Туманны вечера
Полупрозрачной сумеречной шалью,
Пришла пора, и будто на картинке
Приподнялись на цыпочки травинки.
И тонок ветра зов, и время странно
Просачивается в силки тумана.
И будто в целом мире ни пылинки,
Лишь я... и эти тонкие былинки.
Как колоски нетронутые хлеба
Они красуются на фоне неба
Затянутого тайны поволокой,
Покачиваясь в танце одиноко.
И в каждой - грациозно горделиво
Неповторимость чудо отразила...
И мы вот так же, выйдя за границы
Условностей - могли б мечтой продлиться.
Травинки, переждав раздолье красок,
И буйство дня разбуженного плясок,
Выходят покачаться над туманом,
А мы зачем то нет... Не правда ль - странно?
09.02.2009
анализ стихотворения
Тема
Созерцание природы в сумеречный час; параллель между жизнью травинок и человеческой судьбой.
Основная мысль (идея)
Через образ травинок, изящно колышущихся в тумане, автор раскрывает идею хрупкой красоты мгновения и возможности выйти за пределы обыденности — «могли б мечтой продлиться». Стихотворение побуждает задуматься о том, как человек упускает возможность жить в гармонии с природой и собой.
Стиль речи
Художественный (поэтический): насыщен образностью, метафоричностью, эмоциональностью.
Тип речи
Описание с элементами рассуждения: сначала детальная картина сумерек и травинок, затем философское осмысление.
Композиция
Зачин (1–2 строфы): живописное описание сумеречного пейзажа, создание атмосферы тишины и зыбкости.
Развитие (3–4 строфы): углубление образа травинок как символа тонкой красоты и неповторимости.
Кульминация;размышление (5–6 строфы): переход к философской ноте — сопоставление судьбы травинок и человека, вопрос о упущенных возможностях.
Финал (последняя строка): риторический вопрос, придающий тексту открытость и задумчивость.
Средства связи предложений
лексические повторы («травинки», «туман»);
местоимения и контекстные синонимы («они» ; «в каждой»);
синтаксический параллелизм («И тонок…», «И будто…», «И мы…»);
анафора («И…» в начале строк);
контрастные союзы и частицы («а мы… не правда ль — странно?»).
Средства выразительности
метафоры: «сумеречная шаль», «силки тумана», «поволока тайны»;
олицетворения: «приподнялись на цыпочки травинки», «время просачивается»;
сравнения: «будто на картинке», «как колоски нетронутые хлеба»;
эпитеты: «полупрозрачная шаль», «тонкий зов», «грациозно горделиво»;
антитеза: спокойствие травинок vs. человеческая нерешительность («а мы зачем;то нет»);
риторический вопрос: «Не правда ль — странно?»;
инверсия: «Туманны вечера», «прикрыты дали»;
звукопись (аллитерация на с, т, н создаёт ощущение шелеста и тишины).
Общая тональность
Лирико;философская: тихая созерцательность с ноткой лёгкой грусти и удивления перед красотой мимолетного момента.
Свидетельство о публикации №109020905940