Почерком Высоцкого - Нет рядом никого, как ни дыши

Порассуждаем запросто, по-домашнему о том, что за песни оставил в наследство своим слушателям и любителям творчества — актёр, музыкант, человек широкой души, свободных взглядов на мир и очень критических, сопереживающих тому, что видел, что тревожило его.
Начнём с раннего Владимира Высоцкого, с истоков, чтобы добраться до финального аккорда.

Вот эта похожа на песню покаяния. Перед кем, любимой или перед самой песней, которую вот сейчас пишет и она молитвою из-под руки автора остаётся, чтобы жить, помогать видеть и говорить с собой, как со своим отражением, зеркалом своей души. Однако прочтём:

«День-деньской я с тобой»

День-деньской я с тобой, за тобой -
Будто только одна есть забота,
Будто выследил главное что-то -
То, что снимет тоску как рукой.

Это глупо — ведь кто я такой?!
Ждать меня — никакого резона.
Тебе нужен другой и покой,
А со мной — неспокойно, бессонно.

Сколько лет ходу нет — в чем секрет?!
Может, я невезучий — не знаю!
Как бродяга гуляю по маю,
И прохода мне нет от примет.

Может быть, наложила запрет?
Я на каждом шагу спотыкаюсь:
Видно, сколько шагов — столько бед, -
Вот узнаю в чём дело — покаюсь.

(Зима 1966 и 1967)
 
Кристальная ведь душа автора, так и бросается в ноги судьям: вины нет на ней, разве этот поступок покаяния даёт основания засомневаться в подлинности произнесённого. Но своему лирическому герою он не желает такого типа, о котором идёт повествование, слишком беспокойный, как бы и ненужный не только кому-то, но и ему самому. И как уточнение, высказанному в данной песне, идёт диалог на ту же тему в следующей, только появляется имя. Но всё не так просто, видно, что имя на самом деле ничего фактически не меняет, появляется только новый сюжет, иное представление на сцене жизни, а явственно, что вновь и вновь Владимир Семёнович Высоцкий говорит перед зеркалом с собой, уверяя себя в том, что чувствует невозможность перемен, о чём надо позаботиться, как жизнь эту устроить так, чтобы не сидеть перед зеркалом, а выйти и просто жить, как живут все люди, принимая действительность такой какая она есть, предаваться обыкновенному ратному труду, но ищущая душа творца, мыслителя, через свои песни и смыслом их, ответами в них на вопросы лично каждого, всегда в поиске доказательств выхода из тупика проблем, разрешении ребусов всех, не дающих жить иначе. Владимир умудряется дойти до каждой души, вот отсюда и ответ о популярности его песен. Он достал каждого, но прежде всего, он достал самого себя, на себе проведя эксперименты, в которых участвует всё общество. Итак, следующая песня, но вслушайтесь, вдумайтесь, вглядитесь в каждую строчку его, в каждый перепад - от вымысла до правды, всё просто, но всё в глубине и скрыто, скрыто от того, что нет доступности к обычному, оно только лично касается каждого слушателя, слишком лично, чтобы обязать одного лир героя отвечать за итог всей сцены, но она невыносима и наполнена трагизмом.

«Нет рядом никого, как ни дыши»

Нет рядом никого, как ни дыши.
Давай с тобой организуем встречу!
Марина, ты письмо мне напиши -
По телефону я тебе отвечу.

Пусть будет так, как года два назад,
Пусть встретимся надолго иль навечно,
Пусть наши встречи только наугад,
хотя ведь ты работаешь, конечно.

Не видел я любой другой руки,
которая бы так меня ласкала, -
Вот по таким тоскуют моряки, -
Сейчас моя душа затосковала.

Я песен петь не буду никому -
Пусть, может быть, ты этому не рада, -
Я для тебя могу пойти в тюрьму -
Пусть это будет за тебя награда.

Не верь тому, что будут говорить,
Не верю я тому, что люди рады,
как мы с тобою будем вместе пить
любовный вздор и трепетного яда.

Пусть будет так, как года два назад,
Пусть встретимся надолго иль навечно,
Пусть наши встречи только наугад,
хотя ведь ты работаешь, конечно.

