Осенний дивертисмент...
Казалось, он явился ненадолго.
Но просочившись в ветреную дрожь
Немого дня, проникся чувством долга
Перед осенней каверзной порой,
И начал перелистывать страницы
Цветных небес над дальнею горой,
Дожди построив длиной вереницей.
Погода, накапризничавшись всласть,
Флиртует с неприкрытым откровеньем,
Небесным тучам отдавая власть,
И опуская сумрак на колени
Перед окошками домов людей,
Стелясь туманом у крыльца ступеней.
И музыка заветренных дождей
Сметает грусть в корзины луж осенних.
23.03.2009
Краткий анализ стихотворения
Тема
Изображение осенней погоды, переменчивого дождя и настроения природы. Центральные образы — дождь, осень, сумрак, музыка дождей.
Основная мысль
Переменчивость осенней природы, её способность одновременно навевать грусть и очаровывать своей тихой красотой. Дождь, начавшийся несмело, постепенно обретает силу и создаёт особую поэтическую атмосферу осени.
Тип речи
Художественное описание с элементами повествования (динамика развития дождя) и рассуждения (осмысление состояния природы)
Стиль речи
Художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональной окраской
Композиция
Первая часть (1–4 строки): робкое начало дождя, его нерешительность.
Вторая часть (5–8 строки): усиление дождя, его «долг» перед осенью, образ перелистываемых страниц неба.
Третья часть (9–12 строки): капризы погоды, наступление сумрака, образ «опускающегося» на колени тумана.
Финал (13–14 строки): метафора «музыки дождей», очищающей грусть и превращающей её в красоту осенних луж.
Средства связи предложений
лексические повторы («дождь», «осень»);
местоимения («он» — о дожде);
синтаксический параллелизм (однородные конструкции, перечисления);
образные переходы (от дождя к туману, от сумрака к музыке луж).
Средства выразительности
олицетворения: «дождь явился», «погода накапризничавшись», «тучи отдавая власть», «сумрак на колени»;
метафоры: «перелистывать страницы цветных небес», «музыка заветренных дождей», «сметает грусть в корзины луж»;
эпитеты: «несмелый дождь», «ветреная дрожь», «осенняя каверзная пора», «неприкрытое откровенье»;
сравнения (скрытые): дождь как перелистывающий страницы, музыка дождей как очищающая сила;
инверсия: «просочившись в ветреную дрожь», «опуская сумрак на колени»;
ассонанс и аллитерация (мягкие звуки «л», «н», «м» создают ощущение плавности, шелеста дождя).
Итог: стихотворение передаёт тонкую гамму осенних переживаний через динамичный образ дождя. Автор использует богатую палитру художественных средств, чтобы показать, как природная стихия становится своеобразной «музыкой», преобразующей грусть в красоту.
Свидетельство о публикации №109032303323
Очень понравилось!
С теплом, Александр.
Александр Сат 23.03.2009 16:41 Заявить о нарушении
Рада Вам....
Спасибо))
Извините за задержку ответа...повинную голову - меч не сечёт...правда не успеваю))
с уважением.Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 24.03.2009 12:21 Заявить о нарушении