Осеннее меланхолическое...
Сумасбродства осенних ветров,
Вальс листвяный кружит меланхолию
Угасающих ярких костров.
И краса в глубине ненарочности
Наступающих грустных времён,
Так чиста перед смутой порочности
Тайных мыслей, что разум пленён
Недосказанностью междустрочия
Музыкально-печальной волны,
И под серою туч оболочкою -
О мирах напевает иных.
23.12.2008
Краткий анализ стихотворения
Тема: осенняя пора как время меланхолии, увядания и одновременно сокровенной красоты; созерцание природы, пробуждающее глубокие размышления о скрытой гармонии мира.
Основная мысль: даже в угасании, грусти и непостоянстве осени заключена особая чистота и красота; природа намекает на существование иных, более возвышенных миров, приоткрывая их через «недосказанность» и тихую музыку осеннего бытия.
Композиция:
первая строфа — образ кружащегося листвяного вальса на фоне угасающих костров, мотив меланхолии;
вторая строфа — противопоставление «красы» и «смуты порочности», акцент на чистоте наступающих времён;
третья строфа — мотив недосказанности и «музыки» осени, намекающей на иные миры под серой оболочкой туч.
Три строфы образуют единое медитативное движение от внешнего пейзажа к внутреннему откровению.
Тип речи: лирическое описание с элементами рассуждения (философская лирика).
Стиль речи: художественный (поэтический), с выраженной образностью и символикой.
Средства связи предложений:
лексические повторы («осенних ветров»;;;«наступающих грустных времён»; «меланхолию»;;;«музыкально;печальной»);
местоимения и указатели («так чиста», «что разум пленён»);
синтаксический параллелизм и инверсия, создающие единый ритмический поток.
Средства выразительности:
метафоры: «вальс листвяный», «угасающих ярких костров», «музыкально;печальная волна», «серою туч оболочкою»;
эпитеты: «своеволие сумасбродства», «меланхолию угасающих», «грустных времён», «смута порочности», «музыкально;печальной»;
олицетворение: «прорастающий сквозь своеволие», «вальс кружит меланхолию»;
символика: осень как символ угасания и одновременно откровения, «иные миры» как знак высшей реальности;
инверсия: «прорастающий сквозь своеволие», «краса в глубине ненарочности»;
аллитерация и ассонанс: мягкие шипящие и свистящие («ш», «с», «ч») создают ощущение шелеста и тишины; гласные «о», «а» придают распевность.
Размер и рифма:
размер — преимущественно четырёхстопный ямб (с вариациями, придающими речи плавность);
рифмовка — перекрёстная (АБАБ), с чередованием мужских и женских рифм;
ритм — плавный, напевный, соответствующий медитативному настрою текста.
Настроение: созерцательная меланхолия, тихая грусть, просветлённая красотой осеннего увядания и намёком на иную, более глубокую реальность.
Общая характеристика: стихотворение представляет собой образец философской пейзажной лирики, где внешний мир становится проводником к внутренним переживаниям и метафизическим образам. Через детали осеннего пейзажа автор раскрывает тему красоты угасания и тайны бытия, звучащей «междустрочиями» природы.
Свидетельство о публикации №108122300203
Недопонятостью ветренных слов,
Мы с тобою, осень, в отчаянии,
Ждем красивых и ласковых снов...
К чему-то родилось..
Очень красивое стихотворения, спасибо!
Галина Прокопец 04.01.2009 18:01 Заявить о нарушении
А недосказанность...я всё чаще прихожу к этому выводу)...она...вроде как и лучше)))
Здравствуйте Галина)))
С Новым годом Вас...и С рождеством приближающимся)))
С амыми тёплыми и искренними чувствами...Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 04.01.2009 19:56 Заявить о нарушении