Человек Бодрийяра - одним файлом

досуг в июне – время вещей – Человек Бодрийяра – Подсчет роста, или Мистика ВВП – Человек расточающий – К вопросу о строительстве библиотеки – Утешение от Бодрийяра – Бодрийяр и поэзия – RIP – Наименьшая общая культура – Вдогонку за жизнью – Читать Бодрийяра – гаджет – конец трансцендентного – присоединяясь к консенсусу – «Апокалипсис» Бодрийяра – Демон выходных – свободное время – Привлекательность витрин – по праву рождения – не герой

===================================================

ДОСУГ В ИЮНЕ

«Eirodzive» переводится как «Еврожизнь»
 
на обложке коллаж

Давид «леди супермаркета» Сократ сидящий на гамбургере четверка битлов неизвестная дама мультяшный герой обнаженная красотка и еще полдюжины фигур и предметов на фоне Лондона-Парижа-Берлина

жаль я не владею латышским так хорошо чтобы читать литературу для интеллектуалов

говорят отдельной способности к изучению языков не существует и если ты не знаешь языка виной тому отсутствие воли

досада на собственное безволие вмешивается в мои планы книга которую я собирался купить в другом магазине уже не кажется мне такой привлекательной непрочитанных страниц в моей библиотеке хватит на много лет

да и зачем читать книги о еврожизни ведь еврожизнь окружает меня со всех сторон

на бульваре Аспазияс справа блестят припаркованные «вольво» «фиаты» «тойоты» «сузуки» «форды» слева поблескивают широкие окна ресторана ночного клуба художественной галереи банка

у входа в гостиницу «Рим» колышутся флаги пять шесть семь сколько стран входят сейчас в Евросоюз не знаю увы образцовым гражданином Евросоюза меня не назовешь

напротив гостиницы к аппарату «Макдональдс-экспресс» выстроилась длинная очередь

еврожизнь всего удобнее наблюдать сидя за столиком под тентом «Алдариса» на площади Ливов приятно чувствовать себя стандартным европотребителем одним из тех о которых писал Бодрийяр

запивая гамбургер датским пивом я наблюдаю течение еврожизни

никаких революций никаких антиглобалистов никаких чегевар

форева Aldaris

форева Santa лучший в мире журнал с обложки которого на меня доброжелательно смотрит экс-президент Вике-Фрейберга

форева демокартия

еврожизнь рулит

допивая пиво я решил что все-таки поеду в тот магазин куплю «Общество потребления» и почитаю на ночь

еще одно развлечение для стандартного интеллектуального европотребителя

Жан ты давно уже встроен в систему вещей

______________________________
     1. М. Куле. «Еврожизнь» («Eirodzive»). Издательство Института философии и социологии Латвийского университета. Рига. 2006.
     2. «Система вещей» (1968) и «Общество потребления (1970) – книги Ж.Бодрийяра.


ВРЕМЯ ВЕЩЕЙ

самая высокая точка Латвии поднимается над уровнем моря на 311 метров но эта информация относится к физической географии что же касается бытовой географии то в этом отношении Латвия страна тысячи холмов вроде Руанды

достаточно зайти в любой драгстор или дрогстор филологи еще не решили как правильно

горы конфет
желейные суфле кремовые пралиновые шоколадно-вафельные мармеладные
горы орехов
арахис фисташки миндаль фундук кешью грецкие бразильские лесные
горы фруктов
апельсины мандарины яблоки груши манго лимоны бананы помело
горы колбас
вареные варено-копченые сыро-копченые полукопченые из говядины и свинины
горы сарделек
молочные и с говяжьим жиром как для варки так и для обжаривания
горы сыров
свежие прессованные с корочкой с плесенью плавленые из козьего молока
горы обуви
тапки сандалии ботинки кроссовки туфли сапоги ботильоны
горы одежды
платья пальто жакеты куртки рубашки топики юбки брюки
горы электроприборов
миксеры соковыжималки тостеры кофеварки микроволновки кастрюли чайники
горы книг
детективы боевики триллеры фантастика фэнтези биографии романы энциклопедии публицистика

в бытовом отношении наступило время вещей и время гор из вещей

время Великого Удовольствия время Тотального Изобилия

время производить знаки и потреблять знаки

время головокружения от действительности

время комфорта и моды

время «Мифологий» Барта

время «Общества потребления» Бодрийяра


ЧЕЛОВЕК БОДРИЙЯРА

     Бодрийяр любит говорить о потреблении, но он почти ничего не говорит о работе. Послушать его, так выходит, что люди только и делают, что гуляют по супермаркетам и сидят у телевизоров, что они погружены в частную жизнь, что они закрылись в ней словно морские моллюски. На поверхности моря бушует шторм, вершится история, а в глубине тихонько покачиваются водоросли, и аморфные существа процеживают сквозь себя воду. Странная картина, нарисованная выдающимся социологом; вряд ли она правдива по отношению к обществу в целом. Но что касается меня, то да, все так и есть, верно до мелочей. Я живу знаками и под защитой знаков, я имею дело с реальностью лишь посредством слов и картинок. Великое Содрогание Живого передается мне по каналам массовой информации: новости от Euronews, новости от корреспондентов «Телеграфа». Эйфория пассивности и мрачного наслаждения. Действительность для меня не сфера действия, не предмет познания, а предмет любопытства, потому что нельзя одновременно находиться в двух местах: либо ты внутри, либо снаружи, – так говорит Бодрийяр. А если ты к тому же веб-дизайнер ежедневной газеты, то выбора у тебя нет. С утра и до ночи ты потребляешь знаки, производишь знаки и продаешь знаки. Незнаковая действительность является тебе лишь в лице главного редактора или его заместителя. Поистине ты человек Бодрийяра, и все его книги написаны о тебе.


