Ю в ЛЮБОЕ, но Г О Р Е вокруг беспредельно
И ВСЁ, что захочешь (лишь В Р Е М Е Н И нет ...у МЕНЯ).

 Далее история Чёрной Смерти, когда умерли ВСЕ, почти все...
 http://www.supotnitskiy.ru/book/book3-5.htm
Потерявший во время чумы в Авиньоне свою возлюбленную гениальный
поэт Петрарка обвинял с сговоре с дьяволом самого папу,
чья резиденция находилась в том же городе, в ответ тот
уличил его в колдовстве за цитирование Вергилия.

Тела людей, погибших в 1346—1351г. наводя ужас на современников, стремительно
чернели и выглядели «обугленными», отсюда название пандемии «Чёрная смерть».
 
Описание мора оставил и Боккаччо в предисловии "Декамерона"

"...Сама жизнь коренным образом изменила нравы горожан.
...Весь город пребывал в глубоком унынии и отчаянии.
...От этой болезни не помогали и не излечивали ни врачи, ни снадобья.
...Выздоравливали немногие, большинство умирало на третий день...
...Бедствие вселило в сердцах мужчин и женщин столь великий страх,
   что брат покидал брата.
...Умерший человек вызывал тогда столько же участия, сколько издохшая коза.
...Весь город полон был мертвецов."
 
