Ян Бруштейн. Миф о красных деревьях

ЯН БРУШТЕЙН

МИФ О КРАСНЫХ ДЕРЕВЬЯХ

К реке шагали красные деревья,
К воде спешили красные деревья,
По шагу в год – но все же шли деревья,
Надеясь, что когда-то добредут.
А впереди лубочная деревня,
Красивая и прочная деревня,
Волшебная и хлебная деревня
Ждала, когда поближе подойдут.

Точила топоры она и пилы,
Железами по воздуху лупила,
И удалую пробовала силу,
Которая всегда одержит верх.
Деревья же не ведали испуга,
И, землю бороздя подобно плугу,
Поддерживая бережно друг друга,
Брели они к воде за веком век.

К реке спустились красные деревья,
К воде припали красные деревья…
Навстречу вышла целая деревня
И предъявила древние права:
На то они на свете – дровосеки,
Зимой хотят тепла и скот, и семьи,
И вот срубили красные деревья
На красные прекрасные дрова.

Кораблики из них строгали дети,
И, у огня играя, грелись дети,
И в том, что нет чудес на белом свете,
Не видели особенной беды.
А корабли куда-то плыли сами,
Бумажными мотая парусами,
И вздрагивали красными бортами,
Достигнувшие все-таки воды.


       «В созвездии «Топора» - так называлась одна из книг поэта Ивана Елагина, уроженца г. Владивостока и умершего в далёкой Америке. Его жизнь пришлась на самую сердцевину 20 века. И это о нём, о 20 веке, сказано – в созвездии Топора…
       Читая «Миф о красных деревьях» Яна Бруштейна, уроженца Петербурга, города по-имперски симметричного Владивостоку, вспомнился мне Иван Елагин, невостребованный, недопонятый у себя на родине.
       Миф – не метафора, цель которой сравнение с чем-то хорошо известным, чтобы понять нечто не совсем понятное. Миф - это реальность, придуманная художником. Сказка. Она может вступать в метафорические отношения с современностью, а может быть и неким пророчеством. А может быть и самоценным художническим миром. Фантастикой. Эдаким литературным абстракционизмом.
       Настоящий художник связан со своим временем не только и не столько размышлениями о событиях современных или недавно ушедших, сколько литературной техникой, используемой им. Навыками, ремеслом. Прорывы в области этой самой литературной техники случаются не часто – ровно по количеству великих поэтов, а их, сами знаете, по пальцам посчитать можно.
       Юрий Кузнецов, недавно умерший и уже подзабываемый – тот самый великий поэт, кто в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века миф использовал как универсальный поэтический язык. Возможно, висевший в воздухе века Топор стимулировал такое художественное развитие лирики, но сейчас не об этом. О том, как современен и укоренён во времени Ян Бруштейн. «Так он эпигон Кузнецова!» - закричит малообразованная читающая публика. Никоим образом! Ничего общего с Кузнецовым. Ни звуком, ни эхом, ни ритмом, ни настроением. Из школьного курса физики вы должны знать, как одновременно делают открытие учёные разных стран. Да и чувствуется, что Ян, если и читал Ю.Кузнецова, то по диагонали, невнимательно. «Не его» это поэт.
       В поэтической сказке странным образом обычные слова приобретают двойное, тройное эхо. Это ассоциации, которые преследуют культурного читателя.
       Красные деревья – это и красивые деревья, и деревья ценных пород (мебель красного дерева), и даже где-то советские, кровавые. И, несомненно, духовные существа. Так как имеют великую цель, исполняемую поколениями – достичь воды. А вот «деревня» - полная им противоположность. Некультурная, бездуховная. Она-то и делает из одухотворённых существ «красные, прекрасные дрова». Кто-то может увидеть здесь политику, сведение исторических счетов и т. д. и т. п. Видимо, не без этого, так как везде эхо, эхо. Даже слово «дрова» (напился в дрова) приобретает в языке мифа трагическую многозначность. Неподвижность – в противоположность вековому движению, вот что такое дрова! Кто-то увидит здесь масонский оговор замечательной русской деревни, так это – пожалуйста. Отпереться легче легкого: СКАЗКА! А она - вне политики, она для детей.
Даже если они – пенсионеры.
       Ян – философ. Он знает, что все желания, в конце концов, исполняются. Правда, увы, иногда трагическим, парадоксальным образом. Иногда через поколение: дерево- дрова – корабли, которые запускают неведомо куда деревенские дети.

А корабли куда-то плыли сами,
Бумажными мотая парусами,
И вздрагивали красными бортами
Достигнувшие всё-таки воды…

Куда же они «плыли сами»? Не в Америку ли, на вновь обретенную родину выдающегося, бывшего русского поэта Ивана Елагина, сверяя в ночи свой путь по звёздам из созвездия Топора?..
      
       22.06.08 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.