Сравнительный анализ ПВЛ и Джагфар Тарихы 1

Текст Джагфар Тарихы Текст Повести временных лет
http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/povest.php


1. Этапы существования Киева, дулебы

Свидетельство «Повести временных лет» (Типографская Летопись) Полное собрание русских летописей, т. XXIV, М., Языки русской культуры, 2000

…А Днепръ втечеть в Поньтское море треми жерелы. Се же море словеть Роуское. По нему же оучилъ святый Андрей апостолъ, братъ Петровъ, якоже реша. Андрею учащю в Синопе и пришедшю ему в Корсунъ, и увиде, якъ близъ его оустье Днепрьское, и восхоте поити в Римъ. И вниде въ оустье Днепрьское и поиде по Днепру горе и по приключаю же прииде и ста подъ горами при брезе. И заоутра въставъ и рече к соущимъ тоу с нимъ оученикомъ: "Видите ли горы сия, яко на сихъ горахъ восиаеть благодать Божиа и боудеть градъ великъ, и церкви многы имать Богъ воздвигнути". И вшедъ на горы тыа и благослови ихъ и постави крестъ и помолися Богу и сниде с горы, идеже есть ныне Киев... Инии же не сведуще глаголють, яко Кий есть перевозникъ былъ съ оноя страны Днепра, темъ глаголаху "на перевозъ на Киевъ". Аще бы Кий перевозникъ былъ, той не бы ходилъ Царюграду, но сей Кий княжаше в роде своемъ. И приходившю бо ему къ Царюграду, якоже сказають, яко велику честь прия отъ царя. Идущю же ему опять, поиде къ Доунаеви и возлюби место и сруби городокъ малъ. И хотяше сести в немъ с родомъ своимъ, и не даша ему тоу близъ живоущии, и еже и до ныне нарицають Доунаевцы городище Киевець. Киеви пришедшоу въ свой градъ Киевъ, и тоу животъ свой сконча. И братья его Щокъ да Хоривъ и сестра ихъ Лыбядь скончашяся ту. И по сихъ родъ инъ нача владети в Полянехъ княжениемъ.


Свидетельство Джагфар Тарихы (Летописи Джагфара) Гази-Барадж Тарихы  (Летопись Гази-Бараджа)

Сын хонского кана Алып-би с корпусом из булгар и хонов сокрушил садумцев и заставил их бежать в Алтын Баш и Рум. Затем Алып-би со своими булгарами, пережившими в Азербайджане немало неприятностей от румцев, переправляется через Сулу и у города Дэрэ разбивает 80-тысячное румское войско. Румский кан Балын убежал в свой дворец, но был окружен и сожжен хонами, которые таким образом расправлялись с вождями врагов. Когда дворец сгорел, Алып-би въехал на пепелище и обнаружил канскую корону. Он взял ее и привез отцу, который назвал себя каном, но внезапно умер на пиру по случаю победы. Алып-би стал каном образовавшейся в Саклане Хонской державы и почил в свое время на горе Куян-тау или Кук-Куян. Перед смертью Кан-Дэрэ, как его еще называли, велел поставить на своей могиле огромный знак рода Дуло - “балтавар”. А выглядит он так: ;, где знаком 1 отмечается топор, а знаком w - лук. Эти предметы считались булгарами символами царской власти. На месте погребения Кан-Дэрэ поселились урусы, почитавшие его за разгром своих врагов - садумцев, и образовали селение Аскал. …По его совету булгары избрали своим балтаваром сына Албури, Курбата по прозвищу Башту, который тут же стал готовиться к войне с аварами. По приказу Курбата его младший брат Шамбат в 620 году возвел на месте аула Аскал на горах Куянтау город Башту и выступил из него во главе большого отряда из булгар, анчийцев и сакланов-русов на врага. Ему удалось быстро разгромить авар и захватить их страну. В этом ему помогли местные ульчийцы, а также башкорты, которые звали себя “хонтурчы” (хонтурчийцы) и были недовольны правлением аварского хакана. Но вслед за этим Шамбат провозгласил себя независимым правителем, а государство свое назвал Дулоба, то есть “Кочевищем Дуло”. Курбат, узнав об этом, велел брату вернуться на его службу, но тот отказался и получил от Башту прозвище “Кый” (“Отрезанный”, “Отделившийся”). Шамбат сидел в Дулобе тридцать три года и стяжал себе громкую славу победами над фарангами и альманцами. Служить под его знамена приходили и артанцы, и байлакцы, и галиджийцы, и аварские ульчийцы, и сакланы, и хонтурчийцы. Но все же, в конце концов, он был разбит фарангами и вернулся на службу Курбату. Балтавар велел Шамбату занять прежний пост - губернатора Башту...
Жители города настолько любили его, что назвали цитадель Башту его именем - “Шамбат”, а весь город - его прозвищем “Кый”. И сейчас анчийцы называют Башту “Кыем”...

