Азбука благодати

Введение.      

          Многовековой опыт существования человечества уже неоднократно убеждал нас в существовании Высшей Силы при помощи различных явлений и событий, не находящих научного объяснения. Наиболее яркие подтверждения тому есть в специальной литературе.  Но чаще всего мы обращаемся к Библии, где отражена жизнь пророков Ветхого Завета, а также жизнь и деяния Иисуса Христа – Cына Божьего и Его апостолов. Многочисленные знамения, чудеса исцеления, невероятные события - все это еще раз убеждает нас в присутствии мира невидимого нам. Многие занимались изучением этого вопроса, но путь к Богу у каждого свой, поскольку человек создан по образу и подобию Божьему. И потому основной целью жизни должно быть стяжание Духа Святого, т.е. стремление добиться совершенства. Именно тогда мы перестаем быть уязвимыми и легко справляемся с любыми поставленными задачами. Все великие мыслители, деятели искусства искали пути к Богу. И тем, кому это удавалось, достигали наивысших высот. Так, по словам А. С. Пушкина "мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания...потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было самого великого в самой  глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра".  Поэтому воспитание подрастающего поколения должно производиться исходя из Библейских канонов.
             Проблема эта актуальна в связи с духовным  вакуумом, возникшим в молодежной среде. Вера, которая передавалась из поколения в поколение нашими предками, была искорежена кощунством социализма, основные принципы которого были основаны на Библейских постулатах. Например, любовь к ближнему, предпочтение духовной сферы  материальной, трудолюбие, воспитание силы воли, жизнестойкости, самостоятельности, воли к победе. И принцип «кто не работает, тот не ест» тоже Библейский. Пришедшая ему на смену политика перестройки, внесла некоторые коррективы в этот вопрос, дав свободу вероисповедания. Но это не стало частью государственной программы по оздоровлению нации. И молодежь проявляет интерес к религии в основном на уровне моды, т.е. чего-то экстраординарного. Их посещение храмов во время ночных служб происходит чаще всего из любопытства, но не из глубоких убеждений. В этой связи, полагаю, что оздоровление нации должно начаться с внедрением в наше общество морали. Она должна проходить красной нитью через образование, культуру, экономику. По словам Ф. Достоевского " христианство одно только заключает в себе живую воду и может привести человека на живые источники вод и спасти его от разложения. Без христианства же человечество разложится и сгниет".
           В чем заключаются основные законы нравственности, основанные на православии, изложу подробно.

Часть первая.
Премудрость и ее сила.

          Несмотря на то, что разумная жизнь на земле существует уже несколько тысячелетий, до сих пор есть тайны мироздания, постичь которые человечество не в силах. Хотя на самом деле все так очевидно, если углубиться в предания, изучить опыт предков, провести параллели. Как и в природе, в человеческом обществе  имеют место быть невидимые нити – негласные законы бытия. И понять механизм действия их несложно, поскольку все это изложено еще в Ветхом Завете. Поступай с близким так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Почему? Ответ очевиден – что посеешь, то пожнешь.
     Эта закономерность сводится к одному принципу – закону сохранения энергии, а, выражаясь проще, это можно определить таким понятием, как круговорот. Добро и зло идут по кругу. Ничто не исчезает в никуда, все возвращается на круги своя. Так, к примеру, цепочка движения воды "пар – облако - туча - дождь - пар" - самая простая схема. Так и наши дела: каждый получает по делам рук своих.
      Вопрос о существовании Высшей Силы возникает у всех, но у некоторых это не вызывает сомнений, другие относятся к этому мистически, тогда как существование энергетического поля у человека уже доказано наукой. И, кроме того, личный опыт каждого подтверждает наличие потусторонней силы. Одних внутренний голос  предупреждал об опасности, другие делали пророчества, иные были на пороге смерти и видели себя со стороны. Все это позволяет думать, что Высшая сила имеет место быть. Отрицать это нелепо. И, как правило, подвергают это сомнению только те, для кого  эти законы – оковы. Дабы оправдать свое бесчинство, они идут на поношение всего святого. Доказать это нетрудно, поскольку всякая премудрость от Бога.
           Наш мир многообразен. Если вы посмотрите вокруг себя, то увидите очень многое.  Но есть нечто в этом мире, что можно только ощутить, но значение его от этого не становится меньшим. Например, кислород. Мы без него жить не можем. Но в то же время он незаметен нашему взору. Так и духовный мир - мир, который находится внутри нас. Это мир наших мыслей, которые и предопределяют наши поступки.   Если вы возьмете любую ситуацию, то сможете легко в том убедиться. Сначала появляется мысль, потом мы ее воплощаем. В некоторых случаях мы поступаем инстинктивно на уровне рефлексов. Но тут работает наше подсознание.  И роль его в нашей жизни очень велика.
          Таким образом, мы с вами подошли к пониманию духовного мира. Теперь, я думаю,  легче будет понять, что такое Бог, и какую роль Он играет в нашей жизни и почему следует обратиться к вере, как источнику живой воды – благополучия, здоровья физического и духовного; убедиться в том, какой силой обладают люди верующие.

Часть вторая.
Основа основ.

       «Бог, сотворивший мир и все что в нем, будучи Господом неба и земли не в рукотворных храмах  живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-то нужду, сам,  давая всему жизнь и дыхание», - сказано в Библии (Деян.17, 25). Он живет в каждом из нас. Находится всюду. «Дух Господа  наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Премудр.Сол 1, 7). На то Он и Вездесущий. Потому, жить надо в Боге не только в храме – месте, предназначенном для молитвы, церковных треб, но всегда и везде.
      Жить вне Его, значит, противоречить своей природе и поддаться  негативным силам. Ибо сказано: «Если же кто духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (К Римл., 8, 9-10). Или: «Кто не со мною, тот против меня»( Мф.,12, 30). А это означает только бой с самим собой. Ибо: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15, 13).
Примеров тому не счесть. Так всем известна история с Аральским морем, когда  воды рек, впадающих в него, направили  в другое русло - на орошение. В результате чего  образовалась пустыня песчаная на месте моря. Так и мы, когда противоречим своей природе, иссушаем себя, превращаемся в пустыни. И чаще всего этот процесс необратимый. Вот почему так важна программа оздоровления молодежи, робко ступающей на путь познания мироздания. Получив точные направления развития событий, изучив  причинно-следственные векторы, человеку будет намного легче ориентироваться в жизни и принимать правильные решения. Нам жизнь назад не воротить, ошибок прежних не исправить, и некого нам в том винить, ведь каждый сам судьбою правит. Выбор жизненной позиции предоставлен каждому из нас, но, к сожалению, далеко не все имеют представление о действии механизма передачи и накопления энергии. Негатив, поглощая человека, всегда ведет к пагубным последствиям, будь то алкоголь, преступность, разврат. И только положительная энергия, накопленная как результат благих деяний, может защитить  от разрушений как внешних, так и внутренних.
                Почему надо жить в Боге, понятно станет по мере изучения духовного мира. Но все же основы миропонимания должны быть заложены в  самом детстве вместе с азами школьного обучения. Потому что в том залог успешности, крепости духа. Это поможет избежать многих ошибок, и легче перенести потери. И если привить ребенку страх Божий как средство спасения от невзгод,
то весь его жизненный путь будет наполнен радостью и светом. Основные принципы достижения этой цели изложены в Ветхом Завете – это десять заповедей от Моисея, избранника Господнего. Остановимся на них поподробнее, чтоб понять их суть.