ПОДСЧЕТ РОСТА ИЛИ МИСТИКА ВВП

«ВВП отражает вновь созданную стоимость во всех отраслях экономики включая отрасли оказывающие рыночные и нерыночные услуги»

например так называемые ритуальные услуги
пошив одежды для траура изготовление и доставка гробов из вишни ореха кедра дуба траурных лент венков из цветов искусственных и живых склепов памятников оградок решеток столешниц урн катафалков на базе Газели Мерседеса Баргузина погребение с оркестром хором священником или без кремация поминки

например так называемые врачебные услуги
удаление зубов опухолей осколков костей и снарядов пуль любого калибра проглоченных предметов ампутация и пришивание конечностей внутривенное кормление клизма изготовление протезов и кресел для инвалидов изготовление линз и очков раствора для хранения линз и салфеток для чистки очков

например так называемые адвокатские услуги
заключение контрактов договоров оформление сделок с ценными бумагами правовая экспертиза актов налоговых органов ведение уголовных дел различной категории в том числе по обвинению в убийстве любой степени похищении изнасиловании педофилии жестоком обращении торговле трупами живыми людьми наркотиками и оружием

например так называемые охранно-сыскные услуги
личная охрана физическая и пультовая охрана стационарных объектов охрана грузов при транспортировке инкассаторов и материальных ценностей обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий взыскание долгов детективные и информационно-аналитические услуги предоставление менеджеров для организации системы безопасности фирм

все эти услуги составляют важную часть ВВП чем чаще жители страны пользуются этими услугами тем выше показатели ВВП тем выше страна стоит в рейтинговом списке Всемирного экономического форума тем привлекательнее она выглядит в глазах зарубежных инвесторов тем уважительнее к ней относятся зарубежные политики тем увереннее чувствует себя ее народ

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
     1. «ВВП отражает...» – статья на интернет-сайте.
http://www.geogracom.ru/methodics/methodics_append2.htm
     2. «...подобные подсчеты имеют то общее с мечтой, что они не учитывают негативности явлений и складывают все – вред и позитивные элементы, – следуя всеохватывающему алогизму (отнюдь не невинно)». – Ж. Бодрийяр. «Общество потребления».


ЧЕЛОВЕК РАСТОЧАЮЩИЙ

     Человеческое начинается по ту сторону необходимого и экономически разумного, человеческое возникает вместе с расточительством. Человек – это существо расточающее, и производит он вещи не столько с целью их потребления, сколько с целью их разрушения. Платье на один день – рубашка на один день – туфли на один день – песня на один день – книга на один день – любовь на один день.
     С той же целью человечество воспроизводит и себя: в 2007 году на Земле проживало около 7 000 000 000 человек – огромный избыток человеческих ресурсов, грандиозное изобилие человеческих тел, потрясающая роскошь человеческого общения.
     Самым убедительным свидетельством этой роскоши являются дорожно-транспортные происшествия. Ежедневно на российских дорогах в результате ДТП гибнут более 100 человек, ежедневно на дорогах мира в результате ДТП гибнут около 3 000 человек и еще 100 000 получают серьезные травмы.
     Очевидно, что автомобили производят для того, чтобы их разбили о бетонные столбы, а водительские права получают для того, чтобы проткнуть себе грудь рулевой колонкой и пережить одновременный оргазм в лобовом столкновении.
      «Автомобиль – это одно из особых явлений коллективного каждодневного и долгосрочного расточительства не только в силу огромных сумм, которые в него вкладываются, но и в силу коллективной жертвы в виде железа, механики и человеческих жизней, которую подстраивает Случай; гигантский хэппенинг, самый красивый в обществе потребления».
     Человек Бодрийяра закрывает книгу. Человек Бодрийяра идет на стоянку, садится в машину, выезжает на дорогу А8, ведущую из Риги в Литву, и неподалеку от Елгавы врезается в контейнеровоз Steelbear, груженый холодильниками Liebherr и винными шкафами Eurocave. Осколки стекла летят ему в глаза, рулевая колонка пробивает грудную клетку и вонзается в сердце. В этот момент он переживает оргазм.
     Так он доказывает, что является современником Бодрийяра, полноправным членом общества потребления, наследником старой цивилизации, расточающим человеком.

____________________________________
     1. «Сведи к необходимостям всю жизнь, // И человек сравняется с животным»». – Шекспир. «Король Лир». Действие 2, сцена iv. Пер. Б. Пастернака.
     2. «Автомобиль это одно из особых явлений коллективного каждодневного и долгосрочного расточительства...» – Ж. Бодрийяр. «Общество потребления».
     3. «Благодаря Вогану» я постиг подлинное значение автокатастроф, смысл увечий, экстаз человека в миг лобового столкновения». – Дж. Баллард. «Автокатастрофа».


