О Smokie и не только...

Необъективная хроника одного дня
31 мая 2008 года

К нам едут Smokie!!!
Терри Аттли!!!
Тот самый!!!
Легендарный!!!
Один из основателей всеми любимой группы…
Так началась эта история – со скромного сообщения радиостанции «Авторадио» о подготовке к юбилейному фестивалю, среди множества участников которого заявлены Smokie. 
Это коллектив людей, которые до сих пор «несут в массы» магию песен Smokie, вербуют все новых и новых поклонников творчества великой группы и делают это с высочайшим профессионализмом!!! И я верю, что делают они это с нежной и трепетной любовью к каждой, созданной за эти 30 лет песне…
Да, конечно, как и других участников Истории, у них были и взлеты и падения…Можно по разному относиться к альбомам периода 1996 – 2004 годов…Как и у любого другого действующего коллектива, который не предан забвению, не остался только в воспоминаниях, который по-прежнему активно и много гастролирует, у него можно найти массу недостатков, претензий, но и не меньше достоинств…Кто не работает активно, тот и не подвержен критике!
Майк Крафт, своим приходом, внес свои оттенки в группу, но придал ей новые сверкающие грани. Именно в тот момент, когда успешному коллективу Судьбой был нанесен сокрушающий удар. Поэтому нужно было сразу взять очень высокий старт, не разочаровать многочисленных поклонников, нет – друзей группы. Сохранить Стиль, сохранить атмосферу, магию песен. Это была трудная задача. Но Майк смог! Ведь он тоже - яркий представитель поколения Smokie. И потому альбомы The World And Elsewhere  1995 года, Light A Candle (The Chrismas))1996 года для меня не менее любимы, чем классические первого состава или канонические, спетые Аланом Бартоном. Да, если захотеть, можно не оставить камня на камне от альбома Wild Horses (The Nashvillle Album) или двух альбомов каверов – дескать, не пишут ребята больше новых песен…Творческий кризис…А вот другие!!!
Но!!! Для меня это, может быть, уже не самое главное. Главное: Стиль, Верность однажды найденному пути, Лиричность, и при этом Профессионализм, любовь к слушателям, удивительная работоспособность…
Может и нет на альбоме On The Wire 2004 года откровенных хитов, таких как «цепляли» когда-то…Но ведь есть новые песни, честные песни, узнаваемый стиль…Давайте скажем друг другу откровенно: Если отставить в сторону исторический багаж группы, наши знания о группе, нашу, уже с претензией на академичность, память, память, которая нас уже никогда не сделает объективными,  и взглянуть на песни группы последних лет с высоты сегодняшнего дня – Это крепкие, самого высокого уровня творения основателей жанра, детище Легенд Рока. Сколько ныне мы наблюдаем всяких «комбэков», «реюнионов», когда Мастера 70-х, 80-х после долгого молчания возвращаются с новыми альбомами. В них нет хитов, автоматически занимающих верхние места в хит-парадах, но это работы, стопроцентно подтверждающие квалификацию и сразу попадающие в «эталоны» своего стиля. А Smokie при этом, как немногие из групп, начинавших в 70-е, до сих пор поют!!!
Да, были провалы…Может такой напряженный гастрольный график, такая удивительная «легкость на подъем» не могли не приводить к отдельным срывам…Но ведь не отвернулись в этот момент от ребят их друзья, поклонники…Только тесней сплотились…Поэтому, например, DVD с выступлением Smokie в Стокгольме в марте 2007 года для меня раритет: на нем реальность изнуряющего гастрольного графика - усталость от напряженной работы…Могу только сочувствовать ребятам. Жаль, что тираж этого диска исчез из продажи. Истинные друзья группы должны знать и другую, черновую, тяжелую часть жизни группы…Когда все на пределе, на изломе…
Забегая вперед, скажу: я своими глазами видел, как устал и печален Майк, как он терзаем волнением за грядущее выступление…и как он преображается на сцене!!!
А Терри? По его словам, он появляется ныне дома только для того, чтобы сменить чемоданы и вещи: Дома – всегда Проездом! Но каждый раз, выходя на сцену, эта классическая, лучащаяся добротой улыбка…

