Сага о гениях

    Продолжая рассуждать о гениальности, хочется обратить ваше внимание на вещи, которые тепло приняты публикой, несмотря на явные ямки и ухабы в данных тропах. Для примера возьму всем известную «Сагу» А. Вознесенского, где качели обыденных фраз  «я тебя никогда не забуду – я тебя никогда не увижу» вызывают «мурашки запруды». Более ничего гениального там не обнаружено, что очень легко доказать.

«Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь».

Сразу бросается в глаза выражение «необутая выйдешь», поскольку совершенно непонятно, как женщина в здравом рассудке может выйти на улицу разутая? Уж лучше тогда неодетая, так, по крайней мере, можно понять, что она неглиже.  Одни глагольные рифмы и слишком много «ты» на квадратный сантиметр, так не напишет метр.

«Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Учитывая то, что девушка разута,  трудно представить, как он будет ее заслонять от простуды. Смехотворная картина, озвучивать которую даже не хочется. Последние предложения по сути, относятся к Всевышнему, поскольку именно к нему и обращается истец. Рифмы сомнительные и опять изобилие местоимения, в данном случае «я».

«Эту воду в мурашках запруды,
Это Адмиралтейство и Биржу
Я уже никогда не забуду
Я уже никогда не увижу».

Далее, вообще становится непонятным, что автору дороже: Биржа или девушка, поскольку он ставит их в один ряд. А мурашки запруды вообще режут и слух и глаз, ибо Неву трудно ассоциировать с запрудой.  Совершенно понятно, что автор таким образом ищет нужные рифмы.

«Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни.
Возвращаться – плохая примета,
Я тебя никогда не увижу».

Тут уже просто невозможно сдержать фразу Вознесенского, которая просто прорывая все кордоны вырывается на эту сцену: «Я – вселенский полудурок». Почему глаза должны мигать? Нервный тик предусмотрен в таких случаях? Почему возвращаться дурная примета? «Возвращаются все, кроме тех, кто нужней», - говорит Высоцкий. И если  рассуждать по –вознесенски, то надо каждую ночь искать новый ночлег. Это уже пугает, пожалуй, не только меня. Выходит, он ее никогда не увидит только потому, что боится дурных примет. «Карие вишни» не считаю удачной метафорой. Так можно сказать помидоры губ, тыквы щек, огурец носа. У меня это сравнение вызывает улыбку.

«Даже если на землю вернемся
Мы вторично, согласно Гафизу,
Мы, конечно, с тобой разминемся,
Я тебя никогда не увижу».

К сожалению, не читала Гафиза, но согласно теории вечности душ, вернуться они могут и в 10 раз, и причем, у каждого счет свой. А согласно теории вероятности их встреча может и не состояться, и более того, они могут и не узнать друг друга, так как памяти о прежней жизни не остается,  все начинается с чистого листа. Рифма «Гафизу –вижу» очень слабая для гения.

«И окажется так минимальным
Наше непониманье с тобою
Перед будущим непониманьем
Двух живых с пустотой неживою».

Во-первых, не так, а, скорее всего,  таким. Во-вторых, пустота живою и быть не может. Фраза звучит абсурдно. И откуда такая оценка их будущих жизней? Режиссер был пьян?

«И качнется бессмысленной высью
Пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

 Здесь ценность представляет только метафора «качнется». Высью качнуться сложно, и тем более, она бессмысленной не бывает. Это плевок в небо. Это воспоминанье может их коснуться только осмысленной высью – этот человек почему-то тебе дорог. Так бывает. «Де жа вю» называется, т.е. со мной это уже было.
 
И поскольку лучшей критикой считается собственное производство, я в финале  вам предлагаю прочесть мои вариации на данную тему.

1.Черный жемчуг.

«Я тебя никогда не увижу» -
Эта фраза мешает мне жить.
Ни Аллаха просить и ни Кришну
Я не стану проблему решить.

Понимая, ушло то мгновенье,
Где я мог крикнуть времени «стой».
Жизни накрепко спаяны звенья,
И цепи не разрушить мне той.

«Я тебя никогда не забуду» -
Эта фраза дуплетом звучит.
Ни Аллаха молить и не Будду
Я не стану, - нельзя получить

Крылья прежние снова Икару.
Отпускает их жизнь нам одни.
Помнить солнце -  великая кара,
Если в будущем пасмурны дни.

Время жемчугом черным нанижет
Сутки на златотканую нить.
« Я тебя никогда не увижу»-
Фраза, что не дано изменить.

Как видите, здесь нет ни одного лишнего слова. Четко, просто и лаконично выражена мысль, глубину которой придает выражение Гете из Фауста «Остановись, мгновенье, ты прекрасно» и притча об Икаре, который хотел уподобиться Богу.  Именно поэтому здесь упоминаются имена известных земных богов.

2. Песня «Белым-бело».
Здесь все гораздо проще, аллегории понятны всем. Техника космическая – короткая строка, звуковые повторы внутри строки, глубокая мысль, метафоры практически в каждой строке, сюжет раскрыт полностью – понятны все «как» и «почему».

Нам встречи нет,
И то закономерно.
Не дал ты мне
И крошечки любви.
Вот снег идет,
Следы тропинок верных
Он заметет,-
Вновь чувства не зови.

Укроет снег вмиг юркою порошей
Долины нег  душистые цветы,
Чтоб ты не помнил больше о хорошем -
О крае том, где вновь не будешь ты.
И пусть опять введешь в тот разговор ты,
Не дрогнет сердце - там царит печаль.
Жила любя, я на разрыв аорты
А ты усердно то не замечал.

Белым-бело,
Живу страницей новой.
В краю былом
Нам больше не бывать.
Ищи теперь
Следы пути иного.
Мир грез тебе
Придется забывать.

Любовь была
На несколько каратов.
Ярка, светла,
Затмила б целый мир.
Но доля зла -
Те чувства безвозвратны.
Им цену зна-
Ет только  «ювелир».


Рецензии