К ВОПРОСУ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ БИБЛИОТЕКИ

     Человек – существо, приносящее жертвы; жертва – демонстрация имеющегося избытка; избыток неразрывно связан с недостатком, богатство неразрывно связано с нищетой.
     Жертвы можно приносить Богу, императору, государству, церкви, семье, истине, красоте, равенству, чести, любви, птицам, животным, рыбам.
     Жертвы можно приносить прошлому, будущему, настоящему, родителям, детям, супругам, дальним родственникам, поиску внеземных цивилизаций.
     Жертвы можно приносить спорту, развитию железнодорожного транспорта, увеличению валового национального продукта, защите родных рубежей.
     Смысл жизни человека состоит в том, чтобы научиться приносить жертву, понять, в чем заключается его избыток, найти подходящий алтарь.
     Тот, кто приносит жертву, признает, что у него есть нечто в избытке, но тем самым он признает, что у него есть нечто и в недостатке.
     Это значит, что он отказывается от счастья, от блаженства, от полного удовлетворения своих потребностей, от Рая.
     В Раю никто ни в чем не нуждается, никто не приносит жертвы, ибо если нет недостающего, значит, нет и лишнего.
     Если нет избытка, то нет и алтаря, а где нет алтаря, там нет человека; от животных и ангелов человек отличается тем, что приносит жертвы.
     В Раю живут лишь боги и ангелы, а человек живет на Земле; здесь, на Земле, он воздвигает алтари; здесь, на Земле, он приносит жертвы.
     Поэтому если вопрос о строительстве в Риге новой современной библиотеки, или «Замка света», будет вынесен на референдум, я пойду и проголосую «за».
     Каковы бы ни были расходы, каким бы ни был уровень инфляции, каким бы ни был уровень нищеты, мы должны построить «Замок света».
     Мы должны его построить, несмотря на упадок пенсионной системы, несмотря на упадок системы здравоохранения, несмотря на слабость Вооруженных Сил.
     Только так мы докажем себе и соседям, что сохранили что-то человеческое, что мы еще можем приносить жертвы, что у нас есть священные рощи и алтари.

––––––––––––––––––––––––––––––––––
     «Этот закон символической ценности, согласно которому существенное оказывается всегда по ту сторону необходимого, лучше всего иллюстрируется в издержках, в трате...» – Ж. Бодрийяр. «Общество потребления».



УТЕШЕНИЕ ОТ БОДРИЙЯРА

     Жизнь тогда была богаче событиями и чувствами. Жизнь была гуще – каждый предмет был продуктом сгущения, точкой пересечения множества ассоциативных рядов. И теперь, когда я захожу на сайт bookline.ru и просматриваю страницы, где изображены обложки всех изданий «Трех мушкетеров», мое сердце начинает биться сильнее, стоит мне увидеть сиреневый цвет издания 1956 года.
     Увы, книги «нет в наличии», и вместо нее мне предлагают десятки других изданий, в том числе подарочное издание «Эксмо» за 571 рубль, эксклюзивное издание «Слово» за 26 000 рублей, VIP-издание «Белый город» за 204 000 рублей. Снимки книг впечатляют, и когда я читаю описание  («Все переплеты изготовлены из натуральных переплетных кож французской фирмы “Relma”, не более 12 экземпляров каждого вида, книжный блок сфальцован и сшит вручную на шнурах, рассчитан на многолетнее использование и хранение, издание может быть украшено серебряными узорчатыми накладками или тиснением золотой или серебряной фольгой, ограненными самоцветами и/или стразами знаменитой ювелирной фирмы “Swarovsky”, а также центральным элементом в виде золотых геральдических лилий Франции на синем фоне из самоцветов или эмали, форзацы книги изготовлены из мраморной бумаги из классических французских переплетных коллекций, лучшая итальянская полиграфия на изысканной бумаге, два тома элегантно собраны в один подарочный футляр с инкрустацией»), когда я представляю эти тома у себя на полке сердце мое тоже начинает стучать сильнее, хотя и не так, как оно стучит, когда я вспоминаю сиреневую книгу, которую читал в детстве.
     Чтобы унять сердцебиение, я открываю «Общество потребления» Бодрийяра и нахожу параграф «Аспект спасения». Речь идет о «спасении посредством благодати» и «спасении посредством творений», другими словами, о спасении через отличительные качества, полученные при рождении, и спасении через вещи, приобретенные с целью продемонстрировать окружающим свое отличие.
      «В общем мнении, – говорит Бодрийяр, – спасение через благодать превосходит в ценности спасение через творения». Я перечитываю эти слова, и сердце мое успокаивается: ведь моя благодать со мной; элитные граждане и VIP-персоны должны мне завидовать – что они и делают, согласно утверждению Бодрийяра.
     Я верю Жану Бодрийяру. Поистине, его книга, «Общество потребления», – источник не только знаний, но и утешения, по крайней мере для меня.
     Я поворачиваю голову к книжной полке и смотрю на разноцветные корешки с фамилией философа. «Как хорошо, – думаю я, – что Бодрийяр написал много книг».

