Лесенка для Ларисы Котовской

Один
      Два
            Три

        Лариса, посмотри

    я не мастак,
              но я могу и так:

        ПИ-
          КА-
            ЧУ

... хочешь научу?

--------------------------------

ПОЯСНЕНИЕ: стих написан как иллюстрация того, каким образом можно делать отступы в стихах. Я столкнулся с этим когда захотел разместить в начале стиха эпиграф или посвящение.

Дело в том, что по правилам языка HTML - на котором написан весь интернет - нельзя разместить в тексте 2 или более пробелов подряд. Поставьте хоть 10 - они все равно будут сжаты в один единственный пробел.
А если вам уж очень надо отступить побольше - то используйте спецПРОБЕЛ, который записывается таким вот спецсловом: " " (только это спецслово надо писать БЕЗ КАВЫЧЕК!)

Один такой спецпробел отступит от края на пару миллиметров, но если его написать несколько раз через обычные пробелы, то можно делать довольно большие отступы и даже строить лесенки как в моем стихотворении.

ЗАМЕЧАНИЕ №1 - не надо писать, что этот метод не работает. Он уже не один раз опробован на СтихиРе (вот один из примеров: http://www.stihi.ru/2008/01/30/703) и если у Вас что-то не вышло - обращайтесь (можно по почте, а можно и в рецензиях к данному стиху), я уверен, что смогу вам помочь.

ЗАМЕЧАНИЕ №2 - не пишите несколько спецПРОБЕЛОВ подряд, разделяйте их обычными пробелами, иначе ваши старания будут сведены на нет системой фильтрования сайта СтихиРу.

ЗАМЕЧАНИЕ №3 - данный способ абсолютно легален и не может причинить никакого вреда ни вашим стихам, ни читателям, ни СтихиРе. Вы можете от него отказаться в любой момент если передумаете - просто удалите эти пробелы из вашего стиха.

ПРИМЕЧАНИЕ №4 - если у Вас что-то не получилось, попробуйте отредактировать стихотворение, в котором надо поместить отступы, еще разок. Если опять не выходит - пишите мне.

Надеюсь, что вам это пригодится для оформления своих стихотворений.

 
C уважением,
Евгений Грисевич


Рецензии
Евгений, Ваши рецензии отличаются глубиной проникновения и высотой познания стилистики поэзии и правил стихосложения.
Не могли бы Вы "разобрать по косточкам" два произведения? Поверьте, для меня это важно.
Вот первое: http://www.stihi.ru/2009/04/27/11. Теперь, правда, его автор вставил его вместо другого своего стиха, более раннего: http://www.stihi.ru/2006/11/13-887
Рецензию лучше написать на моей странице, ибо автор весьма амбициозен и может её удалить, если она ему не понравится.
Ссылку на второе стихотворение я дам после прочтения первой рецензии.
Заранее благодарен - FM.

Форс Мажор   09.12.2009 19:50     Заявить о нарушении
Уважаемый Форс Мажор,
я благодарен Вам за столь лестную оценку моих рецензий, хотя я никогда не стремился стать ни рецензентом, ни критиком и лишь высказывал свои впечатления и размышления над прочитанным.

Прошу простить за столь долгое молчание в ответ на Вашу просьбу, очень хотелось не ответить банальной рецкой, а наоборот провести более-менее качественный разбор указанного Вами произведения. На это нужно время, а его так часто не хватает :) Надеюсь, что моя рецензия окажется достойна того месяца ожидания, который потрачен на неё.

Теперь собственно рецензия. На странице автора Владимира Щавлева я оставил её под стихотворением, но если Вы опасаетесь за её сохранность, я продублирую её в данном комментарии.

