Исследование притчи - О восприятии

ВОСПРИЯТИЕ


- Я восприимчивость хотел бы заиметь,
Чтоб мудрым стать - промолвил некто у Саади.
А тот ответил, и совсем не смеха ради:
- Но восприимчивость без мудрости, как плеть,

Которой высечешь себя, как в этой сказке...
И стал Саади тихо сказку говорить:
- Стервятник коршуна пытался укорить
За то, что зреньем слаб, не видит без подсказки.

- Мои глаза намного лучше глаз твоих...
Сейчас я вижу: на земле чернеет семя,
А ты не зорок и теряешь даром время.
Давай проверим, кто способней из двоих...

И вот, спланировали вниз они мгновенно
К тому зерну, что лишь стервятник различил,
Спускаясь вслед, наш коршун время упустил...
Но приземлилися они одновременно.

Стервятник слету проглотил с земли зерно,
Но оказалося… отравленным оно...

Притча была исследована в результате возникшего разговора на форуме

Галактического Ковчега в теме "О ВОСПРИЯТИИ"
http://kovcheg.ucoz.ru/forum/11-149-17
Участники: Руми, Феано, explorer, DarkLord, lira




ВОПРОС explorer:

Руми, заметьте, вы привели неразрешимую задачу с точки зрения формальной, привычной логики.
Для того чтобы стать мудрым надо повысить восприимчивость, но для повышения восприимчивости надо стать мудрым.
Где выход из бинера?





ОТВЕТ Руми:

explorer, в притче важнее всего начало:

(Руми)
"- Я восприимчивость хотел бы заиметь,
Чтоб мудрым стать - промолвил некто у Саади..."

Некто решил, что

(explorer)
"Для того чтобы стать мудрым надо повысить восприимчивость..."

Для Саади нет нарушения логики процесса, это он и объяснил притчей.

(Руми)
"- Но восприимчивость без мудрости, как плеть,"

Мудрость невозможно приобрести, как того хотел Некто...




ВОПРОС  explorer:

Руми, ладно - выскажите Ваше понимание мудрости.
Чем отличаются умница и мудрец?
Не буду вас мучить, как с яблоком, сразу выскажу свои соображения.
Притча - она потому и притча, что поразмыслив над ней каждый придет к своему выводу. При этом писавший притчу снимает с себя ответственность за правильное понимание его хода мыслей. - Разновидность мудрости.

"Спускаясь вслед, наш коршун время упустил...
Но приземлилися они одновременно..."

Противоречивость этих строк очевидна - коршун время упустил, но приземлилися они одновременно!
Вторая несуразица - коршуна спасла от гибели не мудрость, а лишь то что он хищник и поэтому не стал есть зерно.
В смысле мудрости они оба равны, стервятнику лишь не повезло.
Но восприимчивость все таки помогла коршуну не отравиться, в те короткие мгновения после приземления, он увидел, что пища-то не для него(свидетельство ума)! Таким образом восприимчивость(зрение) позволила существу продолжить набор мудрости.
Следовательно восприимчивость + ум = мудрость.
Отсюда следует ответ на ваше утверждение:

"Мудрость невозможно приобрести, как того хотел Некто.."

Без восприимчивости приобретение мудрости не возможно.
Без ума приобретение мудрости не возможно.
Притча Саади нелогична, мягко говоря.
Мудрость суфия лежит на четырех китах - наблюдательность(восприимчивость), ум(сообразительность, способность к созданию алгоритмов обработки данных), память(база данных), логика(способность использования верного алгоритма обработки данных).

Отсутствие логики в размышлениях(процессе переработки входящего потока данных) приводит к плачевным результатам.
Отсутствие наблюдательности приводит к потере потока данных - результат тот же.
Отсутствие ума приводит к отсутствию самих алгоритмов обработки данных.
Отсутствие памяти к отсутствию базы сравнения(невозможность распознания, воспринимаемого образа и, как следствие, отсутствие восприятия)
Память и восприятие, таким образом, неразрывно связаны.
Мудрость - набор готовых алгоритмов хранящихся в памяти используемых индивидуумом в процессе решения жизненных проблем.
Готовность форм обеспечивает высокую скорость применения алгоритмов обработки и, как следствие, высокую скорость ответа на изменение в среде обитания.





ОТВЕТ Феано:

explorer,
ей богу, Руми не мыслит нормальными логическими категориями, можно я за нее отвечу?
Даже если ошибусь, это не повредит задаче изучения особенностей восприятия.

