Путешестствие из... рец. попутчики леонид встречны

Рецензия на «Попутчики» (Леонид Встречный)
http://www.stihi.ru/2008/12/05/1155
Леонид! Спасибо Вам!
27-28 ноября 2008 года. Скорый поезд "Москва-Калининград".
Предлагаю К РАЗМЫШЛЕНИЯМ О СУДЬБАХ ОТЕЧЕСТВА...

Может быть, ВРЕМЕНА поменялись, но все очень узнаваемо...
Известен всем процесс над автором этого произведения и судьба самого автора.

1772 -1777-1782-1790-1805
Александр Николаевич Радищев
 ПУТЕШЕСТСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ - отрывок стр. 227


„Чудище обло, озорно, огромно, стозевно, и лаяй“
Тилемахида, Том II. Кн: XVIII. сти: 514.

А. М. К.
Любезнейшему другу.
Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, О! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно – и ты мой друг.
Я взглянул окрест меня – душа моя, страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствии человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Уже ли, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящаго невинно, сокрыла истину на веки? Уже ли сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. „Отъими завесу с очей природнаго чувствования – и блажен буду“. Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и – – веселие неизреченное! я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. – Се мысль побудившая меня начертать что читать будешь. Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели, не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратий своей; кто в шествии моем меня подкрепит; не сугубой ли плод произойдет от подъятаго мною труда?...... Почто почто мне искать далеко кого либо? Мой друг! ты близь моего сердца живешь и имя твое да озарит сие начало.
ХОТИЛОВ
Стр.311
П р о е к т   о    б у д у щ е м.
Доведя постепенно отечество наше, до цветущего состояния, в котором оно ныне находится, видя науки, художества и рукоделия, возведенные до величайшего совершенства степени, до коей человеку достигнути дозволяется, видя в областях наших, что разум человеческий вольно распростирая свое крылие, беспрепятственно и незаблужденно возносится везде к величию, и надежным ныне стал стражею общественных законоположений. Под державным его покровом свободно и сердце в молитвах ко всевышнему творцу возсылаемых. С незреченным радованим сказати может, что отечество наше есть приятное божеству обиталище; ибо сложение его не на предрассудках и суевериях основано, [237] но на внутреннем нашем чувствовании щедрот отца всех. Родившись среди свободы сей, мы истинно братьями друг друга почитаем, единому принадлежа семейству, единаго имея бога.
Стр 312
Светильник науки, носяся над законоположением нашим, отличает ныне его от многих земных законоположений. Равновесие во властях, равенство в имуществах, отъемлют корень даже гражданских несогласий. Умеренность в наказаниях, заставляя почитать законы верховной власти, яко веления нежных родителей к своим чадам, предупреждает даже бесхитросныя злодеяния. Ясность в положениях о приобретении и сохранении имений, не дозволяет возродиться семейным распрям. Межа, отделяющая гражданина и его владения [ 238 ] от другого, глубока и всеми зрима, и всеми свято почитаема. Оскорбления частыя между нами редки и дружелюбно примиряются. Воспитпние народное пеклося о том, да кротки будем, да будем граждане миролюбивые., но прежде всего да будем человеки. Наслаждаяся внутреннею тишиною, внешних врагов не имея , доведя общество до высшего блаженства гражданского сожития; неужели толико чужды будем ощущению человечества, чужды движениям жалости, чужды нежности благородных сердец, любви чужды братныя; и оставим в глазах наших на всегдашнюю им укоризну, на поношение дальнейшего потомства, треть целых общников наших, сограждан нам равных, братий возлюбленных в естетстве, в тяжких узах рабсва и неволи? Зверской олбычай порабощать себе подобного человека, возродившейся в в [239] знойных полосах Ассии обычай диким народам приличный, обычай, знаменующий сердце окаменелое и души отсудствие (отсудствие - так по оригиналу текста) совершенное, простерся на лице землм быстротечно, широко и далеко. И мы Сыны славы, мы именем иделами словуты в коленях земнородных, пораженные невежества мраком, восприяли обычай сей; и ко стыду нашему, ко стыду прошедших веков ко стыду всего разумнаго времяточия, сохранили его нерушимо до сего дня.
Известно вам из деяний отцев ваших, известно всем из наших летописей, что мудрые равители нашего народа, истинным подвизаемы человеколюбием, дознав естественную связь общественнаго союза, старалися положить предел стоглавому сему злу.
Но державные их подвиги утщетилися, известным тогда своими преимуществами в государстве нашем, чиносостоянием [240] но ныне обветшалым и в презрение впавшим,
дворянством наследственным. Державные предки наши, среди могущества сил скипетра сего, немощны были на разрушение оков гражданския неволи.
Нетокмо они немогли исполнити всех благих намерений, но ухищрением помянутого в государстве чинносостояния , подвигнуты стали на противныя разсудку их и сердцу правила. Отцы наши зрели губителей сих, со слезами может быть сердечными, сожимающих узы, и отягтяющих оковы, наиполейзнейших в обществе сочленов.
Земледельци и доднесь между ними рабы; мы в них непознаем сограждан на равных , забыли в них человека.
О возлюбленные нами сограждане! о истинные сыны отечества! Воззрите окрест вас, и познайте заблуждение ваше.