Примечания

Кук-Куянтау - горы, на которых был построен город Башту - Кый - Киев. Назывались также и "Куянтау". От "Куян" произошло арабское "Куяб".


2. Об Аскольде и Дире и убиении Аскольдом Дира

Свидетельство «Повести временных лет» (Типографская Летопись) Полное собрание русских летописей, т. XXIV, М., Языки русской культуры, 2000

…И беста оу него два моужа: Асколдъ и Диръ, не племени его, ни боярина, и испросистася та оу него ити къ Царюграду с родомъ своимъ. И поидоста по Днепроу и оузреста на горе градокъ малъ и въпрашаста: "Чий есть градокъ сии"? И реша имъ ту соущии: "Были соуть три браты: Кый, Щокъ, Хоривъ, и ти сделаша сий градъ и изгибоша, мы же седимъ, платячи дань родомъ ихъ Козаромъ". Асколдъ же и Диръ седоста въ граде томъ и многи Варяги совокоуписта и начаста владети Полянскою землею. И беста ратни с Древляны и съ Оугличи.


Свидетельство Джагфар Тарихы (Летописи Джагфара) Гази-Барадж Тарихы  (Летопись Гази-Бараджа)

Джир, бывший сардаром анчийского ополчения, запер трое ворот Башту и приготовился дорого продать свою жизнь. Но тут явился посланник Ильяса и объявил о желании хакана - в случае изъявления баштуйцами своей покорности ему - даровать Баштуйской и Урусской областям положения отдельного от Кара-Булгара княжества Русь с центром в Башту. Значительная часть жителей столицы была этим смущена и явилась к Джир-Асу с требованием немедленно сдать город хазарам. Сардар держался две недели, ожидая помощи от балтавара, и, не получив ее, принужден был вступить в переговоры с неприятелем. Обе стороны уговорились на том, что Джир получает титул русского бека и правит под наблюдением хазарского наместника Ас-Халиба, а Башту выплачивает Хазарии дань и помогает войсками. Ас-Халиб со своим отрядом въехал в Башту и занял свое место. Тут же у одних ворот, получивших название Яхудских, учредили хазарскую таможню, а часть города была отдана под хазарский квартал. За три дня жители собрали дань, и Ильяс увел хазарское войско от города. …По пути некоторые переселенцы ослабли и были брошены остальными у подножий гор Каф в Азербайджане. Потом на них напали масгуты и на время подчинили их, превратив в своих рабов. Часть брошенных асов, не выдержав гнета, убежала в сакланские степи к северу, где получила название "колы", то есть "рабы". Их также называли "ас-колы"… Когда весть о гибели всемогущего Ильяса дошла до Башту, то тайный слуга хакана Ас-Халиб тут же убил Джир-Аса вместе со старшим сыном, лживо выдав их за сторонников бека и тайных мусульман. Вслед за этим мечеть “Эль-Бейда” на холме Джок и ханака Микаиля подверглись разгрому, а мулла угодил в темницу и ожидал там неминуемой расправы от рук распоясавшегося Ас~ Халиба. У этого убийцы, принявшего (из желания понравиться балынцам) имя Мышдаулы, было три сына... Получив от хакана в обмен на изъявление покорности ему титул урусского бека и обещание передать под его управление все завоеванные у соседей области, Ас-Халиб задумал захватить для своих детей Булгар и Кара-Булгар... В том же 870 году он послал своего сына Булата, сидевшего в Галидже, в набег на Булгар, и тому удалось захватить Джир.