Спасибо вам за высказанные соображения о мудрости и умнике. Вы совершенно верно говорите:
(explorer)
"Притча - она потому и притча, что поразмыслив над ней каждый придет к своему выводу. При этом писавший притчу снимает с себя ответственность за правильное понимание его хода мыслей. - Разновидность мудрости"

Все же...
Насчет ответственности – не совсем так. Если написавший притчу - мудрец, то он видит сюжет со всех возможных сторон, видит все смыслы и результат их возможного восприятия читателем. Мудрец вне времени... Только настоящая притча живет веками, все другие сюжеты люди со временем забывают, ибо нет в них стрежня мудрости. Народные притчи и сказки потому и народные, что повторяют их не дословно, как написал автор, а досмысленно, то есть, сохраняя стержень, заложенный мудростью веков.

Вы рассуждаете умно, логично, имхо. То есть, видимое воспринимаете, нелогичное замечаете и укоряете, а невидимое оставляете на потом. Именно это – возможность потом обратиться к сюжету, зацепившись за нелогичность или же наоборот кажущуюся простоту, возможность еще раз поразмыслить над притчей, делает ее актуальной во все времена! Со-временные рассказы забудутся со временем, а задевающие за «живое» живут веками.


Вы возразили на нелогичность этой фразы, сказав о несуразице:
"Противоречивость этих строк очевидна - коршун время упустил, но приземлилися они одновременно!" 
Иная (нелинейная) логика подсказала бы вам, что птицы летают с разной скоростью, что мудрый ум заранее видит результат действия, предваряя пагубные последствия. Но главное - восприятие времени помогает восприятию мира и своей цели. Коршун заранее знал, что чернеющее на земле семя, привлекшее стервятника, начавшего укорять его в плохом зрении, ему вовсе не нужно.



((()))

Итак, приступим к разбору притчи издалека.

Для начала краткая справка о персонажах.


Коршун — наиболее демоническая из всех хищных птиц. В славянской символике коршун несёт бесславную смерть — «как цыплятам». Также ему сопутствуют образы «стремительной смерти с неба»
Длина до 70 см. Хвост с вырезкой на вершине.
размахом крыльев 175—200 см и весом 900—1400 г.
Род включает 2 вида.
· Красный коршун
· Чёрный коршун
Красный коршун (лат. Milvus milvus) — среднего размера хищная птица из семейства ястребиных, обитающая в Европе, на Кавказе, в Иране, Малой Азии и на северо-западе Африки. Редкий вид, общая численность в мире оценивается в 17-28 тыс. пар, включён в Список редких птиц.


Стервятник, или египетский стервятник (лат. Neophron percnopterus) — представитель подсемейства грифовых (Aegypiinae) семейства ястребиных (Accipitridae). Является самым малым грифом Африки.
Зрелые экземпляры достигают величины от 60 до 70 см и веса от 1,5 до 2,2 кг. Размах крыльев составляет 165 см.
Стервятники — весьма социальные животные и живут в небольших группах. В саваннах они часто встречаются лишь парами. У падали они в большинстве случаев являются последними, которым достаются какие-либо куски.


ОРЁЛ ЯСТРЕБИНЫЙ (Hieraaetus fasciatus) крупная птица: длина крыла 46—55 см, общая длина 65—75 см, вес 1,5—2,5 кг
Добычу ястребиный орел ловит главным образом на земле, но также и в воздухе, как сокола. В последнее время ястребиные орлы в Западной Европе успешно применяются в качестве ловчих птиц.



((()))



Я могла бы согласиться, и наверно соглашусь:
Восприятье - это птица пробуждения. И пусть
Обмануть ее возможно, можно вызвать и на спор,
Среди птиц, понять не сложно, хищник есть, но и орел.

Красный коршун – ловчих символ, а стервятник символ силы,
Жадной к падали и прочих знаний мертвых, хоть обильных.
В чем отличие – в призванье символом служить для нас.
Мудрость не от мертвых знаний, а зерно - проверка глаз.


Теперь приведу свое восприятие этой притчи, конечно же, не лучшее, но отличное от обычного… Нелогичность восприятия суфия совершенно естественна, на эту тему сотни притч, у нас есть тема Суфийские притчи. Нелогичность поведения или размышления кажущаяся, ибо логика суфия происходит не из ума или книжного знания, а из интуитивного родника.


- Я восприимчивость хотел бы заиметь,
Чтоб мудрым стать - промолвил некто у Саади.


Стремящихся познать мудрость и поучиться у Саади всегда было много, люди понимали, что зерна его мудрости взрастают на восприимчивости. Поэтому отождествляли восприимчивость с мудростью, что не верно.

