Гори-гори ясно... Глава вторая

Слава - дама властная и злая. А в России она ещё отличается крайней неразборчивостью, сентиментальностью, помноженной на меркантильность и  несуразной склонностью к эротичским эпатажам. Российская Слава  любит страдания и щедро их воспроизводит - то в виде тюрьмы, то - безобразной бездомности или сиротства, то маниакальных жестокостей и пороков, произрастающих на различных лозунгах и призывах, а теперь еще и - на производстве черных пиаров, кризисов, блуждающих колдунов и контактеров.
Дичайшие вульгарные проявления капризной  властительницы российских  вкусов наблюдаются повсеместно и не сходят с подмостков - телевидения, театра, эстрады, плодят огромное количество журналов и газет, всякого рода рекламных акций, управляют кинематографом  и даже  архитектурой,  не говоря уже о том, что сильней  всего от её горячности пострадала музыка, которую вовсе подменили монотонным электронным занудством. Я знаю, от чего заболеваю: если кто-то рядом в наушниках слушает попсу.  Потерянный (растерянный)  звук пропускает  колотушный ряд, тот буквально полонит - проникает через кожу и бьет по сердцу, да так, что буквально через пять минут я готова озвереть и вырвать с корнем  источник звука. Думаю - публично меня лишают моего индивидуального - сердечного ритма, вмешиваются в сознание, насаждают головную боль - и совершенно безнаказанно, а я лишена всякой защиты. Примерно так же в социуме ведёт себя  слава - беспардонно и необратимо навязывает свои подмены. Я, например, в толк не возьму, почему популярные эстрадные марионетки всерьёз убеждены, что они - звёзды? Исполнители чужих прозрений и откровений иногда, правда,  очень редко -  становятся звёздами.
        На моей памяти - был один - Святослав Рихтер. Рихтеру удавалось возвышенно и виртуозно заново творить - он не озвучивал нотные записи, как это делает большинство музыкантов - более или менее технично реанимируя классику,  он испытывал душу автора, за него и будто вместе с ним переливая  в звук  услышанные чувства и страсти, сосредоточенно легко касаясь клавиш, он сеял музыку в простанство, где слушали его не только живые, но и все те, кто умер с  прозрением её смысла. Недаром он исполнял при погашенной рампе, только контрольный нотный светлячок мерцал - захватывая лучиком магию его  летавших  по клавишам пальцев. Святослав Рихтер распахивал (поле) золотые ворота Иного Мира, где музыка витает самоценным качеством в самостоятельным бытии, как вода или воздух, солнечный свет или метельный ветер. То есть Рихтер владел  музыкой  как животворной стихией,  той особой средой, в которой являлся ему живой дух  автора и, начинало казаться, переносил  в то пространство, где эта музыка рождалась.
Или, напротив, слушатели - каким-то невероятным волевым актом переселялись в суть музыки, как можно переселиться в океан, в снежный вихрь, в лазурь бесконечного неба, в световой поток  и стать органичной частью этих превращений. Жизнь внутри музыки - ни с чем несравнимое чувство свободы - это звёздное оплодотворение земной плоти  совершалось независимо от образованности, культурной подготовки или  настроения участников его мистерий.  Люди с самым скромным или даже примитивным  музыкальным опытом выходили до странного притихшие и освежённые, отрешенные от грубой реальности настолько, что только молчаливыми взглядами подтверждали пережитые  тайны преображений.  И то качество, которое летело впереди гастрольных маршрутов великого музыканта, даже славой-то назвать  неловко,  потому что - звёздная миссия, осознанная личностью - несравнима со всякой славой. 
    
         Совсем недавно в каком-то глянцевом журнале мне попалась статейка, автор которой предложил название новым тенденциям - в светском пиаре - просвещенный шик - взамен потускневшего гламура, наивно полагая, что изобрел нечто, призванное воспитать и облагородить вкусовые предпочтения новоиспеченных нуворишей. Поневоле пожмёшь плечами -  ничтоже сумняшеся предлагается очередная  игра в поддавки с привередливыми кошельками, озабоченными соответствовать времени и месту. Уже проклюнулись и встали на поток проекты  всякого рода псевдоролей - например, популярные лица в  стилистике исторических фигур, киноактеров прошлого и персонажей с картин известных художников. Кич невообразимый - причем лица, ищущие благородных совпадений, проигрывают ужасно - как правило, вульгарнее, глупее, злее и с тем особым выражением глаз, в котором проявлено - сколько это сто'ит.  И это совсем уже бессмысленная  тщеславная толкотня в галерее портретов - близко никому не добавляет ни просвещённости, ни просветлённости - ни участникам аксиологическ притязаний, ни их зрителям и читателям -  в этих акциях шик рифмуется с пшиком.  Так и просится российская современная слава в диагноз - псевдология, то есть -  хроническая болезнь воображения,  оболгавшего всё, что называлось творчеством и искусством.

Продолжение следует...
      

    


Рецензии
Тина, как я Вас понимаю!

Вера Ершова   20.02.2009 18:27     Заявить о нарушении
Вера, вот Вы и отыскались!!! Спасибо!!! За понимание...

Тина Шанаева   20.02.2009 21:19   Заявить о нарушении
Девочки, а ведь нет худа без добра!

Телевидение давно дискредитировало себя пошлостью... перестало быть мерилом хорошего восприятия и умного собеседника. Вот люди и обратились ко внутреннему сокровищу в самих себе, стали больше раскрываться своими собственными талантами. Так и массовые тиражи книг перестали быть показателем ценности автора. На фоне общего упадка культуры, как на хорошо унавоженной почве, появляются скромные, потрясающей красоты цветы... именно за ними наше будущее! Дети и молодежь индиго воспринимают мир сердцем, их невозможно заразить вирусом "звездной болезни", они сами... светятся лучиками.

Гори-гори ясно! Станет жизнь прекрасна!

Мгновения Феано   02.03.2009 12:35   Заявить о нарушении