Примечания

Ас-Халиб – Аскольд, хазарский подданный
Джир – Дир, булгарский подданный

Анчийцы - анты

3. О вокняжении Рюрика

Свидетельство «Повести временных лет» (Типографская Летопись) Полное собрание русских летописей, т. XXIV, М., Языки русской культуры, 2000

А се о князехъ Рускихъ и начало княжениа ихъ скажемъ …
…О Рюрике и о братьи его, како приидоша в Роусь и начаша владети всею землею…
…И отъ тЬхъ Варягъ находницехъ прозвашяся Русь, и отъ техъ словеть Роускаа земля, и соуть Новогородстии людие и до днешняго дне отъ рода Варяжска, преже быша Словене. По двою же лету Синеоусъ, и брать его Троуворъ оумре, и приять всю власть в Руси Рюрикъ обою брату и нача владети единъ и раздая грады моужемъ своимъ…

Свидетельство Джагфар Тарихы (Летописи Джагфара) Гази-Барадж Тарихы  (Летопись Гази-Бараджа)

Однако наместник Булата - садумский бий Эрек - сразу же после отъезда галиджийского наместника (сына Аскольда) прислал послов к Джилки и предложил ему оставить за ним Джир в обмен на его службу кану и дань в невоенные годы. Габдулла весьма обрадовался послам и охотно принял предложение бия. По решению кана Эрек и чирмыши Алабуги должны были одновременно подойти к Башту и взять город. Но джирский бий застрял на пути к Башту через Галидж у одного балынского балика и, хотя в конце концов взял и сжег его, потерял время и вернулся в Джир.Габдулла призвал Эрека к новому совместному походу на Башту, который стал цитаделью хазар в Кара-Булгаре. Эрек сказал, что ему надо будет для этого сначала взять Галидж и в 881 году взял эту балынскую область. При этом к нему в плен попал сын Ас-Халиба Булат... Теперь препятствий для похода не было. Тогда хакан предложил дяде Джафара Лачыну свою помощь в деле возвращения трона балтаваров в обмен на выдачу за него дочери Алмыша. Непомерно честолюбивый Лачын не смог побороть соблазна власти и при помощи хазар овладел Хорысданом и был поднят на трон каубуйскими и моджарскими биями. Алмыш опять бежал со своими барынами в Караджар и обратился за помощью к отцу, а его дочь была выдана хакану. Примечания

Эрек – Рюрик
Галидж – Новгород, Ладога
Башту – Киев

4. Об убиении Аскольда Олегом

Свидетельство «Повести временных лет» (Типографская Летопись) Полное собрание русских летописей, т. XXIV, М., Языки русской культуры, 2000

…Рюрикоу же княжащю в Новегород, и роди сынъ и нарече имя емоу Игорь. Възрастьшю же Игореви, и бысть храборъ и мудръ, и бысть оу него воевода, именемъ Олегъ, мужъ мудръ и храборъ...
В лето 6087 оумре Рюрикъ, княживъ летъ 17, и предасть княжение свое Олгови, понеже емоу отъ рода своего суща, и вда ему сынъ свой на руце, Игоря малаго, бе бо детескъ велми. И отъ прьваго лета Михайлова до прьваго лета Олгова, Рускаго князя, летъ 29...
…В лето 6390 поиде Олегь, поимъ Игоря, изъ Новагорода къ Кыевоу, и прииде к Смоленску и приа градъ и посади в немъ моужи свои. И оттоудоу поиде внизъ по Днепру, прииде къ горамъ Киевьскымъ. И оуведевъ Олегь, яко Аскалдъ и Диръ княжать в Киеве. Игорь же и Олегь, творящася мимоидуща, потаистася в лодияхъ и с малою дроужиною изыдоста на брегь. И посла Олегь ко Асколду и Дирови, глаголя сице, яко "гость есмь Подоугорскый, идемъ въ Грекы отъ Олга князя и отъ Игоря княжича, да приидете к намъ с родомъ своимъ". Асколдъ же и Диръ приидоста к нимъ. Олегь же вземъ Игоря на роуце и рече къ Аскалду и Дирови: "Вы неста князья, ни роду княжь, но азъ есмь князь и мне достоить княжити, а се есть сынъ Рюриковъ, Игорь княжичь". И выскакавше изъ лодей вонъ Игоревы и оубиста Асколда и Дира и несша ихъ на гору, погребоша и, еже ся ныне нарицаеть Оугорьское, идеже есть дворъ Олгинъ. На той могиле постави Олгав церковь святого Николоу, а Дирова могила за святою Ириною. И седе Олегь, княжа в Киеве, и рече: "Сей, буди мати всемъ градомъ Рускымъ". И обладаше всею Рускою землею.


