Беседа с Маэстро М. Броннером

В сентябре 2008, ТМ «Ежи» провела необычный конкурс – по музыке одного из самых  крупных композиторов современности Михаила Броннера. Композитор выступил на конкурсе «верховным и единственным судьей» – выбрал стихи-победители.  В связи с конкурсом я взял интервью у Маэстро. Мне кажется, что выдержки из этой интереснейшей беседы следует опубликовать отдельно…..

МИХАИЛ БРОННЕР Сайт
http://bronner.ru/

МИХАИЛ БРОННЕР "Живой журнал"
http://mbronner.livejournal.com/
________________________________ Михаил Микаэль


…Ты спрашиваешь, как я пришел к мысли писать эту музыку, на стихи Китса? Видишь ли, сказать тебе ничего. Автор рассматривает творчество, как вид незаразной болезни, и не может объяснить возникновения тех или иных идей. Выбор у меня ничем не определяется, кроме желания – заказы редки, если они есть, то возникают какие-то рамки… направление. Это сочинение написано абсолютно «от фонаря». ..

…. Как я попал на Китса? У меня есть книга стихов Китса, и Блейка, скажем, разные книги. Я листал, остановился на стихотворении, где о смерти, потом Сонете… Мне вполне подходят переводы Маршака – они простые и внятные, что очень удобно для композитора. Это был вокальный цикл из восьми стихотворений Китса, на сайте есть…

… Хорошие стихи, а для вокального цикла следует выбирать по принципу контраста. Разнообразные…

… Что ты так удивился, ну да – восемь. Я сказал, что два? Ну да, эти два я запомнил более остальных. Особенно о смерти. Потом прошло много лет, около десяти, и мне почему-то захотелось, пришло в голову делать музыку для квартета. Опять-таки – ни заказа, ничего – вот, захотелось… Да, ты прав, в то время, когда я писал «Лестницу Иакова», не особенно знал и увлекался Библией. Движение мысли ты правильно определил – я отталкивался от слова «Ангел». Они поднимаются и опускаются, осуществляют связь земли с небесами. Так и появилась «Лестница». История Иакова мне была известна, хотя внимательное чтение Библии с комментариями, пришло годами позже…

…Да, музыка первоначально связана с образами этих двух Ангелов, но вот Ангел Печали – я сначала хотел назвать его Ангелом Смерти, потому что «печаль» и «смерть» здесь синонимы, но Смерти – не хотелось называть. Мне очень интересно, что это появилось в стихах на конкурсе. 

… Ты интересуешься, где «Лестница Иакова» исполнялась? Много играли, в Загребе, в Армении... Интересно, что это как бы несложная музыка. Иногда играют чудовищно плохо, а некоторые квартеты – это квартетная музыка, вполне, но по разному. Мне нравится как многие играют, те исполнители, которые меня не знают… Интересная проблема в том, что музыкальный текст, он, в отсутствии композитора, представляет известную сложность для исполнителей, нельзя точно указать характер сочинения, существует множественность прочтений. Бывает удачно, бывает нет…
… Исполнение музыкального произведения, в смысле идентификации, штука сложная. Потому что сами по себе эти черненькие и беленькие значки, они как бы ничего не означают. И композитор человек зависимый, потому что его мысль транслирует исполнитель. Текст у поэта, писателя зафиксирован, интерпретируется читателем, передаточного звена нет. Нотная графика немногое означает. Требуется исполнитель. Он может понимать или (тяжелый вздох) ничего не понимать. Объясняю ли им? Объясняю. Но я заметил - тому кто чувствует твою музыку, можно и не объяснять, а тому, кто не совпадает с тобой, по психодинамике, например – не объяснишь… Объяснения помогают, но не слишком сильно…

…Да, давай сменим тему. Об этих стихах? Мне любопытно, когда они совпадают с моими ощущениями. В некоторых случаях совпадения поразительные. И мне, в данном случае, проще фиксировать те из них, которые ближе к моей музыке…

…Очень интересно ты говоришь о плотности, яркости поэтического текста, современной плотности… Конечно, вы пишите стихи, я музыку… Что общего? В смысле писать от эмоционального образа?. Да! В этом смысле, мне кажется, большинство авторов на конкурсе пишут сходно со мной, эти стизи мне близки – они, при владении всеми техническими приемами, идут от образа, а не вслед технике письма…

…В поэзии, и в музыке есть радикальные течения, там все подчинено технике – я к ним не имею отношения. В этих стихах, я полагаю, как и у меня, есть образный ряд, который идет от подкорки, и он, этот ряд, ведет стихи…

… Что же, если то, что ты говоришь о современной плотности поэтического текста, и есть одна из проблем, которую вы обсуждаете, то это мне очень близко, если проблемы такого типа. Но в музыке двадцатого века все гораздо хуже. Эта музыка ушла в авангард… Поиск новизны уходит в схему…

… Авангардные направления очень далеки от моей музыки. И в поэзии достаточно авангардных направлений. У нас много музыки, когда инструменты не извлекают нормальные звуки, они делают что угодно, только не играют. Или композитор задает формальную схему, бывает – мне очень интересно, но я такую музыку не пишу…

…Скажем, главное достижение 20-го века, Нововенская школа, которая придумала додекафонию. Это предельная механизация – ряд звуков, которые переставляют определенным образом. И эта ткань становится музыкальной тканью…

… Запрограммированная последовательность звуков… Шонберг, Веберн, Берг – крупнейшие композиторы, но мне интереснее искать образные вещи. И то, что я встретил здесь, мне близко – люди работают с образом и словом, я с образом и звуком…. В принципе, ты прав, наши методы совершенно одинаковы – от образа, плотность, эмоциональное интуитивное начало…

.. Ты знаешь, такие понятия как плотность, цветность – мне очень нравятся. ..

…О том как я сочиняю? Ближе всего образ маленького ребенка, который подбирает мотивчик, который у него в голове. Он не знает нот, садится к фортепиано и тыкает пальцем в разные ноты, пытаясь подобрать мотивчик, который звучит у него в голове. Если у ребенка есть слух, то он, не зная нот, просто тыкая пальцем, мотивчик находит. Иногда он ошибается, и никак не может подобрать верную ноту. Абсолютно тоже самое происходит и со мной. Что-то там изначальное есть внутри. Музыка какая-то. Я также тыкаюсь, пытаюсь ее нащупать – и также часто слышу, что не попадаю. Не могу найти…

…На самом деле, это такое, горькое чувство, потому что, как и ребенок, я чувствую – что-то не то…

…В некотором смысле, это борьба с подкоркой, когда технический момент вторичный, а первоначальный – на уровне ощущений, осознание того, что то, что ты ищешь, где-то есть. Оно есть, ты его слышишь. Но блекло, стерто. Для меня здесь важно интуитивное, именно борьба с подкоркой.

…Так и не спросишь о планах? Сам скажу. Я хочу написать «Изгнание из Рая», надеюсь, что напишу. Но вот, подступаюсь с разных сторон, на это физически уходит много сил, времени… Попадаешь, нет… Академическая музыка по временным затратам очень значительна…

… Написаны к исполнению две вещи – «Вавилонская башня», где ты мне помог в интерпретации текста, и «Трансформация души» - концерт для солирующего инструмента и камерного оркестра. И в этих сочинениях видно, что я стремлюсь писать максимально разнообразную музыку….


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.