Часть третья.
Постулаты.

        Вернемся к самому началу – к сотворению мира. Господь создал человека по своему образу и подобию. И потому в каждом из нас присутствует Божественное начало, так называемая душа. Все слышат внутренний голос, который иногда стыдит, иногда  утешает. Про это в Библии сказано так:  «Если сердце наше осуждает нас, то тем паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего не попросим, получим от него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем богоугодное пред ним» (Посл. И. Богосл.3, 20-23). Значит, прежде всего, мы должны соблюдать заповеди. Приведем их.

1. Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме меня.
2. Не сотвори себе кумира
3. Не произноси напрасно имени Божия.
4. Шесть дней трудись, седьмой посвящай Господу.
5. Почитай отца своего и матерь свою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси  и не принимай ложного свидетельства на ближнего своего.
10. Не смей желать того, что принадлежит ближнему твоему.

Разберем их детально.

1. Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме меня.

  Что значит :«Я Бог твой»?
  Много народов населяет эту землю, «но один Бог» (К Римл. 3, 30).
Если вы посмотрите вверх на ночное небо, то поймете, что не может быть там разделения. Иначе бы не было гармонии в мире. Один же Господь создал эту землю. Любая вера основывается на любви к ближнему. А разнится между собой только национальными особенностями, что не мешает людям жить в мире. Почитать Бога, значит жить разумом – соблюдать заповеди и во всем полагаться на Господа. «Библия всемирна». И человеческая природа у всех одинакова и разнится только своим развитием. Чистые сердцем Бога узрят. «Сердце человека обдумывает  свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16, 9). «Блажен человек, который снискал мудрость…Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее» (Притч. 2,13, 18). Кто примет этот постулат без колебаний, то со временем поймет, насколько это укрепило его шаг, позволило избежать опасных заблуждений.

2. Не сотвори себе кумира.

      Если мы выбираем путь прямой, то никто не должен управлять нами, никто не должен быть превыше Господа. Когда человек отступает от этой заповеди, он попадает в ловушку, где им повелевает другой человек. А « всякий человек  ложь» (Псалт. 115, 2). Только в  Боге истина, и только на Него надо уповать в пути земном. «Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию; избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои»,- обращается Давид к Господу (Псалт.118, 133, 134).    Человек должен жить разумом. Никто не  вправе повелевать им. Путь у каждого свой. И когда мы обожествляем какого-то человека, происходит потеря собственного «я».   Разум затмевается чувством и в этом помутнении  можно совершить очень много ошибок. Принести себя в жертву, своих близких. Но результат всегда плачевен.  Теряя себя,  теряется уверенность в завтрашнем дне, и  будущность зависит от волеизъявления какого-то субъекта, и человек становится не способным к принятию собственных решений. Результатом чего может явиться полная апатия к окружающему миру, потеря жизнерадостности,  мир сужается до точки - настолько, что в поле зрения остается только  кумир, что пагубно влияет не только на  мироощущение, но и в целом на физическое и психическое здоровье.
            Кроме того, кумиром могут быть и неодушевленные предметы. Например, кто-то поклоняется деньгам. И собирает ветер. Поскольку вся его жизнь превращается в гонку за недостижимым. Так устроен человек, что плотские утехи не доставляют ему истинной радости. И более того, это зачастую чревато помутнением рассудка. Человек также фокусируется только на этом, не замечая всех прелестей жизни. И потеря богатства может стать для него полным крахом. «Никто не может служить двум господам…Не можете служить и Богу и мамоне» (Матф. 6, 24).

3. Не произноси напрасно имени Божия.

         Имя Господа должно произноситься в связи с молитвами. Самая простая и действенная в таком случае Иисусова молитва: «Иисус Христос, сыне Божий, помилуй меня грешного». Вряд ли кому-то было бы приятно, если бы его звали напрасно. А поминать Господа без надобности просто кощунственно. Представьте себе такую ситуацию: вы поминаете Его всуе, Он приходит к вам на помощь, но оказывается,  в Его помощи не нуждаются.    Но избавиться от этой привычки легко, когда понимаешь суть происходящего. И тогда за каждым таким упоминанием будет следовать просьба о помиловании, что не повредит никому. Просто надо более требовательно относиться к слову, не допускать пустословия.

4. Шесть дней трудись, седьмой посвящай Господу.

     Дабы жизнь наша не превращалась в бесконечную суету, дабы у нас было время остановиться, задуматься о пути своем, оглядеться по сторонам, необходимо соблюдать это правило. Спокойное рассуждение позволит нам заметить ошибки и вовремя их устранить. А чтение духовной литературы позволит усовершенствоваться, поработать над собой.  «Путь же беззаконных как тьма; они не знают, обо что споткнутся» ( Притч.4, 9). Нарушение этой заповеди так же ведет к погибели. Делай все с рассуждением, и минует тебя доля сынов преткновения. Посещение церкви привнесет в нашу жизнь свет и благодать. Исповедь поможет обратить внимание на недостатки, а причащение святых тайн даст силы на борьбу с ними.

5. Почитай отца своего и матерь свою.

      Почитать своих родителей надо в силу того, что они дали  жизнь и все их помыслы благие. Только добра желают  и их наставления направляют  к свету.
 «Слушай, сын мой, наставления отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» (Притч. 1, 8-9). Семья – наш оплот, место, куда мы всегда можем возвратиться за помощью и советом, где всегда мы получим поддержку и понимание. Надо это помнить и ценить, дабы не потерять эту связующую с детством нить. «Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища»(Сирах, 3, 3-4).

6. Не убивай.

     Никто не может лишить другого человека жизни. Его жизнь принадлежит Господу, но даже Он не желает смерти, нарушившим Его заповеди, надеясь на их спасение.  «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно» ( Премудр. Сол. 1, 13, 14).
«Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его» (Притч. 28, 17).
       Некоторые  наивно полагают, что их жизнь принадлежит им, и потому считают себя вправе распоряжаться ею. На самом деле суицид тоже является убийством по сути своей. И, более того, он является самым тягчайшим грехом, ибо никогда не искупается. Поэтому надо взять свой крест и пронести его достойно до последнего часа.  Надо дорожить каждым мигом, привносить в свою жизнь новые краски, и не ждать чудес от кого-то. Искать мудрости, в ней только истинное сокровище. Все самое ценное есть в нас самих. Наша жизнь дар ненапрасный, неслучайный. Нужно любить себя и относиться к себе трепетно. И служить этому великому дару – жизни.

