Реквием по Богу. Ницше - одним файлом

все превосходно – requiem aeternam deo – Ницше наедине с собой – вейксерфинг – о мудрости – без судьбы – оценивать по последствиям – родиться корсиканцем – спрятавшийся бог – ничего не понимаю – великий разрыв – счастье и познание – Фридриху Ницше и его записной книжке – вид с вершины – путь к величию – воспоминания – необходимое условие – плясун – искусство на стадии имаго – костер в октябре – заморыши жизни – великий стиль – двумерные водомерки – желание познавать – по траектории Фаэтона – ближе к морю и еще ближе к лесу – о боли – на крутой вершине – золотая удочка – одинокое дерево – этиология пессимизма – почему Ницше плакал – держать удар – разочарование в Вагнере


ВСЕ ПРЕВОСХОДНО

хозяин гостиницы превосходный человек
он всегда спрашивает о моем здоровье
постояльцы превосходные люди
они всегда дружелюбно раскланиваются со мной
метрдотели превосходны
они всегда предлагают мне самые лучшие столики
превосходны и повара
они всегда готовят мне изысканнейшие блюда
превосходны официанты
они всегда обслуживают меня учтивейшим образом
превосходны жители этого городка особенно молодые дамы
они всегда оборачиваются когда я прохожу мимо
и долго смотрят вслед
превосходны уличные торговки
они всегда выбирают для меня самый сладкий виноград
превосходны извозчики
они всегда делают мне большую скидку
превосходен этот удобный стул
сидя на нем можно писать только гениальные книги
превосходно это острое перо
им можно излагать только гениальные мысли
превосходны французы
не то что глупые немцы
они наверняка скупят весь тираж
моего последнего сочинения
самой превосходной из моих книг
которую я решил назвать «Ecce homo»
________________________________________
      «Что здесь в Турине необычно, так это полное восхищение, которое я вызываю, хотя я непритязательнейший человек, и мне ничего такого не нужно» – Ф. Ницше. Письмо Ф. Овербеку (Рождество 1888).
     Ницше впал в безумие 3 января 1889 г. на площади Карла Альберта в Турине.


REQUIEM AETERNAM DEO

     Три толстые уличные кошки – черная, рыжая, полосатая – сидели у стены старого дома, ожидая, когда сверху к ним упадет еда. Посидев около часа, они разошлись, а потом собрались снова, но еды все не было, и они снова разошлись, и снова собрались уже ближе к вечеру. Но еды не было и вечером – еды не могло быть, потому что старушка, бросавшая из окна еду, тихо померла прошлой ночью в своей постели.

_________________________________________
     «Рассказывают также, что в тот же день безумцу удалось проникнуть во многие храмы и пропеть там свой Requiem aeternam deo» – Ницше, «Веселая наука», кн.3, фр.125.


НИЦШЕ НАЕДИНЕ С СОБОЙ

говорить, ни к кому не обращаясь, когда хочется поболтать с кем-то, а когда тянет поболтать с самим собой, наоборот, найти собеседника.

всячески затруднять себе достижение цели. ставить самому себе ловушки, барьеры. преодолевать любые препятствия. находить выход из любых положений.

не обращать внимания на усталость и боль. воспитывать в себе решительность, волю. наслаждаться борьбой. быть во всем альпинистом, атлетом.


ВЕЙКСЕРФИНГ

однажды я потерял его свое чувство вины оно было со мной всегда сколько я себя помню но однажды я его потерял или одолжил кому-то

может быть я его ссудил заложил может быть даже убил но заметил это не сразу как не сразу замечаешь что лишился тени или отражения в зеркале

чувствуешь себя превосходно перестаешь требовать вместе с Ницше «суметь сохранить возвышенное»

перестаешь требовать от себя благородства в чувствах и мыслях соглашаешься быть человеком во всем даже «чересчур человеком»

скользишь по жизни словно на вейкборде

но потом движение замедляется и ты идешь ко дну едва успевая понять что чувство вины и было тем самым скутером который придавал тебе скорость тащил тебя за собой по волнам жизни

что без стремления «вверх» ты превращаешься сначала в борд а потом в камень и погружаешься в холодную глубину
______________________________
1. Вейксерфинг (Wakesurfing) – стиль вейкбординга; сочетает в себе элементы как вейкбординга, так и скайсерфинга.
2. «Суметь сохранить возвышенное!» – Ф. Ницше. Черновики и наброски. 1872–1873.


