Скамьи на парижских бульварах. М. Башкирцева

Творение – форма событий,
Вложение – дело судьбы.
Источник неведом наитий,
Предчувствия  или  мечты…

Блестящая калька с природы.
Предел экспозиции свет.
Поспешного бегства, ухода,
Одной из осенних примет,-
Скамья…на парижских бульварах,-
Отрезок короткий пути.

Увы, в мировых тех пожарах
Немного смогли и спасти:
Пейзаж с обреченностью листьев;
Картины души – дневники,
С десяток  пронзительных  писем,
Живые Марины стихи…

На одиночество право 
Даётся над чистым листом
Не  ради признания,  славы, -
Стать истинной жизни Творцом.

Картина «Осень». 1883г.РГМ. Мария Башкирцева.

R.S. Первый катрен -эпиграф к разделу.

   Мария Башкирцева (1860-1884) -  Русская художница. Родилась  близ Полтавы, в богатой дворянской семье. После развода мать забирает Марию в Европу, в Ниццу, много путешествуют – Италия, Испания, Германия, Россия. С 1877 г. живёт в Париже, за 2 года осваивает 6-летний курс в академии Р.Жюльена. 
   Творческое наследие Марии - более 150 картин, рисунки, акварели, скульптуры, а также «Дневники»  (91 тетрадь), опубликованные 2-х томником  во Франции (1887г.) и в России  (1892г.), принесли ей широкую известность, отразили умонастроения и эстетические веяния последней четверти 19 в., позднее оформившиеся в эстетике декадентства и символизма.
   Умерла в 26 лет – простудилась на этюдах к картине «Скамьи на загородных парижских бульварах». Последняя нежная привязанность её–  известный всей Франции живописец, ее учитель, Жюль Бастьен-Лепаж. Оба были неизлечимо больны. Сентябрь 1884 года -  последняя осень в их жизни.
   Вела переписку, как Незнакомка с Ги де Мопассаном весной 1884 г. Мопассан узнал о том, кем была его адресатка только после ее смерти и посетив ее могилу, сказал: "Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"
   После  революции и двух мировых войн, сохранилось  несколько картин. 
   Марина Цветаева, будучи знакомой с её матерью, посвятила Марии Башкирцевой  первый сборник своих стихов «Вечерний альбом» (1910г.)
   М.Башкирцева - первый русский художник, чьи картины появились  в  Лувре.
Одна из её лучших работ, «Встреча» находится в Люксембургском музее Парижа, а в Музее Массена в Ницце есть целый отдельный зал Башкирцевой. Несколько картин хранятся в Русском музее,Днепропетровском, Саратовском, Харьковском художественных музеях.

Картина   «Деревенская любовь»
Жюля Бастьена-Лепажа, приобретенная Сергеем Третьяковым на посмертной выставке художника в Париже,получила высокую оценку Стасовым, В.Серовым,хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

http://www.proza.ru/2017/12/31/1501
Алина Алексеева-Маркезин
!!!


Рецензии
Замечательный стих и очень интересное послесловие. Как мало мы знаем, а если и знали - забывает. Спасибо Светлана, люблю бывать в гостях на вашей страничке. О числах тоже очень интересно. Число и музыка слагали Вселенную, кажется так у Пифагора.

Светлана Салайкина   01.10.2023 12:29     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Светланочка,
как мало прошлое вписывается в настоящее сейчас, оставшись за чертой проведенной, с которой начался другой отсчет.

Светлана Леснова   01.10.2023 13:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.