День и Ночь
Отыскивал приличий макинтош!
А Ночь пришла без всяких дозволений,
Не пряча ни волнение, ни дрожь.
И осторожность приутихла робко.
И скромность ложная оделась в страсть,
И чувствам, с неожиданной сноровкой,
Жизнь так умело смело отдалась.
Сорвав запреты жёсткие с желаний,
Любовь открыла звёздные врата,
И лунный свет рассеянных касаний
Окрасил мир в волнения цвета.
Притихло время, и остановилось
Дыхание небес над красотой.
Всё, что при свете дня грехом косилось -
Взошло над снами истиной святой.
05.01.2009
рождено откликом на стихотворение
«Ночь» (Галина Прокопец) http://www.stihi.ru/2008/12/20/4108
Краткий анализ стихотворения
Автор и название. Автор не указан; название — по первой строке: «Как долго День в гримёрке откровений…».
Тема. Противопоставление Дня и Ночи как символов сдержанности и раскрепощённости; пробуждение чувств, освобождение от запретов под покровом ночи.
Основная идея. Ночь снимает социальные ограничения и дозволяет проявиться подлинным чувствам и желаниям; то, что днём кажется грехом, в ночном свете обретает характер истинной, священной реальности.
Композиция.
1;я строфа: День тщетно ищет «приличий макинтош» — образ сдержанности и правил; Ночь приходит без дозволений, обнажая волнение.
2;я строфа: Осторожность и скромность уступают страсти; чувства смело отдаются жизни.
3;я строфа: Любовь срывает запреты и открывает «звёздные врата»; лунный свет окрашивает мир в цвета волнения.
4;я строфа: Время замирает; то, что днём осуждалось, становится «истиной святой» под сенью снов.
Четвёртая строфа подводит философский итог, завершая движение от внешнего приличия к внутренней истине.
Жанр и стиль. Лирическое стихотворение с элементами философской медитации; стиль — художественно;поэтический, с яркой образностью и символикой.
Художественные средства.
Олицетворение: День «отыскивал», Ночь «пришла», осторожность «приутихла», скромность «оделась в страсть», время «притихло и остановилось».
Метафоры: «гримёрка откровений», «макинтош приличий», «звёздные врата», «волнения цвета», «истиной святой».
Эпитеты: «ложная скромность», «жёсткие запреты», «рассеянные касания», «святая истина».
Антитеза: День ; Ночь; приличия ; страсть; грех ; истина.
Инверсия: «Отыскивал приличий макинтош», «Не пряча ни волнение, ни дрожь» — усиливает ритмико;интонационную выразительность.
Повторы и параллелизмы: структурная перекличка строф, нарастание освобождения.
Размер и рифма.
Размер: четырёхстопный ямб (с вариациями, придающими речи гибкость).
Рифмовка: перекрёстная (АБАБ) в каждой строфе; рифмы преимущественно женские, с чередованием точных и неточных.
Образ лирического героя. Наблюдатель и участник перехода от дневного порядка к ночной свободе; через образы Дня и Ночи выражает внутреннее переживание освобождения и обретения истины.
Настроение и тональность. От сдержанной напряжённости первой строфы — к нарастающей свободе и восторженному умиротворению в финале; тональность романтически;возвышенная, с оттенком таинственности.
Символика.
День — социальные нормы, приличия, сдержанность.
Ночь — свобода, подлинность, раскрытие чувств.
Лунный свет — мягкое, таинственное озарение истины.
«Звёздные врата» — порог в иное, возвышенное измерение опыта.
Итог. Стихотворение выстраивает символическую драму освобождения: ночь снимает дневные запреты, позволяя чувствам стать истинной. Образная насыщенность, антитезы и мелодичность создают эффект постепенного раскрытия сокровенного смысла.
Свидетельство о публикации №109010500347
Забыв все звуки, мысли и слова,
И ночь порочной тайною укрылась,
Лишь любопытных звезд мерцала синева...
Дыханье с легким ветерком сплеталось,
В глазах вдруг отражался лунный свет.
Так до рассвета мало оставалось!
Пусть был бы он и через сотню лет...
Еще раз спасибо!
Галина Прокопец 21.05.2009 18:45 Заявить о нарушении
Растревоженно стонет молчанье последних минут...
Эти звуки во сне окликают немые волнения,
Что в затишье рассвта пасут в облаках вышину.
Спасибо Галина...извините за задержку)
Буду в гости.
с уважением.Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 04.06.2009 16:49 Заявить о нарушении