______________________
     «Сгущение» - термин психоанализа Фрейда.


БОДРИЙЯР И ПОЭЗИЯ

массовая публика не читает стихов массовая публика не покупает поэтических сборников массовая публика не подписывается на поэтические журналы

всему этому есть одно простое объяснение я нашел его в книге Бодрийяра «Общество потребления»

суть состоит в том что потребление есть процесс коммуникации а не просто удовлетворение каких-то потребностей или по-другому оно есть удовлетворение потребности в социальной дифференциации и повышении социального статуса

когда-то чтение поэзии было знаком социального различия тот кто читал стихи стоял выше на социальной лестнице чем тот кто не читал стихов или вообще не умел читать но теперь поэзия утратила свою различающую функцию

можно даже сказать что знак функции поменялся на обратный тот кто читает поэзию рассматривается теперь как маргинал и спускается на десяток ступенек ниже того кто читает лишь сборники анекдотов и детективы

почему так произошло это отдельный вопрос боюсь что Бодрийяр его так и не сформулирует в своем «Обществе потребления» которое я дочитал только до середины

потому что он писал эту книгу в то время когда мысль и чувства еще были в цене когда серьезность и утонченность служили пропуском на верхние ступеньки в кабинеты и залы для VIP-персон

теперь все обстоит иначе

я не знаю у кого из философов или социологов искать ответ

впрочем Жан Бодрийяр умер совсем недавно и может быть он затронул эту тему в каком-то из своих последних трудов

––––––––––––––––––––––––––––––––––
       «Исходный пункт анализа является следующим: никогда не потребляют объект в себе (в его потребительной ценности) – всегда манипулируют объектами (в самом широком смысле) как знаками, которые отличают вас, то ли присоединяя вас к вашей собственной группе, взятой как идеальный эталон, то ли отделяя вас от нее и присоединяя к группе с более высоким статусом». – Ж. Бодрийяр. «Общество потребления».


RIP

     Рационализация экономики, распространение технократии, рост, изобилие, всеобщее процветание, исчезновение социальных конфликтов, политическая конвергенция, общество благоденствия – человек Бодрийяра знает, что все это было утопией, но в конце апреля он все-таки наберет номер телефона, указанный на сайте floraexpress.ru, и закажет букет роз в США на могилу Джона Кеннета Гэлбрейта, экономиста-идеалиста, скончавшегося 30 апреля 2006 года.
     Покойся с миром.

–––––––––––––––––––––––
     RIP – сокращение для requiescat in pace или rest in peace (покойся с миром).


НАИМЕНЬШАЯ ОБЩАЯ КУЛЬТУРА

     Наименьшая общая культура получается путем перемножения наименьших общих культурных знаменателей, которые получаются различными способами в зависимости от того, какому интернет-поисковику оказывает предпочтение пользователь.
     Так, пользователь русскоязычного Яндекса включит в число наименьших знаменателей знание о том, что

     Папа Римский Бенедикт XVI осудил педофилию в рядах церкви
     В России поставят первый православный мюзикл
     Южноуральские садоводы будут ездить по льготным ценам
     Мэр Тамбова подозревается в похищении
     Бриджит Бардо обвиняется в разжигании расовой вражды
     Американская ПРО оказалась фикцией
     Ученые выяснили, как звучала речь неандертальцев

     Пользователь англоязычного Yahoo! возьмет в качестве общих знаменателей сведения о том, что

     По меньшей мере 50 человек были убиты в Ираке во время похорон
     At least 50 killed in Iraq suicide bombing of funeral
     Бегуны пронесли Олимпийский огонь по Дели под охраной 15 000 полицейских
     Runners carry Olympic flame in New Delhi amid heavy security
     Крупнейшая брокерская контора Merrill Lynch сократит 4 000 рабочих мест
     Merrill Lynch posts steep first-quarter loss on write-downs
     Исследователи из Кливлендского зоопарка обнаружили редкую гигантскую черепаху в Северном Вьетнаме
     Cleveland zoo researchers find rare giant turtle in Vietnam

     Наименьшая общая культура пользователей немецкоязычного Google будет состоять из информации о том, что

     Британские агенты идентифицировали убийцу одиннадцатилетнего Тревора Джоунса из Ливерпуля
     17-Jaehriger soll Trevor Rhys Jones erschossen haben
     Анжела Меркель считает союз черных и зеленых в бундестаге маловероятным
     «Unterschiede zu gross» Schwarz-Gruen nicht im Bund
     Федеральный суд постановил, что женщина, покидающая супруга, чтобы вступить в брак с другой женщиной, не имеет права на материальную поддержку со стороны бывшего мужа, которая полагалась бы ей по закону в том случае, если бы она ушла от него к другому мужчине
     Kein Trennungsunterhalt fuer lesbische Frau
     Немецкий вратарь Тимо Гильдебранд своей блестящей игрой помог испанской «Валенсии» одержать победу над «Гетафе» в финале кубка
     Hildebrand laesst Valencia jubeln

     Как видно из этих перечней, найти общие элементы, которые образовали бы наименьшую общую культуру всего человечества нелегко. И это не удивительно: ведь мы подменили понятие «общая культура» понятием «общая информационная культура». Если мы исправим ошибку, то без труда обнаружим наименьший общий знаменатель, который образует наименьшую общую культуру всех людей, проживающих на планете, – его изобрели японцы, и называется он «караоке».

