Ожиданье...

Безумье, разрывающее сердце
На две, таких несхожих, половинки,
И многозначность разноликих терций
По играм разума метут соринки.

Трезвучье, обирающее трезвость
И рассудительность. Какая жалость,
Что взгляд, лидийского богаче Креза,
Единственною смелостью осталась.

И только ожиданье не покинет,
Оставшись безотказным кавалером
Моей любви... Рабыней ли, Богиней -
Она ему всегда - источник веры.

23.03.2011

Краткий анализ стихотворения
Тема. Внутренний разлад, пограничное состояние души между трезвостью и безумием, противоречивость любовного чувства.
Основная мысль. Человеческое сознание раздвоено: разум сталкивается с иррациональностью чувств, а любовь существует одновременно в двух ипостасях — как рабство и как божественное откровение.
Композиция. Стихотворение состоит из трёх строф, образующих смысловую градацию:
1;я строфа — образ «безумья», разрывающего сердце и размывающего ясность мысли;
2;я строфа — усиление конфликта: трезвость и рассудительность оказываются под угрозой, остаётся лишь смелость взгляда;
3;я строфа — разрешение напряжения через ожидание и любовь, которая сохраняет веру вопреки всему.
Тип речи. Лирическое размышление с элементами описания внутреннего состояния.
Стиль. Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью, характерной для лирики.
Средства связи предложений:
лексические повторы («безумье», «любовь»);
синтаксический параллелизм (анафорические конструкции);
местоименные замены («она» — о любви);
семантические поля «раздвоение», «музыка» («терции», «трезвучье»), «чувство».
Средства выразительности:
метафоры: «безумье, разрывающее сердце», «игры разума метут соринки», «трезвучье, обирающее трезвость»;
оксюмороны: «взгляд, лидийского богаче Креза» (сопоставление духовного и материального), «рабыней ли, Богиней»;
сравнения и аллюзии: отсылка к лидийскому царю Крезу как символу несметного богатства;
эпитеты: «разноликих терций», «безотказным кавалером»;
антитезы: «рабыней ли, Богиней», раздвоение сердца, противопоставление трезвость;/;безумие;
символика музыки: «терции», «трезвучье» как образ гармонической сложности и диссонанса внутреннего мира;
инверсия: «Трезвучье, обирающее трезвость», «И только ожиданье не покинет» — усиливает экспрессию и ритмическую напряжённость.
Общий эффект. Текст передаёт драматичное переживание раздвоенности сознания и чувства: любовь одновременно ранит и даёт опору, а разум балансирует на грани безумия. Музыкальная образность и антитезы создают ощущение внутренней полифонии и напряжённого поиска гармонии.


Рецензии
Хорошо написано.

Владимир Корсак-2   28.02.2011 15:29     Заявить о нарушении