Команданте Игуана. Метафизический синтетизм

Команданте Игуана. Манифест метафизического синтетизма

http://www.stihi.ru/2009/02/26/1655

        Михаил Шемякин, один из величайших художников XX-XXI вв. разработал собственную школу живописи, назвав её метафизическим синтетизмом (метасинтетизмом). В манифесте этой школы говорится о том, что главным её принципом является переработка приёмов многих предыдущих направлений, с целью отображения духовных ценностей: любви, веры, милосердия etc.

        Несмотря на явные параллели с сюрреализмом, нельзя отнести Шемякина и его последователей к этому направлению, в качестве аргумента могу привести обращение сюрреалистов к подсознательному в противовес сознательной работе с архетипами. Хотел бы подчеркнуть, что метафизический синтетизм в целом не пытается отрицать сюрреализм как направление изобразительного искусства, являясь диаметрально противоположным по смыслу направлением.

Также нельзя приравнивать Михаила Шемякина к творчеству гениального голландского живописца Иеронимуса Босха, хотя того можно считать предтечей множества направлений современной живописи. Босх, несмотря на схожесть приёмов, герметизировал персонажей своих картин, отказывая в спасении грешникам и излишне идеализируя райские кущи.

На мой взгляд, главное в искусстве – будь то живопись, поэзия или проза – умение подвести мысль человека к возможности изменить свою жизнь сознательно, не надеясь на высшие силы. Именно этим отличается живопись школы метасинтетизма. В применении к иным видам изобразительного искусства, по моему мнению, приверженцами данной школы являются Игорь Летов, Александр Башлачёв, Яна Дягилева, Юрий Мамлеев, частично Виктор Пелевин, Курт Воннегут.

Я не могу поставить себя в один ряд со столь значительными литераторами, но, ввиду желания многих читателей и критиков разложить все произведения искусства по удобным для них разделам, рискну назваться именно метафизическим синтетистом.

Сознательно я никогда не ставил себя в какие-то рамки, но в данный момент, сравнивая своё творчество со многими направлениями, выявил ряд признаков, присущих именно метасинтетизму:
1. Преемственность. Прекрасно понимая, что некоторые ранние стихи напоминают творчество Игоря Летова, я не считаю их прямым подражанием. Скорее они являются упражнениями с целью выработки своего собственного стиля;
2. Метафоричность, ибо только при помощи ярких выразительных средств можно донести мысль до читателя. Не отрицаю великолепия западной школы верлибра, но подобные «сухие» стихи не могут использоваться для решения вышеозначенных задач;
3. Склонность к использованию макабрических архетипов в творчестве, ибо, только обращаясь к запретным (с точки зрения классической поэзии) темам (смерть, насилие, etc) возможно обратить внимание на пороки общества. Молчание – знак согласия, умолчание сродни разрешению;
4. Ненормативная лексика как элемент эпатажа. Мало писать стихи. Нужно привлечь к ним внимание. Возможно, кто-то считает инвективы неприемлемыми элементами лексики, но для меня эти слова так же важны, как и остальные. Кроме эпатирующей функции, ненормативная лексика служит средством выражения крайних эмоций и чувств.

        Хотел бы также отметить, что я не отрицаю свою принадлежность к футуризму, ибо считаю, что именно футуризм является питательной средой для дальнейшего развития поэзии, в том числе и школы метасинтетизма. Именно футуризм является подлинным авангардом, в отличие от всех остальных направлений.

        Несомненно, корни метафизического синтетизма берут начало от постмодерна, но цели ставит перед собой другие. В данное время постмодерн выполняет в основном функцию сатирическую, разрушительную, зачастую отрицая созидание. Футуризм же – в основном созидательную. Школа метафизического синтетизма соединяет в себе две эти функции.

        В целях созидания мною используются и приёмы, присущие футуризму, а именно - использование неологизмов, которые можно сравнить с искажениями реальности в картинах вышеупомянутого Михаила Шемякина. Абсолютно с той же целью применяются иные выразительные средства – произвольные разрывы строк, резкая смена ритмики, вольное разделение и слияние слов и отдельных фонем.

        Я не собираюсь призывать кого бы то ни было присоединиться к моему направлению в поэзии, оставляя право на выбор, но, несомненно, буду рад, если кто-либо из приверженцев авангарда сочтёт нужным примкнуть к данной школе.


Рецензии
Это такое направление, что с ним не поспоришь...разве что я не использую ненормативную лексику. По-моему, тут все очевидно и много кто из участников Собрания может подписаться под первыми тремя, а то и под всеми постулатами.

Антонио Ховер   12.03.2009 12:25     Заявить о нарушении
гм. так оно так но я указал на то, что оно объединяет ПОСТМОДЕРН И ФУТУРИЗМ. вот это главное. и то, что замешано на религии.

Йыван Митри   13.03.2009 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.