---------------------------------------------------------------
 

 Начну пожалуй с того, что на меня этот стих впечатления не произвел и если бы он просто попался мне на глаза среди сотен тысяч остальных стихов Стихиры - я бы прошёл мимо, не оставив ни оценки, ни рецензии. Говорю я об этом факте не для того, чтобы кого-то обидеть, а потому, что, как мне кажется, в таком моем отношении к стихотворению есть немалая "заслуга" самого автора.
 Я обычный человек и мои представления о красоте в поэзии, в принципе, тоже обычные. Я не слишком требователен к стихотворению и ожидаю от него малого:
  - чтобы оно было понятным;
  - чтобы оно было содержательным;
  - чтобы оно было гармоничным:
  - и чтобы оно было грамотным.
 
 Вот наверное основные критерии, по которым я оцениваю стихи, дополнительно радуясь, когда в стихе звучат ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, АКТУАЛЬНОСТЬ и ЛАКОНИЧНОСТЬ. Это можно назвать необязательными "бонусами" от автора.
  
 
 Если выразиться попроще, то по моему убеждению ХОРОШИЙ СТИХ ДОЛЖЕН ОБОГАТИТЬ ВНУТРЕННИЙ (ДУХОВНЫЙ) МИР ЧИТАТЕЛЯ И ПОРАДОВАТЬ ЕГО.
  
 
 Наверно, стоить заметить, что порадовать может и философский, и меланхолический и даже трагический стих. Порадовать не своим содержанием, а уже тем фактом, что такой замечательный стих есть.
 
 Что-же можно наблюдать в стихотворении "Неужель, я не нужен тебе..." ?
  
 
 1) ДОВОЛЬНО СИЛЬНО ЗАПУТАН СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ.
 Фразы перескакивают с темы на тему, непонятна порой их взаимосвязь. Вот пара примеров:
 
  - каким образом наличие поезда приводит к бесполезности разговоров? Не к невозможности, а именно к _бесполезности_!
 Хотя даже так сложно утверждать, потому что выражение "превращать разговоры в пустяк" может быть истолковано и как бессмысленность разговоров, и как бесполезность, и как простоту общения (может быть автор - проводник, с которым поговорить так же просто как и любой другой пустяк ;)
 Кстати, тут есть очень интересное обстоятельство: мурманский поезд СНОВА на путях спозаранку. Предположим, что девушка, к которой обращается автор, уезжает в Мурманск или из Мурманска навсегда и разлука с ней будет равносильна разрыву отношений (равно как и разрыву в общении). Но тогда о чем свидетельствует упоминание "снова"? О том, что такие разрывы с данной девушкой у автора случаются регулярно?
 
  - какие из слов сохранила раскрытая книжка? Это слова "жалеть уже поздно" или "я не нужен тебе ни вчера, ни сегодня"? И что такого особенного в этой книжке? Может быть это книга судьбы автора или это роман, к котором был описан их с "ответчицей" роман? Или это просто "раскрытая книжка", значение которой в этом стихотворении - пустяк, не имеющий никакого значения?
 
  - если предположить, что "мурманский поезд", это поезд, на котором девушка уезжает в Петербург (упоминание про крышу), то логично предположить, что автор тогда остается в Мурманске.
 Но тут же автор указывает на то, что Гольфстримы (а их разве много?), протекающие недалеко от Мурманска, будут плыть и капать по упомянутой крыше БЕЗ НЕГО - соответственно непонятно каким образом, зачем и куда он исчезнет из Мурманска (может быть намек на "вечные зимы" указывает нам на Заполярье? Но Мурманск и так уже там :)
 Кстати, может мне кто-то дать справку: неужели влага испаренная из Гольфстрима выпадает дождем в Петербурге и его окрестностях?
 
  - упоминание о сынишке сделано настолько вскользь, что скорее больше запутывает читателя, порождая массу вопросов, чем помогает ему увидеть нить сюжета и понять его узор. Так что тут даже расписывать не стоит ничего об этом.
 
  - информационно-историческое и в тоже время ностальгическое эссе после стихотворение НИКАК не помогает понять смысл самого стихотворения и тоже не отличается логичным построением, перескакивая с неразорвавшихся снарядов на северное сияние и белые/полярные ночи, рассказывая о поездках на юг, но не поясняя почему "неким символом" для автора являются вокзалы не только Мурманска, но и Ленинграда с Москвой? (может быть для автора в детстве понятие "юг" и "Москва" были тождественны?)
 
