Приезжай
А у нас небесный свод синеет.
Ты меня, пожалуйста, не жди.
Приезжай сама... Ты здесь нужнее.
В Петербурге множество людей,
Встреч, разлук, бессмысленных общений.
А у нас уютно, без затей.
Приезжай скорей. Ты здесь нужнее.
В Петербурге, в свете фонарей
Можно прошлого увидеть тени...
А у нас до самых снегирей
Будет осень целовать колени.
Под молочный утренний туман
Ластится дворовая дорожка,
Небо, провожая караван
Журавлей, глядит в моё окошко.
О тебе слагают вечера
Сказки, к ночи становясь нежнее...
Новый день... такой же, как вчера...
В Петербурге ты, хоть здесь - нужнее.
08.02.2009
Краткий анализ стихотворения
Тема: противопоставление Петербурга и «родного» места; призыв к возвращению близкого человека.
Основная мысль: несмотря на притягательность большого города (Петербурга) с его событиями и людьми, истинная ценность — в тихом, уютном пространстве, где ждут и любят. Лирический герой убеждён: адресат нужнее «здесь», а не в мегаполисе.
Композиция:
4 строфы, каждая — законченный смысловой блок;
сквозной приём — антитеза: «Петербург» vs «у нас»;
рефрен «Ты здесь нужнее» закрепляет главную идею;
финальная строка подчёркивает цикличность времени «в Петербурге» и ценность присутствия любимого человека «здесь».
Тип речи: лирическое повествование с элементами рассуждения (сопоставление двух пространств).
Стиль речи: художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональной окраской.
Средства связи предложений:
лексические повторы («Петербург», «у нас», «нужнее»);
местоимения («ты», «мы», «оно»);
синтаксический параллелизм («В Петербурге… А у нас…»);
анафора («Приезжай…» в 1;й и 2;й строфах).
Средства выразительности:
антитеза — основный композиционный приём (дождь/синеющий свод; множество людей/уют; свет фонарей/осень, целующая колени);
олицетворение («осень целовать колени», «небо глядит в окошко», «о тебе слагают вечера сказки»);
метафоры («небесный свод синеет», «тени прошлого», «караван журавлей»);
эпитеты («молочный туман», «дворовая дорожка», «нежный вечер»);
инверсия («синеет свод», «ластится дорожка»);
обращение («Ты меня, пожалуйста, не жди. Приезжай сама…») — создаёт доверительную интонацию;
звукопись (мягкие сонорные «л», «н», «м» в описаниях «родного» места усиливают ощущение уюта).
Итог: стихотворение строится на контрасте двух миров. Петербург предстаёт пространством суеты, встреч и разлук, а «родное» место — миром тишины, тепла и ожидающей любви. Рефрен и повторяющиеся мотивы подчёркивают настойчивость призыва: близость и любовь важнее городской динамики.
Свидетельство о публикации №109020803395