Карт-бланш на иронию. Кьеркегор - одним файлом

объективность – карт-бланш на иронию – уполовиненное христианство – не справился – по дороге в Дамаск – размышление в городском парке – о преимуществе веры над знанием – угасшая страсть – книга которую я никогда не прочту – держаться поэзии – преданность абсолютному – благословение Кьеркегора – инкогнито par excellence – о поэтическом и религиозном – одним требованием меньше – о невозможности хранить молчание – последствия проницательности


===================================================

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

субъект есть лишь там где есть страсть говорит Кьеркегор а страсть есть лишь там где есть забота о вечном блаженстве и наоборот забота о вечном блаженстве это великая страсть и эта страсть создает субъект

но с чего начинается распадение этой цепи хотел бы я знать каким образом человек и даже эпоха лишается страсти становится объективной перестает думать о вечном блаженстве и вообще о вечности

не знаю как отвечает на этот вопрос Кьеркегор я лишь вчера начал читать его огромную книгу но мне кажется есть одно звено в экзистенциальной цепи не учтенное автором «Послесловия» есть один фактор который порождает все остальные психологи называют его «нарциссизмом»

по-моему только влюбленный в себя человек будет искать вечной жизни для своего «я» только в нем страх смерти породит страстную жажду бессмертия и только такой человек знает о чем говорит когда произносит «я»

но если эта любовь уходит вместе с ней уходит и чувство «я» и забота о вечном блаженстве исчезает страсть остается лишь холодное любопытство объективный интерес к прошлому настоящему и будущему

вот это и называется «вечерним часом» или «закатом» когда солнце самолюбования закатывается когда человек цивилизации перестает любить себя и смотрит в зеркало пристальным объективным взглядом не заблуждаясь относительно своего возраста своей внешности своей души и беспокоясь лишь о том чтобы зеркало оставалось чистым

________________________________
      «Субъективность по самой своей сути есть страсть, а максимум такой страсти является бесконечная, лично заинтересованная страсть, обращенная к собственному вечному блаженству... По какому праву мы тут смеемся – это иной вопрос, поскольку то обстоятельство, что целая эпоха совершенно утратила страсть, – это вовсе не предмет для смеха». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие в “Философским крохам”».


КАРТ-БЛАНШ НА ИРОНИЮ

сегодня я получил индульгенцию полное прощение за то что сочинял иронические стихи и карт-бланш на сочинение их в будущем

выдал мне эту индульгенцию и карт-бланш апостол экзистенциализма Йоханнес Климакус

собственно говоря выдал он их еще полтораста лет назад но я узнал об этом только сегодня

отныне я не буду корить себя за то что пишу иронические стихи но буду внимательно следить чтобы таких стихов было не больше чем серьезных

и еще я был рад узнать что мое отношение к литературе совпадает с отношением к ней упомянутого Климакуса

надеюсь что это совпадение поможет мне написать такие же толстые книги какие написал этот выдающийся человек
___________________________________
      «..Для человека, существующего в двойной рефлексии, пропорция такова: ровно столько же пафоса, сколько и комического. Такая пропорция обеспечивает независимую защиту. Пафос, не защищенный комическим, остается иллюзией; комическое, не защищенное пафосом, незрело. Только тот, кто сам творит, поймет это, – в противном же случае такое соотношение ускользает от понимания». – Йоханнес Климакус (С. Кьеркегор). «Заключительное ненаучное послесловие к “Философским крохам”».


УПОЛОВИНЕННОЕ ХРИСТИАНСТВО

дьявол взял уполовник и вычерпал половину христианства
ту самую где говорилось о вечных муках
осталась лишь та где говорилось о вечном блаженстве
«вот видишь» сказал он Творцу «я стал гуманнее»
«ну нет» сказал Творец «меня не проведешь
ты стал еще хитрее вот и все но быть тебе банкротом
когда садовник садит деревцо плод наперед известен садоводу»

____________________________
      1. «Проще простого найти исторически определенный исходный пункт для собственного вечного блаженства и осмыслить его. И вот посреди всей этой уверенности и надежности время от времени встает вопрос о вечных муках, который тоже должен решаться применительно к этому историческому исходному пункту, локализованному во времени, – ну вот это, говорят все, поистине трудный вопрос! Совершенно невозможно решить, что же тут следует принять, – а потому все мы молчаливо соглашаемся оставить этот вопрос в стороне...». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».
      2. «Когда садовник садит деревцо...» – И.-В. Гете. «Фауст» («Пролог на небе»).