 Кроме общих "непоняток" в смысловой составляющей произведения еще добавляется авторская разбивка строк, которая, на мой взгляд, только усложняет восприятие стиха. Приведенная в конце послесловия ссылочка на обычную запись строк позволяет ознакомиться с тем же стихотворением, но по-новому. И мне кажется что классическая запись делает стих более приятным в прочтении.
  
 
 2) СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ СТИХА: СРЕДНЯЯ
 
 Я не очень понимаю красоту абстракционизма, на мой взгляд истинная красота должна быть понятна каждому с первого взгляда и не вызывать дополнительных вопросов. А в таких вот картинах - http://iskysstvoxxvek.narod.ru/Images/abs/2.jpg я красоты не вижу, никакой. И гармонии не вижу тоже.
 Точно также мне неясно как может быть содержательным непонятый читателем стих? Почему он не понят я постарался немного объяснить выше, здесь же я хочу пояснить какая разница между непонятым и недосказанным стихом.
 
 Вот ссылка http://www.stihi.ru/2009/06/15/5767 на стих, о котором одна из читательниц сказала "Очень хорошо! Ничего непонятно!" И это, на мой взгляд, удивительно точное замечание. В стихотворении Маргариты очень много недосказанности, но в то же время читателям не составляет труда уловить суть произведения, дополнив "недостающие звенья" своим воображением. И прелесть такого произведения в том, что каждый читатель найдет в нем свою, уникальную историю (а может быть даже и не одну!), вчитываясь в строки и с удовольствием перечитывая стих множество раз. Такой стих будет радовать много и многих.
 
 В стихотворении "Неужель, я не нужен тебе..." недосказанности тоже немало, но она к сожалению не позволяет увидеть целостной картины содержания стиха. На тему этого произведения можно, но довольно сложно фантазировать, учитывая то, как много вопросов хочется задать автору. В результате стих является скорее непонятным, чем недосказанным и потому он не задерживается в памяти, не оставляет ярких образов или интересных ассоциаций, а следовательно - СТИХ ИНТЕРЕСЕН ТОЛЬКО АВТОРУ и знающим его людям.
  
 
 3) СТИХ ДОСТАТОЧНО ГАРМОНИЧЕН, НО НЕ СБАЛАНСИРОВАН
 С гармонической составляющей все очень часто индивидуально. Мало того она и зависит от очень большого количества факторов, часть из которых разные люди оценивают по разному. Поэтому нередко оценку гармоничности стихотворения проводят интуитивно, а значит не всегда одинаково как для разных стихов, так и для одного и того же произведения.
 
 В целом стих мне кажется достаточно гармоничным, но несколько "шероховатостей" все же есть:
 
  - с технической стороны: в стихе хорошо выдержан размер, но временами нарушена ритмика ударений, иногда не совпадает разбивка слогов (в одной строчке два слога формируют окончание: "не знАЮ, поймёт ли", в другой строке такие же по порядку слоги располагаются в разных словах: "буду Я кОротать").
 Длинные строки стихотворения не имеют внутренней рифмы (рифма только на последних слогах строк), что немного приближает произведение к растянутой певучести "белого стиха".
 
  - временами есть логические неясности и недосказанности. Например, автор сожалеет, что он возможно не нужен "ответчице" ни вчера, ни сегодня. Будет ли он нужен завтра автору либо не интересно, либо заранее ясно - в любом случае ответ на этот вопрос стих не дает.
 Кроме того если автор и впрямь не нужен "ни вчера, ни сегодня (ни завтра)" - то получается, что он и не был нужен никогда. Зачем и о чем тогда стих остается, мягко говоря, загадкой.
 Почему Гольфстрим(ы) озорные, почему их несколько и почему они "будут плыть в никуда" - знает, скорее всего, только автор (хотя может быть я просто недостаточно проинформирован в данном вопросе).
 Имеет ли какое-то особенное значение то, что голос у ответчицы таинственный - неясно. Равно как и непонятна природа этой таинственности.
 