_________________________________________
      1. «В комбинаторной персональности присутствует эхо комбинаторной культуры. Так же как последняя состояла в коллективной разработке с помощью средств массовой информации НОМ (наименьшей общей культуры), точно так же персонализация состоит в повседневной разработке НМР (наименьшего маргинального различия), а именно в поиске мелких качественных различий, через которые проявляются стиль и статус». – Жан Бодрийяр, «Общество потребления» (параграф «Индустриальное производство различий»).
      2. «К великим изобретениям я бы отнес те, которыми человечество пользуется наиболее широко – бумажная скрепка, застежка молния, автомобиль, туалетная бумага и... караоке». – Сева Новгородцев, «Осторожно, люди!» – http://www.seva.ru/bbseva/?id=91.


ВДОГОНКУ ЗА ЖИЗНЬЮ

     Апрель, солнце, щебечут синицы, а я еще не выбрал свой образ: кем я буду этой весной и летом – «интеллектуалом», «ботаником» или «вильгельмом завоевателем», сердцеедом-мачо или деловым яппи, а ведь есть еще и такой вариант – «герой-повстанец» от Джона Гальяно в пятнистой маскировочной форме, увешанный амуницией.
     Если я решу стать «интеллектуалом», то на этом проблемы не закончатся; придется озаботиться силуэтом: что выбрать – зауженный, как советуют Диор и Фенди, или свободный, как рекомендуют Кляйн и Армани.
     Допустим, с этим я разобрался; наступит черед фактуры: лен, хлопок, вискоза, кожа – все натуральное... а, может, нейлон и пластик в духе Дриса ван Нотена?
     Определиться с цветами будет еще труднее: спокойные или броские, в голубой гамме или салатовой... а, может быть, золото, серебро? Готье, я знаю, предлагает «металлику», и его поддерживают в этом D&G.
     Потом придет время выбирать обувь, черные очки, шарф и сумку, не говоря уж о стрижке и украшениях.
     Хорошо, что мотор не обязательно менять каждый сезон – я бы не потянул; моему «феррари» не исполнилось и двух лет.
     И я еще не прочел последние номера «Патрона» и «Rolling Stone».
     Вот так стареешь, отстаешь от жизни – не знаешь, сколько детей у Честера Беннингтона, не знаешь название последнего альбома Hanoi Rocks, имя нового ударника Offspring, не знаешь, у кого и в какой картине сейчас снимается Джонни Депп.
     Понятное дело – весна, авитаминоз, но жизнь не делает скидок: весной она такая же стремительная, бодрая, как и летом.
     Ничего не попишешь: жизнь – выдающаяся бегунья, и нужно всегда быть в форме, если хочешь угнаться за ней.

_________________________________
       «Дифференцироваться – значит сближаться с моделью, определять себя в зависимости от абстрактной модели, от модного скомбинированного образа и в силу этого отказываться от всякого реального различия, от всякой единичности, которая может развиться только в конкретном конфликтном отношении к другим и миру. Именно в этом заключается чудо и трагедия дифференциации». – Ж. Бодрийяр. «Общество потребления».


ЧИТАТЬ БОДРИЙЯРА

     Можно читать Бодрийяра для того, чтобы понять скрытую логику потребления, а можно читать Бодрийяра для того, чтобы читать Бодрийяра. Кто знает, ради чего читаю Бодрийяра я, – логика наших поступков скрыта от нас самих, и нет такого Следствия и Суда, которые бы помогли нам ее понять. Я никогда не узнаю, зачем читаю Бодрийяра, как не узнаю и многих других вещей. Мир в котором я живу, непрозрачен. Увы, это так, хотя одна из книг Бодрийяра и называется «Прозрачность зла». Я не могу сказать, что окружен призраками – ведь призраки прозрачны. И я не могу оплакивать утрату своего отражения или тени. Оплакивать ее мог бы человек той эпохи, которая еще верила в трансцендентное, – например, Петер Шлемиль или студент Балдуин. Но мой мир – это мир имманентного; я перехожу не от истины к заблуждению и даже не от заблуждения к заблуждению, а от знака к знаку; я существую среди знаков, потребляю знаки и произвожу знаки. Я сам существую лишь в виде комбинации знаков, лейблов, брендов, этикеток. Я даже не могу назвать себя «человеком Бодрийяра», потому что в это понятие, по крайней мере номинально, входит и «человек».

_____________________________
       1. Петер Шлемиль – персонаж повести А. Шамиссо «Петер Шлемиль, человек, потерявший свою тень».
       2. Студент Балдуин – персонаж фильма Х. Х. Эверса «Пражский студент» (1913), в котором используется мотив «потерянного отражения».


ГАДЖЕТ

     «Страсть можно понять как конкретное отношение к целостной личности или какому-нибудь объект, воспринимаемому как никакой другой». Страсть – это отношение единичного к единичному. У каждого предмета есть свой характер, своя аура, свое «я», и ты сам имеешь характер, ауру, свое «я». Вот что такое страсть. Но в любопытстве все это потеряно. Предмет для тебя всего лишь гаджет, более или менее интересный, и ты радуешься тому, что еще можешь чувствовать любопытство. Потому что там, за ним, тебя ждет тишина безразличия, и уж лучше играть предметами и своей жизнью, чем слышать эту тишину, видеть темноту, ощущать пустоту. Уж лучше самого себя представлять чем-то вроде гаджета, чем вообще не иметь никакого представления о себе. Поэтому я читаю «Общество потребления» и конструирую словесные гаджеты, называя их стихами. «Все годится» – считаю я вместе с Ницше и Фейерабендом. И где та личность, которая могла бы мне возразить.
_______________________________
     «Машина была эмблемой индустриального общества. Гаджет является эмблемой постиндустриального общества». – Ж. Бодрийяр. «Общество потребления».


