Один урок математики из моей школьной жизни

   Должна сразу Вам признаться, дорогой читатель, что  ума я… Ну совершенно не математического склада. Этот увесистый  недостаток, коим щедро наградила меня природа, в годы учёбы в школе был для меня не просто бедствием, а невообразимых размеров катастрофой. Нет, в начальных классах  я ещё довольно сносно жила с этим недовеском головного мозга. Муки математического ада начались с пятого класса, когда  нас «радостно» переняли предметники. Алгебру и Геометрию  вела очень строгая, но справедливая учительница, Мария Петровна Белкина, исключительно знающая свои предметы и искренне желающая вложить свои знания в наши пустые головы.  Вот тут-то очень быстро и выяснилось, что математический склад ума во мне отсутствует напрочь.  Одна мысль о том, что (ещё только завтра) будет урок математики, наводила на меня тихий ужас. Ну а, если завтра  Мария Петровна ещё и «любезно» приглашала к доске, тихий ужас переходил в панический, лишающий меня способности вообще что - либо соображать, страх.
 
   Короче: - Один урок математики из моей школьной жизни.

  «Кто не сделал домашнее задание?»  - С порога задаёт Мария Петровна свой неизменный вопрос, стремительно продвигаясь к учительскому столу. Под мышкой у неё обязательно классный журнал, набитый, в основном, нашими двойками и тройками, поскольку получить у неё более высокую оценку удавалось лишь очень умным ученикам. А их в классе было… Раз, два и обчёлся. 
 «Таак,  опяяяять! – произносит она на распев, видя поднявшуюся руку Кольки Морозова, - Иди к доске. С дневником!»
 Класс на время с облегчением вздыхает. Получив очень быстро в дневник свою традиционную двойку, Колька понуро возвращается восвояси. 

                УРОК НАЧАЛСЯ....

   « Приступаем к фронтальному опросу» -  торжественно объявляет Мария Петровна и мы всем классом, за исключением очень умных, стараемся максимально уменьшиться в размерах и слиться воедино с партой, надеясь  остаться незамеченными беспощадной учительницей. Фронтальный опрос заключался в том, что Мария Петровна задавала вопрос… К примеру: «Чему равен квадрат разности двух чисел?»  И поднимала с места выбранную жертву, которая должна была быстро и чётко на поставленный вопрос ответить. Итак, вопрос задан и «жертва» выбрана: 
 « Слушаем Круглову»
 
 Светка Круглова, с забавными кудряшками на голове и неопределенного цвета светлыми глазами, горестно поднимает со скамейки парты отяжелевшее тело. Томный взгляд на Марию Петровну и… Молчание:
« Э-эх! Садись!» 
Подняв ещё несколько нерадивых учеников и получив, наконец, положительный ответ , Мария Петровна задаёт следующий вопрос: - «Ответит Круглова» 
Светка ещё более обречённо поднимается с места и… Молчание. 
"Садись! Идиотка! Ещё раз не ответишь-получишь единицу в журнал».
Побегав по классу с фронтальным опросом ещё пару минут, неумолимая учительница вновь поднимает Круглову. Светка едва встаёт на ноги, с полными слёз глазами и, кажется, на грани обморока.
 
« Неси дневник, чурка с глазами. Двойка тебе. А  к доске решать уравнение пойдёт Сабуров. И тетрадь с домашним заданием мне на стол!» 
« А я тетрадь дома забыл, - мямлит едва слышно Сабуров. 
«Так беги за ней! – не задумываясь, парирует Мария Петровна, -  Беги и всю дорогу повторяй: - Дурная голова ногам покоя не даёт. А к доске пойдёт Худяков.»
   
  Витька Худяков, вопреки своей худой фамилии, был телом здоровый и упитанный.  А вот ума ему Бог не дал  вовсе. Витька вразвалочку вышел к доске, коряво накорябал продиктованное Марией Петровной задание, но так и простоял, тупо пяля на него глаза и не проронив ни слова.
« Э-эх! Садись! Дурак!  Катя, иди покажи как решается это уравнение!» 
Катя Ветрова, классная симпатяга и любимица, одна из УМНЫХ,  уверенно идёт к доске, берёт мел и, не задумываясь, строчит решение. 
« Комментируй для дураков свои действия» -  говорит Мария Петровна, явно упиваясь знаниями умной ученицы. И тут происходит невероятное: - Катюша, будто наткнувшись на что-то непреодолимое, застыла на середине уравнения и ни с места, горько разочаровав этим Марию Петровну. 
«Э-эх! Садись! ПОЛУдурок!» - горестно бросает она незадачливой Катюше и сама завершает решение злополучного  уравнения.