Свидетельство Джагфар Тарихы (Летописи Джагфара) Гази-Барадж Тарихы  (Летопись Гази-Бараджа)

Лачын, плача от унижения, уехал с двумя своими женами в Итиль и вскоре умер там от позора, а сына его от башкортки - Угыра - Алмыш оставил при себе...
В 882 году на Башту двинулся из Галиджа сын Эрека Салахби, а из Болгара - Алабуга с отрядами сабанов и баджанаков, стремившихся отомстить за набег на них кара-булгарских моджар во главе с Лачыном.
…При Лачыне Урусское бекство подчинялось ему, поэтому Алмыш двинулся к Башту с намерением принудить Ас-Халиба подчиниться ему. У города он соединился с подошедшим чуть раньше Салахби и вначале договорился с ним, что он будет княжить в городе в качестве данника балтавара. Но потом Джун посоветовал им, чтобы Салахби сел в Башту в качестве соправителя сына Лачына Угыра, и по размышлении бии согласились с анчийским головой. Салахби, показав баштуйским боярам бека Угыра Лачыни, объявил им о своем желании сесть на урусское княжение в качестве везира бека и предупредил, что в случае их противодействия, будет убит Булат и предпринят жестокий булгарский приступ. Бояры согласились заключить договор с Салахби, опасаясь мести за погром мусульман... . Однако Ас-Халиб отказался подчиниться решению бояров, и тогда они привели его к Салахби силой. Когда тот приблизился к нему, то внезапно и с криком: “Проклятый раб - ты изменил своему господину и должен умереть!” - обнажил свой меч и хотел зарубить им Салахби. Но Джун был начеку и убил Ас-Халиба копьем, которое выхватил у стоявшего рядом анчийца, а Алабуга зарубил Булата, поспешившего на помощь отцу. Последний сын Ас-Халиба Хот, узнав о кончине отца и брата, тайно бежал из Башту к хакану...
Салахби вошел вместе с Джуном и Угыром в Башту и в качестве первой дани Алмышу выдал балтавару имущество яхудских купцов. Джун, ставший первым бояром и головой всех анчийцев - а они называли его по-булгарски “бата” - примерно наказал убийц своего отца и мусульман. Довольные исходом дела, Алмыш вернулся в Хорысдан, а Алабуга - в Болгар…

Примечания

Салахби – князь Олег
Угыр – князь Игорь
Лачын – кавказский род из которого, согласны Тарихы вышел князь Святослав
Башкорты - первоначально - ираноязычное племя, вошедшее затем в состав угров Казахстана и передавшее им свое иранское имя
Анчийцы —булгарское название части восточных славян. Византийцы называли их антами.

5. О начале княжения Игоря и борьбе его и сына Аскольда Худа с князем Олегом

Свидетельство «Повести временных лет» (Типографская Летопись) Полное собрание русских летописей, т. XXIV, М., Языки русской культуры, 2000

В лето 6411, Игореви же възрастьшю, и хожааше по Олзе и слоушааше его. И приведоша ему жену отъ Плескова, именемъ Олгоу. Нецыи же глаголють, яко Олгова дчи бе Олга.