КОНЕЦ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО

роза всего лишь роза
туфли всего лишь туфли
зонтик всего лишь зонтик
тостер всего лишь тостер

кухня всего лишь кухня
домик всего лишь домик
садик всего лишь садик
город всего лишь город

летчик всего лишь летчик
слесарь всего лишь слесарь
пекарь всего лишь пекарь
зритель всего лишь зритель

художник всего лишь художник
писатель всего лишь писатель
спикер всего лишь спикер
министр всего лишь министр

парламент всего лишь парламент
наука всего лишь наука
церковь всего лишь церковь
искусство всего лишь искусство

парень всего лишь парень
девчонка всего лишь девчонка
покойник всего лишь покойник
ребенок всего лишь ребенок

книга всего лишь книга
слово всего лишь слово
фраза всего лишь фраза
роза всего лишь роза

______________________________
     1. «Новизна сегодняшней ситуации заключается в сглаживании антагонизма между культурой и социальной действительностью путем отторжения... трансцендирующих элементов в высокой культуре, благодаря которым она создавала иное измерение реальности». – Герберт Маркузе. «Одномерный человек».
     2. «Потребление характеризуется, как об этом говорит Маркузе, концом трансцендентного». – Жан Бодрийяр. «Общество потребления».
     3. «Роза есть роза есть роза есть роза». – Гертруда Стайн. «Лекции в Америке».


ПРИСОЕДИНЯЯСЬ К КОНСЕНСУСУ

с третьего раза найти нужную кнопку и выключить будильник Acetime
нажать другую и посмотреть а точнее прослушать уже виденный и слышанный клип MIA
почистить зубы щеткой blend-a-dent выдавив на нее голубую пасту из тюбика blend-a-med
принять контрастный душ под краном с тарелкой от Huber
вытереть себя оранжевым махровым полотенцем Christian Fischbacher
побриться бритвой Gillette Sensor Excel с тремя лезвиями и увлажняющей полоской Lubrastrip
натянуть комплект Novila 8076061 от Ringella Bekleidungswerk синий с огурцами
сварить кофе Paulig Prezident в кофеварке рожкового типа GAGGIA Evolution
взять почту выбросить рекламные буклеты прочесть заголовок статьи в «Телеграфе» о круизном лайнере Mona Liza севшем на мель в Ирбенском проливе пассажиров на военных судах доставляют в Латвию
проглотить четыре газетных страницы вместе с мюслями Trauben Nuss и молоком Limbazu Piens два процента жирности немного перегрето
добраться до пятой страницы и прочесть ее запивая кофе Paulig Prezident забеленным сливками Nescafe

до 22 464 человек увеличилось число жертв тропического циклона «Наргис»
Я МОГУ БЫТЬ УВЕРЕНА В СВОЕМ ВЫБОРЕ
еще 41 000 мьянманцев считаются пропавшими без вести
BITE ПРЕДЛАГАЕТ ПРОСТЫЕ ВЫГОДНЫЕ И НАДЕЖНЫЕ УСЛУГИ
сотни тысяч остаются без питьевой воды еды и крова
С BITE ТЫ МОЖЕШЬ ЗВОНИТЬ ВО ВСЕ СЕТИ ЛАТВИИ
военное правительство оставило своих граждан без поддержки
ЕСЛИ МОГУ Я МОЖЕШЬ И ТЫ
ТЫ МОЖЕШЬ БОЛЬШЕ
BITE

трудно понять с чем я имею дело в этой жизни реальностью или знаками и не превратился ли весь мир для меня в рекламное послание
вместо Откровения слоганы и бренды они приобщают меня к Обществу потребления они превращают меня в одного из тех полых людей о которых писал Бодрийяр а может быть Элиот
нет времени уточнять
пора одевать костюм от Valentino туфли от Prada и бежать к новенькой Audi A4 Avant
в прошлый раз я опоздал на десять минут и имел неприятный разговор с шефом

_________________________________________________
     «Каждый образ каждое объявление предполагает консенсунс всех индивидов виртуально призванных его расшифровать то есть декодируя послание автоматически присоединиться к задействованному в нем коду». – Ж. Бодрийяр. «Общество потребления».


«АПОКАЛИПСИС» БОДРИЙЯРА

     Я не знаю биографии Бодрийяра, но думаю, что в шестидесятых он был марксистом, мечтал об освобождении угнетенных – женщин, молодежи, рабочих – как на Западе, так и на Востоке, радовался тому, что произошло в мае шестьдесят восьмого, и даже принимал участие в каких-то акциях – рисовал на стенах лозунги, разбивал окна, переворачивал и поджигал машины, бросал камнями в полицейских.
     Но восстание не достигло цели: молодежь вернулась в аудитории, женщины вернулись в офисы и на кухни, рабочие вернулись к станкам.
     Наступила реакция, и Жан удалился на Патмос, располагавшийся на одной из улиц Парижа, и все, что он потом писал, было главами его «Апокалипсиса».
     Сорок лет писал он о «симулякрах», «конце социального», «катастрофе смысла», «прозрачности зла», «истребление имени Бога», «пустыни forever».
     Вот так закончилась, по его мнению, история: не взрывом, не всхлипом, а игрой знаков, всеобщим маскарадом, в котором маски неотличимы от лиц, где нечему взрываться и некому плакать, где потребители новинок Hi-Tech сами похожи на биологические гаджеты, где общественная жизнь напоминает движение тысяч автомобилей по Вентура Фривэй, а цивилизация похожа на сияющий разноцветными огнями ночной Лас-Вегас в самом сердце огромной пустыни.