О МУДРОСТИ

мудрец Шопенгауэр говорил «мировая воля слепа и не жаждет избавиться от своей слепоты»

но юному Ницше было трудно это принять он считал что воля «стремится к чистоте благородству» поднимается по лестнице превосходства пока не достигнет совершенства в гении

почему он так думал понятно юность это рост развитие стремление к лучшему и мир она представляет растущим взрослеющим

а Шопенгауэр с молодости был стариком он изображал волю в виде колеса Иксиона что без сомнения правильнее хотя и жестоко по отношению к юношам вроде Ницше

у Ницше был шанс повзрослеть отказаться от слов «чистота» «благородство» по крайней мере в рассуждениях о мировой воле закончить последний класс в школе жизни

но мудрости Шопенгауэра он предпочел безумие

вместо того чтобы смириться с круговоротом желания бесцельностью мирового процесса он предпочел присутствовать на своих собственных похоронах причем дважды как он сам уверяет

кто знает впрочем что следует об этом думать и с какой стороны следует на это смотреть

возможно у юношей вроде Ницше есть своя мудрость такая же странная как и мудрость старцев вроде Шопенгауэра


БЕЗ СУДЬБЫ

прилежно усваивать мысли учителя заучивать наизусть его афоризмы подчеркивать важные фразы зеленым и красным карандашом

учиться у него благородной осанке и вообще благородству

ходить медленно переводить взгляд медленно

уклоняться от мелких почестей не доверять похвалам

чувствовать себя так будто ты вправе раздавать почести но никто не имеет права воздавать почести тебе

прятаться путешествовать инкогнито в любых обстоятельствах носить веселую маску прикрывая боль и отчаяние

учиться всему этому изо дня в день ночь за ночью но так и не достигнуть желаемого остаться тем кто ты есть полным ничтожеством

судьба которую не назовешь
трагической
судьба которую и судьбой-то
назвать нельзя
_______________________________________________
«Я по крайней мере надеюсь, что недостаток, на который он намекает, компенсируется тем, что мы «поем красивей», чем господин Дюринг, – более противной интонации, чем у него, я и представить себе не могу». – Ф. Ницше. Письмо Г. Кезелицу от 23 июля 1885г.


ОЦЕНИВАТЬ ПО ПОСЛЕДСТВИЯМ

ты научился спокойно переносить сильную боль и даже сделал ее основанием философского мировоззрения нет врага могущественнее чем тот которого ты одолел

но вот ты замечаешь как шумят экипажи как твои соседи по столу водят ножом поедая жаркое как твоя стенографистка трясет ногой как разъяренный извозчик бьет плеткой по глазам старую лошадь

и прочное казалось бы основание дает трещину постройка которую ты возводил долгие годы и считал законченной рушится

философскому отношению к жизни приходит конец

остается только рассылать друзьям телеграммы играть на рояле Вагнера отращивать усы и маршировать по больничному саду воображая себя последним солдатом на последней войне

таков мир в этом мире дрожание икры как правило оказывает более значительное действие чем самые утонченные рассуждения и все усилия по воспитанию воли

_________________________________
      1. «Но что хуже всего: у нее дурные манеры, и она трясет ногой». – Ф. Ницше. Письмо Г. Кезелицу от 23 июля 1885г.
      2. «Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, — говорил он впоследствии». – Л.Н. Толстой. «Война и мир».