НЕ СПРАВИЛСЯ

найти такое дело которым ты мог бы заниматься пока смерть не найдет тебя

я всегда стремился к этому но так и не нашел дела которое могло бы занять всю жизнь

не считать же делом сами поиски дела хитрость которой не обманешь себя

мне с детства казалось что окружающие давно уже покончили со своими делами и теперь просто доживают жизнь а я хотел жить до последнего дня

но получилось обратное эти поиски заняли всю мою жизнь и теперь я чувствую что не прожил в своей жизни и недели

я закончил свои дела так и не начав их и когда жизнь покончит со мной от меня не останется ничего

даже неудачно завершенного или вовсе незавершенного дела
____________________________________
      «Закончить свои дела в жизни прежде, чем жизнь покончит с нами самими, – значит вообще не справиться с задачей». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


ПО ДОРОГЕ В ДАМАСК

все утро я провел за книгой Кьеркегора в напрасном ожидании чуда

как может случиться чудо с тем кто не верит в чудеса

или это не обязательное условие может быть чудеса происходят именно с теми кто в них не верит чтобы они уверовали

может быть я уже на пути в Дамаск нужно только подождать набраться терпения и я проникну в суть экзистенциального отношения к жизни

я узнаю что значит быть субъективным почувствую в себе страсть влечение к бесконечному то самое которое было для меня когда-то привычным

влечение к бесконечному как привычка точное выражение именно так все и было а потом я счел эту привычку вредной и попытался избавиться от нее

к сожалению мне это удалось и вот теперь я сижу с Кьеркегором на столе и с Кьеркегором в мыслях надеясь что игра еще не окончательно проиграна

я прочел за неделю половину книги триста страниц интересно было бы узнать сколько проехал Савл по дороге в Дамаск прежде чем с ним приключилось чудо

______________________________
      1. «Согласно его собственному прекрасно написанному отчету об этом событии, он стал приверженцем гегелевской философии благодаря чуду, произошедшему в гостинице «Штрайт» в Гамбурге пасхальным утром...». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».
      2. «...Подразумевается некий случай, описанный самим Хайбергом. По его словам, он сидел однажды в гостиничном номере в Гамбурге «с Гегелем на столе и с Гегелем в мыслях», как вдруг его поразило «внезапное внутреннее видение, подобное вспышке молнии; оно мгновенно осветило собой целую область рассуждений и пробудило центральную идею, которая прежде была от меня скрыта». – Примечание Н. Исаевой.


РАЗМЫШЛЕНИЕ В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ

откуда этот разлад между желанием что-то сделать и отвращением ко всякой деятельности к любому положительному занятию к профессии карьере гарантированному доходу

посмотри на машиниста ведущего длинный состав через Ильгуциемс в Болдераю он знает свое дело он профессионал высокого класса и если ты споткнешься переходя рельсы за двести метров до движущегося локомотива он сумеет остановить состав

посмотри на дежурного у переезда он вовремя переводит стрелки опускает и поднимает шлагбаум он приносит большую пользу всем кто движется по рельсам или пересекает их

посмотри на управляющего какой-нибудь фирмы из тех что перевозят свои грузы по железной дороге он тоже профессионал высокого уровня он занимает приличное положение в обществе он получают высокую зарплату и обеспечивает семью

посмотри наконец на авторов детективов мистических триллеров и фантастических боевиков они настоящие мастера своего дела крутые профи имена их известны каждому издателю и каждому образованному человеку

почему же ты не берешь с них пример почему живешь в бедности и безвестности хотя с детства мечтал о том чтобы стать уважаемым человеком

ты никто и ничто и проводишь дни в городском парке за кружкой пива разглядывая орущих малышей их мамаш алкоголиков туристов шахматистов