     Легенды о чуме красочно описывали разгульную жизнь и неожиданное появление Смерти в образе женщины или старца в черном "или красном одеянии. По официальная трактовке мор был ниспослан Богом в наказание за грехи, а в 1348г. в людных местах Англии вдруг появлялась кавалькада из 40-50 богато и ярко наряженных всадниц с кинжалами. Их шутовское облачение и непристойная гульба вызвали гнев Господний. Всякий раз во время игрищ налетал шквальный ветер, небо содрогалось от грома и молний. За предупреждениями последовала расплата: "В том же году и в следующем в целом свете начался мор и падеж".
Мансфельдская летопись: "Случалось наблюдать приятное зрелище, что люди, даже малые дети, то с молитвою, то с псалмопением прощались с этим светом". С другой стороны, отмечен необузданный разгул — целые города во Франции танцевали. В Нейбурге игрались шумные свадьбы и давались пышные обеды, а бернский магистрат распорядился устроить "увеселительное шествие в масках". Аргументацию такого поведения находим в приведенной Боккаччо расхожей тогда фразе: "Все равно, мол, скоро умрем".
     Официальная версия о чуме, ниспосланной Богом в наказание за смертные грехи, как и толкования ученых о влиянии небесных светил, вовсе не успокаивали людей. Жуткой страницей из истории Европы времени Черной смерти являются массовые преследования и уничтожения евреев. В районе Женевского озера после пыток схваченных людей был раскрыт "заговор" иудаистов. Их обвинили в злоумышленных связях с нечистой силой, колдовских шабашах, отравлении вод и распространении заразы. Тут же гонения еврейских общин охватили все окрестные поселения. В Базеле нарочно построили деревянное здание, в котором собрали и сожгли евреев. Почти по всей Европе запылали синагоги, еврейские лавки и жилища, а нередко и целые кварталы. Людей в лучшем случае насильно крестили или изгоняли. В Страсбурге, вопреки заступничеству магистрата, горожане в ярости к мнимым виновникам мора уничтожили 900 иудаистов из 1884. Трупами множества убитых чернью парижских евреев несколько месяцев кормились волки. Ландграф Фридрих лично приказал магистрату Тюрингена "во славу Бога" по его примеру сжигать евреев. Безысходность положения обвиняемых в общей беде была столь велика, что в Майнце еврейское население предпочло казни самосожжение. Даже папа Климент VI и император Карл IV не смогли противостоять этому коллективному безумству. Хронист Диссенгофен свидетельствовал: "В течение года были сожжены все евреи от Кельна до Австрии": было уничтожено более 350 общин. Этим поиск виновников мора не ограничился. Христиане видели причину Черной смерти в кознях мусульман. Приверженцы Аллаха  считали устроителями эпидемии "неверных". Разумеется, от всех немало досталось ведьмам. Молва в народе о колдовском "напуске" нашла поддержку у клира. В храмах стало обязательно еженедельное проклятие магов и колдунов. Не случайно представление о шабаше кристаллизуется в Западных Альпах к середине XIVв. Именно тогда европейцы воспылали общей ненавистью к вредоносным "сектам"
    Сокрушительная пандемия чумы 1346—1353 гг., названная современниками «черной смертью», до сих пор не нашла удовлетворительного объяснения. Попытки понять причины катастрофы обычно сводятся либо к поиску доказательств того, что «это была не чума» (Lederberg J., 1997), и охотно принимаются учеными, озабоченными проблемой появления новых инфекций, либо из контекста исторических событий извлекаются исторические источники, которые можно интерпретировать как свидетельство применения биологического оружия татарским ханом Джаныбеком. Разумеется, в аспекте биотеррористической настороженности последних лет эта версия кажется весьма привлекательной. Мы же попытаемся приблизиться к пониманию «черной смерти» как сложного процесса, способного повторяться в виде пандемической катастрофы. У греков и римлян древнейших времен эпидемические болезни считались карой, ниспосылаемой разгневанными богами, и их поэтические описания имеют такой неопределенный характер (Гомер и др.), что по ним нельзя себе составить даже приблизительного понятия о нозологической форме болезни. Термины «pestis» и «pestilentia» употреблялись римлянами в том же широком смысле, как и слово «лоймос» у греков, и поэтому заключали в себе понятие о повальной болезни и вообще всякой заразной эпидемической лихорадке. Юлий Цезарь применял слово «pestilentia» для обозначения болезни, порождаемой голодом и различного рода лишениями. В этом же смысле встречаются эти термины и у Тита Ливия в его «Истории Рима от основания города»: «fames, pestilentiaque — foeda homini, foeda pecori», — обычные его выражения для обозначения существовавшего в том или другом году голода и связанного с ним поветрия (эпидемии). Каждый третий или четвертый год отмечается у Ливия, как tempus grave или annus pestilens. Смертность приписывалась гневу богов за провинности народа и несоблюдение обрядов; а также неблагоприятным временам, зловредным испарениям, принесенным ветрами из нездоровых местностей, яду, волшебным чарам и т.