РОДИТЬСЯ КОРСИКАНЦЕМ

мне приснилось что я умер от смеха и вновь родился на Корсике мрачным корсиканцем с горящим взглядом

в моем лице с первых дней проступало что-то «тяжелое жесткое и томящееся» точь-в-точь как об этом написал Ницше

я никогда не смеялся и всегда носил с собой пистолеты

я скакал на лошади как Стюарт Грейнджер или Гойко Митич и стрелял не хуже Ли ван Клифа

мне нравились американские итальянские немецкие югославские вестерны и боевики

фильмы где мало говорили и много пили дрались стреляли фильмы чьи герои смеялись над врагами как это делал я смеялись над самой смертью как это делал я страстно любили как это делал я

в этих фильмах все было по-мужски почти все

чего в них не было так это настоящего мужского конца

понимайте эти слова как хотите во сне они казались мне совершенно ясными но сейчас я и сам не знаю в точности что они могли означать
________________________________
«Со вчерашнего дня у меня ощущение, будто мне с неба свалилось нечто во всех отношениях для Вас подходящее – потрясающий сюжет для оперы... Всё по-мужски, за сотни миль от истерической стихии вагнеризма; много стреляют... Мне представляется, что Вы уже сочинили увертюру к этой опере... Мне кажется, что в ней с непревзойденной силой выражено то тяжелое, жесткое, вытесненное, томящееся – словом, чреватое трагедией, что есть в корсиканской душе». – Ф. Ницше. Письмо Г. Кезелицу, 1885г. («где-то начало августа – точней не знаю»).


СПРЯТАВШИЙСЯ БОГ

долгий труд без снисхождения к себе и читателям суровая дисциплина ума и сердца все это приносит плоды и наступает время когда знаки общественного признания обступают тебя со всех сторон ты натыкаешься на них в самых неожиданных местах ты замечаешь их всюду несмотря на свою рассеянность

соседи за столом говорят исключительно о твоих сочинениях витрины книжных лавок зазывают покупателей обложками твоих книг люди в карете на которой ты едешь в ближайший город читают твое последнее произведение а в Ницце бродяги обыскивают мусорные урны в надежде найти страничку написанную тобой

во Франции государство взяло на себя печатание и распространение твоих книг издан указ по которому твои сочинения должны изучаться в школах пройдет сто лет и то же самое сделают англичане а еще лет через двести русские потом дойдет очередь до японцев китайцев аргентинцев и жителей Мозамбика

последними конечно окажутся немцы но и они в конце концов оценят созданное тобой

ты круто повернул дорогу по которой идет человечество проложил новый путь имя твое у всех на слуху но ты держишься скромно отпускаешь длинные волосы длинные усы надеваешь черные очки оставляешь свою саблю дома в простом темном сюртуке тебя непросто узнать
ты почти не разговариваешь с окружающими а если и говоришь то тихим невыразительным голосом чтобы интонации и тембр не выдали тебя

ты никогда не рассуждаешь о последних вещах самое большее о предпоследних например о том сколько раз нужно пережевать кусок чтобы он усвоился с максимальной пользой для здоровья семьдесят как считает Гладстон или восемьдесят как считаешь ты

в этой любви к анонимности ты уподобляешься самому Творцу ведь и он сотворив мир предпочел остаться неизвестным настолько неизвестным что некоторые даже сомневаются в его существовании

ты конечно не сомневаешься ты твердо знаешь что бога нет и не было а если он был то давно уже скончался ведь люди не терпят над собой богов

поэтому ты так осторожен нельзя допустить чтобы человечество второй раз совершило богоубийство

ты прячешься среди толпы лучше чем это сделал первый бог

а если до тебя бога не было то все равно ты прячешься так что лучше спрятаться невозможно

правду о тебе знает только издатель но на этого человека можно положиться ведь тут замешаны коммерческие интересы
____________________________
«Во Флоренции я нанес неожиданный визит местному астроному в его обсерватории, из которой открывается замечательный вид на весь город и долину с рекой. Подумать только, рядом с рабочим столом у него лежали порядком уже зачитанные книги вашего друга, и этот совершенно седой старик с воодушевлением цитировал места из «Человеческого, слишком человеческого». – Ф. Ницше. Письмо Рейнхарту и Ирене Зайдлиц. 24 ноября 1885г.


НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮ

автор «Веселой науки»
за чтением Лермонтова
Гоголя Марка Твена
Брета Гарта Эдгара По

можно ли такое
представить

но он читал этих
писателей
и находил некоторые
их сочинения
замечательными

удивительно

мне казалось
я что-то понимаю
в этой жизни

но теперь вижу что
не понимаю в ней
ничего

________________________
«Среди книг, которые она [Франциска Ницше] будет читать ему вслух, «Гоголь, Лермонтов, Брет Гарт, М. Твен («Приключения Тома Сойера»), Э. А. По» (из письма Овербеку от 14 ноября 1879г.). О Лермонтове (очевидно, по поводу «Героя нашего времени») Ницше пишет Паулю Рэ 31 октября 1879 г.: «Совершенно чуждое мне состояние – эдакая западноевропейская пресыщенность; описано совершенно очаровательно, с русской наивностью и подростковой умудренностью. Разве не так?»» – И. А. Эбаноидзе. Комментарии («Письма Фридриха Ницше», М., 2007).


ВЕЛИКИЙ РАЗРЫВ

не повзрослеешь пока не порвешь со всем что прежде любил чем жил в чем находил убежище

пока не станешь странником во времени и пространстве пока не станешь свободным умом не сделаешься властелином своих чувств и привязанностей

не поймешь что не «иное» возбуждает твою любовь а ты сам даришь свою любовь «иному»

пока не освободишься от пут которыми тебя связывали прекрасное и благое

пока не узнаешь озноб одиночества не проведешь долгие годы среди снегов на горах закаляя волю и укрепляя ум

повзрослев ты можешь спуститься вниз и мир откроется тебе заново в своей красоте и нежности перестанет быть врагом превратится в ручного зверя
 
тогда ты узнаешь что такое счастье и подлинное здоровье откроешь для себя связь жизни и несправедливости поймешь значение перспективы увидишь дорогу по которой можешь идти всю жизнь

тогда для тебя настанет великий полдень вечный полдень незаходящее солнце встанет над твоей головой а по сторонам раскинется холодное беззвездное небо

_______________________________
«Великий разрыв происходит для таких связанных людей внезапно, как подземный толчок: юная душа сразу сотрясается, отрывается, вырывается – она сама не понимает, что с ней происходит. Ее влечет и гонит что-то, точно приказание; в ней просыпается желание и стремление уйти, все равно куда, во что бы то ни стало; горячее опасное любопытство по неоткрытому миру пламенеет и пылает во всех ее чувствах. «Лучше умереть, чем жить здесь» – так звучит повелительный голос и соблазн; и это «здесь», это «дома» есть все, что она любила доселе!». – Ф. Ницше. Предисловие к «Человеческому, слишком человеческому».


СЧАСТЬЕ И ПОЗНАНИЕ

есть люди счастья и есть люди познания. первые все оценивают с точки зрения счастья, вторые – с точки зрения истины. для первых истинно то, что утешает, возвышает, помогает переносить жизнь. для вторых истинно то, что истинно, каким бы оно ни было, очаровывающим или разочаровывающим. хотя истина разочаровывает всегда. истина, по определению, – то, что противоположно чарам. и точно так же противоположны друг другу два типа людей: те, что жаждут очарования, и те, что избегают его, стараются жить трезво, в мужественной надежде увидеть вещи такими, каковы они есть. их немного и никогда не будет много – и это одна из тех «нечеловеческих» истин, с которыми они научились жить.

______________________________
«Философия отделилась от науки, когда она поставила вопрос: каково то познание мира и жизни, при котором человек живет счастливее всего? Это совершилось в сократических школах: точка зрения счастья задержала кровообращение научного исследования – и задерживает его еще и поныне». – Ф. Ницше. «Человеческое, слишком человеческое».