перестань глазеть на других лучше загляни в себя и скажи «завтра я поступлю на курсы машинистов начну писать детектив куплю акции компании “Таллинк” я буду день за днем умножать свое состояние и стану достойным членом общества»

тридцать лет подходящий возраст для того чтобы принять важное решение и если ты не сделаешь выбор сейчас завтра может быть уже поздно

__________________________________
      «Ты становишься все старше, говорил я себе, ты стареешь, так и не став никем, так ничего и не предприняв. С другой стороны, куда бы ты ни поглядел в жизни и в литературе, ты видишь имена и лица знаменитостей, почитаемых и высоко ценимых людей, выдающихся или хотя бы наделавших шуму, ты видишь многих благодетелей нашего времени, которые точно знают, как принести пользу всему роду человеческому, сделав жизнь еще легче. Одни делают это с помощью железных дорог, другие – с помощью омнибусов им пароходов, кто-то – с помощью телеграфа, кто-то еще – с помощью доступных обзоров и кратких справочников обо всем достойном внимания... А что же делаешь ты?» – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


О ПРЕИМУЩЕСТВЕ ВЕРЫ НАД ЗНАНИЕМ

было время когда я зачарованно следовал за Сократом а там где Сократ останавливался шел дальше вслед за Платоном

в окружающем я учился видеть лишь красоту и в красоте видимой угадывать красоту невидимую

в музеях я обычно проводил время в античных залах а если и покидал их то лишь для того чтобы посетить залы Рафаэля Леонардо и Тициана

в литературе я предпочитал ясный язык французов Ларошфуко Лабрюйер Паскаль Жубер были моими ежедневными собеседниками как и немцы Вакенродер Шиллер Эйхендорф с их тоской по прекрасному

в природе я ценил мягкое округлое завершенное поля холмы купы деревьев облака прозрачные ручьи и озера

и только в музыке я по-прежнему любил Брамса и Шумана больше чем Моцарта

я верил в платоновскую «другую землю» ощущал тепло «другого солнца» грелся в его лучах

но мне этого показалось мало я захотел увидеть эту землю это солнце и поэтому начал читать древних философов Плотина Ямвлиха Прокла и труды более поздних неоплатоников которые к тому времени переиздали

издатели будто нарочно подгадали с этими книгами предоставив мне возможность узнать больше о «другом солнце» и «другой земле»

но стремление к знанию обернулось катастрофой

я прочел множество книг приобрел знание но потерял веру

«другое солнце» погасло мир поблек из него ушла красота

и тепло из него ушло

теперь я живу в постоянном ознобе кутаясь в плед не слыша журчания ручьев не видя звезд

и одна притча Кафки значит для меня больше чем все трактаты философов

____________________________________
      «По отношению к абсурду, объективное приближение выглядит как комедия “Недоразумение за недоразумением”, – комедия, которую постоянно разыгрывают приват-доценты и спекулятивные мыслители... Скажем, есть человек, который утверждает, будто обрел веру, но теперь хочет прояснить эту веру самому себе... И тут комедия начинается сначала». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


УГАСШАЯ СТРАСТЬ

тебе не хватило страсти
или упорства в страсти
или может быть доверия
к страсти

ты стал любить книги
о бесконечном вместо
самого бесконечного

ты стал любить книги о страсти
а в тебе самом страсть
угасла

время шло
и ты перестал
читать книги
о бесконечном

посмотри
кем ты стал

вот так
чувак

застрелись

________________________________
      «Современное спекулятивное мышление сделало все, чтобы позволить индивиду объективно выйти за пределы самого себя, – однако на деле этого просто нельзя сделать. Экзистенция налагает сдерживающие ограничения, и если бы философы в наши дни не превратились в торговцев карандашами, обслуживающих мелкое предприятие фантастического мышления, они тотчас бы обнаружили, что самоубийство – это единственное хоть сколько-нибудь практическое толкование подобных усилий». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


КНИГА КОТОРУЮ Я НИКОГДА НЕ ПРОЧТУ

смешав языки Бог разделил народы и превратил каждый народ в узника собственного языка

я ощутил себя таким узником наткнувшись на замечание Кьеркегора об «известном романе» Стена Блихера «Две недели в Йилланде»