А тот ответил, и совсем не смеха ради:
- Но восприимчивость без мудрости, как плеть,
Которой высечешь себя, как в этой сказке...
И стал Саади тихо сказку говорить:

- Стервятник коршуна пытался укорить
За то, что зреньем слаб, не видит без подсказки.



Питающийся знаниями из книг укоряет незнающего науки тем, что "слаб зрением", мало знает, что без обращения к книгам за подсказкой не разглядит и не поймет ученого.

- Мои глаза намного лучше глаз твоих...
Сейчас я вижу: на земле чернеет семя,
А ты не зорок и теряешь даром время.
Давай проверим, кто способней из двоих...



О какой способности ведет речь стервятник? О способности выиграть спор, забыв о результате выигрыша... который оказался смертельным для него...
Стервятник видит черное семя на земле – знает и понимает, где на земле искать пищу, видит и разбирается в науках и научных терминах, формулах... Символизирует ум и восприимчивость к знаниям.

И вот, спланировали вниз они мгновенно
К тому зерну, что лишь стервятник различил,



Спланировали они "мгновенно", то есть, от начала до конца полета прошло примерно одно и тоже время. Поскольку коршун не видел зерна на земле, то должен был по направлению полета стервятника определить это место, вот почему…

Спускаясь вслед, наш коршун время упустил...

Тем не менее, в пути он нагнал стервятника и:

Но приземлилися они одновременно.
Стервятник слету проглотил с земли зерно,
Но оказалося… отравленным оно...


Где же нелогичность? Стервятник знал о питательности зерна по книгам, мог по внешнему виду определить и найти его, поэтому не задумывался о возможности отравления. Довольный своей победой, он проглотил добычу в знак доказательства своего превосходства над коршуном. Но коршун, приземлившись одновременно с ястребом, не стал клевать семя, ибо обладал иной восприимчивостью - интуицией мудрого, на порядок превосходящей восприимчивость знатока книжных знаний.

Восприятие времени у человека размышляющего, знающего, умного, ученого… и у суфия отличаются принципиально. Суфий – сын мгновения. Это обстоятельство должно объяснить то, о чем невозможно сказать словами…


Вся жизнь - мгновение, что вечно...
Как купола небес, галактик,
Понять их силится ум - практик,
И шепчет "знаю" он беспечно...

Но знанье все... в песок уходит!
И тает вечность... на лету...
Лишь звезды в небе хороводят
В Экклесиастовом... cаду...

Вы говорите:

"Чем отличаются умница и мудрец?
Не буду вас мучить, как с яблоком, сразу выскажу свои соображения..."

Вы забыли, что суфий на каждый вопрос может ответить, не зная заранее ответа. Ответ будет верен для каждого, как и в случае с я-блоком. Каждый волен воспринимать любое слово или объект по-своему, но суфий – в соответствии со Мгновением. Поэтому «часто тем, кто не знает суфиев»… кажется, что они как «флюгер в обличии мумии»… стих был ранее опубликован в теме Волшебная Страна Суфизм.


"В смысле мудрости они оба равны, стервятнику лишь не повезло..."

Нет же.
Символ стервятника – питающийся падалью (отжившим и не актуальным в данное мгновение), а символ коршуна – питающийся мгновенным восприятием, ароматом зерна!


Вы говорите:
"Следовательно восприимчивость + ум = мудрость.
Отсюда следует ответ на ваше утверждение:
Quote
Мудрость невозможно приобрести, как того хотел Некто...

Следовательно мудрость не является суммой слагаемых усилий.

Вы утверждаете:
"Без восприимчивости приобретение мудрости невозможно.
Без ума приобретение мудрости невозможно.
Притча Саади нелогична, мягко говоря..."



Нет же.
Мудрость не равна сумме ума и восприимчивости. Если бы это было так, Саади мог бы научить восприимчивости желающего умника. Вместо этого, он предложил ему притчу – самостоятельный путь размышлений!!

Невозможно научить, но можно научиться!
Это важно понять.

Приобретение мудрости невозможно в принципе, она не ум и не восприимчивость, она не навык и не память, она не программа и не способность быстрого правильного реагирования, она не вещь и не характер… догадайтесь, что есть мудрость!

В качестве подсказки скажу, что в первом приближении можно различить три уровня мудрости человека, о них рассказывают суфийские сказки…





РЕЗЮМЕ:

Резюме explorer

Фeaно, Мудрости "невозможно научить, но можно научиться!" - вы это написали правильно!
И я же об этом!