ФРИДРИХУ НИЦШЕ И ЕГО ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ

1
осень культуры
похожа
на пожар в Лувре
на закат в Сорренто
на красные астры
на большой букет
диких гвоздик

на боль
глубже которой
нет никакой боли

2
яснее всего цену
обычной морали
понимаешь на
вершине горы

твое снежное чутье
распознает фальшь
всего теплого

нравственность
высокогорья

нравственность которую
можно обрести лишь
карабкаясь по склону

рискуя жизнью

3
посередине между
севером и югом
весной и зимой
рассветом и закатом
прекрасный замок
в сиянии солнца

чувство
монументальности

видеть все

4
если хотите
чтобы я улыбнулся
расскажите мне о своих убеждениях

5
когда нет цели
все теряет значение
даже здоровье
ибо его не к чему
применить

6
кататься на коньках
гулять в ночном саду
облитом лунным светом
играть на скрипке
для прохожих
и все заработанное
пускать на ветер

вот она молодость
вот они счастливые
дни

7
быть сыном священника
и рано увидеть изнанку
священничества все то
что скрывает от других
внешний вид

искать Бога в темноте
и сиянии

в диалектических спорах
и рассуждениях

в далеких звуках органа

и не найти

8
в семь лет потерять
свое детство

а в двадцать снова
его обрести

там под Бонном

где Липпе впадает в Рейн
___________________________
По мотивам заметок Ницше (Memorabilia, 1878 г.). Пер. В. Куприянова.


ВИД С ВЕРШИНЫ

ваша вера, ваши моральные принципы, ваши эстетические принципы, ваши догматы и теории, ваши цели, ваши идеалы, ваши горести и надежды, ваша любовь и ненависть – все это туман, пелена, облака, скрывающие от вас огромное и пустое небо.

___________________________________
      1. «Кто открыл бы нам сущность мира, тот причинил бы нам всем самое неприятное разочарование. Не мир как вещь в себе, а мир как представление (как заблуждение) столь значителен, глубок, чудесен и несет в своем лоне счастье и несчастье». – Ф. Ницше. «Человеческое, слишком человеческое».
      2. «Все живое нуждается в известной окружающей его атмосфере, в таинственной пелене тумана». – Ф. Ницше. «О пользе и вреде истории для жизни».


ПУТЬ К ВЕЛИЧИЮ

первое правило – избегать толпы. не пить вина. по утрам – зеленый чай. чаю обязательно дать остыть. ночью укрываться одеялом из шерсти австралийского мериноса. в театре брать места на балконе. не носить очков, чтобы не отвлекаться на пустяки. избегать толпы. не покупать и не читать книг. в кофейню брать с собой только записную книжку. никому не писать, даже телеграмм. по вечерам гулять до танцзала и обратно, в танцзал не заходить. избегать толпы. тепло одеваться, особенно ближе к вечеру. никому не звонить. слушать только Моцарта и Россини, иногда Бизе. главное – избегать толпы.

_____________________________
      1. «Песни Заратустры. Часть первая: Путь величия. Сочинение Фридриха Ницше». – Ф. Ницше. Записная книжка (1888).
      2. «Не надевать на улице очки! Не покупать никаких книг! Избегать толпы!.. Не писать никаких писем!.. Никаких spirituosa... В театре galerie posto numerato... Не ездить в Рим!». – Ф. Ницше. Записная книжка (1888).


ВОСПОМИНАНИЯ

отбрасываешь их, словно балласт, и взмываешь вверх, к облакам, и выше – к самому солнцу, откуда уже не различимы ни фигура матери, ни фигура отца.
вместо родительского имаго, перед тобой – образ танцующего проповедника.
и ты знаешь, что тебе не понадобится пистолет.

___________________________
«Мне приходится нести такой многослойный груз мучительных и ужасных воспоминаний! Так у меня до сих пор стоит перед глазами та сцена, когда мать говорила, что я позорю свои существованием память об отце. О других примерах я бы предпочел умолчать; однако дуло пистолета для меня сейчас – источник почти что приятных мыслей». – Ф. Ницше. Письмо Ф. Овербеку. 10.02.1883.


НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

человек не может жить без иллюзий. ему нужна атмосфера обмана. жить можно, лишь когда дышишь воздухом лжи, и убежденность в том, что кто-то может обойтись без этого воздуха, довольствуясь светом звезд и запахом горных цветов, – одна из иллюзий, еще одна спасительная ложь, еще один жизнеутверждающий обман, не хуже и не лучше других.

____________________________
«... та благоговейная атмосфера иллюзии, в которой только и может жить все, что хочет жить...» – Ф. Ницше. «О пользе и вреде истории для жизни».


ПЛЯСУН

ты – всего лишь плясун, маленький канатный плясун. у тебя нет даже имени, но у тебя есть ремесло, опасное ремесло. не от всякого ремесла можно погибнуть, но от твоего – можно.

________________________
«Ты из опасности сделал свое ремесло, тут нечего презирать». – Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».


ИСКУССТВО НА СТАДИИ ИМАГО

     просматривая альбом Пикассо, я наконец понял, в чем заключалась художественная революция начала прошлого века, а именно – художники вроде Пикассо решили, что искусство – это не открытие и воплощение вечных законов красоты и не искусное подражание природе, а веселая игра с цветами, линиями и материалом.
     дело было в кабачке под названием «Три превращения», в городке Пестрая Корова. народ шумел, играла музыка, а за соседним столиком, склонившись над записной книжкой, сидел усатый господин в круглых очках и длинном сюртуке и медленно писал: «дитя есть новое начинание, самокатящееся колесо».

_________________________________
     1. Имаго – (лат. imago – образ) – взрослая стадия индивидуального развития насекомых и со сложным жизненным циклом (например, бабочка, появляющейся из куколки).
     2. «О трех превращениях» – первая из речей Заратустры, произнесенная им в городе Пестрая Корова (так назывался город, где проповедовал Будда).
     3. «Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир. Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом, львом верблюд и, наконец, лев ребенком». – Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».


КОСТЕР В ОКТЯБРЕ

хорошо развести костер
на опушке леса

смотреть на пинии вереск
на беспокойное пламя

и ждать когда из леса
выйдет Ницше

сядет рядом
и будет смотреть
на живое пламя
на вереск на горы

и думать о благодати
позднего лета
грезить о Греции

хорошо помолчать
вместе с Ницше
тихим октябрьским днем
на перевале Готард
у Генуи

__________________
     «Еще я часто развожу перед собой большой костер». – Ф. Ницше. Письмо Г. Кезелицу от 10 октября 1886.


ЗАМОРЫШИ ЖИЗНИ

те кто гложут дерево жизни
не становясь от этого сильнее
объедают его листья
не насыщаясь
обнажают его корни
и не знают что с ними делать
жрут его желуди
и получают несварение желудка
пожиратели зелени
истребители всех цветов

___________________________
     «...история богата такими антиартистами, такими заморышами жизни, которые неизбежно должны питаться вещами, обгладывать их, делать их еще более тощими». – Ф. Ницше. «Сумерки идолов».


ВЕЛИКИЙ СТИЛЬ

эталонное Да лежащее на виду у всех
и безразличное ко всякому взгляду

_______________________
     «Власть, которой уже не нужны подтверждения, которая пренебрегает тем, чтобы нравиться; которая с трудом отвечает; которая не чувствует рядом с собой свидетелей; которая живет без тени сознания того, что ей могут противоречить; которая покоится в себе, фаталистичная, закон из законов: вот что заявляет о себе как великий стиль». – Ф. Ницше. «Сумерки идолов».


ДВУМЕРНЫЕ ВОДОМЕРКИ

глубокомыслию пришел конец
мир это поверхность
мудрец из Сильс-Марии
потерялся в глубинах
которые сам же и выдумал
а мы скользим
по ровной поверхности
и знаем что под ней
ничего нет


ЖЕЛАНИЕ ПОЗНАВАТЬ

быт – самый простой. распорядок дня продуман до мелочей. мысли об успехе, известности исключены. круг общения ограничен. книги – четыре десятка, но самые лучшие. наставники: Вагнер и Шопенгауэр. предмет ежедневных занятий: древние греки. и еще (уступка «человеческому») – робкая надежда на то, что и впредь не будет недостатка в хороших учениках, и что физические страдания, отнимающие два дня в неделю, когда-нибудь прекратятся.