никогда подумал я этот роман не переведут на русский и я никогда его не прочту

никогда не узнаю чем примечателен этот роман как зовут его персонажей чем они занимаются

потом я сообразил что возможно роман переведен на английский или немецкий

но тут же мне пришло в голову что вряд ли все датские романы переведены на английский или немецкий

и следовательно есть такой датский роман который я никогда не прочту даже в переводе

я захлопнул «Послесловие» Кьеркегора и поставил его на полку

какой смысл читать книги если все их никогда не прочтешь

так говорила мне моя мать призывая к умеренности в умственном труде

помню я сердился и считал ее недалекой но теперь понимаю что она была намного мудрее меня

человеку не суждено обойти ограничения наложенные Богом преодолеть стены возведенные им

не стоит и пытаться

Бог сказал «плодитесь и размножайтесь» но он не сказал «пишите и читайте философские трактаты и романы»

смешав языки он ясно дал понять что не заинтересован в распространении письменности и международных контактах

и никакой станок Гутенберга и никакой Project Gutenberg ничего в положении литературы не изменят

даже если все человечество со временем перейдет на эльфийский язык в библиотеках останутся книги написанные на других языках

и нет таких труб гром которых обрушил бы стены языковой темницы

человек рождается в лингвистических оковах и умирает в них сколько бы языков он ни изучил

________________________________
      1. «Подразумевается персонаж из романа Стена Стенсона Блихера «Две недели в Йилланде (Steen Blicher, «Fjorten Dage I Jilland»)». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие». Прим. переводчика.
      2. Проект «Гутенберг» (англ. Project Gutenberg) – общественная инициатива по созданию и распространению электронной универсальной библиотеки. Проект, основанный в 1971 году, предусматривает оцифровку и сохранение в текстовом формате различных произведений мировой литературы, – в основном это тексты, находящиеся в свободном доступе.


ДЕРЖАТЬСЯ ПОЭЗИИ

поэзии всегда приходилось нелегко

она затрудняла ориентирование на местности сбивала с толку отвлекала человека от выполнения жизненно важных задач

и за это подвергалась насмешкам гонениям

так было и сто и полтораста лет назад во времена Кьеркегора

но Кьеркегор нашел в себе смелость сказать что так называемые жизненно важные задачи сущие пустяки по сравнению с поэзией

и он доказал искренность сказанного всей своей жизнью хотя и не сочинял стихов в обычном смысле этого слова

но что такое его длинные сочинения как не одна замечательная поэма и что такое его жизнь как не трагедия или апофеоз

нужно только найти в себе смелость поставить поэзию на первое место а все остальное на последующие места

тогда ты сможешь читать Кьеркегора спокойно даже радостно без чувства вины за свое малодушие

и труды его принесут тебе намного больше пользы чем они приносят сейчас

__________________________
       «Они чураются поэзии и изгоняют ее, считая все это неким надстроечным элементом, поскольку поэзия наиболее тесным образом связана с фантазией». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


ПРЕДАННОСТИЬ АБСОЛЮТНОМУ

вот что отвращало меня от всякой деятельности преданность абсолютному

я просто не мог принимать всерьез что-нибудь относительное

любое дело занятие профессия и любой успех казались мне оловянными фигурками которые лишь только их изготовят тут же попадают в печь

я жил в оловянном мире и мечтал о мире из вольфрама

я постоянно думал о «точке ликвидуса» и все для чего такая точка существовала представлялось мне ничтожным

бессознательно я искал такого занятия такой формы жизни при которой смог бы сохранять свою преданность абсолютному

причем сохранять эту преданность не время от времени а пребывать в ней постоянно каждый час каждую минуту

вот почему я терпеть не мог действий которые требовали полной сосредоточенности

играя в шахматы я не мог забыть о преданности абсолютному и поэтому рано или поздно совершал ошибку

занимаясь наукой я не мог отдаться ей вполне

даже в любви какая-то часть меня оставалась незатронутой та в которой жила преданность абсолютному

из всех занятий что я перепробовал больше всего по душе мне были занятия дворника и почтальона

