Что послушать Старенького? Blue Oyster Cult

Blue Oyster Cult

Голубые устрицы заказывали?:)

 
ХТО ТАКИЕ?

Blue Oyster Cult практически неизвестны за пределами США, но в своё время они были весьма знамениты, и даже подавали большие надежды как американский ответ Black Sabbath. Однако постоянное метание между музыкальными стилями сгубило на корню все эти надежды.
Группа появились в конце 60-х годов на музыкальной сцене Нью-Йорка под вывеской "Soft White Underbelly". Для молодой и неотёсанной команды, игравшей гремучую смесь хард-рока, психоделии и ритм-энд-блюза, судьбаносной оказалась встреча с уникальным человеком, рок-журналистом и организатором концертов, Сэнди Перлманом, который стал их первым продюсером. Тогда же образовался и первый состав, который позже назовут "классическим": Эрик Блум (вокал, гитара), Дональд "Бак Дхарма" Резер (гитара), Ален Ланье (клавишные, гитара), Джо Бучард (бас) и Альберт Бучард (ударные).
За свою сорокалетнюю историю, этот коллектив пережил немало взлётов и падений, но, пожалуй, так и не достиг тех высот, которых вполне заслуживал. В обновлённом виде BOC существуют и сейчас, но, конечно, их активная концертная и студийная деятельность далеко позади...
Эта статья предлагает вам пробежаться по славным денёчкам BOC или, выражаясь образно, вскрыть устрицу. Несмотря на то, что она не очень свежа, её запах и вкус должен понравится настоящему музыкальному гурману.


ЧЁ ИГРАЮТ ТО?

Ооо, друзья мои, это похлеще "Бинома Ньютона". И сами музыканты, возглавляемые гением Дональда Резера, и музыкальные журналисты вслед за ними, причисляли саунд группы то к развязным шайкам психоделических хард-рокеров, то к окладисто-прилизанным помп-рок-командам типа Styx а то и возвышали его, как первый в мире "метал для интеллектуалов". 80-е годы группа встретила играя металл с элементами мелодик-рока, попросту говоря АОР, а в наше время их стиль определить гораздо проще ёмким понятием "классик-рок".


ЧЕМ ЗНАМЕНИТЫ?

Если вам доводилось что-то слышать из репертуара Blue Oyster Cult, то на 90 % это либо песня "Dont fear the reaper", либо "Astronomy", причём последнюю вы наверняка слышали в исполении Metallica.
Сильнейший музыкальный резонанс, из тех, что доводилось вызывать группе, можно назвать альбом "Agents Of Fortune" 1976 года. Он до сих пор считается одним из главных альбомов в истории помп-рока и праобразом стиля АОР. В поддержку к этому альбому, группа устроила грандиозные концертные туры, на которых вперые использовала новаторские лазерные шоу. Особый колорит вокалисту Эрику Блуму придавал разработанный Перлманом сценический образ порочного байкера, вот только одежда покупалась исключительно в... гей-магазине Манхэттэна. От чего в скором времени Блум, как и вся группа, стали культовыми персонажами для представителей сексуальных меньшинств. Кстати, нетрудно догадаться, что именно из этих соображений знаменитый гей-клуб из фильмов про "Полицейскую Академию" был назван "Голубая устрица":)



ЧЁ ПОСЛУШАТЬ-ТО?

Основная "фишка" в творчестве Blue Oyster Cult состоит в наличие у слушателя интеллекта и хорошего чувства юмора (Может поэтому они и не достигли верха популярности?:) Да, и несмотря на ярлычок "металла", в обширной дискографии группы любителям "трэша" и даже жёсткого "хэви" ловить нечего. Абсолютно.
А вот меломанам есть чем поживиться. Уже упомянутый "Agents Of Fortune" - вечно живая и очень яркая подборка мелодичных песен группы, но истинным ценителям рока доставят подлиное удовольствие их альбомы восьмидесятых годов, такие как "Fire Of Unknown Origin" 1981, "Club Ninja" 1986 и "Imagions" 1988.  Именно эти 4 альбома я бы и рекомендовал в первую очередь.
Для желающих оценить живое звучание, я бы предложил их первый живой альбом   "On Your Feet Or On Your Knees" 1975 года, на котором звучат песни с первых трёх альбомов команды. Это грубый, сырой и неистовый Blue Oyster Cult, который позже был похоронен глянцевым стилем, пришедшем в их саунд во второй половине 70-х.



ПЯТЬ ЛУЧШИХ АЛЬБОМОВ



1. Club Ninja (1986)

Я позволю себе не пойти по пути традиционной критики альбомов Blue Oyster Cult и взгромоздить на первое место эту скромную запись, не снискавшую в своё время особых лавров.
Однако, именно здесь BOC находятся в лучшей своей форме... Они чуть усталые, но всё ещё полные сил, чуть меланхоличные, но не менее яркие, чем на гораздо более известных своих работах. И это несмотря на то, что перед этой записью из группы ушёл старожил Ален Ланье, а Буччард имел большие проблемы с дисциплиной и практически "сидел на чемоданах".
"White flags" - одна из лучшех их "открывашек" - мощнейший боевичок с мгновенно запоминающимся припевом. BOC довели в этом треке иронию над собой и своим стилем до совершенства - он слушается с улыбкой, но при этом с удовольствием и на одном дыхании. Остальные треки ему под стать. магнетический "When the war comes", притягательный "make rock not war", страстный "Dancin in the ruins" - каждая песня по своему захватывающа и полна сюрпризов. И, конечно же нельзя не отметить "Perfect water" - безупречно красивую балладу, написанную в том же подвижном ритме, что и великая "Dont fear the reaper".
В общем, лучшего альбома для ознакомления с творчеством BOC не найти. При всём уважении к "Agents Of Fortune".