      7. Не прелюбодействуй.

      Разврат приносит в нашу жизнь скверну.  В Притчах Соломона, известного своей мудростью сказано: «Не внимай льстивой женщине, ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней… Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женой юности твоей» (Притч. 5, 3-5, 15-19). «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников и прелюбодеев судит Бог» (К евреям, 13, 4).
       Как мудрость обитает в чистом сосуде, так и настоящее чувство живет только в праведности. Любовь измены не выносит.  Человек, уважающий себя, не позволит никому пренебрегать им. И потому прежде чем осквернить свое ложе, поставьте на весы желаемое и  достигнутое. Стоит ли терять радость  настоящего ради сомнительного будущего? Тем паче, что тот, кто уже оступился, будет пребывать в своем заблуждении, как в болоте вязком до скончания дней своих. «Блуднику сладок всякий хлеб: он не перестанет, доколе не умрет» (Сирах, 23, 23).
      Некоторые думают, что блуд – грех, присущий только блудницам. И пользуясь их услугами, считают, что остаются неоскверненными. Тогда как в Библии говорится:  «Или не знаете,  что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть»( Быт. 2, 24)( К Корин., 6, 16). «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28, 13).

8. Не кради.

      Каждый должен получать по трудам своим и не надеяться  нажиться за чужой счет. Не стоит ходить этим путем. Он приведет к бесчестию. Кроме того, есть опасение всего этого лишиться. Ибо все, что нажито неправедным путем, будет потеряно. «В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч. 1, 17-19).
В притчах Соломона по этому поводу говорится так: «Женщина безрассудная… скудоумному сказала: «воды краденные сладки, и утаенный хлеб приятен» И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею» (Притч. 9, 13-17). «Кто ищет зла, к тому оно и приходит» (Притч. 11, 31).
    Человек, наживший богатство нечестным путем, всю жизнь будет опасаться расплаты, его не покинет панический страх до последних дней его. А то, что зарабатывается достойным путем всегда хранимо Богом и доставляет радость.

9.Не произноси  и не принимай ложного свидетельства на ближнего своего.

      Ложь сама по себе разрушительна.  Человек  лгущий не верит уже никому. Его жизнь превращается в ад. У чистых, все чисто. У лживых,  все лживо.
« Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (К Титу, 1, 15).  Клевета – тяжкий грех и много мы согрешаем языком своим, поскольку судим по себе.  «В речах - слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему» (Сирах, 5, 15). «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притч. 5, 22). «Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит через безводную пустыню и землю, обреченную  на жажду; собирает руками бесплодие»(Притч. 9,12).
     Всякая ложь от лукавого. А когда она еще носит характер клеветы, то является уже смертным грехом. Ибо не имеем любви к ближнему, наносим ему умышленно вред. Что влечет за собой тяжелые последствия. «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом» (Притч. 17, 15). «Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их» ( Притч.11, 3).«Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет» (Притч. 22, 8).

10. Не смей желать того, что принадлежит ближнему твоему.

              Этот грех порождает зависть. Потому что именно желания  - мысли  предопределяют наши поступки. И сами не заметим, как окажемся в силках мечты. И при малейшей же возможности  воспользуемся желанным.  Поэтому надо не допускать даже мысли грешные, потому что это все от лукавого. Всем воздается по плодам рук его. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Премудр. Сол. 1,12).
     Надо быть довольным тем, что имеешь. Поскольку удовлетворенность не зависит от количества имеющегося. «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того» (Екклесиаст, 5, 9).    Тем паче не желай чужой жены. Этот путь погибельный. Поскольку и здесь насыщения не наступает. Словно в омут затягивают человека прегрешения его. «Горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее. А грешник уловлен будет ею» (Еккл. 7, 26). Чтобы избежать этих силков, надо не позволять себе даже в мыслях желать чужого. Довольствуйся тем, что тебе дано. Не отяжеляй свой крест проклятиями тобой обиженных.

Часть четвертая.
Дар бесценный.

         Много соблазнов есть на пути нашем. Но тот, кто познает мудрость житейскую, не будет пойман как зверек в капкан. Он будет идти по жизни, освещенный ярким сиянием знания. Поэтому тому, кто соблюдает заповеди, Бог «дает мудрость и знание и радость; а грешнику даст заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим»(Еккл.2, 26). «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хотя меньше всех семян, но,  когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». (Матф. 13, 31-32). Так и человек, живущий в Боге, становится крепким и сильным, так что к нему уже все обращаются за помощью.
         Все выше перечисленное соблюсти не трудно, ибо это соответствует природе человека. И все направлено на наше спасение. Конечно, нелегко пройти путь, не упав. Все мы учимся на собственных ошибках. Но отрицать действенность этих законов, доказанную тысячелетиями, безумство. «Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного» (Притч. 18, 1), дабы оправдать свое безволие. Но  мудрость его - безумие перед Богом, «ибо семь раз упадет праведник  и встанет, а нечестивые впадут в погибель» (Притч. 24, 16). А потом, конечно, ропщут на долю свою, не понимая причин падения своего.
«Глупость человека извращает его, а сердце его негодует на Господа» (Притч. 19, 3). «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен» (Притч. 18, 11). «Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. .11,30).
      Мудрые делают выводы из опыта и никогда не допускают прежних ошибок, поэтому их стезя становится все более освещенной.  А глупые множат свои грехи, потому их жизнь становится мрачной, и в этой темноте они не видят путей своих, творят беззакония, не давая себе отчета в том, и беда приходит в их дом.  Не сразу человек становится мудрым, а только после многих пройденных искушений.  А отвергать нечистое он научится  тогда, когда поймет его суть, попробует на вкус. Мы привыкли доверять собственному опыту. Не всякое поучение идет нам на пользу. По этому поводу есть высказывания Филарета митр. Московского: «Перенесенное искушение приносит пользу, а желание избежать его не всегда успешно».
             «Сначала премудрость пойдет с человеком «путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь, и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами; но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его и откроет ему тайны свои. Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения»(Сирах 4, 18-22).
          
            Таким образом, если человек научится анализировать происходящее и делать правильные выводы, то не повторит своих ошибок. А если отвергнет доводы рассудка, то останется в своем заблуждении до конца дней своих.
«Благоразумный  видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. За смирением следует страх Господень, богатство и слава. Терны и сети на пути коварного, кто бережет душу свою, удались от них. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22, 3-6). Поскольку будет видеть результат своих действий. Надо смело смотреть правде в глаза, не искать себе оправданий. Кто на Бога уповает, тот угрюмым не бывает.  «Заповеди мои да хранит сердце твое… напиши их на скрижалях сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей. Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих»( Притч. 3, 4-9).


Часть пятая.
Соблазны и как с ними бороться.