разносить письма и мести двор можно было думая о вечном блаженстве оно ждало меня неизвестно где и дороги к нему я не знал но надеялся найти

вряд ли Кьеркегор назвал бы такие размышления экзистированием но ведь он сам занимался приблизительно тем же обдумывая свои труды

кроме работы дворника я нашел еще одно подходящее занятие сочинение стихов

занятие поэзией еще больше походит на тот способ экзистирования который изобрел для себя Кьеркегор

предаваясь сочинению стихов можно сохранять преданность абсолютному

все мои стихи написаны с мыслью о вечном блаженстве которое конечно не имеет никакого отношения к земному успеху и земной славе

я думаю та свобода и радость с которой я сочиняю стихи ждут меня и после смерти

стихов я после смерти сочинять конечно не буду но свобода и радость останутся со мной и даже возрастут

вот о чем я думаю дочитывая «Послесловие» Кьеркегора

_______________________________
      1. «Абсолютный телос имеет то замечательное свойство, что он хочет быть таким абсолютным телосом в каждое мгновение времени». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».
      2. Точка ликвидуса – величина температуры, выше которой сплав становится жидким.


БЛАГОСЛОВЕНИЕ КЬЕРКЕГОРА

Кьеркегор говорит что люди прибегающие к «опосредованию» в отношении с абсолютным похожи на книги титульный лист которых по ошибке остался вне переплета

он имеет в виду что «опосредование» уравнивает абсолютное с относительным и превращает его в страницу похожую на другие страницы из которых состоит книга жизни

в том-то наверное и заключалась моя ошибка что я хотел чтобы абсолютное направляло меня в моей жизни словно маяк чтобы оно изменило ее сделало ее «достойной» «торжественной»

хорошо звучит эта фраза «сохранить ту торжественность то достоинство с которым ему впервые удалось экзистенциально обрести ориентацию на абсолютный телос»

но Кьеркегор здесь подразумевает торжественность внутреннюю которая не должна искать для себя выражения во внешнем

мне же хотелось чтобы изменился весь мой облик вся моя жизнь

в десять лет я хотел походить на пожилого доктора Сальватора из кинофильма «Человек-амфибия» или профессора Снегга из фильмов о Гарри Поттере

мне хотелось так же как они шагать неторопливо с достоинством никогда не улыбаться и держать в голове какой-то великий план

Кьеркегор знает об этом стремлении но считает его опасным

надев монашескую рясу строгий костюм или черный плащ придав своему лицу торжественное выражение человек превращает внутреннее во внешнее и тем изменяет абсолютному

внешнее это всегда соблазн что-то вроде якоря с помощью которого человек хочет сделать постоянным неизменным свое отношение к абсолютному

но абсолютное не терпит никаких внешних знаков никаких якорей

когда понимаешь это избавляешься от желания стать похожим на доктора Сальватора
профессора Снегга или героев Брюса Уиллиса

избавляешься от желания выпрямить спину иметь благородное застывшее лицо и говорить уверенным тоном

становишься естественным иногда веселым иногда задумчивым

и вот уже тебе кажется что ты справился со своей задачей но тут тебя подстерегает другая опасность

начинаешь думать что абсолютное не требует вообще никаких усилий что оно всегда с тобой что ты можешь делать все что угодно не нарушая этим своего отношения к абсолютному

ибо поистине трудно понять в чем же состоит наша обязанность по отношению к абсолютному если ему не нужно ничего внешнего

начинаешь думать что оно не требует ничего

и выпадаешь из подлинной экзистенции

подлинное экзистирование это тонкая грань и удержаться на ней труднее чем на канате

хорошо еще что для упавшего всегда остается возможность повторить попытку

я прочел две трети «Ненаучного послесловия» но так и не разобрался в позиции Кьеркегора

я припоминаю что где-то в начале он говорит о невозможности  прямого высказывания о невозможности научить правильному отношению к абсолютному о том что такое отношение каждый должен строить самостоятельно

если так то его книга не карта не указательный столб и тем более не байк не авто не аэробус на котором можно с удобством добраться до цели

она всего лишь косвенное выражение того способа которым он удерживал себя в подлинном экзистировании всего лишь пример призыв удержаться на грани