   «Второе уравнение  решать пойдёёёт… К доске пойдёёт…(А я всегда почему-то нутром чувствовала эту экзекуцию. Вот и сейчас  сердце замерло в страшном предчувствии)Так, к доске у нас пойдёёт – Масс!»   
  Большим усилием воли отрываюсь от парты  и иду к доске, словно на гильотину. Как в тумане записываю, продиктованное Марией Петровной, уравнение. Ой, не спрашивайте какое? Вспомнить его - для меня за гранью фантастики. Записала:- «Чтобы решить это уравнение, - как можно бодрее начинаю  комментарий своих действий, - подставляем формулу»   И!… Замолкаю упорно и, похоже, надолго:
 «Гениально! – восклицает, не дождавшись продолжения, Мария Петровна, -  какую формулу?» 
   Я максимально морщу лоб и тру пальцами висок, давая учительнице понять, что добросовестно вспоминаю нужную закорючку. 
«Так, пока Масс будет рожать формулу, УМНЫЕ - открывайте учебники и решайте. (называет каждому свой номер задания) Чего тебе, Сергеев?» - спрашивает у поднявшего руку средненького ученика, Петьки Сергеева:
 «Мария Петровна, дайте и мне задание.» 
«Ой, держите меня! Куда конь с копытами – туда и рак с клешнёй. Сиди уж! Так, ну что вспомнила?»
 
Как Вы поняли вопрос уже обращён ко мне. Я молча, но с прежним усердием, тру висок:
  « Тааак!  Смотрите! Масс!.. Забыла формулу! Встряхнуть бы тебя головой о доску, может вспомнишь формулу!»
  От осознания столь блестящей перспективы  я вконец лишаюсь способности не только  соображать, но и данного мне драгоценного дара речи. Наконец, с помощью УМНЫХ, в уравнение вставлена нужная формула и я, с горем пополам, вытянутая за уши,  домучиваю задание.
 
   «Ладно, - снисходительно объявляет Мария Петровна. – сегодня я тебе двойку не поставлю. Выкарабкалась всё же! Эх, Роза, Роза! От того у тебя и ноги работают,(я была первым спортсменом школы) что голова ни черта не работает.  Садись! Горе луковое!»
  С лёгкостью, будто сбросила с плеч Эверест, иду к своей любимой парте. И тут, радостно заливаясь, звенит школьный звонок.
                Урок окончен!

P.S. Все фамилии в рассказе изменены, за исключением моей. Я в девичестве – Масс.
  И ещё. Может у Вас, дорогой читатель, возникнет сомнение по поводу правдивости моего повествования. В смысле, как Мария Петровна с нами обращалась. Да, на первых порах нас это тоже «удивляло.»  Но вскоре  перестали на подобные ярлыки реагировать, потому что вешала их на нас Мария Петровна совершенно беззлобно, как-бы между прочим. И, уже окончив школу, став взрослыми, мы при встречах всегда с теплом и добрым смехом вспоминаем нашу бесподобную учительницу математики, Марию Петровну Белкину. Светлая ей память.

      Продолжение следует

  Германия     Northaim       09.02.2009г


Рецензии
И я, Розочка, боялась доски, как Чёрт ладана... Очень грамотно и достоверно удаётся тебе посвящать читателя в таинства школьных дебрей. Скучаю и мысленно обнимаю тебя, дорогая! Доброго пути, славные мои! Феодосия.

Феодосия Лукьяненко   20.12.2018 18:39     Заявить о нарушении
Феодосечка, мне очень радостно, что ты прочла этот рассказ! Да, с математикой, и вообще с цифрами, я оооочень недружна.
А, ты тоже, Феодосечка, боялась доски. Да, вспоминать - и то страшно. Было такое дело. Да.
А мы уже дома!!! Слава Богу - доехали! Спасибо, дорогой мой человек!
И я тебя обнимаю, Феодосечка, крепко-крепко, теплом моей души! Спасибо за всё, моя хорошая!
Роза

Роза Госман   21.12.2018 20:24   Заявить о нарушении
Не боялась преподавателей русского, украинского, географии!.. Вот так, Розочка! Я- лентяйка! Часто не готовила домашнего задания... Скажи: как быть, когда в двух шагах от дома река Уборть и всё солнце в ней?

Феодосия Лукьяненко   23.12.2018 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.