Встреча

Я ждал этой встречи…даже не концерта – к нему у меня заранее было предубеждение: Мурзилки и иже с ними не очень дружественны «к лучшей группе мира»…Весь концерт, о котором «за два месяца до» началась активная рекламная компания, был ориентирован не на Smokie, к сожалению, а на амбициозность наших доморощенных звезд и «триумфальное», так я и не понял для кого, воссоединение по замыслу организаторов «самой лучшей группы мира» – Парка Горького. Поэтому присутствие Smokie нужно было только для одного, чтобы повысить на их фоне статус американской группы российского розлива…так сказать придать недостающей значимости…Это как в любимом фильме: Жеглов объяснял Шарапову, для чего Ручникову трость – для фасону, для «интеллигентности добирает». Как пустить пыль в глаза, как самих себя убедить в том, что ты звезда не дворовая, но, по крайней мере, районного масштаба? Да просто: позови всегда отзывчивых, легких на подъем Smokie, имеющих устойчивый авторитет среди российской публики. Тогда и двор станет ареной мирового масштаба. На моей памяти в России уже был подобный прием недавно: выступление Максима Леонидова «на фоне» Криса Нормана. А он еще (Леонидов) обиделся на Криса, что тот не захотел выступать совместно… «Ай Моська, знать она сильна…»
Вот с этого нехорошего посыла и началось мероприятие «Авторадио-15». Я видел множество выступлений группы Smokie в разных странах, разных аудиториях, видел на видео, конечно, но и на концертах в Москве - практически на всех. Мне до сих пор жаль, что не удалось побывать на концерте единственный раз – в 1994 году. Все остальные их приезды я занимал место в партере. Начиная с того памятного апреля 1991 года – первого приезда группы в Россию. Мне очень близко и знакомо это священнодействие – концерт, такой легкий, полный экспромтов и искр оптимизма и при этом «выверенный до миллиметра», настроенный на максимальное удовольствие публики. Это поразило меня тогда, в 1991 году. Я был на концертах все три дня выступлений в Москве. Поэтому мне понятно желание ребят «дать программу» - обязательно спеть песни из своего репертуара последних лет, обязательно завести зал, обязательно почувствовать эту обратную связь со зрителем – ради этого ведь они и существуют!!!
Поэтому когда я увидел возвращение группы с саунд-чека, сосредоточенных, хмурых, быстро разошедшихся по своим номерам, то понял, что Российский шоу-биз опять вырвал их из идеалистических заблуждений…Нечто подобное, опять таки было на моей памяти совершенно недавно: в тот памятный гастрольный тур Криса Нормана в 2006 году, в Москве. Тогда Криса пригласили на запись передачи «Фабрика звезд», но не дали ему спеть то, что он хотел, а заставили исполнять «Элис» под фонограмму с российского сборника «The Best», который привез по просьбе организаторов концерта я, из Тулы!!! (И дело не именно в моем компакт-диске. Просто обстоятельства так сложились, что Stranger, сопровождавший Криса на гастролях попросил меня срочно подвести диск. А поскольку мне из Тулы нужно было всего три часа, чтобы успеть к приезду Криса в отель, я сделал то, что сделал бы любой из нас) Вопрос в другом: Почему планируя запись Маэстро, никто с ТВ не озадачился найти хотя бы фонограмму. И, следуя логике, хотя бы правильно переписать имена авторов песни. Нет…Ничего этого не произошло…И в очередной раз нам был продемонстрирован махровый российский дилетантизм, единственная цель которого – деньги…В этом все!!! И отношение к Легендам, и уровень профессионализма в части подготовки к приему и просто наше российское не уважение к Мастерам…
По словам участвовавших в саунд-чеке, со Smokie поступили также: Они, наивные, собирались сделать пусть маленькое, но цельное шоу. А им было сказано, что времени на них нет, что концерт нужно провести по сокращенной программе. Поэтому спеть им придется только три песни. И эти три – «шаг влево, шаг вправо – расстрел!» - чисто по-русски: «I’ll meet you…», «Needless…», «Living next door to Alice».
Так что понимаю состояние ребят, вернувшихся в отель, когда «получаешь удар на вдохе»…
Майк еще долго не мог успокоиться и ушел отдыхать последним…
Наступило время тишины…
Я для себя решил, что обязательно дождусь возвращения ребят и поговорю с ними.
Для меня это была не первая встреча с членами группы. Год назад в клубе Апельсин мне посчастливилось на краткий миг встретиться с Терри Аттли, Мартином Буллардом и даже побывать на саунд-чеке. Тогда я был «не адекватен сам себе» - слишком невероятен был сам факт встречи, слишком не реально запечатлел нас фотоаппарат…А саунд-чек, когда группа играла для нас, нескольких друзей…Я до сих пор убеждаю себя, что все это было на самом деле…
Тот памятный концерт в марте 2007 года в клубе Апельсин так и запомнился этой невероятной встречей перед концертом, который, собственно, «расставил все точки над и» - я услышал то, что до боли знакомо, увидел то, что за эти годы просто стало родным, и получил заряд радости, с налетом нереальности происходящего…Поэтому предстоящая встреча с группой должна была стать тем самым моментом истины, когда первый детский испуг уже прошел, а практически профессиональное любопытство старого Фана еще не удовлетворено…
Так, волнуясь, как юноша перед первым свиданием, я смиренно ждал…