п. Эпидемия понималась древними авторами как клинически сходные заболевания людей на определенной территории, вызванные воздухом, содержащим миазмы, принесенные с зараженных мест, либо испарениями, поднимающимися из-под земли. Когда болезнь действует эпидемически, тогда не образ жизни необходимо считать ее причиной, а воздух, поступающий с местностей, в которых угнездилась болезнь. А так как много людей одновременно дышат одним и тем же воздухом, то они и поражаются.
       Первой отдаленной причиной мора, по мнению Авиценны, являются небесные фигуры, а ближайшей причиной — обстоятельства земные. Когда действующие небесные силы и силы, терпящие воздействие, вызывают значительное увлажнение воздуха, то они поднимают в воздух и рассеивают в нем пары и дым и гноят их слабой теплотой. Приобретя такое качество, воздух доставляется к сердцу и портит природу пневмы, которая в нем находится. Жидкость, содержащаяся в сердце, загнивает и создается теплота, выходящая за пределы естественной, которая расходится в теле по своему пути и возникает моровая лихорадка, охватывающая множество людей, тоже имеющих в себе свойство предрасположения к такой лихорадке. А если налицо лишь воздействующая сила и терпящий воздействие человек не подготовлен к его восприятию, то воздействие и восприятие не осуществляются. Кроме этих обобщений из представлений Гиппократа и Галена об эпидемическом процессе, Авиценна приводит весьма любопытное собственное наблюдение: «Что же касается признаков, которые как бы сопутствуют причине, то перед мором ты, например, видишь, что стало много лягушек, и видишь, что умножились насекомые, рождающиеся из гнили. Одно из указаний на мор — когда ты видишь, что мыши и зверьки, живущие в глубине земли, выбегают на поверхность земли, ошеломленные» («Канон врачебной науки». Книга IV, часть первая, § 51).
      Свидетельств о катастрофических явлениях в природе накануне «черной смерти» настолько много, что необходимо хотя бы кратко рассказать о тех из них, которые не имеют мистического подтекста. Европа. Извержение Этны в 1333г., последнее в XIV столетии. Погода на юге Европы в течение нескольких лет перед «черной смертью», отличалась теплом и сыростью. Уже по этой причине появление чумы среди европейцев нельзя связать с расширением степных зон, и, соответственно, увеличением численности полевых грызунов. В 1342г. — обилие снега зимой и сильные дожди летом — поля Франции опустошены сильным наводнением, в Германии затоплено много городов. В 1343г. отмечены постоянные дожди и наводнения. С 1345г. по всей Европе период «особенной сырости», продолжавшийся еще несколько лет, постоянные неурожаи, нашествия саранчи до Гольштинии. Эпизоотии среди домашних животных. Сильное землетрясение 25 января 1348г., имевшее всеевропейский характер, повторилось 2 февраля. Толчки ощущались даже в Скандинавии. Особенно страдали Ломбардия, Каринтия, Истрия, Швабия, Бавария, Моравия, Рим, Парм. С меньшей силой землетрясения повторились в 1349г. в Польше, Англии и Северной Европе (подземные толчки на европейском континенте прекратились не ранее 1360г.). Очень холодная зима 1347—1348 гг., много людей погибло от холода. Отмечена необычайная кровожадность диких зверей, вызванная голодом; волки врывались в дома и выхватывали из рук матерей грудных младенцев. Неурожай в Голштинии в 1350г. вследствие засухи. Наводнение со штормом 1 января 1354г., опустошившее берега Северного моря.
       Во время пандемии «черной смерти» отмечалась высокая заболеваемость детей и женщин. Когда она возвращалась, то истребляла людей богатых, совсем не пострадавших во времена ее первого появления. Во время эпидемии в Маньчжурии ситуация была обратная — заболевали только взрослые мужчины, женщины очень редко, а в отношении детей вообще бытовало убеждение, что они не заражаются.
       Если мы обратимся к описаниям первой пандемии (например, ее современника, Прокопия Кесарийского или обобщившего огромный исторический материал Эдуарда Гиббона), то ни в одном из них нет даже намека на какие-либо легочные проявления болезни. Гезер (1867) подчеркивал, что Геккеру (1838) стоило больших трудов доказать идентичность «черной смерти» и чумы.
        Отчет, подготовленный по повелению короля Филиппа VI (1293—1350) Парижским медицинским факультетом (Documents inedits sur la grand peste de 1348. Paris, Londres et New-York, 1347) Мы, члены Парижской медицинской коллегии, по зрелом обсуждении и глубоком рассмотрении теперешней смертности, и согласно с мнением наших древних учителей, полагаем:
    ... Если жители не будут соблюдать следующие предписания или другие аналогичные, то мы возвещаем им неизбежную смерть: если только милосердие Христа не призовет их к жизни каким-либо другим образом.
     Мы думаем, что небесные светила, вспомоществуемые природой, делают усилия, в своем небесном могуществе, для покровительствования человеческому роду и для исцеления его болезней и, вместе с солнцем, для проникания силою огня, через густоту тумана в продолжение десяти дней и до 17-го числа ближайшего месяца июля. Этот туман превратится в гнилой дождь, падение которого очистить воздух; тотчас как гром или град возвестить его, каждый должен остерегаться этого дождя, зажигая костры из виноградных ветвей, лаврового или другого зеленого дерева; равно пусть жгут в больших количествах полынь и ромашку на общественных площадях и в местах многолюдных; пусть никто не выходить в поле прежде, нежели совершенно не высохнет земля и 3 дня после того, каждый в это время пусть позаботится принимать немного пищи и остерегаться утренней, вечерней и ночной прохлады. Пусть не едят ни живности, ни водяных птиц, ни молодой свинины, ни старого быка, в особенности же жирного мяса. Пусть употребляют мясо животных, одаренных натурой горячей и сухой, но не горячащей, ни раздражающей. Мы рекомендуем приправы с толченым перцем, корицу и пряности, особенно лицам, которые привыкли ужинать немного и из отборных блюд; спать днем вредно; пусть сон продолжается только до восхода солнца или немножко позже. Пусть мало пьют за завтраком, ужинают в 11 часов и могут во время стола пить немножко больше, чем утром; пусть пьют вино чистое и легкое, смешанное с шестою частью воды; фрукты сухие и свежие, употребляемые с вином, не вредны, без вина же они могут быть опасны. Красная морковь и другие овощи, свежие или маринованные, могут быть вредны; растения ароматические, такие как шалфей и розмарин, напротив здоровы; съестные припасы холодные, водянистые или влажные вообще вредны. Опасно выходить ночью и до 3-х часов утра по причине росы. Не должно есть никакой рыбы, излишнее упражнение может повредить; одеваться тепло, остерегаться холода, сырости, дождя, ничего не варить на дождевой воде, принимать за столом немного териака; оливковое масле в пище смертельно; тучные люди пусть выходят на солнце; очень большое воздержание, беспокойство духа, гнев и пьянство опасны; дизентерии должно бояться; ванны вредны; пусть поддерживают желудок свободным при помощи клистиров; сношение с женщинами смертельно. Эти предписания применимы особенно для тех, которые живут на берегах моря или на островах, на которые подул гибельный ветер.
    По словам Гюи де Шольяка, он и другие врачи оставались на своем посту «propter diffuge infamium» (чтобы избежать позора). К нарывам, для отсасывания «чумного яда», прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц, в открытые раны вкладывали свиное сало и масло, в яички втыкали иголки. Кровью только что зарезанных голубей и щенков окропляли горящие в лихорадке лбы, вскрывали нарывы и прижигали открытые раны раскаленной кочергой. Этот примитивный способ «очистки» организма действительно давал результат, если человек, к которому он был применен, не умирал от сердечного приступа, не впадал в необратимый шок, не сходил с ума от боли. Этиология клинических проявлений «черной смерти до последнего времени была очевидна для историков медицины: бактерия Yersinia pestis, но в 1997г. лауреат Нобелевской премии по биохимии Дж. Ледерберг обратил внимание исследователей на стереотипизацию пандемии «черной смерти», считая, что клиническая картина «подогнана» под клинику чумы. Обращая внимание на чудовищную смертность населения Европы во времена эпидемии «черной смерти», не характерную ни для одной из последующих эпидемий чумы, он ставит под сомнение причастность Y. pestis к развитию пандемии 1346—1351гг.
     В 1346—1347гг. на территории, включающей низовья Волги, Северный Прикаспий, Северный Кавказ, Закавказье, Крым, Восточные отроги Карпат, Причерноморье, Ближний и Средний Восток, Малую Азию, Балканы, Сицилию, Родос, Кипр, Мальту, Сардинию, Корсику, Северную Африку, юг Пиренейского полуострова, устье Роны, началась синхронная пульсация очагов мора. Произошла столь массовая гибель людей, что умерший человек «вызывал столько же участия, сколько издохшая коза» (Боккаччо). Папа, приказав, анатомировать трупы, чтобы найти причину болезни, бежал в свое имение рядом с Валенсией, где закрылся в одиночестве в комнате, постоянно жег огонь, чтобы выкурить инфекцию, и никого к себе не допускал. В Авиньоне смертность была так велика, что не было никакой возможности хоронить покойников. Тогда папа Климент VI освятил реку и торжественно благословил бросать в нее