"Приобретение мудрости невозможно в принципе",
и это тоже вы написали!
Если мудрость притчи на века, то причем здесь мгновение?
Если мгновение длится века, что не противоречит логике(см. "Миллион лет после нашей эры - вы читали), то все в порядке.
Если мгновенная смена позиций способствует выживанию суфия, то это мудрость. Так что мудрец - тот который выживет в условиях, в которых умница неизбежно погибнет.
Суфизм возник на востоке в условиях повсеместной лжи и хитрости. Выживал тот, кто мог мгновенно приспособиться к изменившився мгновенно условиям жизни. Поэтому определение мудрости, которое я привел выше почти исчепывающе.
Мудрость суфия - это мудрость жизни.
А разобрал я подробно притчу лишь для того, чтобы показать, что притчи не источник точных знаний.
Притчами для краткости принято передавать тенденции в тех или иных процессах, не заботясь об истинности приводимых сведений.


DarkLord
(explorer)
"...то причем здесь мгновение?"
Время есть Единство - мига и вечности. Я так думаю (что не противоречит Триединству).






Резюме Феано

explorer,
Мудрость суфия - это мудрость жизни.
Конечно же, конечно. Надеюсь, вы поняли меня, я воспользовалась вашим ответом, как ступенькой smile не для того, чтобы противоречить, а чтобы отразить другую грань smile Но почему же другой взгляд многими воспринимается, как противоречие? Возникают обиды и непонимание, цепляющиеся за "слова", хотя мысленно мы на одной волне!

(explorer)
"Притчами для краткости принято передавать тенденции в тех или иных процессах, не заботясь об истинности приводимых сведений..."

Именно, не сведения или информация, а пробуждение желания! Желания самостоятельности работы мысли!
Потому и люблю суфийские притчи.


Резюме lira:

Коршун обладал более высокой степенью восприимчивости. Видел внутреннюю суть зерна-Ауру.
Деяния мудреца отличаются тем , что в них нет какой- либо привязанности.




Резюме Руми:

“Когда научная мысль приблизится к мистическому описанию физических явлений окружающего мира,
именно тогда наука и религия сольются в единое духовно-научное мировоззрение”…
Декарт

lira, именно степенью... согласна.
А привязанность все же есть, но важно понять какая она, к чему привязаться стоит, чтобы оставаться пробужденным... тогда приходит понимание того, что постоянно, неизменно, надежно...



((()))


Добавление в рецензии
Лотыш Яна - http://www.stihi.ru/avtor/janalotish

(фрагмент отзыва)  Притча поучительна для учеников, всё идёт от здравого смысла прежде всего, оказывается. Обсуждение удивило...
Воистину каждый видит по своему, в моем видении в притче... Коршун время упустил... он разбился и потому зерно подхватил другой...но тоже погиб, потому что отравился... Нет смысла в споре достижения мудрости,один погибнет в излишнем усердии достижения цели, а другой от накопления знаний без должного понимания, отравит свой разум быстрыми выводами. Тем более, что ни та, ни другая птица зерна не ест по своей природе, они добивались тех знаний, которые и не могли принести им пользы, потому что шло в разрез с их природой.
Так мне открылась притча.
А обсуждение уже породило другие мысли, они не столь кратки, потому опускаю... Ибо
"То, что душа не может размыть водами понимания, иссушит душу ветром беспокойства" - китайская мудрость.


СУТЬ -

Плэйкаст



Рецензии
Притча поучительна для учеников,всё идёт от здравого смысла прежде всего, оказывается.Обсуждение удивило...
Воистину каждый видит по своему, в моем видении в притче... Коршун время упустил... он разбился и потому зерно подхватил другой...но тоже погиб, потому что отравился... Нет смысла в споре достижения мудрости,один погибнет в излишнем усердии достижения цели, а другой от накопления знаний без должного понимания , отравит свой разум быстрыми выводами. Тем более, что ни та ни другая птица зерна не ест по своей природе, они добивались тех знаний, которые и не могли принести им пользы, потому что шло в разрез с их природой. Так мне открылась притча.
А обсуждение уже породило другие мысли, они не столь кратки, потому опускаю...Ибо "То, что душа не может размыть водами понимания, иссушит душу ветром беспокойства"китайская мудрость
С благодарностьЮ автору или авторам страницы за возможность заглянуть в тёмные углы наших педставлений и попытку определить размеры своей восприимчивости мира.

Лотыш Яна   03.11.2014 14:16     Заявить о нарушении
Дорогая Яна, благодарю за внимательное прочтение,
такой вдумчивый ответ и
описание вашего восприятия притчи. Очень интересно!
Добавила его в текст публикации. Приглашаю в гости на форум,
а может быть, к участию в беседах, будем рады.

С благодарностью,

Сказки Суфиев   03.11.2014 17:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.