Метельное...
Моя душа проказнице метельной.
Как пламя, руки жжёт холодный лёд,
Притягивающий прикосновенья.
За тридевять земель, в стане чужой,
Я знаю, есть осмысленная сказка,
Где за моей израненной душой.
Охотится Любви нетленной ласка.
Красивым отголоском зимних од.
Заплатит думам странная подруга.
За вальс метельный. Мыслям подпоёт,
Задумавшаяся о вечном, вьюга.
16.12.2008
Краткий анализ стихотворения
Тема:
внутренний мир лирического героя, переживающего противоречивые чувства на фоне зимней стихии; поиск любви и утешения в «сказке» за пределами реальности.
Основная мысль:
даже в холоде и отчуждении (образ зимы, «стан чужой») душа жаждет тепла и любви; зимняя стихия становится метафорой сложных, двойственных переживаний — от боли («жжёт холодный лёд») до надежды («Любви нетленной ласка»).
Стиль речи:
художественный (поэтический), с насыщенной образностью и эмоциональной экспрессией.
Тип речи:
лирическое размышление с элементами повествования (развитие образа от просьбы души до «сказки» о любви).
Композиция:
1;я строфа — конфликт чувств: просьба души и противоречивый образ льда, который «жжёт, как пламя».
2;я строфа — выход в иномирие: «за тридевять земель» возникает сказка о любви, которая «охотится» за душой.
3;я строфа — завершение на образе вьюги как «подруги», размышляющей о вечном; мотив вальса придаёт лиричность и музыкальность.
Всего 3 строфы по 4 строки; замкнутость образа зимы.
Средства связи предложений:
лексические повторы («зима», «вьюга», «душа»);
местоимения («моей», «я»);
синтаксический параллелизм («За тридевять земель…», «За вальс метельный…»);
ассоциативные связи (зима;;;одиночество;;;поиск любви).
Средства выразительности:
метафоры: «проказница метельная» (вьюга), «охотится Любви нетленной ласка», «отголоском зимних од»;
оксюморон: «как пламя, руки жжёт холодный лёд» (соединение противоположных ощущений);
эпитеты: «израненная душа», «нетленная ласка», «странная подруга»;
персонификация: вьюга «подпоёт», «задумавшаяся о вечном»;
фольклорный элемент: «за тридевять земель», придающий сказочность;
звукопись: аллитерации на «л», «з», «с» создают ощущение холода и вихря («вальс метельный», «вьюга»).
Итог: стихотворение строится на контрастах (холод/жар, реальность/сказка) и олицетворении природной стихии как собеседника лирического героя. Зима здесь — не только время года, но и метафора внутреннего состояния, в котором жажда любви преодолевает отчуждение.
Свидетельство о публикации №108121604214
в нежности той метельной,
сколько ещё тоски
в зимней поёт свирели?
ангел ли то летел,
снег ли кружился белый,
долго ль ещё, метель,
нежности колыбели?
***
Оля, вот что такое унылое отозвалось - на твоё метельное:)))
эт у меня настроение такое по зиме)
тепло.....
Ананда Риц 17.12.2008 21:51 Заявить о нарушении
Ты не сликом часто у меня оставляешь отклики...но мне он очень дороги)
Да и я..тоже кулёма...ничегошеньки почти не успеваю...а так многое хочется успеть!!!
это не уныние... ДУМА...
Колыбельная снежность качает мой взгляд:
Толи рвётся вперёд, толи тянет назад
Полугрустная песнь , неземная печаль:
Всё, что будет, что есть, что умчалося вдаль...
Человечье то сердце в позёмке, как раз,
Ищет то, что ответит ему без прикрас
На вопросы, тревоги, загадочных дней,
Что ведут нас по жизни, в просвет меж теней...
у меня как то так...твои строки...
Спасибо...приболела я чуть...скоро поправлюсь)))
Буду в ости...Ведь, К А Н И К У Л Ы новогодние...
С наступающим тебя...дорогой мой человечек...
Пусть будт легким дыхание... и светлым взор...
И пусть дурное сторонится тебя)))
С самыми наилучшими... с самыми чистыми... светлыми и радужными пожекланиями... пусть мудрость поможет всё пережить и не сломаться... а любовь - жить)
С теплом...Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 23.12.2008 22:23 Заявить о нарушении