  - есть ли в данном стихе какая-то мораль, какой-то итог, какое-то логическое завершение? Я таковых не обнаружил, наоборот, по моему мнению, стих обрывается на полуслове, что еще больше затрудняет его понимание.
  
 
 4) СТИХ И ПОСЛЕСЛОВИЕ НАПИСАНЫ ГРАМОТНО
 Визуально я ошибок не обнаружил. Проверка правописания в Ворде нашла только 1 явную ошибку ("понаслышке" пишется слитно) и одну описку ("полуострАве"), кроме того удивилась множественности Гольфстримов и не поняла смягчения слова "неужели" до "неужель".
 
 Думаю, что за правописание автору можно смело поставить пятерку.
  
 
 5) Никаких дополнительных "бонусов" и открытий в стихе обнаружить не удалось. Немного заинтересовал только факт выпадения Гольфстрима в Петербурге в виде осадков, если это конечно соответствует действительности.
 
 ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ от стихотворения описано в самом начале рецензии. Если коротко, то его можно сформулировать так: "не впечатлил".
 Тем не менее я очень признателен автору Владимиру Щавлеву и автору Форс Мажор за возможность написать этот отзыв и попутно приобрести полезный опыт, сформировав свое мировоззрение в оценке и восприятии стихов.
 
 P.S. Владимиру Щавлеву отдельное спасибо - теперь я точно знаю, где находится город Мурманск, а также кое-что из интересных фактов об этом городе.
 
 ----------------------------
 С уважением,
 Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   11.11.2009 05:55   Заявить о нарушении
Спасибо, Женя.
Непонятен переход на женское лицо в п.4 :)))
Во многом твоё мнение об этом произведении совпадает с моим. Во многом, но не во всём. Наверное, это моя предвзятость. Чуть позже ты поймёшь, в чём дело.
Тем не менее, к твоему перечню оплошностей автора могу вполне объективно добавить ещё несколько. Помимо того, что Гольфстрим - течение ЕДИНСТВЕННОЕ, каким образом оно может куда-то ПЛЫТЬ? Всё равно, что про реку сказать, что она плывёт. По ручью, по реке, по течению - плыть можно. Но они сами только ТЕКУТ. И далее возникают ещё вопросы: а что, в Питере только ОДНА КРЫША? Или, может, весь Питер находится под одной крышей? Или с Гольфстрима приносит столько дождя, что его хватает только на одну крышу? О какой петербургской крыше речь? Может, именно поэтому Гольфстрим и озорной?

А теперь, Жень, вот второе произведение: http://www.stihi.ru/2009/04/03/4701
Давай его так же - по косточкам.

Форс Мажор   11.11.2009 18:54   Заявить о нарушении
про п.4 - читай внимательнее. Там сказано, что я ошибок не увидел и ПРОВЕРКА ПРАВОПИСАНИЯ (вот он - женский род :) тоже нашла только 1 явную ошибку ...
_____________________________________________________________
 

про то, что течение равно как и река не могут плыть, а лишь текут - согласен с тобой, с технической точки зрения. Однако наш язык - отнюдь не строгий механизм, а скорее живой, гибкий, динамично развивающийся организм и в нем выражение "река плывет" уже давно и прочно вошло в народный обиход.

Желаешь примеров? Вот парочка:
--------------------------------
http://www.interlit2001.com/litvan-st-1.htm
http://blogs.privet.ru/community/gernov51/68474650
http://magazines.russ.ru/arion/1998/3/laker.html
http://www.poesis.ru/poeti-poezia/trunin/verses.htm
http://www.sunhome.ru/poetry/136365
http://charter97.org/ru/news/2009/7/2/19723/
http://deva42.intwayblog.net/?p=24
http://www.ln.com.ua/~kekz/hem61/digest2.htm
http://www.chinatrips.ru/guide/cityb15bc9877faf4b18803dfd72e855e37e.htm
http://www.bid.ru/internal.php?id=769
http://fictionbook.ru/author/shergin_boris/dvinskaya_zemlya/download.a6.pdf

На приведенных страницах есть и стихи, и переводы, и публицистика и даже простые отзывы людей (пример надо искать в тексте по сочетанию "река плывет) - так что можно считать такое выражение "народным".

