12. 01. 09. Глава 13. Мое участие в научных конфер

… В конце рабочего дня Татьяна Геннадьевна подвела итоги семинара:
- Итак, дорогие товарищи, мы заканчиваем наше работу .Да, творческий учитель – это веление времени. Мы теперь на своих местах должны работать, используя лучшие достижения науки на сегодняшний день. Это и интенсификация учебного процесса и творческий подход к самому процессу обучения и воспитания, используя весь потенциал психологической службы в школе.  Наши усилия не пропадут даром. Все три дня семинара –совещания были насыщены творческой работой коллективов учителей, которые на секциях делились лучшими своими достижениями в образовании и воспитании. На педконсилиумах, на панорамных уроках мысль пульсировала, мы все получили повод для раздумий, для развития творчества, для раздумий и принятия решений в ближайшем будущем в своих школах. Успех реализации задач реформы образования во многом зависит от каждого из нас, от тех усилий, которые  прилагают учителя, проявляя свое индивидуальное творчество, сотрудничая с учениками на всех уроках, проявляя свое умение управлять процессом образования и воспитания…
…Начальник управления школ Егизбаев С.Е.  поблагодарил семипалатинцев, земляков Абая, за щедрость, за теплоту, мужество и творчество, за положительный творческий импульс в работе всего семинара-совещания от имени руководства и министерства Просвещения КазССР… На этом  республиканский семинар закончил свою работу…
… Нашим планам с Марком Максимовичем не суждено было сбыться. Со смертью Бабанского Поташника потеснили, сама оптимизация в ближайшее время перестала развиваться.  У меня то же некоторые события повлекли за собой изменения в моей работе…  По инициативе второго секретаря райкома Ленинского райкома партии Алимгожиной Раисы Абдуловны райОНО, Институт усовершенствования учителей с утра до вечера накрыл меня в школе парашютом проверки по всем вопросам: у меня присутствовали на уроках, у других учителей, всю документацию, включая работу с шестилетками, группы продленного дня, питание , включая безплатников… А все уперлось в то, что дочь Алимгожиной,по маминому плану, должна бы закончить школу с золотой  медалью. Я же не только не лебезил перед нею, а даже по своему предмету (физике) поставил четыре… Проверка ничего не дала, все у меня было в порядке, даже мои собственные уроки… Заключение давала директор ИУУ- Хасанова Рашида Ашрафовна, котрая почему-то ко мне хорошо относилась. Я ее и спросил: « Рашида Ашрафовна, а если я надумаю перейти к Вам в институт, возьмете меня?». Как это не странно, вероятно, владея ситуацией , она сказала:  « С удовольствием, Иван Александрович!»…
… Зная казахский настрой Алимгожиной в это время, я решил просто не дразнить гусей и… после встречи Нового Года, с 4 января 1988  года, перешел в ИУУ. Правда я планировал возглавить кабинет физики, где по моим сведениям освободилось место… Но, оказалось, я немного протянул со временем, в кабинет физики уже взяли казашку. Мне предложили возглавить кабинет воспитательной работы, где повышают квалификацию классные руководители, пионервожатые, руководители групп продленного дня. Самое смешное, что я согласился. Конечно, окружающее общество было в шоке. Особенно, учительский коллектив, который  в первые годы относился ко мне с настороженностью, а к концу четвертого года уже вжился в общую жизнь, тем более, что мы среди педагогических коллективов входили в призовую тройку, благодаря моим стараниям и участию во всех творческих соревнованиях. Но, я уже не останавливался, поблагодарил всех за творческий труд…
  Самое интересное, что уже через месяц, 4 февраля 1988 года мы с Третьяковым М.Ф. выехали по  письму проректора Загупарова в Павлодар (300 км ниже по Иртышу), в Павлодарский ИУИ, чтением  по три  лекций каждый по теме «Творческий учитель – веление времени»  и по два практических занятия… По прибытии в Павлодар мы определились с жильем в общежитии  ИУУ, где уже проживали около 100 директоров школ Семипалатинской, Усть – Каменогорской  и Павлодарской областей…
… Лекционные занятия мы проводили в актовом зале ИУУ, а практические  - в двух помещениях,  разделив слушателей на две группы.  Конечно, около  половины директоров было из казахских  сельских школ , это накладывало некоторый отпечаток на  качество наших занятий.
