Этюды о воспитании. Природа

10. Природа.
      У всемирно известного детского психолога и писателя Тони Бьюзена я вычитал, что слово «рай», /paradise/ берет начало из арабского языка и означает «сад». Любой сад – часть природы. Уверен, детский – тоже. Ребенок должен жить в раю, а животные – необходимая и неотъемлемая его составная. Общение со зверьем увеличивает шансы ребенка вырасти человеком. «У вас есть питомец – добавьте ребенка. У вас есть ребенок – добавьте питомца» - советуют У. и М. Серз. Ребенку нужен бескорыстный, терпеливый и верный друг. Уравновесь себя – купи собаку!
      В нашем доме всегда было полно литературы о природе и
животных. Даже, /увы, временное/, увлечение сына филателией, по моему настоянию было сориентировано на природу и искусство. Всегда и во всем своем многообразии присутствовали и сами животные: жуки, рыбки, черепахи, ящерицы, кошки, собаки. Насчет высших приматов врать не буду, не было. Зачем родителям такие конкуренты в доме?!      
      Нет, в итоге мой сын не стал искусство- или охотоведом,  у него даже не хватило способностей стать хотя бы лесником или ветеринаром. Зато я видел его растерянный, беспомощно – умоляющий взгляд, когда у него на глазах умирал наш волнистый попугайчик. Птичья жизнь коротка, но именно она дала моему сыну возможность впервые не только понять, что такое смерть живого существа, друга, но и примириться с нею. «А что будет потом?!» - спросил он меня, и я бодро ответил – «Купим другого!», не осознавая головокружительной глубины его вопроса.
      А недавно, подбирая для этой книжки высказывания детей – индиго, я наткнулся на следующее: «Лучшее в смерти - то, что  будет потом».
      К 4-м годам у ребенка формируется 50% интеллекта, в 9 лет – 80% / проф. Блюм/. Взрослый умный Маугли, благородный Тарзан, не говоря уже о влюбленном Кинг-Конге, – красивые, точно выверенные и беспроигрышные, но наивные фантазии. Всего лишь. Психическое развитие всех «маугли» и «тарзанов» прекращается еще в детстве, звериное, волчье воспитание всегда берет верх. Они будут развиваться телесно, худо-бедно научатся пользоваться вилкой, и может быть даже унитазом. Душевная же эволюция, увы…
     Пастбище бывает сильнее породы: цветок и женщину они будут воспринимать, как пищевой объект, а по ночам будут выть на луну. «Тяга к стаду старше происхождением, чем тяга к “Я”» - /Ф. Ницше/
     Однако известно и другое. «Ребенок – индиго, так же как и
животное, чувствует приближение катастрофы, но в отличие от четвероногих способен предупредить об этом. Индиго ближе всего к природе и за ними развитие планеты. Люди – маугли, научились понимать язык животных, язык звуков, язык поз. Поднятые уши у приемной мамы, безусловно, являются сигналом о том, что что - то происходит, нужно быть настороже» - /Н. Васильева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории сравнительной этологии и биокоммуникации/. Больше всего шансов пережить катастрофу имеют люди, понимающие язык животных.
      Если конец света все-таки будет, то лишь дети – индиго имеют шанс продолжить человеческий род. Природа зло шутит с нами. Может быть, она мстит людям, а может, дает последнюю возможность задуматься о будущем» - /программа СТБ, эфир 20 – 21. Х. 05 г./
     Природа – лицо Бога. Искусство – лицо человека, в котором иногда проглядывает природа, т. е. лицо Бога.

          «…Так век за веком, /скоро ли, Господь?/,
           под скальпелем Природы и Искусства
           кричит наш дух, изнемогает плоть,
           рождая орган для шестого чувства»
                - / Н. Гумилев/

        Научи ребенка различать голоса птиц. Простой жаворонок производит в день такое количество мелодий, что их хватило бы на сорок симфоний Моцарта.

      …не клевало, и я записал на диктофон как бормочет вода среди камней, монотонное жужжание мухи, шорохи камыша и кошачьи вопли иволги. Проснувшись утром, мы с внуком слушаем эту музыку под бесчинство ветра за окном и царапанье снежной крупы по стеклу.

       Пусть вместе с тобой ощутит аромат цветов, запах грибного леса, дурман нагретой солнцем свежескошенной травы, раскаленную пыль обочины под босой пяткой и ласковое прикосновение ветерка к щеке.

       Пусть увидит «лазерное шоу» солнечных лучей, пронизывающих колышущиеся кроны величественных сосен, причудливые пагоды облаков, сверкание звездного крошева и висящую в метре над крышами домов огромную луну.

       Научи его наслаждаться вечным, боевым танцем поденок – ниндзя над сонной поверхностью пруда и сладострастным хоралом весенних лягушек.

        Сделай так, чтобы, в аквариуме он увидел безмолвие, а, наблюдая за суетой муравьев, услышал, как они переругиваются, затаскивая в узкую норку дохлого жука или огромную спелую земляничину.

        Следи, чтобы твой ребенок не задергивал штору, желая окунуться в очередное «мочилово» по телевизору, когда в это
время за окном витают пух и перья из птичьего боевика в кормушке, чтобы он не уставал удивляться чудесам «рая», и чтобы у него никогда не угасало шестое чувство. Чувство неразрывной связи с природой.

        Истинный рай находится не снаружи. Он в душе. Изгнать человека из него не в состоянии даже Бог. Его нельзя навязать, так же, как и удержать в нём насильно.

И, наконец, перескажу одну легенду. Даосские монахи пришли к своему наставнику – гуру, чтобы выслушать его проповедь. Расселись вокруг него под деревом и приготовились слушать. В этот момент на ветку села маленькая птичка и начала щебетать. Через какое-то время она улетела, и наставник, не проронивший до этого ни слова, сказал – Проповедь закончена!

Из книги Петра Скорука
«Евангелие детства от Старого Павиана»
Официальный сайт – SCOROOK.COM


Рецензии
Важная и интересная информация, ценнейшие рекомендации. Спасибо!

Елена Овчинникова 2   25.03.2009 15:17     Заявить о нарушении