2. Agents Of Fortune (1976)

От первого альбома BOC, выпущенного всего за 4 года до "Agents Of Fortune", эта грандиозная порция помп-рока, отличается так же, как картины Сальвадора Дали от творчества Ивана Репина. На нём группа окончательно отделалась от ярлыка "американских Sabbath" и встала в один ряд со светлыми и сладкими Styx и Kansas. Но так ли просто всё было?
При всей популярности главного трека альбома "Dont fear the reaper", над группой зависла зловещая тень "пропаганды суицида", от которой избавиться им так и не удалось, несмотря на все дословные объяснения текста этой песни её автором, Баком Дхармой.
Но даже если не брать во внимание "Dont fear..." на этом искрящимся и переливающимся светом альбоме было чего послушать. Особенно группе удались оранжировки, подчас, сложно было догадаться, как именно повернётся песня после вступления. Так было и с  нежным "tenderloin", начинающимся с шума приходящего поезда, и с обманчиво вкрадчивым "morning final", и с жарким  "sinful love", где уживаются лёгкий клавишный перебор и пронзительное гитарное соло. Нашлось в альбоме место для пропитанной сахаром "true confessions", рок-н-ролльной "tattoo vampire" и солнечной "debbie denise", отдающей творчеством Styx.
Обилие столь разноплановых треков вполне могло отнести саунд Blue Oyster Cult к набирающей силы "новой волне", но, пожалуй, этому помешала излишняя мягкость и помпезность исполнения. Как бы там ни было, именно эта платинка - вечный памятник величию Blue Oyster Cult, поскольку именно она прописала их в "высшей лиге".



3. Imagions (1988)

В тот год, когда вышел "Imagions", миром правил металл. На пике славы были Iron Maiden и Manowar, набирали силу трэшеры, возглавляемые Metallica, да и глэмовые волосатые металлеры вроде Montley Crew и Gun`s and Roses были полны энергии и сил. BOC, с их "интеллектуальным металлом" (не путать с прогрессив-металом) было очень тяжело вклиниться в пересыщенную тяжёлой музыкой американскую сцену. Поэтому всё, что они делали во второй половине восьмидесятых - это фактически дань преданным поклонникам и не более того.
Этот вдумчивый, философский и куда более театральный чем всё, что было в истории  BOC, альбом был детищем Бучарда и Сэнди Перлмана, но в его записи приняли участие почти все музыканты основного состава плюс несколько приглашённых звёзд, включая, между прочим, Джо Сатриани.
Альбом, по-сути, был захватывающей рок-оперой, в которую удачно вписалась даже версия классического хита "Astronomy". Практически во всех треках BOC собраны и крайне серьёзны, здесь вы не найдёте дурашливых и ироничных треков. Пожалуй, это самая взрослая работа группы, она же самая мощная и тяжёлая.



4. Fire Of Unknown Origin (1981)

В начале восьмидесятых Blue Oyster Cult окончательно сбросили с себя помп-рок одеяния и вернулись если не в металл, то по крайней мере, в тяжёлую музыку. Причём вернулись, полные сил, новых идей и шикарных песен.
Главными хитами с нового альбома стали дикая и необузданная "burnin for you" и артистичный и развязный "joan crawford". Немногим отстал от них потрясающе энергичный "after dark". Вообще, если, оценивать альбом одним словом, то "страстный" будет самым уместным. Ни в одном треке альбома нет даже намёка на психоделические корни команды, это порция бодрого и сочного мелодичного хард-рока, наполненного энергией и ненаигранной страстью.


5. Spectres (1977)

Spectres был милым набором приятных или просто симпатичных песен, выпущенных в догонку за славой Agents Of Fortune. Славы своего предшественника он не группе не принёс, однако порадовал яркими и запоминающимися песнями.
Прежде всего, речь идёт о дурашливой "Godzilla", которая надолго стала одним из главных концертных номеров. Но судить о саунде альбома нужно не по ней, а по лёгким и ненавязчивым "goin through the motions", "celestial the queen" и "fireworks".
То, что команда абсолютно избавилась от мрачных психоделических настроений видно по тому, с каким светлым настроением был исполнен, в общем-то, мрачный и угрожающий "nosferatu". Часть их поклонников была в восторге от этого, но не меньшая часть подвергла их новый мягкий стиль презрению.
В своём следующем альбоме, "Mirrors" 1979 года, попытка повторить мягкое и светлое настроение этого альбома обернётся провалом, который BOC, будучи умной группой, учтут и сделают правильные выводы.



ЧЁ ТЕПЕРЬ?

После "Imagions" Blue Oyster Cult пропали из виду на 10 лет, и лишь в конце 90-х возникли снова. Компания "CMC Records" предложила им контракт, результатом которого стали два альбома - "Heaven Forbid" (1998) и "Curse Of The Hidden Mirror" (2001). Костяк новой команды составили Бак Дхарма и Эрик Блум, а автором большинства тектов обоих альбомов стал  Джон Ширли, известный писатель-фантаст. Музыка группы осталась той же - умеренной тяжести мелодичный хард-рок, который они играли в восьмидесятые годы.
Известия о новом студийнике пока не поступали, но BOC могут себе позволить этот простой. Они уже давно не гонятся ни за популярностью, ни за модой. Они просто есть, "великие неизвестные", мастера мрачной меланхолии и солнечного помп-рока, весёлого АОРа и забойного хард-рока, мастера сценических шоу, двусмысленных текстов и бесконечной иронии... Великая группа, ну как тут возразить?:)


Рецензии
Большое спасибо за экскурсию!

Дэмиэн Винс   01.04.2013 15:18     Заявить о нарушении