__________________________
     «Я думаю, что желание познавать остается последним бастионом воли к жизни, промежуточной территорией между волением и утратой всяких желаний...» – Ф. Ницше. Письмо К. фон Герсдорфу. 13 декабря 1875.


ПО ТРАЕКТОРИИ ФАЭТОНА

казалось, ты крепко стоишь на земле,
полон жизненного задора,
храбр, как гусар,
и тебя ждет славное будущее.
но ты висел в воздухе, держась за свои мечты.
и когда они растаяли, как дым,
ты устремился вниз по траектории Фаэтона.

_______________________
     «Мои собственные планы – как дым: пока еще я вижу их перед собой и пытаюсь ухватиться за них. Потому что жить без них очень грустно, почти невозможно…» – Ф. Ницше. Письмо К. фон Герсдорфу. 18 января 1876.


БЛИЗКО К МОРЮ И ЕЩЕ БЛИЖЕ К ЛЕСУ

близко к морю и еще ближе к лесу
построить дом,
чьи стены будут опираться
на самих себя,
жить в нем,
довольствуясь самим собой
и мыслями, которым довольно самих себя.

_____________________
      «...близко к морю и еще ближе к лесу живу я». – Ф. Ницше. Черновики и наброски. Май–июнь 1883.


О БОЛИ

боль похожа на дальнего родственника, о котором вспоминаешь, лишь когда он неожиданно является к тебе в гости, и с облегчением забываешь, как только он уходит. а ведь должно быть иначе – боль должна быть фоном всех твоих мыслей: только тогда твои мысли получат правильные очертания и оттенки. забывая о боли, ты кладешь краски без грунта, строишь без основания. боль – это отвес, уровень и лекало. она так же необходима страннику в мире идей, как обычному туристу – платежная карточка и страховка.

_______________________
     «Смотри, как все устроено для мастерской созидающих душ: все, что необходимо созидающим душам, здесь в избытке – и боль тоже». – Ф. Ницше. Черновики и наброски. 1883.


НА КРУТОЙ ВЕРШИНЕ

на вершине горы я живу вместе с Заратустрой, питаюсь водой и медом, разговариваю с орлом и змеею.

насмешливым взглядом смотрим мы на тех кто внизу.

мы их видим, но ни речь их, ни запах не достигают наших высот.

мы живем круто.

____________________
     «... круто живем мы здесь...» – Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра» («О людском отребье»). Пер. Ю. Антоновского.


ЗОЛОТАЯ УДОЧКА

мир богат странностями, большими и малыми, но не у каждого есть золотая удочка, чтобы их выловить. и найти ее нелегко. продай свои спиннинги, блесны, твиттеры, лодки и рыболовные катера – золотой удочки тебе не купить. такие удочки появляются неизвестно откуда. может быть, их кладут в колыбель феи. а может быть, их приносит, словно перья жар-птицы, волшебный ветер.

______________________
     «...богат мир странностями, большими и малыми!» – Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».


ОДИНОКОЕ ДЕРЕВО

садовник посадил меня вдалеке от других деревьев, изогнул ствол, обломал ветви и удалился, сказав: «будь маяком жизни, учись в этом пустынном краю одиночеству, упорству и осторожности».
с тех пор носятся надо мной бури, катятся мимо меня камни с высоких гор, а я стою таким же, каким был, когда началось мое испытание.
я молчу, но не тогда, когда говорю, и не могу делать вид, что беру, когда отдаю земле последние листья.
ясно, что я не той породы, которая может чему-нибудь научиться в этом суровом краю.
но садовник уже не вернется, чтобы перенести меня обратно, туда, где я вырос.
не вернется он и для того, чтобы пересадить меня на блаженный остров в теплом море, под солнце любви, – туда, где соберутся все, кому это испытание пошло на пользу.