поэтому из нее нельзя извлечь никаких прямых указаний

и мне остается самому учиться экзистенциальной эквилибристике получив благословение Кьеркегора
________________________________
      «...Совсем как титульный лист, который так и не включили в книгу, когда ее переплетали». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


ИНКОГНИТО PAR EXCELLENCE

я помню имена многих литературных героев иногда совсем незначительных какого-нибудь Импи Барбикена Грегори Пауэлла или маркиза де Лантенака

но имени этого человека я не помню хотя его судьба вызывала у меня сочувствие жалость и я оплакивал его смерть на улочке английского города Бэрдок

этот человек хотел сделать что-то необыкновенное он хотел отличаться от окружающих не только обликом

каждый облик уникален но людей так много что эта уникальность теряет смысл

поэтому человек о котором я говорю решил стать невидимым

он уничтожил свою внешность полностью и тем достиг цели став исключением в мире где любой даже самый выдающийся человек имеет лицо плечи спину руки ноги и отражается в зеркале

этот человек стал инкогнито par excellence

он так хорошо спрятался что я не запомнил его имени хотя конечно же оно часто встречается на страницах романа

что же касается инкогнито о котором говорит в своем «Ненаучном послесловии» Кьеркегор инкогнито человека порвавшего со всем конечным и все же остающегося среди конечного исполняющего все что требует мир конечного не сопротивляясь не подавая виду что ему глубоко безразлична любая конечная цель потому что он однажды выбрал и продолжает каждую минуту выбирать абсолютное что касается такого человека то даже в литературе он остается идеей призраком

этот человек так и не воплотился в литературного героя

и потому на лестнице выдуманных существ он стоит значительно ниже капитана Барбикена работника «Ю. С. Роботс» Грегори Пауэлла и маркиза де Лантенака виконта де Фонтенэ

___________________________________________
     par excellence [пар эксэла'нс] (фр.) – в высшей степени (образцовый, лучший в своем роде).
     «Он и сам чужак в мире конечного, но он не определяет свое отличие от мирского посредством чужого и странного костюма (это было бы для него противоречием, поскольку тогда он как раз и начал бы определять себя мирским образом); он сохраняет инкогнито, однако его инкогнито как раз состоит в том, чтобы выглядеть совсем как другие». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


О ПОЭТИЧЕСКОМ И РЕЛИГИОЗНОМ

поэзия всего лишь шутка
избавь ее от рифмы и размера
но существа ее не изменить

всего лишь шутка
милая забава для того кто
не осмеливается жить всерьез

из поэтов никчемней тот
кто пишет о серьезном

и о религиозном

великие поэты всех времен писали
об утратах
и вызывали слезы
на глазах читателей

но с точки зрения религии
утраты эти ничего не стоят
так же как и приобретения

они принадлежат коловращению мира
но с точки зрения религии
мир этот прах

все прах и тлен
включая и стихи поэта

и если он попробует сказать об этом
в своих стихах
то попадет в ловушку

как если бы танцор на сцене
или боксер на ринге
вдруг повел бы речь о том
что нужно от всего отречься
душою прилепившись к небесам

уж если говорить об этом
то слогом прозы
не думая об украшениях
и благозвучии фраз

этическая сфера отстоит
от сферы эстетической
дальше чем юг от севера
восток от запада

их смешивать нельзя
и тех поэтов что изображают
из себя людей религиозных
следует на смех поднять
подвергнуть критике

как и священников
что обещают удачу в жизненных делах
тем кто часто ходит в церковь
и много жертвует

все эти люди
что соблазняют прихожан
и покупателей стихов
и сами читатели и прихожане
ие знают великого закона
ИЛИ-ИЛИ

хотят и там урвать
и тут кусочек получить

ни холодны ни горячи
они похожи на ту воду
что течет по трубам в наших городах
после обеда

когда все горожане на работе в школе
а те что дома крепко спят
а кто не спит тот смотрит телевизор

горячая вода им не к чему
и потому водоснабженцы
сделав все расчеты
экономят на топливе

вот так и большинство людей
религиозны экономно

и думают что платят по счетам
и там и тут

но это заблуждение
и может оказаться так
что под конец они получат счет
от канцелярии небес
оплачивать который им придется
вечность