Замечания Екатерины II на книгу А.Н. Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву». 26 июня — 7 июля 1790

 Книга напечатана в 1790 без подписи типографии и без видимого дозволения в начале; но в конце сказано: с дозволения управы благочиния. Сие, вероятно, ложь либо оплошность. Намерение сей книги на каждом листе видно: сочинитель оной наполнен и заражен французским заблуждением, ищет всячески и выищивает все возможное к умалению почтения к власти и властем, к приведению народа в негодование противу начальников и начальства...

Внимательно прочитав книгу сразу же после ее издания в 1790 году, Екатерина II написала ряд замечаний по поводу ее содержания. Императрица прекрасно поняла суть книги и ее литературные источники. Ее гнев был неописуем, она впала в ярость, что для нее было крайне нехарактерно. Екатерина Алексеевна напрочь забыла о своем недавнем утверждении, что нельзя наказывать людей за убеждения, не совпадающие с ее собственными. На сей раз она была готова применить самые суровые меры к «бунтовщику хуже Пугачева».

Через три недели после появления книги началось следствие, которым руководила сама императрица. 30 июня 1790 года автор был заключен в Петропавловскую крепость. Замечания Екатерины II послужили основой для допросов А. Н. Радищева в Тайной экспедиции и судебного приговора по его делу. Суд приговорил его к смертной казни, которую монархиня заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири.

Процесс А. Н. Радищева наглядно показал отход Екатерины II от ранее провозглашенных принципов просвещенного абсолютизма. Августейшая особа, видимо, искренне не понимала, что творение Радищева есть следствие распространения в России идей Просвещения, начало которому положила она сама. Как заметил С. М. Соловьев, «мудрая мамаша Екатерина II, которая писала такие прекрасные правила для воспитания граждан, на старости лет заметила вредные следствия своих уроков и сильно гневалась на непокорных детей, заразившихся правилами так любимых ею прежде учителей».

Выдержки из замечаний публикуются по книге: Бабкин Д.С. Процесс Радищева. — М.: Изд. АН СССР, 1952. С. 156—164. Так как Екатерина II ссылается на страницы издания 1790 года, то в скобках указываются названия соответствующих глав «Путешествия из Петербурга в Москву».

 Ссылка на полную версию РВБ: XVIII век:
А.Н. Радищев Версия 1.0, 14 декабря 2005
(полная версия)

Небезопасны путешествия, однако...
14 декабря 2008


Рецензии
Однако...Сильные версии!!!! Людочка, дорогая, спасибо.
Хвалебность Вашему Труду пою!
С Любовью,

Ми Римэ   15.12.2008 10:29     Заявить о нарушении
Это Александру Николаевичу Радищеву обязаны должны мы быть, за то, что сравнить можем и видим чиновников наших в состоянии почти неизменном...только еще более власти и денег алкающих.
Только подумать! Триста лет..."иных уж нет..а те - далече..." а эти все теже...
Давно хотелось из Питера в Первопрестольную с ним проехаться...да все было некогда... а тут Леонид Встречный ...Калининград - Москва...Вот я и добралась до кибитки...
Галина, спасибо Вам за рецензию. Желаю всем не пройти мимо этого произведения.
С теплом,
Людмила:)

Людмила Бенёва-Колегова   17.12.2008 00:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.