––––––––––––––––––––––––
     «Но когда-нибудь я вырою их и рассажу каждое отдельно: чтобы научилось оно одиночеству, упорству и осторожности». – «…господин ли оно упорной воли, молчаливое, даже когда говорит, уступая так, чтобы, давая, брать». – Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра» («О блаженстве против воли).



ЭТИОЛОГИЯ ПЕССИМИЗМА

недовольство жизнью проистекает
из плохого пищеварения.
чтобы смотреть на жизнь весело,
нужно есть больше фруктов
и меньше варенья.

–––––––––––––––––––––
     «Там, где берет верх глубокая неудовлетворенность существованием, проявляются тяжелые последствия длительного несоблюдения диеты...» – Ф. Ницше. «Веселая наука». фр. 134.


ПОЧЕМУ НИЦШЕ ПЛАКАЛ

Ирвин Ялом хочет сообщить нам, когда Ницше плакал. но Ницше его в этом опередил – он сказал: «когда я перечитываю “Заратустру”, то потом полчаса хожу по комнате и рыдания душат меня». почему Ницше плакал, это другой вопрос, и я не знаю, отвечает ли Ирвин Ялом на него в своей книге. но это и не нужно, потому что Ницше признался, что слезы в нем вызывает образ шута. если мысль о Ницше, плачущем над судьбой шута, не заставляет плакать тебя, читатель, ты в этой компании лишний – тот, кто читает «Заратустру» с сухими глазами, не понимает Ницше.

–––––––––––––––––––––––––
     1) «Когда Ницше плакал» («When Nietzsche Wept», 1992) – роман американского психотерапевта Ирвина Ялома.
     2) «Когда я заглядываю в своего “Заратустру”, то хожу потом полчаса по комнате взад и вперед, не в силах совладать с невыносимым приступом рыданий». – «Я не знаю более душераздирающего чтения, чем Шекспир: что должен выстрадать человек, чтобы почувствовать необходимость стать шутом! – Понимают ли Гамлета?» – Ф. Ницше. «Ecce homo».


ДЕРЖАТЬ УДАР

прежде всего – воспитай свою судьбу,
сделай из нее кулачного бойца,
научи ее наносить удары,
а когда воспитаешь, научишь,
покажи, как ты сам держишь удар
или встаешь с земли,
поднимаешься,
всегда поднимаешься после того,
как противник вырубил тебя
прямым или хуком.

если ты все это можешь:
если ты держишь удар,
и у тебя достает воли,
чтобы подниматься,
всегда подниматься после того,
как тебя сбили с ног,
значит, ты достоин своего противника,
а только это и имеет значение,
только это.

––––––––––––––––––
     «Тем людям, до которых мне есть дело, я желаю страдания, одиночества, болезни, истязаний, бесчестья, – я желаю им, чтобы они познали глубокое презрение к себе, пытку недоверия к себе, жалкое положение побежденного: у меня к ним никакого сострадания, потому что я желаю им единственного, что нынче может доказать, ценен человек или нет, – чтобы он держал удар...» – Ф. Ницше. Черновики и наброски. 1887.


РАЗОЧАРОВАНИЕ В ВАГНЕРЕ

разочаровываешься постепенно во всем, даже в Вагнере,
разочаровываешься постепенно во всем, что тебя воодушевляло, – даже в Вагнере,
разочаровываешься постепенно во всем, что тебя воодушевляло, что казалось мужественным и благородным, – даже в Вагнере,
и находишь самого себя.
прощай, прощай, оскудевший жизнью мистик, идеалистически лживый антисемит!

–––––––––––––––––––––––––
     «...я оказался... усталым от невыносимого разочарования во всем, что только осталось в мире воодушевляющего для нас, современных людей...» – «...с тех пор, как Вагнер оказался в Германии, шаг за шагом он все более склонялся к ко всему тому, что я презираю – даже к антисемитизму...» – Ф. Ницше. «Ницше contra Вагнер».


Рецензии