Скульптор
Что чувствует творец, когда закончен труд,
когда доведены последние детали?
И прав ли был поэт, сказав, что высший суд –
он сам? И пусть его никто не хвалит,
не принимает, смотрит свысока:
подумаешь, какой-то там художник,
душа его спокойна и легка,
и светом озарен его треножник.
Поэт был прав, и этому пример
осенний Петербург привел однажды:
один старинный коллекционер
нас пригласил – о том мечтал бы каждый –
на Петроградскую, где в скромной мастерской,
не возводя вокруг прикрас и культа,
напротив, склонный быть самим собой,
в то время обитал известный скульптор.
Он был приветлив, мил, и проводил
нас сразу же в овальный зал, где в центре
лежал простой бревенчатый настил,
на нем стояла высотой в два метра,
обмотанная с головы до ног
и оттого невнятная фигура,
– Хотите посмотреть? – он сделал вдох –
мое творение – последняя скульптура!
Принес стремянку и поднялся вверх,
стремительно срывая все покровы –
он ощущал, он чувствовал успех,
и он при этом не сказал ни слова.
Затем в молчании он отошел назад,
убрал стремянку, вынес покрывала,
и вновь вошел, и устремил свой взгляд,
как будто в первый раз, на центр зала.
И долго издали, прищурившись, смотрел
с любовью, с лаской на свою работу,
– Мне Нравится! – он на глазах светлел,
так, словно бы не он, – природа,
или художник древний из Микен
за много-много лет до нашей эры,
или Челлини, Леонардо и Роден
сверяли разом формы и размеры.
– Мне Нравится! – он тихо просиял,
и в этом теплом, искреннем признанье,
казалось нам, весь путь его лежал
от первых замыслов до очертанья.
– Мне Нравится! – и он по волосам
провел рукой, и хитро улыбнувшись,
как будто вспомнив, обернулся к нам:
– Пойдемте что ли, выпьем чаю лучше!
(Из книги «Свет» - цикл
«Истоки света»)
Свидетельство о публикации №109012004019