Единственное, что можно пожелать Владимиру Щавлеву и всем поэтам - избегать просторечных выражений, если это не оправдано общей стилистикой стихотворения.
_____________________________________________________________
 

По поводу единственного числа петербургских крыш - тут ты уже, имхо, слишком пристрастен. Ведь вполне объяснимо, что автора интересует лишь одна крыша во всем Петербурге - крыша того дома, где живет уехавшая на мурманском поезде девушка ;)

Кроме того я не говорил, что перечислил ВСЕ неточности или "непонятки", я лишь привел пару примеров, чтобы мои выводы не показались голословными.
 

_____________________________________________________________
 

>> "Наверное, это моя предвзятость. Чуть позже ты поймёшь, в чём дело."
Да, уже действительно многое прояснилось. После того как прошел по ссылочке к твоему стиху и решил немного попотрошить рецензии - все более-менее стало на свои места.

Ну что ж, раз уж я в эту "мурманскую историю" чуток погрузился (без вчитывания правда, лишь по верхам), то прошу учесть мою частичную предвзятость при оценке второго стихотворения (при первом этого не было и я сейчас очень рад, что ты не выдал обе ссылки сразу).

Однако постараюсь абстрагироваться от "разборок" и сосредоточиться на стихотворении :)

Подробную рецку на твой стиш "Я не нужен тебе ..." - обещаю. Вот только не обещаю когда, идет?

----------------------------
С уважением,
Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   12.11.2009 00:12   Заявить о нарушении
С п.4 всё верно. Сообразил :))

Наш динамично развивающийся язык скоро совсем дойдёт до маразма, если позволяет в стихах, претендующих на высокую поэзию, выражение "река плывёт". Скажу больше: мне довелось видеть обложку женского глянцевого журнала, на коей часть женского белья называлась БЮСТГАЛТЕР (без "Ь"). У действительно грамотных авторов течения и реки могут плыть только в речи малограмотных героев. Вспоминая Высоцкого, мы умиляемся простонародной речи многих героев его песен, хорошо понимая, тем не менее, что сам Высоцкий в обычном своём общении и серьёзных стихах так не говорил.

О крышах. Не могу сказать обо всех городах, но в Питере стука дождя о крышу не слышно даже на верхних этажах. И если иметь в виду одну конкретную крышу над героиней, то этот стук она может услышать только в одном случае: если она живёт на чердаке. Посему правильнее было бы написать "Петербургские крыши".

Ответ на твой последний вопрос: идёт, подожду.
После этого дам тебе ещё пару ссылок. Не пугайся, не для критики :)))) - так, для окончательной расстановки точек над "i".

Спасибо ещё раз, что тратишь на меня столько времени.
Не такое простое это дело - столь детельное исследование стихотворения.

Форс Мажор   12.11.2009 01:01   Заявить о нарушении
Анатолий, ознакомился со стихотворением "Я не нужен тебе...". Развернутая рецка будет попозже, однако могу поведать общее впечатление о стихотворении.
После первого прочтения, если бы мог, я бы без всякой лести или подхалимства, просто по-дружески похлопал бы тебя по плечу и добавил: "ХО-РО-ШО!" :)

----------------------------
С уважением,
Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   12.11.2009 01:40   Заявить о нарушении
Надеюсь, тебе предоставится такая возможность: я каждый год бываю на Украине - Полтава, Харьков, Киев.
А ты где живёшь?

Форс Мажор   12.11.2009 01:57   Заявить о нарушении
Я живу ближе к западным областям - г.Хмельницкий (обл.центр). Так что неясно встретимся ли

Евгений Грисевич   13.11.2009 01:43   Заявить о нарушении
Да, в те края меня не заносит :))
Но как знать, как знать...

Форс Мажор   13.11.2009 02:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.