     «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить», - сказано в Библии (2Посл И. Богосл. 3, 9). И «рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикоснется к нему» (Посл. И. Богосл., 5, 18).  «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью Диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Премудр. Сол. 2, 23). Дьявол – это падший ангел, который возгордился и не захотел подчиниться Богу. И теперь вводит всех в искушение, ибо смерть человека ему усладой. Тут возникает вопрос: почему Господь не может устранить зло? Ответ на него  прост.
   Господь так создал этот мир, что человек в нем свободен. Он сам вправе поступать так, как ему хочется. Иначе мы были бы машинами – роботами такими управляемыми. Но мы, к счастью, живые существа, правда, не всегда разумные. Так что, выбор за нами. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти»(К Галатам, 5, 13). «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его»( Сирах, 15, 14). И потому мы несем ответственность за все наши поступки. Крест у каждого здесь свой и каждый отвечает только за себя, потому оправдание искать, указывая на кого-либо, безнравственно. Нужно понимать меру ответственности за поступки, и тогда от многих  соблазнов негативного характера будет легко отказаться.
      
      При рождении каждому человеку дается Ангел – хранитель, который наставляет его. И вместе с тем бес – сила противоборствующая Богу, не упускает случая и искушает человека.  И  многие поддаются провокациям лукавого - лгут, воруют, рукоприкладствуют. Все заповеди заключают в себе одно понятие – любовь.  Любовь к Господу – всему живому на земле, любовь к себе и  ближнему своему. Ибо сказано: « во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в том и закон и пророки» (Мф.,7,12). Но не все крепки духом и  попадают в эти сети лукавого. Все начинается с малого. А потом уже все это входит в привычку, избавиться от которой порой очень сложно. Как, например, дерево, выросшее криво, трудно выправить, так и человека развращенного нелегко направить к свету.
       «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Премудр. Сол. 1, 16). И смерть духовная предшествует физической. Когда видишь, как существуют, а не живут люди, пленные пороком наркозависимости, то понимаешь сущность западни. 
      Потому нужно беречь себя от всякой нечисти и помнить о том, что: «все тебе позволительно, но не все полезно. Ничто не должно владеть тобою» (К Коринф.,6, 12). Все пороки вырастают из малых проступков. Сначала только пробуют прикоснуться к негативу, а потом он затягивает  в свою воронку. И вырваться удается не всем. И, кроме того, не все потери восстановимы. Время, любовь  и уважение близких бывают потеряны навсегда. Поэтому  следует помнить: «презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны» (Премудр. 3, 11).
      Бог воздаст каждому по делам его. И тех, кто упорствует и не покоряется истине, ждет ярость и гнев. И эти люди сами себя уничтожают, потому что злобны, завистливы, жадны. Эти пороки, словно черви, изъедают их изнутри. Они никогда не знают радости.  Но чтобы соблюсти себя в чистоте, надо обладать крепостью духа.  Если мы убедим себя в том, что ничего не случится с нами без воли Создателя, то это  поможет нам перенести достойно все испытания, выпавшие на нашу долю. Того никогда не посетит отчаяние, кто уверен в том, что все испытания посланы Господом для укрепления его духа. «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» ( К Римлянам, 5, 4). Тот легко будет преодолевать все, и по мере этого преодоления будет возрастать его сила – сила духа. И тогда уже никакие испытания не смогут его сломить. «Ибо Царство Божие не в  слове, а в силе» (К Коринф. 4, 20).
      Некоторым кажется, что их проступки не могут быть узнаны, но на сей счет сказано: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Матф., 10, 26). «Живу Я, - говорит Господь, - предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (Ис. 45, 23). Каждый из нас даст за себя отчет Богу.

Часть шестая.
Малоделание.

        Многие считают, что жить по вере и исполнять волю Божью - очень трудно. На самом деле это не так. Стоит обращать внимание на мелочи, не согрешать в малом. И самое главное, не  согрешать словом. Ибо в этом мелком, на первый взгляд, грехе кроется бездна больших. Поэтому следует быть осторожным в высказываниях.
         « Не то, что входит в уста человека, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».(Мф. 15,11). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (К Ефес.4,29). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Посл. Иакова, 3, 2). Вначале было слово. Так и любое событие, любой конфликт  предопределяет слово. Потому нам надо относиться к нему осторожно. «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Посл. Иакова, 1, 19). Гнев человека может послужить причиной многих бед.   Разъяренный человек напоминает   штормовое море, которое в этом состоянии  загрязняется. Делающие зло, что « свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими» (Посл. Иуды, 1, 13).  Только там, где господствует штиль, возможна чистота, рассуждение, а значит и правильное решение.
«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы не были истреблены друг другом» (К Галатам, 5, 15).
        Кроме того, опасно осуждение ближнего своего. «Не извинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела» (К Римл. ,2, 1-2).  Нужно стараться понять его и помочь ему добрым советом, делом.  Ищите того, что служит взаимному назиданию. Мало только пребывать в Боге, надо прилагать к этому добрые дела. «Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем нашей жизни», - пророчествовал А. Мень.
       Вера без дел, что дерево  без листьев. «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Посл. Иакова, 2, 17). Потому мы должны  «по расположению сердца своего» помогать друг другу, «не с огорчением и не с принуждением», а по необходимой потребности, «доброхотно дающего любит Господь» (К Коринфянам, 9,7). «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф., 18, 15). Это будет  полезно и ему, и тебе, ибо: «обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Посл. Иакова, 5,20).
     Но не будьте навязчивы в поучениях.  Если кто не примет вашего совета, порекомендуйте ему  спросить у других, направьте в церковь. Если и тут он не познает истины, тогда удаляйтесь таковых, дабы вам не впасть в словопрения и тем самым не оскверниться.  «Если впадает человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» ( К Галатам, 6, 1). Надобно «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию» (1 Посл. К Тимофею, 3, 6). "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (К Титу, 3,10). Тем более, трудно говорить с человеком, который не понимает сути происходящего и твои попытки его образумить, он воспринимает, как желание досадить ему.  «Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь»(Притч. 26,8).  Поэтому поучать такого не следует. В результате могут возникнуть распри, что недопустимо. Отпускайте таковых с миром.
       И  «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, но дайте волю гневу Божию…Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (К Римлянам, 12, 18-21). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и, если он жаждет, напой его водою: ибо, (делая сие,) ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе»(Притч.25, 21-22). Не копите в себе обиды. Здесь у каждого свой крест, и каждый получает воздаяние по делам рук его. А негодование вызывает уныние, раздражительность. Как камень, пущенный в реку, волнует ее воды, так и обида нанесенная вам, лишает вас покоя. Не допускайте тревоги в сердце. Пусть вас волнуют только ваши грехи. Как учил А. Суворов великий русский полководец, следует прощать другим их прегрешения, но никогда не прощать себе того же.

Часть седьмая.
Смирение. Его роль и свойства.