Свидетельство Джагфар Тарихы (Летописи Джагфара) Гази-Барадж Тарихы  (Летопись Гази-Бараджа)

Так, в 911 году сын Ас-Халиба - верный хазарам Худ - захватил Башту и освободил содержавшегося там под стражей сына Лачына Угыра. Салахби, верный Булгару, едва ушел в Джир

Худ Анатыш был очень самоуверен, ибо имел 5 тысяч отлично вооруженных воинов, но у Болгара его уже поджидал Салахби со своими кораблями. Только одному кораблю Худа удалось прорваться в Джир - остальные были либо потоплены, либо причалили к берегу...
Всего на, берег сошло с 3 тысячи садумцев и галиджийских балынцев, и нашим пришлось немало повозиться, прежде чем все враги были растоптаны, а шею раненого Худа захлестнул аркан Бырака. Алмыш выдал Худа бершудскому беку, и Бырак повесил его на дереве возле своей ставки на реке Дяу-Шир со словами: “Послужи, о храбрейший, нашему Богу Тангре и пусть он возродит тебя вновь уже на нашей земле!”
Это считалось большой честью, ибо недостойных противников булгары по хонскому обычаю сжигали...

Покончив у Болгара с врагом, Салахби тут же при помощи анчийцев овладел Башту и взял в жены анатышку - вдову Худа. При этом она спросила: “Где был убит мой муж?” Салахби ответил, что в болгарском овраге, куда в конце концов загнали и где расстреляли стрелами воинство Худа.

Арслан с помощью хинских баджанаков выбил Рыштау из Хорысдана и поставил во главе бейлика Кара-Булгар Угыра. Но Салахби тут же двинулся к Хорысдану с частью прибежавших к нему каубуйцев и выбил Угыра вон. Тогда тот устроил себе новую ставку - восточнее Хорысдана - и назвал ее Хурса. Баджанаки называли ее “Кура”... Здесь же, в кара-булгарском батавыле Хорысдан, Салахби сыграл свадьбу с Ульджай

…Выбрав момент, когда Арслан послал верного ему Угыра Лачыни с карачаевцами, кашэками и сакланами против Салахби, Моджар поднял мятеж и овладел Итилем. Угыр отобрал Башту у Салахби, и тот бежал в Джир, но Арслан потерял власть и бежал в Самандар, где заявил местным булгарам-бурджанам: “Помогите мне - ведь я из рода Уруса, в котором никогда не было... иудеев и который всегда защищал мусульман!”…

…Угыр, став господином Башту, первым делом женился на попавшейся в плен Ульджай. Узнав о свержении своего господина и благодетеля Арслана, он сильно осерчал и объявил себя независимым урусским беком. Когда Моджар прислал к нему чиновников, он заявил им: “Отныне я, подобно Ак-булгарам, буду выплачивать хазарским бекам дань только за охрану нашей границы, и не более того”. А в Болгар Угыр прислал своих послов с такими речами к Алмышу: “Я слышал, брат, что ты мучаешь приверженцев нашей старой булгарской веры, к которым отношусь и я. Поберегись же, ибо я уже стал самостоятельным урусским беком ив состоянии помочь своим единоверцам!”

Тогда же в Болгар из Джира приплыл Салахби для участия в задуманном каном походе на Итиль. Это укрепило позиции Алмыша, но и он, и тебир не решались прибегнуть к оружию в борьбе с повстанцами.

Примечания

Ульджай – Ольга
Джир - Ростов

6. О смерти Олега

Свидетельство «Повести временных лет» (Типографская Летопись) Полное собрание русских летописей, т. XXIV, М., Языки русской культуры, 2000

