Читайте классику, дети

Испокон веков в России царила идея (последние двадцать лет не в счет), а в Европе дизайн. Дизайн- это стилистика, внешняя оболочка - красивая, бросающаяся в глаза и манящая. Осмелюсь провести сравнение, касаемо современного положения книгомассы в России. На полках яркие, эпатирующие обложки, за которыми не менее шокирующее содержание, причем ( и это более всего отталкивает) претендующее на хорошую глубокую литературу. Все эти стоговы, пелевины, мураками, бротиганы и проч. раскупаются как хот доги. При этом читатель становится в позу и возмущенно восклицает: «Я же не Донцову или Робски покупаю!». Обман,
заблуждение. Весь этот фаст фуд играет на наших низменных потребностях, инстинктах, прикрываясь псевдопроблематичностью, маргинальностью, остротой и актуальностью, основанной на состоянии современного общества. А всем же приятно, читать, если пишут якобы о них ( тьфу-тьфу, не хотелось бы так жить). Содержание болтливо, дергано и в большинстве своем те приемы и ходы, чем оно излишне переполнено, абсолютно не оправданы. Так и хочется забить этим хороший косяк и выкурить, чем наверняка частенько балуются авторы. Хотя, не спорю, многие из них
прекрасные стилисты, но стиль, не наполненный содержанием, превращается в бутафорию. Дом без прочного фундамента - лишь декорация. Я уже не говорю о подражании. Сколько раз, читая подобные опусы, замечаешь - а вот это я уже встречала у Гессе, а эта манера была присуща Кафке. Конечно все эти авторы тоже многое заимствовали у философов прошлого, но
мы же не о философских трактатах говорим, а о литературе.
Все это не имеет ничего общего с действительно достойной книгой, сдержанной в проявлении эмоций, но зато наполненной идеей. Между прочим, меня всегда удивляло, как из половинчатого смысла Америка и то, что стало под ее влиянием с остальным миром, может выдавать чуть ли не за новую философию, за гениальное произведение. PR наверное. Почти все новые рождается на помойке культуры. Зачем изобретать пылесос, навешивать на него модный ярлычок «супермоющая сверхсовременная машина
нового поколения» и беззастенчиво сливать все это наивному, не сведущему новому поколению??? Как много, наверное, их было введено в заблуждение и поныне там остается.
Хорошая литература имеет цель нравственного воспитания, повышения образованности и интеллектуального обогащения. Эти книги морально устойчивы. В них нет секса-наркотиков-рок-энд-рола или не менее пошлых атрибутов современного американизированного общества ( которое постепенно теряет и этот драйв, становясь все более пресным и рафинированным.) Зато есть светлое, чистое, вечное. Эти книги- носители лучших идеалов. Это классика. Не стоит думать, что все это написано уже давно. XX век подарил нам целую плеяду авторов. Это Г.Гессе, Джойс, Х.Кортасар, М.Кундера, Г.Петрович, Сартр и множество других.
Но читаешь 80% книжного рынка России, все это мягкое,
карамельное месиво с начинкой из стиля и маргинальности и блевать хочется. Сквозь смех. Получите пощечину хорошему вкусу. А что еще нам остается, потребителю зрелищ и упорно работающих на хлеб? Тщательно фильтровать печатный мусор, критично относиться к рекомендациям, рекламе
и подобному навязчивому вмешательству в индивидуальный выбор. XX век кричит- личность на первое место! Бред. Все давно уже распланировано за нас. Так не стоит же устраивать литературное обжорство. И читайте классику, дети...


Рецензии