Наконец, мои ожидания начали вознаграждаться…Сначала в холл спустился углубленный в себя Майк. Он сосредоточенно пролетел в кафе и углубился в то, что «не требует присутствия экзальтированных Фанов – просто решил поесть перед концертом». Я не стал уподобляться назойливым поклонникам и скромно занял свое место за угловым столиком, надеясь, что атмосфера сменится на более дружественную и располагающую к общению…
Мне было интересно издали наблюдать за этим человеком, с которым уже давно был знаком заочно, по альбомам, видео, статьям…Если в Истории «Smokie» Крис Норман был гармоничен в качестве основателя «Истории Smokie» - Мэтра, Алан Бартон – просто естественен и логичен на месте фронтмена, как бы перенявшего эстафету у Криса, его манеру исполнения, то Майк? Он ведь немного другой. Со своей харизмой, своим, уже не похожим на каноны группы, голосом…Путь его – все тот же бурный путь Романтика, который разный в разных проявлениях, но всегда и во всем талантлив…Поэтому и его участие в разных группах, и его артистичекие способности, и его бескомпромиссное желание стать лицом группы Smokie, и 12 лет, отданные ей – все это яркий путь человека «поколения Smokie», простого и сложного, внешне закрытого, но очень ранимого, эмоционального и душевного…Нескольких минут рядом мне хватило, чтобы подтвердить свои ощущения в отношении этого человека.
Но я не был готов к тому, что произошло дальше…может потому, что я не избалован вниманием кумиров, никогда к этому не стремился, встречи ждал с неким трепетом и смущением – о чем говорить, что спрашивать?…чувствовал себя будто великовозрастный ребенок, который набрался смелости, а разрешения у родителей не спросил...
Но… в жизни всегда так: незавершенность рождает беспокойство…а исполнение желаний – умиротворение и гармонию…
Итак… я попивал свой бесконечный стакан сока в  тот момент, когда в помещении вдруг неуловимо что-то изменилось - нет, не стали вдруг неистово мигать лампочки, не зашатались столы от неведомого землятресения. Нет – не пронесся над столиками даже легкий ветерок, но…мир изменился мгновенно – просто в кафе вошел Терри!!!
Я не часто встречал в своей жизни солнечных людей, людей, которые просто излучали свет, и с которыми рядом, жизнь становилась очень простой и понятной штуковиной…
Это свойство солнечных людей – их улыбка, их взгляд – сама Доброта…
И с таким солнечным человеком наступил момент истины: Терри подошел сразу ко мне. Мой английский – на уровне жестов руками, скорее из-за стеснения, нежели от незнания…Но Терри, словно на одной волне со мной, стал жестами мне показывать, что помнит, как год назад мы вместе сфотографировались…Вот тогда все напряжение и неловкость исчезли в одно мгновение. Просто возникло ощущение встречи хорошего старого друга, перед которым не грех и душу открыть. И спросить без стеснения и просто помолчать рядом…Конечно, Терри сначала подвел меня к Майку. Я, как прилежный школьник, попросил их обоих расписаться на альбоме группы. Завершило идиллию совместное фото. Потом Майк удалился готовиться к концерту, а мы с Терри стали устраиваться для разговора.
Выбрали место перед барной стойкой и тут меня прорвало:
- Скажи Терри, почему исчез тот DVD 2007 года?
- Мы решили, что он не должен быть у наших поклонников – там очень плохое качество звука, неудачное исполнение. Получилось «совсем не Smokie». Поэтому мы записали новый диск. Но когда он поступит в продажу, не знаю…
- Терри, а где новый альбом, когда?
- в июне, уже готов. Но на нем мы записали акустические варианты своих старых песен, так мы решили…
- Терри, мы знаем, что ты сам писал новые песни для группы. Писали их и остальные. Почему мы не слышим эти песни, почему они не попадают на альбомы?
- Мы так много гастролируем, что на работу в студии не остается времени, и возникает к тому же сомнение в необходимости нового материала. Поэтому, когда и где эти новые песни увидят свет – большой, большой вопрос!!!
При этом Терри, словно для большей убедительности, изобразил руками знак вопроса перед собой.
Разговор тут же коснулся гастрольной деятельности – как у них хватает энергии и сил на все эти переезды и перелеты. Терри со смехом рассказал случай, как к нему домой с утра приехали друзья и сидели дожидались его…Он, только что из очередной поездки заскочил домой, поздоровался с друзьями, пробежал в комнату. Схватил новые вещи и снова на выход…Друзья, ошеломленные, только и услышали его затихающее вдали «Пока, пока»…
Я не знаю, к чему, но спросил его о Джоне Верайти и выслушал в ответ – что это очень большой его друг. К месту или нет, но я брякнул, что у Джона на сайте можно найти все их совместные с Терри, Крисом, Аланом и Питом произведения.
Так, в общем-то, в не очень информативных вопросах и ответах, прошли эти полчаса. Собственно, было не важно, о чем мы говорили. Главное, что не покидало ощущение, что мы очень давно знакомы… 
Но время неумолимо… Настала пора выдвигаться на Васильевский спуск, чтобы встретить группу уже в привычном для них качестве. Я попрощался с Терри, поблагодарил его и за беседу и за его «служение делу Smokie», за их творчество, и начал движение в сторону Красной площади. Легкая грусть от того, что встреча закончилась, от того, что время не позволило пожать руку оставшимся членам группы, пребывала во мне…но ожидание их выступления только добавляло эйфории в происходящее…   
На Кремлевских курантах было 18-30…

