Ночь... предвесенье

Ночь... Ещё Зима уходить не решилась,
В сумраке купается снег.
Гнев давно сменили морозы на милость,
К насту замороженных рек,
Прикоснувшись талостью к нежной улыбке
Ласковых проталин... а высь
Месяц осветил золотистою рыбкой,
Чтобы все желанья сбылись.

Тишина помешивается волненьем
В чаше полусонных небес...
И рождаёт странные стихотворенья
Мыслей нарастающий лес.
Чудится прекрасное разноголосье
В напряжённости тишины,
И душа мелодий созвучия просит
У деревьев и у луны...

Воздух ветродуем раскачан, певуче
Тайнами приветствуя ночь…
Где то, в предвесенье, зимою приручен,
С волшебствами схожий, точь-в-точь,
Миг заиндевело-хрустальных гармоний
Снежно-кружевных кавалькад...
Словно по наитьям звучанье симфоний
Строится с дыханием в лад.

                19.03.2009


Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Переживание пограничного момента между зимой и весной; созерцание ночной природы, рождающее поэтическое вдохновение.
2. Основная мысль
Природа в предвесеннюю ночь полна таинственной гармонии: её образы пробуждают в душе лирического героя творческий порыв, ощущение волшебства и сбывающихся желаний.
3. Композиция
Три строфы, выстраивающие постепенное движение от внешнего пейзажа к внутреннему переживанию:
1;я строфа — изображение зимней ночи с намёком на приближение весны (проталины, «талость»);
2;я строфа — переход к внутреннему миру: тишина рождает стихи, слышится «разноголосье» тишины;
3;я строфа — кульминация: ощущение хрустальной гармонии природы сливается с творческим вдохновением («симфоний строится с дыханием в лад»).
4. Тип речи
Описание с элементами рассуждения (размышление о природе творчества).
5. Стиль речи
Художественный (поэтический), с яркой образностью и усложнённой синтаксической структурой.
6. Средства связи предложений
лексические повторы («тишина», «ночь», «гармоний»);
местоимения и местоименные наречия («и», «где;то», «словно»);
синтаксический параллелизм и анафора (повторение конструкций с образами природы и звука).
7. Средства выразительности
метафоры: «месяц осветил золотистою рыбкой», «мыслей нарастающий лес», «воздух ветродуем раскачан»;
эпитеты: «нежная улыбка» (проталин), «полусонные небеса», «заиндевело;хрустальные гармонии», «снежно;кружевные кавалькады»;
олицетворения: «гнев сменили морозы», «тишина помешивается волненьем», «душа мелодий созвучия просит»;
сравнения: «месяц… золотистою рыбкой», «словно по наитьям звучанье симфоний»;
неологизмы/сложные образы: «заиндевело;хрустальные», «снежно;кружевные», «ветродуем» — создают ощущение хрупкой, узорчатой красоты;
аллитерации и ассонансы (звуки [с], [ш], [ч], [л]) передают шелест, тишину, хрустальность ночи.
8. Вывод
Стихотворение строит целостный образ предвесенней ночи как времени таинственной гармонии, где природа и душа вступают в созвучие. Усложнённая лексика, метафоричность и музыкальность строки подчёркивают поэтическое переживание мгновения, в котором рождается творчество.


Рецензии
Какая шикарная всегда Природа у Вас, Ольга...Словечко-то какое тёплое нашли - Предвесенье...

С теплом,

Сергей Нижегородцев   20.03.2009 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо Сергей))
я действительно очень люблю пейзажную лирику...в ей так много чувств и глубинных пониманий...и мудрости,что мы вегда имеемпод руко, но редко пользуемся)))
Заходите ко мне в пейзажную лирику и в рубрику "такая разна природы красота"... Извините за задержку ответа)Заглянула к Вам в гости...и сама не ожидала, что столько "наваяю")))
Спасибо
С уважением.Ольга Василенко

Ольга Сергеевна Василенко Красни   24.03.2009 11:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.