Разговор поэта с Марком Шатуновским

                «Муштруйте, шлифуйте, учите себя,
                блистайте в холодных стихах,
                но знайте – поэзии русской судьба –
                не в ваших руках».

                Г.Красников

                «Тот, кто забывает, что он лишь проводник, а не источник,               
                неизбежно теряет свою проводящую способность. 
                лишается дара».

                «И в душе каждого человека могут бороться два
                противоположных взгляда на вещи. В эпоху
                классического романа это называлось диалектикой
                души. В наше время такого человека поднимут на смех,
                либо обзовут лгуном. Диалектика выродилась в
                тотальный релятивизм: можно думать одно, говорить
                другое,  а делать третье, но иметь два взгляда на одно и
                же – преступление».

                И.Жданов

                Русская поэма (начало).
 
                1           И сотворил Бог человека –
                Адам грушовку смаковал.
                Но мы расскажем не про это,
                4      Гремит труба – окончен бал.

                Комментарии.
1 М.Ш. В принципе здесь фраза говорит сама за себя, отсылая читателя к библейскому контексту, настраивая его на определённый смысловой ряд.
С.К. Не совсем так, далее мы увидим это по тексту, натолкнувшись на некую антитезу.
2-3 М.Ш. Адам как прообраз падшего человека, в том числе и современного, конкретизирует понятие человека вообще, сотворённого в божественном акте. Но в понятии грушовки мы видим смещение некого аспекта. Всё-таки груша это не библейское яблоко, хотя остаётся возможность возврата к каноническому смыслу, по сути же грушовка только семантически близка груше, являясь, на самом деле, сортом яблок. Нет ли тут намёка на осуществление акта творения не Богом, а Демиургом, на узурпацию, на подмену существ человеческого рода  какими-то более тёмными демоническими созданиями.
С.К. Нет, в слове «грушовка» отражено впечатление личного характера раннего детства. В саду эта яблоня, посаженная моим дедом, поспевала гораздо раньше других, давая яблоки необыкновенно сладкого вкуса. Обратите внимание, что для маленького ребёнка первая восторженная встреча с кошкой или цветком является действительным актом познания вселенской сущности цветка или кошки, откуда и происходит со всей полнотой непосредственности бурная радость. Падший человек, а тем более современный, далёкий от традиционных устоев, лишился этого непосредственного общения напрямую с идеальными сущностями вещей, лежащими в основе тварной вселенной. Он воспринимает явления природы этого мира только через призму понятий, т.е. не как таковые, а, обращаясь к набору понятий о предметах, составляющих в его голове причудливый калейдоскоп. Здесь скорее не участие, не взгляд со стороны Демиурга на человека, а наоборот, сам из себя человек творит взгляд на некую закольцованную ограниченную вселенную, подобную творению Демиурга, сужая небо, горнее до размеров земного свода, угрожающего раздавить человека своей тяжестью.
М.Ш. Индивидуальное конкретное представление детства превращается во всеобщее вселенское представление яблони как древа жизни, точнее, дерева познания добра и зла, от которого Бог запретил вкушение плодов. Т.е. Адам смакует в реальности не сладость, а яд падения и первородного греха, ведущего к изгнанию человеческого рода из рая.
С.К. У Е.Головина в его книге «Приближение к снежной королеве» приводится интерпретация легенды о происхождении кадыка, адамова  яблока, у мужчины (у женщин его нет). Ева как нежная утонченная особа женского пола кушала яблоко аккуратно, а Адам как грубый мужлан сразу откусил большой кусок, который застрял у него в горле.
М.Ш. Здесь видится намёк на то, что Адам, смакуя яблоко, а, не поедая его с жадностью, поступает не по мужски, уподобляясь  женской аккуратности. В наш век , когда подлинно мужских героических аспектов остаётся всё меньше и меньше, происходит усреднение, слияние мужского и женского начал в каком-то зловещем андрогине, составляющему богоборческую апастийную оппозицию ветхозаветному сотворению человека по образу и подобию Божию.
С.К. Следуя твоим рассуждениям, здесь ведётся рассказ только про это. Но обратимся далее к тексту.
4 М.Ш. «Гремящая труба» это явный посыл к апокалипсису, концу света. Теперь чётко видна вся противоречивость дидактики текста первоначальной строки. Конец света характеризуется прекращением действия времени и наступлением качественно иного состояния мира, позволяющем говорить о наступлении вечности. Оксюморон состоит в том, что акт сотворения человека ведёт, в конечном счёте, к логичной гибели проявленного мира.
Человек – убийца вселенной или создатель и инициатор нового более совершенного мира, где «несть ни печали, ни воздыхания». «Окончен бал» - здесь бал говорит скорее об определённой лёгкости исторического пути человечества, что , в свою очередь наталкивает на мысль о противодействии Божественному замыслу, завету в поте лица добывать хлеб свой.
С.К. Кстати, яблоня несколько лет назад засохла, и её спилили. Речь в принципе идёт не о наступлении вечности как таковой, а о дискретном пограничном состоянии, когда времени уже нет, а вечность ещё нет.
М.Ш. Да, может сами того не осознавая, мы все уже находимся в состоянии апокалипсиса.
С.К. Безмолвствует (в понятиях православного исихазма творит Иисусову умную молитву).


Рецензии
Здорово. Спасибо за доставленное удовольствие.
Грушовка и груша подходят на роль запретного плода, кстати, так же хорошо, как и яблоко, потому что в новом корректированном переводе "Библии" (осуществленном в 70-80ее годы международным коллективом ученых-знатоков древних языков) значится, что Ева и Адам едят просто плоды с Древа познания и остается неясным, яблоки ли это или иные фиги-финики. Просто древнееврейское слово "плод" довольно рано перевели с ошибкой как "яблоко".
С уважением, Н.

Ната Из Нато   01.07.2009 15:03     Заявить о нарушении
Да, не за что. Фигу выкуси в качестве запретного плода - символа фаллоса, очень интересно... Вообще-то это мои первые попытки постебаться малость, а сейчас я выродился в сплошной стёб и сарказам с теоретическим уклоном в область языкознания - в переводы мало верю - чисто научная составляющая без духовного видения фиги как раз и рожает, хотя этот научный язык в силу воспитания нам ближе и понятней.
С уважением и благодарностью, что осилили мой никчёмный опусок, НВ.

Неистовый Виссарионыч   01.07.2009 18:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.