Неожиданное...

Ночь пришла отшельницей
В мой тихий дом,
В лике святом,
Ну а потом...
Я осталась пленницей
В забвенье том,
И об одном
Грезил мой дом...
Будто
    Мой ангел
             Несёт
                Благовест
                На крыле...

Связывая зорями
Ночь и Рассвет,
День был воспет
Множество лет...
А при свете горе
Наложит запрет,
Спрятав в "подклет"
Счастья секрет.
Сразу
     Завянет
            Мечта
                У Судьбы
                В кабале...

Ой, ты, зорька алая,
Не горячись...
Не торопись...
Не загорись...
Как о том мечтала я -
Целую жизнь!
Не осердись...
И отступись...
Я буду
      Самой
           Счастливой
                На этой
                Земле!

                04.02.2009
-а, м. и ПОДКЛЕТЬ, -и, ж. В старом русском зодчестве: нижний (обычно нежилой) этаж деревянного или каменного дома; нижний этаж храма (подклет).
 анализ стихотворения
Тема:
Внутреннее переживание лирической героини, её диалог с природными образами (Ночь, зорька) на фоне размышлений о счастье, судьбе и времени.
Основная мысль:
Несмотря на тягостные ощущения пленницы в «забвенье», героиня сохраняет надежду и утверждает волю к счастью — «Я буду самой счастливой на этой земле!».
Композиция:
Три смысловых блока:
Первая часть (строки;1–9): приход Ночи как отшельницы, ощущение пленённости и грёз дома.
Вторая часть (строки;10–17): образ связи ночи и рассвета, горе при свете дня, скрытие «секрета счастья» в «подклет».
Третья часть (строки;18–26): обращение к «зорьке алой» с просьбой не торопиться и обещание стать счастливой.
Тип речи:
Лирическое рассуждение с элементами повествования (образ прихода Ночи) и обращения (к зорьке).
Стиль речи:
Художественный, с ярко выраженной эмоциональной окраской, метафоричностью и поэтической лексикой.
Средства связи:
лексические повторы («ночь», «счастье», «мечта»);
местоимения и синонимы («мой дом»;;;«грезил мой дом»; «счастье»;;;«секрет счастья»);
параллелизм и анафора (повтор «Не…» в обращении к зорьке);
временные маркеры («потом», «при свете», «целую жизнь»);
синтаксический параллелизм и градация (нисходящая ступенчатая запись в строках про ангела и благовест).
Средства выразительности:
метафоры: «Ночь пришла отшельницей», «ангел несёт благовест на крыле», «связывая зорями ночь и рассвет»;
олицетворение: Ночь как действующее лицо, зорька как собеседник;
эпитеты: «тихий дом», «алая зорька», «лик святой»;
символика: «подклет» (скрытое, потаённое пространство), «кабала» (неволя судьбы), «благовест» (весть о благе, надежде);
градация и ступенчатая запись (визуальное «падение» строк про ангела);
повтор и анафора («Не горячись… Не торопись… Не загорись…»);
архаизмы/книжная лексика: «лик», «благовест», «подклет», «кабала»;
контраст: ночь;;;рассвет, горе;;;счастье, плен;;;свобода.
Итог:
Стихотворение строится на противопоставлении тьмы и света, неволи и мечты о счастье. Через диалог с природными образами и символику героиня проходит путь от ощущения пленённости к утверждению воли быть счастливой, что придаёт тексту оптимистический финальный акцент.


Рецензии