Пять ошибок начинающего поэта

Много людей, открывших в себе поэтический дар, совершают в процессе своего творчества одни и те же ошибки. Поэтам, которые по настоящему и безусловно талантливы скорее всего они не грозят, но для людей которые просто хорошо или не очень хорошо слагают вирши, они, увы, почти неизбежны. Ничего страшного в них конечно же нет, однако они тормозят самосовершенствование, приносят душевный дискомфорт и сожаление. Не избежал их и  в свое время я. Надеюсь, что эта статья поможет читателю избежать хотя бы части из них.

Первая ошибка подстерегает поэтов обычно в самом начале творческого пути. Почти каждый поэт начинает писать в молодости и начинает писать с любовной лирики, выплескивая свои чувства и эмоции на бумагу. После приобретения небольшого опыта начинает казаться, что писать стихи очень и очень просто. Вдохновение озаряет по нескольку раз в день, стихи строчатся как из пулемета, строчки дышат эмоциями и страстями, причем такими, как в жерле вулкана. Ну и что в том, что рифма откровенно хромает? Ну и что,  что в четверти строчек ее вообще нет? Ну и пусть стихотворный размер меняется по несколько раз за стихотворение без всякой системы, а прочесть стихотворение не споткнувшись – весьма затруднительно? Главное ведь прекрасные чувства, и глубокие мысли, содержащиеся в стихотворении, как вышло, так вышло, работать над стихотворением трудно, лень…. Лучше написать еще одно! Так думают многие… Но увы, на самом деле это не совсем так.  Ваши мысли и эмоции интересны прежде всего вашим любимым, друзьям, родственникам и просто людям, желающим прежде всего познать вашу бессмертную душу. Остальным же, увы, они не очень интересны. Да и те, кому ваши стихи интересны, получат от них не так много удовольствия, как могли бы. Ибо форма не просто далека от идеала, а иногда просто не выдерживает никакой критики. Значит ли это, что не надо писать стихи? Конечно же не значит! То, что вы пишите это само по себе прекрасно. Но надо учиться работать над формой стихотворения, пытаться отшлифовать свое произведение. Причем к шлифовке можно вернутся еще раз даже спустя несколько часов или дней после написания стихотворения. Лучше меньше, да лучше. Правило первое – работайте над своими стихами.

Через некоторое время начинающий поэт понимает, что такое ритм, размер рифма, понимает, как сделать свое стихотворение более красивым и чрезмерно увлекается этим. Вдохновение обычно к этому времени приходит намного реже, а писать хочется, да так чтоб все читатели сказали «ах!». И тут подстерегает вторая ошибка – пишутся красивые, стилистические красивые стихи, но без вдохновения, без искры, иногда и без смысла. Однако стихи ценны прежде всего смыслом, эмоцией, искрой, содержанием и только потом формой.  Стихи даже с хорошей (но не идеальной) формой – пусты. Правило второе – не пишите только ради того чтоб написать. Не пишите бессмысленного и бесчувственного.

Теперь вы пишите иногда очень приятные стихи, пронизанные эмоциями, наполненные смыслом и решаете поделиться с ними миром. Начинаете с интернета, а потом начинаете бомбардировать стихами издательства и журналы. А они не понимают своего счастья и не печатают вас. Вам горько обидно и непонятно. В чем же дело? Идея-то поделиться своим творчеством хорошая, и оставлять ее не стоит, но ваша ошибка в том что вы сочли свои лучшие стихи, отосланные в редакцию гениальными. А это скорее всего не так. Скорее всего, они просто неплохие, милые, в лучшем случае почти хорошие. Но вот с гениальностью вы переборщили. Как вам этого ни горько осознавать ваши стихи все-таки несколько уступают стихам Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Блока, Есенина. И скорее всего будут уступать и дальше. Да и уровня Асадова слегка недотягивают.  Не переживайте отказам, повышайте свое мастерство и вам повезет. Правило третье – будьте самокритичны и терпеливы.

Вы поняли, что некоторые ваши стихи по форме не выдерживают никакой критики. А еще много других просто слабые. И вы  принимаете решение – с форумов удалить. Из файлов почистить. Из тетрадки вырвать. В мусорную корзину, в огонь! Эта четвертая ошибка – самая страшная. Не делайте этого ни в коем случае! Вы будете горько жалеть. Ваши стихи это память вашей души, вашего сердца, вашей жизни. Если хотите – уберите их из общего доступа, но не уничтожайте. Это – ваша история. Правило четыре – берегите ваши стихи, даже самые слабые.

Теперь вами овладело разочарование. Вдохновение приходит не часто, а когда приходит – вы недовольны результатом. Обработкой вы недовольны. Вы понимаете, что это не гениально, а раз так то решаете, что это никому не нужно и не заканчиваете стихотворения. Какое-то время недописанные стихи валяются в ящиках вашего стола, потом теряются, а потом вы перестаете записывать приходящие в голову стихи. Вы неправы! Пусть вы не воплощение Байрона, но всегда найдутся те, кто с удовольствием прочитает то, что вы напишите, получит приятные эмоции. Не будьте разочарованным и жадным на творчество – пишите. И это последняя ошибка и последнее, пятое правило.

Удачного творчества!


Рецензии
Да, написано хорошо, четко и последовательно - мне понравилось. Допустим, мы заложили частичку своей души в какое-то стихотворение, а за формой не уследили, да и содержание получилось не таким, каким казалось, должно было получиться.

И вот насчет того, что часто разочарование собой может быть очень сильным - тоже правда. Кажется, что кто-то помешал нам выразить себя - но это только внутренний страх. То мысли в голову нормальные приходили - а тут лезет всякая чушь.

Главное, почему уничтожают в таком случае свои произведения? Людям ведь кажется, что все это видят, и все стихи плохие - вот и получается так.

Раз Вы написали так, Дмитрий, то, должно быть, опытный человек в этом деле...Я потом допишу

Эдуард Мотц   07.07.2010 14:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.