понять неопределенное

ни один день не был продолжением предыдущего
каждое утро жизнь начиналась заново
каждая вещь обладала нравом характером
и все потому что я жил в настоящем
и не мог ясно представить даже завтрашнего дня
не то что послезавтрашнего
неопределенность будущего порождала
неопределенное чувство
походившее на тоску по утраченному
и на стремление к чему-то неизвестному
Платон назвал бы это «припоминанием»
но я тогда не читал Платона
зато хорошо знал это чувство

теперь все по-другому
я прочел собрание сочинений Платона
и знаю наизусть много фраз из его диалогов
но чувство неопределенного или неопределенное чувство
(трудно понять какое выражение правильнее)
постепенно ушло
я помню только вещи которые его вызывали
ситуации в которых оно возникало
и все на что я могу рассчитывать это составить реестр
перечень этих положений вещей
но вновь пережить его мне вряд ли удастся
и даже если бы я его вновь пережил
неизвестно сумел бы я из этого переживания
что-то извлечь
открылось бы мне что-то новое
потому что «память боится пристального внимания
как бумага огня»
самое важное остается неопределенным

главный вопрос к чему относилось это неопределенное чувство
что оно означало

чувство неопределенного можно объяснить
своеобразным характером детства
его прерывистостью погруженностью в настоящее
если это верно то ясное знание о будущем
вытесняет или убивает эту неопределенность
и с возрастом человек испытывает такое чувство
все реже пока его не забудет

второй ответ подразумевает что чувство неопределенного
вызывается не смутным представлением о будущем
а воспоминанием о прошлом
о том времени или том безвременье
когда душа обитала в неких блаженных сферах
речь может идти и о будущем
которое ожидает нас после смерти
на «островах блаженных»
если воспользоваться выражением Платона

можно предложить и третий ответ
который не связан с идеей бессмертия
чувство неопределенного
можно истолковать как чувство Целого
неудивительно что оно так туманно
ведь часть может постигать Целое только смутно

а теперь пора приступить к описанию и пересчету
неизвестно правда будет ли это дело проще или сложнее
может быть лучше отложить его до другого случая
а сейчас чего-нибудь выпить
и вернуться к началу фильма «Убить Билла»
наконец-то я увижу «том первый»
до сих пор почему-то получалось лишь пересматривать
главы «второго тома»

но есть еще одна возможность
написать о музыке как о «царской дороге» к неопределенному
вспомнить какие произведения фразы такты заставляли
сердце замирать или наоборот расширяться
эти метафоры так условны

когда-то я хотел составить полный перечень
таких фрагментов и записать их на пленку
чтобы потом слушать не прерываясь
тогда я еще ценил это стремление к неопределенному
и готов был проделать большую работу
по пересчету и извлечению

но сейчас я собираюсь выполнить только половину задачи
потому что смотрю на это чувство иначе
да и просто не верю что слушая эти эпизоды в течение часа
я хотя бы раз испытаю то чувство то волнение
которое раньше испытывал часто
оно было таким привычным
что казалось как бы частью моей личности
и не просто какой-то частью а самой главной

можно попробовать написать сегодня о музыке
а потом уже выпить
и посмотреть по телеку фильм «Убить Билла»
приблизительно с середины
чтобы поставив будильник на 6.40 утра
проснуться и посмотреть начало

а можно поискать этот фильм в интернете
и посмотреть онлайн

вообще же обойтись без этого фильма невозможно
и может быть только предвкушение просмотра
придает мне силы писать о неопределенном
такие фильмы служат мне сейчас заменой сонат и симфоний
и пробуждают во мне жажду какой-то другой
интересной жизни

но похоже я не успею ни написать о музыке
ни посмотреть «Билла»
ни выпить пива
время-то уже позднее

я живу в другом полушарии не в том где живет Тарантино
интересно было бы спросить у него
слушал ли он когда-нибудь Бетховена или Брамса
и чувствовал ли стремление к чему-то неопределенному
но у него судя по всему было нелегкое детство
и мой вопрос скорее всего покажется ему неуместным

итак решено вместо музыки к тарантиновскому «Биллу»
я послушаю перед сном Третий концерт Бетховена
там есть несколько мест которые (я хорошо это помню)
пробуждали во мне тоску по неопределенному

посмотрим отзовется ли на них сейчас
что-то в сердце
приоткроется ли та дверца
откуда падал на меня свет иного мира

решено сегодня ночью я буду слушать Бетховена
а Беатрикс без меня доберется до Билла


___________________________
      1) «Убить Билла» («Kill Bill») – фильм Квентина Тарантино («Первый том» – 2003, «Второй том» – 2004). В главных ролях – Ума Турман (Беатрикс) и Дэвид Кэррадайн (Билл).
      2) «память боится пристального внимания, как бумага огня» – Х. Р. Хименес (?).


Рецензии