Одноэтажная Россия

ДЕД:

Одноэтажная Россия!
Расхристанные колеи.
Глядит с прискорбием мессия
В глаза потухшие твои.

Задворки атомной эпохи,
Где ветер шастает, скуля.
Заросшие чертополохом
Осиротелые поля.

За покосившимся забором
Томится опустелый двор,
Где беглый дождь крадётся вором,
Шепча про смертный приговор.

На всё столица смотрит снобом,
И не понять ей свысока,
Зачем берёзовым ознобом
Исходит русская тоска.

А если память тьму пронзает,
То видится, как вдалеке
Российский спутник проползает
Слезой у неба по щеке….

ВНУК:

Вроде сетовать глупо!
Не ворчите, отцы!
Погибают халупы,
Возрастают дворцы.

На вчерашней помойке,
Где гуляли бомжи,
Шум решительной стройки,
В двадцать крат этажи.

Где визжала гармошка
Свой телячий восторг,
У бетонной сторожки
Распоясался торг.

Где на грудах развалин
Зеленели кусты,
Купола засверкали,
Засияли кресты.

Дефициту былому
Не пророчьте возврат.
Дорожают хоромы,
И авто нарасхват.

Новых муз бестиарий
Веселит молодёжь.
Куршавель и Анталия
Знают русский кутёж.

В одночасье богатым
Ставши, наш нувориш
Миллионными тратами
Изумляет Париж…

ОТЕЦ:

Одноэтажная Россия –
Ватага захудалых хат.
Но в них и вызревала сила,
Которой хват богат и свят.

Она не лаптем щи хлебала,
Но топором и долотом
Такие храмы создавала –
Варяги ахали потом.

Гуляла воинская слава,
Бродили буйные бунты…
Соломой крытая держава
Была с Европою на «ты».

И пробавляясь редькой с квасом,
Всех поражала – будь здоров! –
Шаляпинским могучим басом
Глуша заморских теноров.

И величавая дорога
Крутой космической судьбы
Брала начало от порога
Простой гагаринской избы…


Рецензии
Здравствуйте, Виталий.
Прочел, отметил, скопировал и потом много раз возвращался к этим Вашим строкам и мыслям, уважаемый автор. Они и привлекали, и вызывали на спор (даже с самим собой), Улеглось – решил высказаться. Попробую о главном.
Если в портрет Деда включен спутник (кстати, в стихе соответствующее словосочетание звучит несколько искусственно - он все же не «российский», а советский или уж русский), то какого возраста Отец? Почему именно из его уст звучат утверждающие слова о храмах (как раз во времена «отцов» поруганных), Шаляпине (в то время уже не российском), и о Европе, с которою мы на «ты»? Это же всё явления дедовской эпохи, а она в начале стиха показана весьма непривлекательно, что противоречит отцовским словам в конце «Она не лаптем щи хлебала». Внук слишком уж прост, недалёк, почти примитивен. Он не похож на духовного наследника. Наверное, и на героя-Отца когда-то Дед смотрел как на фигляра-сатану.
Маленькая ремарка: строка «Глуша заморских теноров» сегодня (без Ф.И.) не работает, скорее, вызывает улыбку. Именно заморских, а не своих певцов мы слышим и видим чаще. Причины, конечно, разные.
Концовка несколько искусственна: сегодня про эту отрасль не скажешь «величавая дорога/ Крутой космической судьбы», она не главная в судьбе страны и даже не символ. Оттого слишком просто разговор трех поколений закончить на этой теме.
Я ценю замысел стиха, этой маленькой поэмы. Я замечаю, как она построена по форме (размер, словарь, интонация у каждой части свои), по хронологии (закончить словом о сегодняшнем дне трудно, понимаю), радуюсь Вашим образным находкам. Но не углядел я в ней основной идеи. Это вера в страну (хотя о будущем здесь ни слова) – тогда почему такой Внук и зачем космос? Это сомнение? – тогда не понятым остается мажор Отца.
Мне дорого Ваше постоянное обращение к серьезным темам, Виталий, но эти строки все же не мои. Лично я не слился с ними. Не обессудьте.
С уважением и интересом к Вам,

Владимир Ланин   16.04.2009 11:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!
Вседа ценю Ваше внимание и Ваши оценки. Они открывают глаза на многое, что сам своими замыленными глазами в своих вещах и не видишь.
Конкретно со многим в Вашей позиции вынужден согласиться. Та же концовка и мне кажется довольно риторичной. Это результат сокращения. Но продолжение опять уводило в пессимизм и неверие.Мы сами уже столько пепла высыпали себе на голову, что хоть ложись да помирай. Не отмоешься. И сам по-дедовски активно подпевал хору нытиков. Надоело.Даже вопреки очевидности хочется убедить россиян, что не такие уж они плохие и никчемные, что в будущем ждёт их не вырождение, а взлёт. И тут символ космоса услужливо лезет в стих. Шаблонно, но зато всем понятно.
Вы очень много места уделили анализу временных рамок разных частей стихотворения. Если смотреть так, то Вы, конечно, правы. Но автор имел в виду, что представители трёх поколений просто сошлись за самоваром нынешним вечерком и мало-помалу заспорили.
Дед увидел вокруг в основном упадок и гибель. Это не о прошлом времени речь - о нынешнем. Внук естественно в пылу полемики выкатил свои козыри, убеждая, что всё не так уж мерзко. Отец попытался примирить обоих. Уже было, когда Россия поднималась со дна и засматривалась на звёзды. В его аргументах распоряжается память, перетасовывая времена.
Конечно, правильно завершить все эти сумбурные рассуждения трудновато.
Да и возможно ли? Вот Вас всё это заставило же задуматься и поспорить даже с самим собой. Выходит, в какой-то мере цель моя достигнута.
Специально поставил определение спутника, как российского, а не советского. Это как раз и подчёркивает, что имеется в виду не первый спутник, а тысячный, который летает сейчас.
Внук недалёк? Считайте, что он в запале полемики.А впрочем, разве пытался я изобразить некий идеальный образ. Это просто некий абстрактный рупор времени.
Противопоставляя шаляпинским временам нынешние, вы опять строите некую временную схему. Я смотрел на Россию в некоем историческом разрезе.
Речь не о хронологии, а о обобщённом образе.
Конечно, многое тут недодумано, затронуто вскользь. Да и как иначе. Слишком это большое, близкое, дорогое, болезненное понятие - Россия.
Борюсь с унынием, сам себя пытаюсь повернуть лицом к мажору.
Тоже не обессудьте...
С благодарностью - ВВ.

Виталий Волков   24.04.2009 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.