Концерт

Юбилейный фестиваль «Авторадио-15» начался в 17-00. Безусловно, не было ни сожаления, ни иных отрицательных эмоций от того, что не удалось попасть на открытие этого помпезного и амбициозного шоу…Собственно, те 2 часа, что в силу обстоятельств, пришлось провести на площади, лишь подтвердили мои ощущения…Это было шоу российских звезд, звезд, уже угасших, звезд, пока тлеющих и звезд, достойных нынешнего времени и нынешней публики…Я как меломан со стажем, как ди-джей (в современном звучании) первых еще советских дискотек, безусловно, многие из представленных групп знаю, люблю их творчество. Но в абсолютном выражении – их золотое творчество, те самые песни, которые принесли им успех, популярность, те, песни, которые были на слуху, на которых мы сами становились в немалой степени самими собой…
Но…С тех пор как открылся «железный занавес», сняты были все барьеры, открыты все дороги, начались метаморфозы. К сожалению, они коснулись многих из представленных здесь музыкантов…То, что написано было «на надрыве», трудно повторить в сытости и вседозволенности…Стало меньше борьбы за поклонников, за качество музыкального материала, больше самоповторов ради вымучивания новых альбомов. Зато больше их рекламы и продажи на волне былой популярности…мы взяли от Запада характерную часть шоу-бизнеса – результат должен приводить к деньгам, и забыли свою, родную, российскую – душевность, искренность чувств, выражение мыслей поколения…
А потому после «грешной души печаль» появляются «пассажиры», которым по большому счету сказать-то нечего…И даже самый неискушенный слушатель в этой псевдо интеллигентности нет-нет, да услышит вульгарные ноты человека «из грязи, да в князи»…Конечно, были и абсолютно честные выступления, которым хотелось подпевать…Были и самопародии. Словно ведущие-Мурзилки перепутали передачи и не сказали об этом выступающим. Поэтому отдельные Мэтры вызывали грусть, если не жалость. Но…Один известный музыкальный критик, открывший миру немало новых имен в русском роке, сказал как-то «пипл хавает» - всегда найдутся в наше время те, кому все нравится…Вспомним еще одну не менее важную цитату: «если (такие) звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно»…Посмотрев впоследствии теле версию концерта, с грустью понял, что отношения к нему не изменил. Ну а пока…
Мне повезло – тот малый промежуток времени, что был наполнен ожиданием, принес не только разочарование. Я пришел к началу выступления группы Браво. Ребята выложились по полной, спели свои замечательные песни, завершили выступление совместно с Валерием Сюткиным, плавно передав ему эстафету. Браво и Сюткин – это ребята, которых я по-прежнему люблю. Кстати, именно на концерте пришла мысль о похожести истории: Браво – Агузарова, Браво – Сюткин, Браво – Ленц. Как думаете, кто есть кто? Ленц продолжил дело, но он был другим…
Совершенно не понял изыски и коверканье собственных песен выступившим далее Леонидовым…Спокойно перенес выступление Александра Маршала. Белыми нитками была шита попытка сделать переход к рок-музыке после …Леонидова. Поэтому стало понятно, кто выступает далее. На перенастройку аппаратуры отводилось 10-15 минут, которые заполнялись находящимися в профессиональной эйфории Мурзилками…