тела умерших от чумы людей. В 1348г. «черная смерть» свирепствовала во всех крупных портах южной Европы, включая Венецию, Геную, Марсель и Барселону. В Средиземном море находили корабли, полные трупов, дрейфовавшие по воле ветров и течений. Один за другим, несмотря на яростные попытки изолировать себя от внешнего мира, итальянские города «падали» перед эпидемией. Люди рассказывали ужасные истории сверхъестественного происхождения о том, как «на востоке, рядом с Большой Индией, огонь и вонючий дым спалили все города» или как «между Китаем и Персией пошел сильный дождь из огня, падавший хлопьями, подобно снегу, и сжигавший горы и долины со всеми жителями», и сопровождаемый зловещим черным облаком, которое «кто бы ни увидел, тот умирал в течение половины дня». Оттуда, принесенная «нечистым порывом ветра с юга», инфекция наводнила Европу. Чума «перешагнула» через Альпы, в Баварию. В Испании она настигла королеву Арагона и короля Кастилии. Первую половину 1348 г. «черная смерть» подбиралась к Англии. Весной она объявилась в Гаскони, где погубила младшую дочь короля — принцессу Жанну, которая направлялась в Испанию для сочетания браком с наследником кастильского трона.
Вскоре чума вспыхнула в Париже, где умерло огромное количество человек, включая королев Франции и Наварры. В июле эпидемия охватила северное побережье Франции. В Нормандии, по свидетельству современника, «было такое критическое положение, что нельзя было никого найти, чтобы тащить трупы в могилы. Люди говорили, что наступил конец света». В этом же месяце английское правительство усилило наблюдение за портами. Архиепископ Йоркский Зуш написал своему заместителю, приказывая в каждом приходе дважды в неделю провести процессии и литании, «чтобы остановить эпидемию и инфекцию». Ибо только молитвой, провозгласил он, можно отвести бич Господень. Но хотя епископ Батский и Уэльский, тоже напуганный, приказал также проводить Крестные ходы и сборища во всех церквах, чтобы «защитить людей от эпидемии, которая пришла с Востока в соседние королевства», жизнь в Англии тем летом, казалось, текла в обычном русле. В дни, когда новости передавались из уст в уста, из деревни в деревню, вдоль дорог монахами и коробейниками, народ изолированного северного острова, вероятно, меньше слышал о предполагаемом конце света, чем европейцы по ту сторону пролива. Поглощенные своими внутренними делами, они более были обеспокоены погодой, уничтожением посевов и ящуром, который разразился среди скота и овец. Даже король, который должен был быть осведомлен об опасности, казался полностью увлеченным своими великолепными строительными проектами по размещению коллегии нового Ордена Подвязки. 6 августа он выпустил приказ о превращении часовни Св. Эдуарда Исповедника, находившейся в Виндзоре, в часовню «соответствующего великолепия» и для обеспечения места для проживания дополнительных каноников и 24 «беспомощных и бедствующих рыцарей», которых он и его компаньоны должны были представить ко вступлению в Орден. Чума «обращалась» с Англией точно так же, как и с Западной Европой. В Винчестере, включавшем в себя графства Гемпшир и Суррей, которые каким-то чудом избежали эпидемии почти до Рождества, епископ Эдингтон приказал собранию каноников читать семь покаянных и пятнадцать обычных псалмов дважды в неделю. По пятницам было решено проводить крестный ход духовенства и людей по улицам и рыночным местам босоногими и с непокрытыми головами, «пока с благочестивыми сердцами они повторяют свои молитвы и, отложив бесполезные разговоры, произносят так часто, как только можно «Отче наш» и «Тебя Дева славим». Новости, исключительно печальные, провозгласил Эдингтон, достигли его; жестокая чума, которая превратила города Европы в «логова диких животных», «начала поражать берега английского королевства». Города, замки и деревни «были лишены своего населения эпидемией, более жестокой, чем двуручный меч, и стали жилищами ужаса... Мы поражены самым горестным страхом, который запрещает Господь, как бы начавшаяся эпидемия не опустошила наш диоцез» В Бристоле «живые едва могли похоронить мертвых», и «жители Глостера не позволяли жителям Бристоля войти в город». В течение той осени чума поражала одно южное графство за другим. Дорсет и прилегающие графства почти вымерли; Пул был настолько пустынен, что смог возродиться только через столетие. Духовенство и миряне Девоншира и Корнуолла «ложились, подобно колосьям под серпом жнеца». В некоторых деревнях, таких как Бишопстон в Уилтшире, едва ли одна душа выжила, а когда жизнь возродилась после чумы, это место так и осталось пустынным. Шотландия держалась до конца года. Сначала шотландцы приписывали несчастья соседей их слабости, грозя «грязной смертью Англии» и поздравляя друг друга со своим своеобразным