   Законы праведности предполагают смирение, которое, прежде всего, выражается в принятии креста своего. Будьте признательны Богу за все. Мы не знаем, что для нас лучше. В таком случае всегда следует молиться, чтобы Господь направил наши стопы по Его воле.  А уныние и ропот приводит нас к потере жизненных сил, и вместо того, чтобы направить их в нужное русло, мы отягощаем себя стенаниями.   Каждому дан его крест по силам его. «Кто не берет креста своего и  не следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.,10, 38).   «Не искушай Господа Бога твоего». (Втор.,6, 16).  «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. Ап., 14, 22). Именно через наши испытания приходит к нам опыт, сила, мудрость житейская.  Мы очищаемся от грехов таким образом. И если мы доблестно проходим все жизненные испытания, то благодать пребудет с нами уже неразлучно. А благодать эта выражается в спокойствии, уверенности в себе, в правильности выбора, в понимании сути всего  происходящего.
«Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова» (К Ефесянам, 4,7).
     «Великое приобретение быть благочестивым и довольным» (К Тимофею, 6, 6). Многие из нас всю свою жизнь гонятся за журавлем в небе, тогда как синица и есть та самая синяя птица, которую все пытаются уловить. Поскольку Царство Божье внутри нас. И если не сыщешь умиротворения в себе, то не найдешь его нигде. А те, кто не доволен своим крестом, подобен блуждающим звездам. «Это ропотники ничем недовольные, поступающие по своим похотям уста их произносят надутые слова» (Посл. Иуды, 1, 16). Когда вам будет тяжело, помыслите о крестных муках Христа. Ибо сказано: «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (К евреям, 12, 2-3). На то мы и носим крест на теле, дабы быть хранимым Им, и всегда помнить о Его муках. В этом и есть закон смирения. То, что нам предназначено, мы должны преодолеть без ропота, а воспринимая это как испытание.
      Горе порой к нам приходит внезапно и мы к нему не готовы. В таких ситуациях надо направить всю свою энергию на борьбу с ним, но ни в коем случае не паниковать и не отчаиваться. Надо все принять как есть,  искать пути выхода. Ибо депрессия и истерика может повлечь за собой еще большие неприятности. Именно вера во Всевышнего, в то, что все, что посылается нам, послано свыше либо в качестве наказания, либо искушения, помогает нам легче справиться с трудностями. Это и есть смирение. Судьба – это Суд Божий. И если мы живем, подчиняясь Высшей воле, то не противоборствуем природе. 
     Но смирение следует отличать от слабоволия. Очень многие путают эти понятия и покоряются своим порокам, жизненным обстоятельствам.  По словам А. Меня  «смирение   - это мудрость и трезвость, умение видеть свои недостатки и слабости, обуздывать гордыню. Но не безволие, низкопоклонство, ложная успокоенность». В послании Апостола Павла есть такие слова «мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас»  (К Галатом, 2,5).
       Есть люди, которые являются таковыми только по внешности, а,  по сути, звери дикие. «Я посылаю вас как овец среди волков, итак, будьте мудры как змии и просты как голуби» ( Матф., 10, 16). Таковых надо удаляться. Чтобы не стать жертвой их агрессии.  И поучать их, все равно, что вступать в контакт с хищниками. «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его» (Притч. 3, 31). То есть не уподобляйся агрессору, отступи, удались такового. Обратить его на путь истинный ты не в силах. «В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои» (Притч. 23, 9).  «Спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен… Не подчиняйся человеку глупому» ( Сирах, 4, 9, 31).
       Поэтому не следует покоряться силам тьмы. Избегать по возможности общения с порочными людьми. « В последние дни люди будут более сластолюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся…всегда учащихся, но не могущих дойти до познания истины» (К  Тимофею, 3, 1-7). «Бог дал им дух усыпления, глаза, которые не видят, уши которые не слышат, даже до сего дня» (Ис., 29, 10 Втор., 29, 4)
        Но все  же следует отличать смирение от смиренномудрия, которое губительно для нас.   «Чрез меру трудного для себя не ищи, и что свыше  сил твоих, того не испытывай» (Сирах, 2, 21). Не приносите себя в жертву.   Ибо сказано Господом: «милости хочу, а не жертвы». Здесь есть опасность впасть в прелесть. Так многие делают из поста культ и проникаются сознанием своего превосходства, возвеличивают себя, считая мучеником. А цель поста – обуздать плоть, избавиться от чревоугодия. «Никто  да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник…это есть тень будущего, а тело – во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием… Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в котором небрежение о насыщении плоти» (К Колоссянам, 2, 16-23).   Цель нашей жизни – спасение, а смысл  жизни в стяжании Духа Святого. Все нужно делать, как для Господа, не угодничать, не преклоняться, не терять свое человеческое достоинство. Ибо Бог в нас и, теряя себя, мы нарушаем заповедь «возлюби  ближнего своего, как самого себя». И получается, что любви к себе не имеем.  А в любом деле приоритеты должны выстраиваться таким образом: Господь - заповеди, мы сами – требования души, близкие – их просьбы и желания.
       «Все, что  делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (К Колоссянам, 3, 23). Не требуется приносить себя в жертву ради другого. Ибо сказано: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (К Коринфянам, 8,13).    Наши духовные силы должны возрастать, но не уменьшаться. Надо испытывать, что угодно Богу.
      Таким образом, следует различать смирение истинное от раболепского подчинения обстоятельствам. Так даже малая преграда, встающая на нашем пути, может помешать осуществлению задуманного. А когда делаешь благое дело, всегда есть искушение демона. Легкие  препоны преодолевать надо, не теряясь, а трудные следует проанализировать, возможно, это нам не нужно. Стоит ли тратить попусту усилия? Может, не время и не место для воплощения нашей затеи, может не те пути. Надо остудить сердце и потом спокойно к решению этой проблемы подойти. В смирении наша сила.


Часть  восьмая.
Пути к успеху.