сказать все это можно только прозой
суровой тусклой и унылой

ведь истина сурова
и тусклость ей свойственна
а не яркий свет
который любит воспевать поэт

_______________________________________
      «Для религиозности поэзия есть всего лишь прелестная и добродушная шутка...» – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


ОДНИМ ТРЕБОВАНИЕМ МЕНЬШЕ

мораль от каждого требует соответствия слов и дел причем дела должны соответствовать словам а не наоборот

так я понимаю это требование

так понимал это требование и Кьеркегор когда писал что «главной задачей наставника равно как и любого другого человека является выражение в экзистенции того что сам он провозглашает»

но я ничего не провозглашаю ничего не утверждаю я никогда не использую аффирмативный дискурс

поэтому ко мне это требование не применимо

есть и другая причина по которой я могу его игнорировать а именно я не совершаю никаких дел

за долгие годы я убедился современная жизнь устроена так замечательно что ее можно прожить не совершив ни одного дела

датский философ наверняка бы удивился узнав что такое возможно

я и сам этому удивляюсь ведь когда-то я был уверен что моя жизнь будет полна славных великих дел

а теперь я доволен если прожил день без дела

не знаю чему приписать это удовлетворение жизненной мудрости или душевной лени

когда-то такая перспектива безделья меня ужасала но теперь я нахожу в своем безделье источник покоя

в конце концов мораль причиняет человеку множество неудобств и если  в твоей жизни стало одним моральным требованием меньше это уже неплохо

___________________________________
      «Главной задачей наставника – равно как и любого другого человека – является выражение в экзистенции того, что сам он провозглашает...» – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


О НЕВОЗМОЖНОСТИ ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ

когда-то я считал молчание само собой разумеющимся

вера в абсолютное составляла как бы костяк моей жизни а молчание словно одевало ее плотью скрывая то что внутри

со временем кости становились все более хрупкими а плоть иссушалась старела местами гнила рвалась и отваливалась обнажая костяк истончившийся от недостатка решимости покрытый солью годов

жалкое зрелище разговорчивый полутруп болтливая мумия

но не таковы ли все люди и особенно те кто когда-то долго молчал

никакой разницы между сумасшедшим выкрикивающим что-то на площади или на берегу городского пруда и философом Кьеркегором поющим славу молчанию и вере в абсолютное на тысячах печатных страниц

человек по определению есть животное которое способно к общению и нуждается в нем

хотя многие философы держались мнения что человек это существо более других причастное Абсолюту

но в таком случае человек был бы самым молчаливым из всех существ

молчание облекало бы его как блестящий гидрокостюм облекает тело Джеймса Бонда в «Шаровой молнии»

или тело Лары Крофт в «Колыбели жизни»

плоть его была бы сияющей нетленной

кости твердыми как алмаз

и он никогда бы не писал ни газетных статей ни стихов ни романов ни философских книг

__________________________________________
      «Всякий, кто поистине поставил на кон собственную жизнь, удерживал в качестве основного критерия своего поступка молчание». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ

все лучше понимая мир и людей утрачиваешь надежду на то что тебя поймут и даже уверяешься в том что такое понимание невозможно

уверившись в этом перестаешь жалеть о том что дело обстоит именно так

а перестав об этом жалеть охотно вступаешь в разговор с любым собеседником ради того чтобы разуверить его в возможности понимания и следовательно разговора

словоохотливое молчание становится твоей отличительной манерой общения

но иногда по ночам ты смотришь на звезды прислушиваешься к лаю собак крику ослов кошачьим воплям и вспоминаешь то время когда на пирушках ты разговаривал лишь с самим собой и еще более раннее когда ты верил в возможность понимания и разговора

_____________________________________
      «...Сократу никогда не приходило в голову, после того как он вдоволь посмеялся над обычным человеческим знанием, вдруг ждать от людей восхищения по причине своего собственного высшего знания; он не стремился также вступать в непосредственные отношения с кем-либо из людей, поскольку в своем невежестве он по сути напрочь разрушил саму возможность общаться с ними всеми». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».


Рецензии