иммунитетом. Но когда они собрались в Селкиркском лесу, чтобы разорить пограничные английские земли, «их радость превратилась в плач, когда карающий меч Господень... обрушился на них яростно и неожиданно, поражая их не менее чем англичан гнойниками и прыщами». В следующем году наступила очередь Уэльских гор и долин, и «наконец, как будто плывя дальше, чума достигла Ирландии, поразив огромное количество англичан, проживавших там». Она едва затронула самих ирландцев, которые проживали в горах и горных территориях, но и их она безжалостно и неожиданно «уничтожила повсюду самым жестоким образом» в 1357 г. «Черная смерть» в населенном пункте обычно начиналась вспышкой смертельных случаев болезни, точнее, обращала на себя внимание после такой вспышки. В Авиньоне в январе 1348 г. мор обнаружили лишь когда все монахи одного монастыря (700 человек) умерли за ночь.
Во второй половины XIVв. в Англии исчезло до 1000 деревень. Людям казалось, что чума властна "даже над деревом и камнем". В 1349г. мор поразил Европу. Западная Европа всего за четыре года потеряла 25 млн. человек. Смертность среди заболевших составляла 70-80%. В одном Бремене чума унесла более 2/3 населения. Англия лишилась 1/3. В отдельных местах летальность достигала 100%.Последовавшие затем неоднократные новые вспышки болезни были отмечены почти во всех странах во второй половине XIV — первой трети XV вв. В Англии чума засвидетельствована в ХIV в. 7 раз, а в Италии и того чаще. С 1338 по 1427 гг. численность жителей Флоренции и ее округи сократилась более чем в 3 раза. Если в 1300 г. средняя продолжительность жизни составляла 40 лет, то к 1400г. только 20 лет. Население Италии, насчитывавшее в самом конце XIII в. 11 млн. человек, к середине XV в. едва достигло цифры 8 млн. С 1348 г. Франция за 70-80 лет похоронила не менее 30-40%.
    В русских землях Черная смерть появилась в 1349 г. В Никоновском своде читаем: "Нача слыти мор в людех, тако бо изволися Господу Богу" Трагедия разразилась в 1352г. — "бысть мор во Пскове силен зело и по всей земле Псковской". И здесь смерть наступала уже на третий день после заболевания, сводя в могилу множество людей. "Священницы не успеваху тогда мертвых погребати, но во едину нощь до заутриа сношаху к церкви мрътвых по двадесять и до тритцати, и всем тем едино надгробно пение отпеваху...; и тако полагаху по пяти и по десяти во едину могилу. И сице бяше по всем церквам. И не бе где погребати мертвых..." Некоторые богатые люди пытались отдать свое имущество нищим, но никто его не брал — "аще бо кто у кого возметь, в той час неисцелно умираеть". Попытки ухаживать за умирающими  заканчивались плачевно для здоровых. Напуганные донельзя постигшей их бедой, псковичи обратились к архиепископу Новгородскому Василию с надеждой получить его благословление. Владыка, вняв слезным мольбам, побывал в Пскове, а 3 июня на обратном пути сам умер на р.Узе, сраженный коварным недугом. "Промыслом Божиим" смерть простерла свои крылья над Новгородом и всеми подвластными ему землями. И здесь за короткое время "многое множество безчислено людей добрых умре". Чума в тот же год "по всем землям походи". Опустели Смоленск, Киев, Чернигов, Суздаль. Как свидетельствует летопись, в Глухове и Белоозере вообще ни одного жителя не осталось — "вси изомроша". Так похозяйничала "во всей земле Русстей смерть люта, и напрасна и скора; и бысть страх и трепет велий на всех человецех". Не утихомирилась чума и в 1353 г., когда ее смертоносную хватку испытала Москва. С наступлением весны болезнь пробралась и в великокняжеские палаты. Одного за другим она унесла в небытие самого великого князя, 36-летнего Симеона Гордого, двух княжичей — его сыновей и брата, князя Андрея. Ранее Черная смерть, по всей видимости, ускорила кончину митрополита Феогноста.


Рецензии
Искали Грааль,
Но жгли ведьм на кострах,
И жизнь на земле
Почитали за прах.

Но цену ей дать,
Чтобы помнили впредь,
Приду я, сестра её -
Черная Смерть.

Мара Вольф   20.11.2010 21:58     Заявить о нарушении
Пришла, отомстила, но дальше то что?
Любовь или Смерть нам не важно уж то!

Иг Финн   20.11.2010 22:21   Заявить о нарушении
Дальше? Армагеддон... Раз так! Если всё равно...

Мара Вольф   20.11.2010 23:12   Заявить о нарушении
Беда в том, что иногда как захочешь, так и будет. И в черном намного скорее, чем в белом.

Иг Финн   20.11.2010 23:52   Заявить о нарушении
Хм...да эт кому как:) Виталик вот опять умер:) И еще обиделся на меня за стеб, номер отключил,больше не пишет. :-P И те,кто больше всего болтают о 'черном',жить больше всех хотят,сволочи:) Так что всё будет,как будет,а будет ништяк!;)

Мара Вольф   20.11.2010 23:59   Заявить о нарушении
а это - как захочешь...

Иг Финн   21.11.2010 00:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.