     От результата  борьбы ангела с бесом зависит наша жизнь. Что посеешь, то пожнешь. Потому тот, кто сеет добро, тот  его имеет  в закромах своих. Кто сеет зло, получает плевелы вместо пшеницы. И винить в том надобно только самого себя. «Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову… Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему»(Сирах, 27, 28-31). «Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его» (Сирах, 28, 1). И это приметно в жизни, злого человека все избегают, а к доброму тянутся. Добро, сделанное им когда-то живет в их сердцах. Зернышко пускает корни. И тот, кто сеет добро, всегда может рассчитывать на урожай. А тот, кто причиняет боль близким, сравним с деревом, у которого вместо ветвей одни сучья, птицам негде присесть, и черви заедают его. Поскольку своими нечестивыми поступками он отталкивает от себя порядочных людей, а порочные могут принести только боль и разрушение. Вот и получается, что мертвецы хоронят своих мертвецов. В мире существует равновесие относительно всего, в том числе и относительно наших поступков. Причина всех наших бед кроется в нас самих, надо только уметь видеть это. «Кто чем согрешает, тем и наказывается» (Премудр. 11, 17).
      Соблазны мира сего велики. И особенно они прельщают молодежь. В благополучии они видят высшую радость.  Но это только внешняя сторона  этого  состояния. Никто не задумывается о том, сколько связано с этим тревог и забот, сколько этому требуется внимания. На самом деле человеку очень мало нужно для удовлетворения своих потребностей. И чем выше он по духовному развитию, тем меньше ему надобно.   Следует стремиться обрести духовные богатства, а не мирские.  Ибо они не поддаются уничтожению. Никого еще  имущество не сделало счастливым. Ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.И. Богосл., 3, 17). Так в притчах Соломона написано: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: Кто Господь? и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога всуе» (Притч., 30, 9).
       Иногда человек живет впроголодь, делая накопления на черный день, и не замечает малых радостей, не умеет насладиться жизнью. Живет думами о дне завтрашнем . Но «довольно для каждого дня своей заботы» (Матф., 6, 34).
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Посл, Петра, 5, 7). Что, безусловно, не означает, что надо лежать на печи и ждать калачи. Это бережет от  лишней суеты и заботы необоснованной. Каждый должен трудиться согласно своим возможностям. Ибо сказано: « Если кто не хочет трудиться, тот не ешь» ( 1 Посл. К Тим., 3, 10). Если будешь лениться, то не заметишь, как придет нужда твоя. «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» (Притч.10, 4). «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу твою» (Притч. 6, 6-8).
     Также и мы должны трудиться без всякого принуждения, считая это своей потребностью. Потому что у каждого должно быть свое дело согласно его наклонности и предназначения. Это делает жизнь более содержательной. Праздность калечит души, приводит к распаду личности. Жить за чужой счет унизительно для уважающего себя человека. Тем паче,  вызывает жалость тот, кто не заботится о своих близких – родителях  и детях. «Если же кто о своих  и особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (К Тим. 5, 8).
   Таким образом, путь к успеху определяет наше трудолюбие и полное безразличие к мирским ценностям. Ибо никогда не наступает чувства насыщения достигнутым, это гонка, у которой нет финиша.  И только человек, обладающий сильным духом, мудростью и высокими моральными качествами, никогда не познает отчаяния и всегда будет успешен, на любом поприще, которое уготовит ему судьба.

Часть девятая.
Как достичь совершенства? 

              Чтобы этого достичь, надо уподобляться Иисусу Христу.  «Имея Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором  и вы устрояитесь в жилище Божие Духом» (К Ефесянам,  2, 20-22).  Все  поступки должны быть исполнены любви. «Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( К Колос, 3, 14).«Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется  неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ( К Корин., 15, 4-8).
         По этим критериям и нужно оценивать свои поступки.  Любовь все прощает, не таит зла, помогает человеку справиться с недостатками. «И кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;» (Матф. 5, 39-40).  Обычно такие действия обескураживают, и человек начинает задумываться над происходящим. Но здесь не имеются в виду кощунники, о коих  упоминалось ранее, поскольку общения с ними надо избегать и «не давать псам хлеба». «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они  не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Матф., 7, 6).  Их обескуражить ничего не может. Такой человек грехи свои множит. И нам ничего не остается, как удалиться от таковых, выйти из круга. Не приведи Господь, иметь кощунника другом.
    Тот, кто хочет жить в Боге, милосердствует. «А кто имеет достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в нем любовь Божия?» (1 Посл. И. Богосл.,3, 17). Кто оказывает милость, тот  создает для себя богатства на небе. Он лицеприятен в глазах Господа. Но здесь следует учесть некоторые обстоятельства, дабы не стать жертвой мошенников, пытающихся нажиться за наш счет. «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его» (Притч.3, 27). То есть, если у тебя есть такая возможность, но вовсе не обязательно отдавать последнее.
        Тот, кто хочет уподобиться Христу, не превозносится. « Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою» (Сирах, 1, 30). Пример тому есть в Библии, когда в Вавилоне жители решили построить башню, достающую до неба, за что Господь наказал всех, дав им иноязычие, в результате чего они перестали понимать друг друга. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3, 34).
 « Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Матф, 23, 12).
          Любовь не мыслит зла. «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду» (Притч. 28, 14). Любящий человек никогда не причинит боль. Озлобление присуще только бесовскому духу. Мерзость перед Богом человек поднимающий руку на женщину, ребенка. Праведный никогда этого не допустит. Любовь предполагает терпение, сочувствие, помощь. Всякое зло от лукавого.
      Любовь не ищет своего. И помогая другим, мы не должны думать о благодарности, а делать это  как необходимое условие существования, по доброте сердца своего, не надеясь на воздаяние, бескорыстно. Именно такова истинная любовь. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят. Именно таким людям дано познать высшую благодать, потому что, делая добрые дела, они заряжаются положительной энергией, которая и создает ощущение умиротворения. Они находятся под покровом небес.
       Любовь все покрывает.   В данном случае показателен пример из жизнеописания Ноя.  Эта ситуация демонстрирует нам, как надо поступать в случае, если твой ближний попал впросак. Только люди жестокосердные могут позволить себе публично осмеивать наши физические недостатки или случайные упущения. Тут будет уместно вспомнить такую пословицу «над кем посмеешься, тот над тобою поплачет». Что и случилось в данном случае. Ной лишил своего сына Хама благословения.
    Тот, кто живет в любви, не завидует, а радуется вашим успехам. Зависть порождает еще большие грехи,  способствует злобе, результатом которой может стать и преступление. На этот счет есть в Ветхом Завете история про Каина и Авеля.  Каин убивает своего брата из зависти к нему, только потому, что Господь его любит больше, тогда как Каин всячески старается умилостивить Господа при помощи различных жертвоприношений, но делает это без души.  «Начало доброго пути  - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы» (Притч. 16, 5).
      Любовь  не бесчинствует. И всегда избегает  ссор и распрей. И по возможности надо жить со всеми в мире. И подчиняться бесчинству не следует. « Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5, 3-16). Долготерпивый всегда одержит победу.
 Любовь не раздражается. Гнев человека способен нанести ему большой урон. Поэтому человек совершенный никогда себе этого не позволит. Поскольку  такое поведение, прежде всего, говорит о  чувственной невоспитанности. Тот, кто владеет собой, никогда не переходит на крик.  «Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы тебе не сделаться подобным ему»(Притч. 26,3).
     Любовь не радуется неправде. Она всегда готова помочь. Правда врачует. А ложь способствует развитию болезни. « Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Притч. 28, 23). «Блаженны  изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное» (Матф.5,. 3-6). В связи с этим вспоминается история Иосифа сына Иакова, когда претерпевший наказание от братьев своих за обличение, он и в чужом краю оказался в почетном положении. Блаженны ищущие правды…
    Любовь всему верит. Не верить ближнему человек праведный не может, поскольку у чистых все чисто. «Будьте как дети», - призывает нас Господь. Доверчивость и простодушие  - качества присущие ребенку. А мудрость позволяет видеть все глубоко, потому не каждый решится обратиться к такому с  ложью. Кому же хочется быть посрамленным?! « Если не умалитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное:  и так, кто умалится… тот  и больше в Царствии Небесном» (Матф. 18, 3).
Любовь не гордится. Человеку верующему ничего не значат мирские регалии. Он живет вне ценностей мира.  А почет и уважение у него вызывают люди, достигшие святости, которые и поступками  и словами являют силу Божью.  Всякая премудрость от Бога. «Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе» (Сирах, 1,25).
          Таким образом, чтоб достичь совершенства, надо иметь любовь в сердце.  Воспитать в себе долготерпение, милосердие, благоразумие и избавиться от таких сорняков как гнев, гордыня, зависть, низкопоклонство, скаредность. Наша судьба во многом зависит от наших усилий на этом поприще. Тот, кто обретает знание сути существования, будет относиться к происходящему с ним с особым интересом, находить приятное даже в затруднительном положении. Многих притягивает опасность. Но кто ее ищет, тот впадет в нее. Страх Божий не от скудности ума, а от глубины знаний. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (Ис. 64,4). А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух проницает и глубины Божии» (К Корин. 2, 10).