1969 год

Какая потерянность, какое самоотречение в простой любовной песенке, - скажет кто-то или подумает. Э, нет, не так прост Владимир Высоцкий, чтобы морочить голову слушателю ерундой, за этим текстом есть вся классика! Крупная картина, широкоэкранная на часа четыре просмотра и года на три съёмок. Вот где скрыта вся программа Мосфильмов и других проектов кинематографа, дайте только бумаги режиссёрам и они сотворят, дайте денег постановщикам и у экрана будет много зрителя, потому что сценарист Владимир Высоцкий сделал вклад в дело кинематографа настолько обширный и неоценимый, что не одному поколению придётся его перелопатить, чтобы не растерять этого драгоценного зерна личности — Золотого запаса мира, а не только его родины.

И как подтверждение моих слов приведу это — яркое полотно, вновь и вновь собственной шкурой, своим комизмом, игрой, позой, если хотите, почерком Высоцкого, наполнена эта песня:

«Я скольжу по коричневой плёнке»

Я скольжу по коричневой плёнке,
или это красивые сны...
Простыня на постели - в сторонке
Смята комом, огни зажжены.

Или просто погашены свечи...
Я проснусь — липкий пот и знобит, -
Лишь во сне — долгожданные речи,
Лишь во сне яркий факел горит!

И усталым, больным каннибалом,
Что способен лишь сам себя есть,
Я грызу свои руки шакалом:
Это так, это всё, это есть!

Оторвите от сердца аорту, -
Сердце можно давно заменять.
Не послать ли тоску мою к черту...
Оторвите меня от меня!

Путь блестящий наш, смех и загадка -
Вот и время всех бледных времён.
Расплескалась судьба без остатка.
Кто прощает, тот не обречён!

(Между 1967 и 1970)


Умеющий прощать, Высоцкий, самому себе поставил высокую планку, падая с неё и поднимаясь, он вершил путь канатоходца, на свой страх и риск, преодолевая невозможное, став героем при жизни, смог дойти до той крайней точки, дальше которой дороги для самого себя он не видел. И судьба избавила его от этого огня, от этого кошмара, терпение его было не резиновым, потому что такое количество переживаний, накопленного багажа неразрешимых вопросов для него самого, как лиргероя всех им созданных песен, а в каждой из них есть кровь, и в его песнях особенно много авторской крови, практически, не выходя из-за застенок своих песен, а это такая тюрьма, в которой посидев даже один срок, можно сдаться и уже никогда не подняться, ему же удалось это совершить столько раз, сколько трудно себе даже представить.

Задайте себе вопрос вы, читатель, почему всё так обернулось, откуда эти крики души в одном человеке, ведь мало кто ещё в это время смог так петь, писать, кричать голосом — хриплым, ритмическим, он спешил, он торопил под свои знамёна. Ушёл он, ритм стихает, но мы не имеем права забывать об этом ритме, поэтому как свершение его программы и для продолжения дела Владимира Высоцкого я предлагаю нашу с ним песню, где припев новый, а куплет его — Владимира Высоцкого. Это одна из его последних песен. Не могу сказать сейчас спел ли он её, это знают его близкие или только он. Как автор песен я не сразу, к примеру, подбираю музыку к словам песни, и зачастую она появляется в тот момент, когда на неё падёт перст Божий, вот так я это называю, когда среди текстов вдруг заметишь тот, в котором мелодия и слова зазвучат сразу. Первая песня, к которой подобралась сразу музыка и написался припев, вам и представляется на суд. Итак, Владимир Высоцкий:




«И снизу лёд и сверху, маюсь между»

И снизу лёд и сверху - маюсь между, -
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно — всплыть и не терять надежду,
А там — за дело в ожиданье виз.

Пр:
До самого края гудит горизонт,
Он слышит часы твоих нервов.
Поэтому снег сразу таять готов
На краешке - песня за песней.
Они отпоются - одна за одной,
Хвосты подбирая, охрипнув,
тогда мы и кончим навеки наш бой,
пусть тикают часики в ритме!

Лёд надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.

Пр:

Мне меньше полувека — сорок с лишним, -
Я жив, тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.

Пр.

1980 — 4.02.2008

Через полгода исполнения её в своей квартире для себя самой, я заметила, что «Мне меньше полувека — сорок с лишним»! Значит, эта песня имеет непосредственное отношение и ко мне! Правда, я уже и в Париже была...:)

Поздравляю почитателей творчества Владимира Семёновича Высоцкого с Днём рождения ПОЭТА!


Рецензии
Вера! Спасибо Вам за напоминание - сегодня самое время помянуть добром Владимира Семёновича Высоцкого.

С уважением,
Наташа

Наталья Исаева Тексты Песен   25.01.2010 13:23     Заявить о нарушении
Наташа, спасибо и Вам!

Парамонова Вера   25.01.2010 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.