    В лекциях для директоров я использовал  свои записи, понравившиеся Поташнику Марку Максимовичу, когда я  их ему показывал. Я писал их для себя, готовясь принять «сан директора школы».  Вот некоторые их них:…
1. Одно только провозглашение этических норм не решит проблему культуры взаимоотношений руководителя и подчиненных. Требуется кропотливая работа.
2. Знание возможностей своих сотрудников – достоинство и преимущество хорошего руководителя.
3.Прежде чем поручить важное дело подчиненному, продумай положительные и и отрицательные возможности результата.
4.Умей сочетать требовательность с тактичностью.
5.Всегда своевременно благодари подчиненного за хорошо выполненную работу.
6.Без надобности не вмешивайся в дела подчиненного.
7. В случае невыполнения подчиненным поручения, вызови его к себе в кабинет, выслушай и постарайся понять его; доверь еще раз, но проверь и тогда уже делай вывод.
8.Объектом критики должна быть плохо выполненная  работа, но не личность подчиненного.
9.Критика не должна разрушать доверия между руководителем и подчиненным, но при этом нельзя замазывать упущения и промахи.
10.Будь самокритичен и учти: руководитель не обижается, он анализирует.
11.Будь бдителен к хвалящим тебя, ищи мотивы их деятельности. Посмотри на себя со стороны.
12.Не кричи. Кричащего плохо слышно.
13. Умей при необходимости говорить: «Нет!».
14. Не забывай, что руководителем ты можешь быть не всегда, а культурным человеком  должен быть  всегда.
15. Если гордыня требует высоко поднять нос, вспомни, что и ты был когда-то аборигеном.
16. Преданность, мужество, память – используй редко, в критических ситуациях…
        P.S.  Когда ситуация тревожна и поиск решения утомителен, прочти афоризмы  Козьмы Пруткова, возможно появится нестандартное решение…
…Никто не обнимет необъятного.
…Смотри в корень!
…Лучше скажи мало, но хорошо.
…Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
…Под сладкими выражениями порой кроются коварные мысли: так от курящего табак, нередко пахнет духами.
…Болтун подобен маятнику: и того, и другого надо остановить.
…Единожды солгавши, кто тебе поверит?.
…Жизнь – альбом, человек – карандаш, дела – ландшафт, время – эластик(резинка):и отскакивает, и стирает.
…Посмотри вдаль – увидишь даль, посмотри в небо – увидишь небо; вгляни в маленькое зеркальце – увидишь только себя…
…Если хочешь быть счастливым – будь им !
…Магнит показывает и на север, и на юг; от человека зависит – избрать хороший или дурной путь жизни.
…Человек раздвоен снизу, а не сверху  для того, что две опоры устойчивее одной.
…Из всех плодов наилучшее приносит хорошее  воспитание.
…Всегда будь начеку!.
…Не ходи долго по косогору, сапоги стопчешь!.
…Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
…Время подобно  умелому руководителю, производящему новые таланты взамен исчезнувшим…

  Д. Локк сказал: «В человеке, плохо воспитанном, отвага становится-  грубостью, ученость – педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – лестью».  Воспитанная, творческая личность должна обладать большинством указанных качеств. Подчеркните одной чертой те качества, которыми Вы уже обладаете, и двумя те, над которыми Вам придется поработать. Итак:
…Объективность, разносторонность, активность, целеустремленность, комплексность, доминантность,  систематичность, конкретность, динамизм, гибкость, мобильность, последовательность, селективность, экономичность, перспективность, историзм, аналитичность, рефлексивность, непротиворечивость, чувство меры и логическая стройность…
…Каждый директор – это прежде всего учитель, который обязан постоянно повышай свой профессиональный потенциал…
«Учитель живет до тех пор,  пока учится. Как только он перестанет учиться, в нем умирает учитель» ( К.Д.Ушинский).

 Прочитанные лекции: « Оптимизация и интенсификация  учебного процесса», «Психологическая служба в школе» и « творческий учитель – веление времени», не вызывали трудностей, потому что не имели обратной связи.  Казалось, все донесено до слушателей… Но практические занятия обнажили наши слабые места в обучении…

 


Рецензии