Заключение.

       Начало мудрости – страх Господень. Только глупцы не внимают голосу рассудка. И сила уму  уступает. А мудрость не столько в убедительных словах, а в «явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (К Корин. 2, 4-5). И всякий противоречащий истине, вступает в противоборство  с Богом. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух  Божий живет в вас? Если кто разорит Храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (К Корин.  3, 16-17).         «Премудрость возглашает: за то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета Моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство  невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Притч. 1, 29-33).  «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святый Дух премудрости удаляется от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды» (Премудр. 1, 3 -5). «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные, - сказано в послании Апостола Иакова, - Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный  нисходит свыше, от Отца  светов, у Которого нет изменения и тени перемены» (Посл. Ап. Иакова, 1, 16).  «Мы соработники у Бога», - повествует Апостол Павел. А в притче о  работниках виноградника говорится о том, что Господь рад каждому обратившемуся в веру, когда бы он не пришел, он получит свой динарий. Но чем раньше он сделает это, тем раньше ощутит благодать.
           Таким образом,  если молодежь выберет православие основной жизненной стратегией, то это позволит им с наименьшими потерями пройти свой жизненный путь, оградит их от пороков века сего, сохранит от тревог и огорчений, а, следовательно, и мучений. Добиться крепости духа сложно в силу ряда причин, одной из которых является неблагополучие в семье. Но правильная государственная политика, направленная на поддержание молодежи как  на материальном, так и на духовном уровне, позволит многим стать на путь истинный, обрести веру в себя. Пропаганда здорового образа жизни при помощи различных программ поможет им выбрать правильное направление. Сегодня же тематика фильмов, песен, передач такова, что после знакомства с ними возникает агрессия, ненависть, желание стать сильным путем неправедным. Но все это блеф, истинную сущность которого поймет только умудренный жизненным опытом человек. А юным созданиям приходится попадаться на эту наживку. Оградить общество от влияния темных сил невозможно, но создать условия, при которых  эта инфекция не приняла бы характер эпидемии в наших силах. Очень хочется надеяться на торжество благоразумия.

Список  использованной литературы.

1. Библия (Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1996г.).
2. Непознанный мир веры (АО Молодая гвардия 2001г.).
3. Протоирей Александр Мень. Православное Богослужение (СП Слово, 1990г.)
4. Митрополит Анастасий . Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви (Мп Инга 1991г.)
5. Профессор И.М. Андреев. Русские писатели 19 века (4 филиал ВИ Москва 1999г.)


Рецензии
Уважаемая, Лариса!
Все это очень интересно... но причем здесь Счастье?

Елена Черская   20.04.2009 19:05     Заявить о нарушении
и простите, Кодекс... это все как-то разные вещи...

Елена Черская   20.04.2009 19:06   Заявить о нарушении
Отчего же??? Кодекс - свод законов. Библия - тоже самое. А благодать и ее дух сопутсвует только истинно верующим людям, соблюдающим заповеди. Таким образом, связь между этими понятиями самая, что ни на есть, тесная. Только праведник может быть по-настоящему счастливым, поскольку помимо того, что он живет у Христа за пазухой, его совершенно не волнует происходящее, потому и состояние блаженства его не покидает даже в самых курьезных ситуациях, ибо на все воля Божия, потому и земные страдания для него не существуют, и даже смерть он рассматривает как переход в иное измерение. Жаль, что для вас эта истина за семью печатями.

Преображенская Лариса   20.04.2009 20:42   Заявить о нарушении
Дело в том, Лариса, что Счастье понятие эфимерное... несколько... а Кодекс... как-то сразу всплывает в памяти... Уголовный, Процессуальный, Жилищный... не очень это вяжется с Библией и уж тем более с истинной Верой...
А впрочем все это суета-сует... Счастья Вам, Лариса, многотомного... и здоровья крепкого...

Елена Черская   20.04.2009 21:55   Заявить о нарушении
Простите, Лариса, но случайно право наткнулась на Ваше высказывание...
.......................................................................
И охрана не поможет уберечь вам здоровье ваше и ваших близких. Организовать вам "веселенькую жизнь" вместо маленькой, для меня труда не составит. "Хочешь мира - готовься к войне" - это принцип теперь пригодился и мне.

Преображенская Лариса 20.04.2009 21:01 [Заявить о нарушении правил]
......................................................................

Как-то очень не вяжется оно с истинно верующим человеком, а вот с Кодексом Уголовным очень даже....

Елена Черская   20.04.2009 22:33   Заявить о нарушении
Увы, как раз наоборот. Я здесь выступаю в роли соглядатая ( вспомните Библию - Иерихон). Так вот, все, на что я плюну, вянет мгновенно. Как, если обращаться к Библии, в истории про бесплодную смоковницу. Иль вы считаете, что это тоже не вяжется с верой??? И, представьте себе, что проблемы себе создает сам человек, начав войну с Богом, нарушая заповеди. Таким образом он разрушает свою защитную оболочку и вянет от любой хвори. И это априори!!! Не зря же тот тип проклинал мою знакомую ясновидящую, наивно полагая, что она ему проблемы создала, не понимая того, что ни один верующий человек никогда не сделает никому того, чего не желает себе. Все возвращается и добро и зло, причем в удвоенном, а иногда и удесятиренном размере. Все зависит от обстоятельств (лепта бедной вдовы, история Иосифа, потоп и т.д.). Читайте побольше Библию, и, главное, применяйте ее на практике, и совместите несовместимое, сможете невозможное. У меня все в жизни, слава Богу, по мановению волшебной палочки получается. А другие и элементарного не могут - даже на хлеб с маслом заработать и песенку сочинить. А все оттого, что порвана связующая с небом нить, вот обречены при жизни гнить. Мертвые души!!! Имеют уши, да не слышат, злобой дышат!