Но после Маршала настройка затянулась. Было ощущение, что все стало на порядок серьезнее…Мурзилки подрастерялись от такой паузы…заготовленные шутки быстро закончились и…пришлось говорить то, что думаешь! Особенно задела за живое фраза: «Smokie, наверное, никогда не видели этого – когда в одном концерте выступают 15 групп и нужно уметь быстро перенастраиваться. Smokie приехали в Россию, а значит должны все делать быстро и привыкнуть к этому, а иначе они не смогу здесь выступать…» Я передаю только смысл сказанного, тон и настроение – стенографический отчет, к сожалению, не сохранился.
Когда терпение у Мурзилок закончилось совсем, публике было предложено аплодисментами и криками «Смоки» поторопить музыкантов. Но у профессионалов – все на высшем уровне: если шоу мастеров, то и в подготовке не может быть мелочей. А потому ровно в те мгновения, когда действительно все было готово, публике с облегчением объявили: выступает группа Smokie. Я к тому времени уже протиснулся поближе к сцене и приготовил фотоаппарат. И наконец, ребята вышли…первые аккорды «I’ll meet you…», первый восторг. Неожиданно Терри своим взглядом выхватил меня из толпы и улыбнулся, как старому другу…Я был просто счастлив…
Конечно, ничего мне снять не удалось…как только зазвучали любимые песни, началось размахивание флажками, руками, и всем тем, что у передних рядов сидело на плечах…Но я не расстроился. Выскользнул из толпы и вернулся на свое место, с которого все было видно…на большом экране над сценой! Звук был хороший, настроение еще лучше, в общем, полная гармония!
Уже при исполнении первой песни в рядах начались нестойкие крики, говорящие о степени подготовки к концерту: «Эллис, Эллис»…Это удивительно, кто бы из участников Истории не приезжал,  требуют все одного – песни об Эллис…И она не задержалась…Но вот последние звуки угасли, музыканты стали прощаться…Было видно, что ни публика их не хочет отпускать, ни они сами уходить так быстро. Взявшись за руки ребята поклонились слушателям, а аплодисменты не отпускали…Но уже перед ними начались нервные перебежки Мурзилок, намекающих, что пора уходить…А Smokie так привыкли к шоу, что даже уходя, Стив решил пообщаться с аудиторией. В своей манере он начал выкрикивать приветствия Москве, заводить зал. Впереди него стоящие Мурзилки изображали сарказм и удивление – дескать вот что иностранцы творят!
Покричав немного в микрофон, Стив увидел, что из группы уже остался один, и ушел, не понятый…А на сцене уже суетились техники следующих выступавших…
Вот так, всего 12 минут звучали на этой сцене любимые песни, можно было наблюдать за знакомыми лицами…Это и был завершающий миг сегодняшнего момента истины…
Как только со сцены усилиями Мурзилок были стерты воспоминания о только что выступивших, я немедленно покинул это шумное место... Душа требовала покоя и осмысления, память наполняла теплом и ощущением праздника. Этот праздник сейчас, спустя уже несколько дней, по-прежнему наполняет меня светом. На моем столе стоят фото этого памятного для меня дня…
Друзья мои!
31 мая 2008 года в Москву приезжали Smokie!!!
30 лет с песнями Smokie  в душе – 30 и 12 минут восторга!!!
Да здравствуют Smokie!
Да здравствует поколение Smokie!!!
Ура!!!


P.S. Особая благодарность Stumblin’In за организацию встречи.

9 июня 2008 года

 


Рецензии