О смерти Олгови. И приспе осень, помяноу Олегъ конь свой, иже бе поставилъ кормити и не въседати нань, бе бо въпреди въпрашалъ вълхвъ и кудесникъ: "Оть чего ми оумрети"? И рече единъ коудесникъ к нему: "Княже, оу тобе есть конь, егоже ты любиши ездьти на немъ, то отъ того смерть тебе приати". Олегъ же приимъ во оуме си речь: "Николи же всяду нань, ни вижоу его боле того". И повеле кормити и не водити его къ немоу, и пребывъ ньколико леть, не деа его, дондеже и въ Грекы поиде. И пришедшу емоу отъ Грекы къ Кыеву, пребывшю ему 4 лета, а на пятое лето помяну конь свой, отъ негоже ему бяхоуть влъсви ркли оумрети. И призва старейшину конюховъ и рече: "Где есть конь мой, егоже бе поставилъ кормити и блюсти его и не ездити на немъ и не приводити его предъ ся"? Он же рече: "Оумерлъ есть". Олегъ же посмеяся и оукориа коудесника, река: "Тотъ неправо глаголють волсви, но все лжа есть: конь оумрълъ, а язъ живъ". И повеле оседлати си конь, "да вижоу кости его". И приидь на место, идеже кости того коня и лобъ голъ, и исседе с коня и посмеяся, рече: "Отъ сего ли лба смерть приидеть мне!" И востоупи на лобъ. И выникноувъ змиа изо лба и оуклюноу и в ногоу. С того разболеся и оумре. И плакашяся людие вси плачемъ великимъ и несоша и погребоша на горе, зовомой Щековица. И есть могила та и до сего дне, словеть могила Олгова. И бысть всехъ летъ княжениа его 33.

Свидетельство Джагфар Тарихы (Летописи Джагфара) Гази-Барадж Тарихы  (Летопись Гази-Бараджа)

Глава 9. О кончине Салахби и о его потомках Хуме и Сыпе
Перед самым походом Салахби решил купить себе лошадь и отправился из болгарского балика Ака-Басар в балик Халджа, который называли также и Хорезмийским баликом. Там он присмотрел тюркменского коня по кличке Джилан. Однако при покупке он выронил под ноги коня одну монету и неосторожно нагнулся за ней. Джилан же, обученный топтать в бою пеших, тут же ударил его копытом и убил наповал. Алмыш был потрясен потерей своего верного джуры и лично присутствовал на похоронах Салахби. Часть садумцев, нанятая Салахби, отправилась вскоре после похорон по Айха~юлы в свою землю, и готовившийся поход не состоялся... Другая часть садумцев отправилась в Джир вместе с сыном Салахби Хумом, назначенным Алмышем новым булгарским наместником Джира. Когда отплывшие в Садум вернулись в Джир, то рассказали Хуму, что дед его Эрек еще жив и что после разгрома Худа он взял себе в память об этом имя Худ. В 925 году Хум был выбит из Джира Угыром, но в тот же год был водворен обратно Алмышем...

В стране Идель, у реки Агидель движение хонов на время прервалось, ибо здесь было также государство хонского рода Буляр... Последний утигрский правитель Буляра Джокэ-Утиг имел неосторожность сжечь гнездо Бараджа в угоду своей жене - мурдаске, потребовавшей от него возвести на этом месте город. В огне погибли все дети Бараджа, кроме одного, а сам он улетел на другое место и сказал на прощание Джокэ-Утигу: "Я всегда был покровителем хонов - и останусь им. Но ты за свое злое деяние умрешь от укуса моего последнего сына, а все твои дети будут убиты". Но этот бек не только не испугался, а, наоборот, по новому совету своей жены, занялся поисками хинских сокровищ в могилах своих предков. И вот когда он раскопал одну могилу, то из земли вместо человеческих останков явились кости лошади. Это был предупреждающий знак Тангры, но Джокэ-Утиг не внял этому предупреждению и продолжал копать. Тогда из-под костей выполз Змей, сын Бараджа, и укусил бека, отчего тот немедленно скончался...


Примечания

Сыновья Олега: Хум и Сып


Рецензии
"Свод был написан в 1680 году по приказу вождя булгарского освободительного движения - сеида Джагфара - секретарем его канцелярии Иманом в восточной части Булгарии - Башкортостане"

Ну так переписали все эти истории из Киевского "Синопсиса". Заменив имена. Только и всего.

Андрей Пустогаров   03.02.2011 21:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.