Преображенская Лариса   21.04.2009 11:42   Заявить о нарушении
.......................................................................
И охрана не поможет уберечь вам здоровье ваше и ваших близких. Организовать вам "веселенькую жизнь" вместо маленькой, для меня труда не составит. "Хочешь мира - готовься к войне" - это принцип теперь пригодился и мне.

Преображенская Лариса 20.04.2009 21:01 [Заявить о нарушении правил]
.......................................................................
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ, Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

--------------------------------------------------------------------------------

Статья 119 УК РФ. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, —
наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.


Елена Черская   21.04.2009 15:54   Заявить о нарушении
Да что мои угрозы устроить веселенькую жизнь при помощи элементарного проклятия по стравнению с нанесением материального ущерба, причиненного мне вчера дебрями бреда и отпетыми барабанщиками. Видимо, не все ему по барабану, потому и лютует. Но это все в пустую. Очередная петля на горло. Бедная девочка, даже день своего рождения не сможет в здравии встретить, придется за грехи папы ответить!!!

Преображенская Лариса   21.04.2009 20:26   Заявить о нарушении
"Элементарного проклятья" - вы перечитали Хэрри Поттера, медам? :)))
Не, ну конечно, можно понять - ворожба, энергетический вампиризм, сдвиги аур... но элементарное проклятье не усиживается в моей голове.

Поведаете секретец? Или он передаётся только в коронке четвёртого выпавшего зуба из верхней вставной челюсти по женской линии?

Владислав Декалов   21.04.2009 21:51   Заявить о нарушении
Да, ущербный, не в состоянии, потому что вредительство было совершено на территории не моей, а моего хозяина. А он КМС по боксу, потому и четвертый и все остальные зубья своей челюсти ты теперь будешь носить в кармане.

А в качестве информации приведу факты.
1. В ночь с 20 на 21 были оборваны грамотно(электриком - основная специальность дебря) провода в щитке, который обеспечивал электричеством мое строительство. Согласитесь, далеко не детские шалости. Даже сукины дети на такое не способны.
2. А поутру я получила сообщение такого содержания:
"БОЛ здравствуйте вас беспокоит пони, когда уже будет готова моя конюшня, я заждалась, как там погода?"
А для кого я боль, и кто не знает погоду, понятно даже ребенку.

Преображенская Лариса   22.04.2009 10:57   Заявить о нарушении
Вы напрасно за девочку переживали. У Даши все прошло отлично.

Любовь Балашева   22.04.2009 12:15   Заявить о нарушении
Солнышки!
Так как все это написано под моей рецензией, сообщаю.... все прочла...
Уважаемый, Де Ка Дансе Мракабред, мне очень жаль, но вынуждена Вам сообщить, что Ваше последнее заявление так же попадает под ст.119 УК РФ :))

Елена Черская   22.04.2009 19:03   Заявить о нарушении
Еще не вечер!!!
Но я даже пальчиком не пошевелю, чтобы причинить кому-либо вред. Девочка рождена в блуде, потому она обречена. Сорри, не я вам предрекла это горе. "Дети прелюбодеев истребятся" - сказано в Библии. У малышки нет никакой защиты. Кроме того, она своим рождением принесла горе другому младенцу, а это чревато тяжелыми последствиями. У меня на этот счет тоже есть примеры наглядные. Так, у одной моей знакомой девочки обнаружили рак груди. Я стала задумываться над возникновением этой проблемы, и мне ответили (Свыше), что она была проклята еще в чреве молодым человеком, с которым встречалась ее мама до того, как его забрали в армию. Не дождавшись жениха, она вступила в связь с другим, в результате наступило внеплановое зачатие и, как результат, брак. Мне стоило немалых усилий снятие этой участи. Сегодня у девочки все в порядке, слава Богу. А мне и моим детям причинить вред вы не в состоянии, как не пыжьтесь. У нас сильная защита - покров Богоматери. Вон мальчишка на днях с улицы пришел в министрерство и уже работает там. Славны Твои дела, Господи!!!

Преображенская Лариса   22.04.2009 20:24   Заявить о нарушении
Наивный!!! Они с детства умеют за себя постоять. КМС по дзюдо и самбо, даже маленький. А практики у них более чем достаточно. Так что можешь подруливать, будешь скакать вприприжку до Швейцарской границы галопом!!!

Преображенская Лариса   22.04.2009 20:33   Заявить о нарушении
Во, тупой!!! Ты уже забыл, что живешь в Швейцарии? И еще потому, что старшенького с детства считают "вождем краснокожих". И если он даст тебе по башке, то ты сразу сложишься как раскладушка!!! Но обратного процесса уже не будет, так что летать впредь не придется!!!

Преображенская Лариса   23.04.2009 10:05   Заявить о нарушении
Мне этнто напомнило анектод, када Джордж Буш Сын, мать его, перепутал Словению и Словакию :)))
Он же годом раньше - Австрию и Австралию...

"Над Амстердамом причудливый запах,
Мы из России двинем на Запад" (с)

;)

Владислав Декалов   23.04.2009 10:22   Заявить о нарушении
Cолнышки!
Какой у вас занимательный сериал!!! Обалдеваю....

Елена Черская   23.04.2009 13:37   Заявить о нарушении
Всё для Вас, Елена ;)
Лулзы - это, быть может, единственное, ради чего стоит жить ;)

Владислав Декалов   23.04.2009 18:20   Заявить о нарушении
Ах, Константин, так увлек сюжет... подумываю еще один отзыв написать:)))

Елена Черская   23.04.2009 19:01   Заявить о нарушении
аха, почему бы и нет :)

Владислав Декалов   23.04.2009 19:35   Заявить о нарушении
Да уж, солнышками черти могут быть только для Елены Чертской. Не зря мне ее дух сразу стал неприятен!!! Славны Твои дела, Господи!!!

Преображенская Лариса   23.04.2009 20:55   Заявить о нарушении
Вообще-то я ко ВСЕМ обращалась... и к Вам, Лариса, то же....
удивительная Вы женщина... право дело...
Добра Вам... искренне...

Елена Черская   23.04.2009 21:05   Заявить о нарушении
Для себя приберегите это добро, мне б свое сохранить.

Преображенская Лариса   23.04.2009 22:46   Заявить о нарушении
Вы уникальны, Лариса...Мира Вам и Благоденствия.

Елена Черская   23.04.2009 22:52   Заявить о нарушении
Печальная картина, учитывая вашу рогатость и импотентность. Так что оставьте свой методы чертовыражения для себя.

Преображенская Лариса   24.04.2009 20:21   Заявить о нарушении
А если кажется, то пора обратиться к соньке, она знает адрес психушки, там вам оттянут ушки, что доставать будут до макушки. Хотя у вас и так уши Мидаса, это видно сразу, потому и лохмы до плеч носите и милостыню у народа просите.

Преображенская Лариса   25.04.2009 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.