–––––––––––––––––––––––––––––
     «Почему Лос-Анджелес и пустыни так очаровывают? Наверное, потому, что всякая глубина здесь упразднена и осталась одна сияющая, подвижная и поверхностная нейтральность, вызов смыслу и глубине, вызов природе и культуре, запредельное гиперпространство, у которого нет ни истока, ни референций». – Ж. Бодрийяр. «Америка».


ДЕМОН ВЫХОДНЫХ

     Вечером в пятницу у выхода из офиса меня подкарауливает демон выходных.
     На нем темно-серый костюм, белая рубашка и красный галстук от Armani; обут он в черные туфли Gucci; в правой руке у него черный кожаный портфель Piquadro с тремя отделениями.
     Мы вместе проходим на стоянку. Я не приглашаю его в машину, но он каким-то непонятным образом оказывается справа от меня на сиденье моего «порше-каррера».
     Вместе мы слушаем по дороге Роберта Планта, покачиваем в такт одинаково подстриженными головами и напеваем «one more cup of coffee 'fore I go».
     Дома мы одновременно принимаем душ, вытираемся одинаковыми кремовыми полотенцами Buddemeyer, одеваем одинаковые халаты Trussardi, оранжевые с темно-коричневой отделкой, и варим кофе Santos.
     Потом мы садимся на диван и смотрим That ’70s Show с Брюсом Уиллисом, отхлебывая кофе со сливками Alpenland из одинаковых чашек Royal Worcester.
     Наливаем еще кофе и смотрим бой Рахмана с Льюисом; мы оба болеем за Льюиса, но Рахман отправляет его в нокаут.
     Раздосадованные, мы переходим на другой канал и смотрим матч между Даниелой Хантуховой и Винус Уильямс; мы оба болеем за Даниелу, но она с лета бьет в сетку и проигрывает тай-брейк.
     Мы выкрикиваем то, что Даниела, вероятно, шепчет про себя, потом достаем из холодильника пару банок Heineken и выпиваем их под клип Backstreet Boys, который крутят на VH1.
     После клипа мы смотрим приблизительно с середины мистический экшн «Ван Хельсинг»; из-под крышки гроба появляются худые длинные пальцы; фильм прерывается рекламой, и вот тут он наваливается на меня и начинает душить.
     Делает он это очень умело; через пару минут все кончено: я лежу на диване без движения, уставившись в никуда.
     Я лежу так всю ночь с пятницы на субботу, и весь субботний день, и все воскресенье.
     Утром в понедельник звонит будильник Acetime – демон предусмотрительно поставил его на семь часов.
     Я вскакиваю, делаю гимнастику, чищу зубы, встаю под душ.
     Все это время из музыкального центра Sony MHC звучит «Музыка на воде» Генделя; она звучит и в машине, когда я еду на работу; мне нравится эта музыка.
     Я думаю о работе с удовольствием: черт возьми, у меня хорошая работа, отличная работа!
     Гендель заканчивается; я включаю радио; передают подборку из Opus – отличная музыка.
     На перекрестке я улыбаюсь даме в красном «ламборджини», остановившейся рядом.
     Она тоже улыбается; я бросаю ей в окно свою визитку; она прячет ее на груди.
     Зажигается зеленый, и я трогаю с места, напевая «Live is Life».

_____________________________
     1. «Знаменательно, что депрессия расцветает там, где прекращается принуждение к труду и где начинается (должно бы начаться) время удовлетворения (мигрень генеральных директоров с вечера пятницы до утра понедельника...)». – Ж. Бодрийяр, «Общество потребления».
     2. Live is Life (1984) – песня группы Opus.


СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

     Когда-то я сбегал с уроков и семейных торжеств, чтобы побродить в одиночестве по городу, посидеть на скамейке, глядя по сторонам, или в кинотеатре, глядя на экран, всматриваясь в чужую жизнь, переселяясь в нее, забывая о времени, вспоминая о нем, только когда фильм заканчивался. Тогда я знал цену свободному времени – она была высока, и я готов был платить за него неприятностями, мелкими и крупными, в семье и школе. Но с возрастом все изменилось, и я перестал ценить свободное время – наоборот, я начал его бояться. Уже в четверг я чувствую приближение вечера пятницы: он идет ко мне твердыми, размеренными шагами; избежать встречи можно, только оставшись в офисе под предлогом срочной работы. Но когда ночь заканчивается, у выхода меня поджидает утро субботы, и ни сеанс в спа, ни вечеринка с друзьями, ни диск Брюса Спрингстина, пущенный на полную громкость, ни встреча с подружкой не могут ничего изменить. Я попадаю в железные объятия досуга; моя голова превращается в огромный каменный шар вроде тех, которые поднимают силачи на соревнованиях «Самый сильный человек». В прошлую субботу я смотрел по Eurosport финал Европейской лиги чемпионов. Я сидел у ящика и завидовал этим огромным парням, наловчившимся поднимать невероятные тяжести: они знают, на что потратить свободное время, а я привык экономить, выигрывать время, и разучился его терять. Можно сказать и по-другому: время досуга для меня теперь – время потерянное, и когда оно наступает, я чувствую что теряю жизнь.

