Попытка счастья

Плетутся усталые лошади,
Брусчатке от них тяжело.
А ты пробегаешь по площади
И ловишь в трамваях тепло.

Печаль вулканической лавою
Лежит на перилах моста.
А лебеди? Лебеди плавают.
Простая забава – чиста.

Река не запомнила холода,
На острове крутят кино.
Всё было так зелено, молодо,
И даже немного смешно.

Финалом вселенской мистерии
Ленивая брезжит заря,
И я из столицы империи
Пишу эти строки зазря.

Петух раскричится воинственный,
В одежду вонзится репей.
И ты будешь чьей-то единственной,
Всегда оставаясь моей.

По полочкам мысли разложены,
Старинная стонет печать.
А лошади? Старые лошади
Умеют, как люди, кричать.

И площадь следами, как танцами,
Наполнит прощальный азарт.
Трамвай отбывает от станции…
Никто не приедет назад….


Рецензии
Когда Сергея Есенина царская особа спросила: "А почему у вас такие грустные стихи?" Он ответил: "Такова вся Россия!" И с этим трудно не согласиться, тем более если речь идёт о поэзии. Чувство грусти, тоски, печали, потерянности, неустроенности - характерные черты вообще русской поэзии, и современная лирика здесь не исключение. Но мы знаем, что все эти чувства не самоцель для поэта, они развиваются на фоне непрерывных нравственных и эмоциональных исканий и порождают желание выйти если не на светлую дорогу, то хотя бы к костру у речки или на огонёк в окне избы в какой-нибудь глухой деревеньке.
В этом духе развиваются события в стихотворении Максима Замшева "Попытка счастья". При всём налёте грусти оно сквозит рассудительностью и здравым смыслом: "По полочкам мысли разложены".
Лирический герой не отличается уверенностью в завтрашнем дне, его обуяли упаднические настроения, но при этом не покинула самонадеянность:

Петух раскричится воинственный,
В одежду вонзится репей.
И ты будешь чьей-то единственной,
Всегда оставаясь моей.

Попытки реабилитировать любовь тоже ему кажутся напрасными:

Финалом вселенской мистерии
Ленивая брезжит заря,
И я из столицы империи
Пишу эти строки зазря.

Здесь наречие "зазря" не очень-то выбрано к месту, пусть даже и носит несколько ироничный смысл: оно из разговорной, неотшлифованной лексики. Всё-таки больше подходило бы обычное наречие, допустим: "Пишу эту исповедь зря".
Концовка произведения обрывает все надежды и расчёты не только на благополучное будущее, но и вообще - на будущее:

И площадь следами, как танцами,
Наполнит прощальный азарт.
Трамвай отбывает от станции…
Никто не приедет назад….

Конечно, это поэтический символ, что все уехавшие не вернутся назад. Но если брать буквально, то пассажиры трамвая не те люди, которые ездят только в один конец: кто-то постоянно бывает на этой прощальной станции. А если никто не вернётся, то по какой причине? Не дай бог авария! Эти катастрофические ощущения невольно возникают в душе читателя, оставляя в ней чувство тревоги после прочтения произведения. Такова жизнь: на сплошное веселье и благополучные истории рассчитывать не приходится.

Ответное:

Наши души приучены к тайнам -
Разгадать не составит труда:
Нам с тобой, будто рельсам трамвайным,
Ближе стать не дано никогда.

Зевс   19.12.2018 17:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.