_____________________________
     «Настоящая потребительная ценность времени, та, которую безнадежно пытается восстановить досуг, – это свойство быть потерянным... вопреки фиктивной свободе досуга существует логическая невозможность «свободного» времени, на деле можно иметь только принудительное время». – Ж. Бодрийяр. «Общество потребления».


ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ВИТРИН

     В дополнение к PR-директору, PR-менеджеру, пресс-секретарю, маркетологу и рекламистам в нашей компании появился новый работник – специалист по отношениям служащих между собой, внутрикорпоративный пиарщик, наладчик коммуникации среди персонала, воспитатель лояльности, командного духа, патриотизма, устроитель праздничных и развлекательных мероприятий, цель которых – укрепление дружеских связей и выработка внутрикорпоративной культуры.
     Но я для него крепкий орешек, меня ему не разгрызть. Под разными хитрыми предлогами я уклоняюсь от участия в торжественных заседаниях, вечеринках и пикниках.
     Пока мои коллеги на большой поляне где-нибудь под Сигулдой рассказывают анекдоты, жарят шашлыки, пьют пиво, танцуют, флиртуют, я брожу по улицам, разглядывая витрины.
     Мне всегда было проще общаться с предметами за стеклом, чем с людьми; контакт с вещами устанавливается у меня легко и непосредственно. Я заглядываю им в глаза, вслушиваюсь в их шепот; иногда они мне подмигивают, иногда произносят длинные речи; среди них есть артисты, юмористы, журналисты, боксеры, ученые, проповедники.
     Проходя мимо витрин, я будто странствую по миру, я чувствую себя членом многомиллиардного Общества потребления и получаю от этого такое удовольствие, какое не доставит ни один корпоративный пикник.


––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
      «Предметы и продукты тут предлагаются в блистательной постановке, в культовом выставлении напоказ. Тут не просто уведомительное письмо, как и в рекламе, тут, по словам Ж. Ланьо, общение». – Ж. Бодрийяр. «Общество потребления».


ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ

майку бандану сандалии джинсы бусы можно купить за один день

научиться курить траву найти подружку которая любит курить траву тоже нетрудно

больше времени уйдет на то чтобы отрастить волосы похудеть изменить голос

несколько месяцев потребуется чтобы изменить свой характер стать спокойным открытым доброжелательным научиться ценить свободу творчество товарищество привыкнуть делать то что считаешь хорошим независимо от того что думают об этом другие стать настоящим хиппи

столько же времени потребуется на то чтобы накачать мышцы сделать татуировки выбрить голову

купить кожаные штаны кожаную куртку научиться водить «харлей» научиться стрелять из кольта 1911 и владеть дакийским ножом

выпить десятки ящиков пива чтобы отрастить живот научиться трахать всех живое и неживое стать вспыльчивым жестоким подозрительным

научиться любить скорость силу отвагу привыкнуть делать то что считаешь хорошим независимо от того что думают об этом полицейские стать настоящим байкером

прыгнуть из света во тьму или из тьмы на свет для этого нужны усилия и время но для того чтобы стать человеком Бодрийяра никаких усилий не требуется

достаточно родиться в обществе потребления достаточно быть байкером или хиппи домохояйкой актрисой политиком шоуменом адвокатом мошенником бизнесменом

в обществе Бодрийяра все a nativitate то есть с рождения включены во всеобщий консенсунс все участвуют в глобальном шоу являются кукловодами и марионетками симулякрами пустыми объектами

все так или иначе участвуют в создании и потреблении знаков помогают истреблению действительности изгоняют истину убивают реальность вольно или невольно сознательно или бессознательно с полным пониманием или в заблуждении

создают и потребляют миф потребления который включает в себя и дискурс обвинения
____________________________
      «Как всякий великий миф, миф «потребления» имеет свой дискурс и свой антидискурс... Нескончаемое обвинение составляет часть игры: это критический мираж, антифабула, которая усиливает фабулу, фраза и антифраза потребления. Только вместе оба аспекта составляют миф». – Ж. Бодрийяр. «Общество потребления».


НЕ ГЕРОЙ

Джон Зерзан член партии зеленых анархист сын эмигрантов из Чехословакии обвиняет Жана Бодрийяра французского интеллектуала в капитуляции перед капиталом

а я-то думал что Бодрийяр это богатырь Добрияр разоблачающий уловки капитала рекламы и СМИ

Спилберг от философии снимающий триллер о нашествии симулякров чтобы в конце повергнуть их боевые треножники в прах

я ошибался

критический богатырь Бодрийяр такой же симулякр как и все остальное

его дискурс обвинения включен в дискурс потребления

сегодня в мире нет ни актеров ни зрителей ни воинов-богатырей ни мирных жителей

современная жизнь это бег никого в никуда

реальность истина смысл оставили мир навсегда


_____________________________
     «Бодрийяр считает, что культура капитала преодолела внутренние разногласия и противоречия и стала самодостаточной, – это похоже на научно-фантастическую версию идеи Адорно о тотально упорядоченном обществе». – Дж. Зерзан. «Катастрофа постмодернизма».


Рецензии